Деловая игра для педагогов дополнительного образования
1
Управление образования
администрации Нижнесергинского района
муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Центр «Радуга»
Методическая разработка
Деловая игра для педагогов дополнительного образования.
Квест «Школа детективов»
Составитель:
Запретилина Т.М.,
методист МАУ ДО Центр «Радуга»
г. Михайловск
2020г.
2
Деловая игра для педагогов дополнительного образования.
Квест «Школа детективов»
Аннотация
Данная игра может быть использована как форма работы с педагогами на РМО,
семинарах в общеобразовательных учреждениях, учреждениях ДОД, ДОУ. Задания и
карточки можно менять в зависимости от рассматриваемой темы.
Данную игру можно подготовить и провести в объединениях УДОД, для детей младшего
и среднего школьного возраста, меняя задания в зависимости от профиля объединения и
возраста детей.
Пояснительная записка.
Данная игра проводится в рамках районного методического объединения педагогов
дополнительного образования.
Тема: Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Цель: повышение качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного
образования.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний,
практических умений и навыков.
2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность,
пробудить желание размышлять, анализировать.
3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного
психологического климата в группе педагогов.
Время выполнения квеста - 30 минут.
Количество участников - 15 человек
Информация:
Квест - (англ.) один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой
интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Возраст: от 8 до 55 лет.
Мероприятия с использованием данного сценария могут быть организованы: с детьми и
взрослыми, в школе; в УДОД, в квартире; на улице и т.д.
Реквизит: Письмо, карточки с заданиями, Азбука Морзе, резинка, ключ, зонт,
Удостоверения, конфеты.
Сценарий мероприятия (зал или кабинет, круг, стулья)
Ведущий: Коллеги, украден ключ от ____ кабинета, в котором уже приготовлен обед, мы
не сможем пообедать сегодня и завтра не можем приступить к работе! Нужно
расследовать это запутанное дело. И сегодня не случайно нам пришло письмо от
Шерлока Холмса.
Ведущий зачитывает письмо.
«Дорогие леди и джентльмены, педагоги дополнительного образования, я Шерлок
Холмс, приглашаю Вас пройти курс обучения в моей школе детективов. Почему именно
Вас? Да потому, что все говорят о вашем уме, проницательности, ловкости и хитрости.
3
Иначе бы вы не работали в современное время при внедрении ПФДО в ЦДТ.
Мне очень нужны такие помощники, но я должен убедиться, что вы действительно
такие, как о Вас говорят. Для этого пройдите мои испытания!
Ведущий: Но, уважаемые педагоги, оказывается, попасть в школу Шерлока Холмса не
так уж и просто. Вы готовы пройти испытания? Наверно, они должны прилагаться к
письму (открывает конверт и достаёт карточки с заданиями). А вот и сами испытания. И
так, начинаем!!!
Испытание 1. «Попробуй - не ошибись».
Хороший детектив должен быть очень внимательным. Проверим, насколько
внимательны вы!
Ведущий спрашивает ребят, сидящих в зале:
- Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы?
Никто, конечно, в этом не сомневается.
“Дважды два - четыре ”, - говорит ведущий. Все уверенно повторяют эту первую фразу.
“Трижды три девять ”, - говорит он. Ошибки снова нет, все повторили.
“Вот вы и ошиблись”, радостно заявляет ведущий.
Ребята в недоумении: “Почему?”.
Ведущий объясняет: “Вот вы и ошиблись” - это и была моя третья фраза. Никто ее не
повторил”.
Ну а, если нашелся очень внимательный и повторил ее, то ему полагается приз - конфета
Испытание 2. «Болтун-находка для шпиона» (зал или кабинет, стулья, обязательно!
круг)
Умение держать язык за зубами — одно из главных качеств сыщика. Кто-то им владеет с
рождения, а кому-то придется это качество развивать.
Ведущий находится в центре круга, проводит «допрос с пристрастием », задавая вопросы
окружающим его слушателям так, чтобы застать их врасплох
Инструкция участникам:
отвечать должен не тот, к кому обращен вопрос, а его сосед справа.
Кроме того, на вопросы нельзя отвечать «да» или «нет»,
а также запрещается называть цвета: белый и черный.
Если больше половины из вас отвечают верно, вы проходите испытание.
вариант: Сыщикам, неправильно давшим ответ, завязывают глаза, они попадают в плен к
бандитам (10 шарфов)
Варианты вопросов:
1 .Квадрат является прямоугольником? (да)
2. Досуговое мероприятие – это организованная форма досуга, имеющей целью
обучение, воспитание и развитие учащихся? (да)
3. Какой цвет зрительно уменьшает Черный или белый? (черный)
4. Досуговые мероприятия для обучающихся в образовательном процессе призваны
решать следующие задачи:
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- развитие и поддержание интереса к деятельности по программе;
- приобщение обучающихся к нравственным и духовным ценностям; (да)
4
5. Корова дает прозрачное молоко? (нет)
6. Должен ли педагог д.о. использовать профориентационные возможности досуговой
деятельности? (да)
7. Правда, что тебя зовут _________?
8. Правильно ли названы Формы досуговых мероприятий в рамках реализации ДОП:
праздник, игра, конкурс, чаепитие, мероприятие с приглашением аниматоров? (нет)
9. Шахматная фигура какого цвета делает ход первой? (Белого.)
10. Должен ли педагог д.о. использовать при проведении досуговых мероприятий
педагогически обоснованные формы и методы организации деятельности обучающихся
с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей? (да)
11.Ты умеешь хранить секреты? (да-нет)
12. Должен ли педагог д.о. соблюдать нормы педагогической этики при проведении
досуговых мероприятий? (да)
13. «Аз», «Буки» и «Веди» - Буквы славянской азбуки. (да)
14. Должен ли педагог д.о. осуществлять анализ организации досуговой деятельности,
подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты
проведения мероприятий? (да)
15. «Морем Окияном» называли славяне Белое или Черное море? (Белое.)
Вед: Итак, вы прошли испытания, приступаем к расследованию дела. Нам даны задания,
которые мы должны будем выполнить, а перед каждым заданием нам предложены
подсказки, которые мы должны разгадать.
1 подсказка:
Вычеркните в филворде по горизонтали 8 известных терминов, связанных с темой и
прочитайте зашифрованное задание:
Д
О
С
У
Г
С
К
О
Р
Е
Е
В
О
З
Р
А
С
Т
В
Ы
П
Р
Е
Б
Ё
Н
О
К
О
Л
Н
Я
Й
Т
П
Л
А
Н
Е
З
А
Д
И
Н
Т
Е
Р
Е
С
А
В
О
С
П
И
Т
А
Н
И
Е
Н
С
Ц
Е
Н
А
Р
И
Й
И
Е
П
Р
О
Г
Р
А
М
М
А
Д
О
С
У
Г
С
К
О
Р
Е
Е
В
О
З
Р
А
С
Т
В
Ы
П
Р
Е
Б
Ё
Н
О
К
О
Л
Н
Я
Й
Т
П
Л
А
Н
Е
З
А
Д
И
Н
Т
Е
Р
Е
С
А
5
В
О
С
П
И
Т
А
Н
И
Е
Н
С
Ц
Е
Н
А
Р
И
Й
И
Е
П
Р
О
Г
Р
А
М
М
А
1 задание. Вопрос для обсуждения: Возрастные особенности обучающихся
4 мини-группы:
Дошкольный возраст
4 - 5 лет, 5-6 лет
Младший школьный возраст
(6 - 10 лет)
Средний школьный возраст
(10-11 - 15 лет)
Старший школьный возраст
(юношеский)
(15 - 18 лет)
Ведущий
2 подсказка. В следующем послании сказано: «Уважаемые сыщики! Сегодня светит
солнышко, но, возможно, будут осадки».
(В зонтике спрятано послание с одними согласными ТГДИТ СЛВ)
Слово вы отгадаете, когда прочтете загадку. Загадку вы можете прочитать только в
зеркале.
6
Ведущий: «Люди отдают нам самое дорогое – свое время. Мы не должны разочаровать
их» - это выражение известного режиссера. Как правило, плохое мероприятие изобилует
задержками, нет четкой цели, нет выраженного финала, «точки». В результате участники
уходят с чувством неудовлетворенности.
Секрет успеха ДМ – в соблюдении законов драматургии. Причем, это касается любого
досугового мероприятия – от концерта художественной самодеятельности до
легкоатлетического кросса.
Независимо от того, какого типа сценарий создается, действие должно развиваться по
законам композиции:
экспозиция (представление) – развитие действия – кульминация действия – спад
действия – развязка (финал)
сверхзадача (что я хочу донести до учащихся?); в отличие от театра, это цели, которые
мы ставим при реализации ДООП (стимулировать познавательную деятельность
обучающихся, сплотить коллектив, создать благоприятную обстановку в коллективе,
закрепить полученные знания и т.д.)
2 задание. Работа в 3-х группах. План подготовки досугового мероприятия:
1 группа. Вопрос для обсуждения:
1. Этап. Конструирование мероприятия.
1. Определить цель и задачи мероприятия.
(что я хочу донести до учащихся? - стимулировать познавательную деятельность,
сплотить коллектив, создать благоприятную обстановку в коллективе, закрепить
полученные знания и т.д.)
2. Определить тематику мероприятия.
3. Выбрать форму с учетом возрастных особенностей учащихся, их уровня развития.
4. Разработать правила проведения мероприятия:
- Кто принимает участие: команды или индивидуальные участники.
- Если команды, то из какого количества человек.
- Сколько всего команд (участников).
- Последовательность выступления (по жребию или по готовности).
- Сколько времени отводится на каждый конкурс.
- Сколько времени отводится участникам на подготовку задания.
- Продолжительность мероприятия (продолжительность мероприятия для дошкольников
30-40 мин; младший школьный возраст 40-50 мин., средний и старший школьный
возраст 50-60 мин).
- Каким образом оценивается выступление команд.
- Как определяется победитель.
5. Определить время и место проведения мероприятия.
6. Придумать название мероприятия.
7. Продумать сюжетную линию, героев, реквизит.
8. Подобрать задания для участников мероприятия.
9. Предусмотреть все условия для успешного проведения мероприятия.
7
Определить цель и задачи
мероприятия.
(что я хочу донести до
учащихся? - стимулировать
познавательную деятельность,
сплотить коллектив, создать
благоприятную обстановку в
коллективе, закрепить
полученные знания и т.д.)
Определить тематику
мероприятия.
Выбрать форму с учетом
возрастных особенностей
учащихся, их уровня развития.
Определить время и место
проведения мероприятия.
Разработать правила и все условия
успешного проведения
мероприятия:
- Кто принимает участие:
команды или инд. участники.
- Если команды, то из какого
количества человек.
- Сколько всего команд
(участников).
- Последовательность
выступления (по жребию или по
готовности).
- Сколько времени отводится на
каждый конкурс.
- Сколько времени отводится
участникам на подготовку
задания.
- Продолжительность
мероприятия (продолжительность
мероприятия для дошкольников
30-40 мин; младший школьный
возраст 40-50 мин., средний и
старший школьный возраст 50-60
мин).
Придумать название
мероприятия
Продумать сюжетную линию,
героев, реквизит
Подобрать задания для участников
мероприятия.
Предусмотреть все условия для
успешного проведения
мероприятия.
2 группа. Вопрос для обсуждения:
2. Подготовительный этап.
1. Начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по
подготовке и проведению мероприятия: обозначить всех организаторов (педагоги,
гости), участников мероприятия (дети, родители), спонсоров, добиться четкости и
слаженности в действиях всех участников.
2. Подготовить место проведения мероприятия; оформить согласно тематике.
3. Подготовить музыкальное оформление.
4. Подготовить техническое обеспечение мероприятия.
5. Подготовить реквизит.
6. Подготовить призы. Концовка, финальная точка имеют особое значение.(Хорошо,
чтобы победитель получил приз, пусть даже символический; но не забудьте и
8
проигравших, их важно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в
последующих мероприятиях).
7. Придумать, чем заполнить паузы.
8. Подготовить программу мероприятия.
9. Написать сценарий.
Начинается с четкого
распределения обязанностей
среди организационной группы
по подготовке и проведению
мероприятия: обозначить всех
организаторов (педагоги,
гости), участников
мероприятия (дети, родители),
спонсоров, добиться четкости и
слаженности в действиях всех
участников
Подготовить место проведения
мероприятия; оформить согласно
тематике.
Подготовить музыкальное
оформление.
Подготовить техническое
обеспечение мероприятия.
Подготовить реквизит.
Подготовить призы. Концовка,
финальная точка имеют особое
значение.(Хорошо, чтобы
победитель получил приз, пусть
даже символический; но не
забудьте и проигравших, их
важно поощрить за участие,
чтобы не пропало желание
участвовать в последующих
мероприятиях).
Придумать, чем заполнить
паузы.
Подготовить программу
мероприятия.
Написать сценарий мероприятия.
3 группа. Вопрос для обсуждения:
Формы досуговых мероприятий:
праздник - наиболее
крупный и сложный
в подготовке вид досугового
мероприятия, рассчитанный
на активную подготовку
всех участников
концерт
конкурс
аукцион
выставка
соревнование
игра
по типу телевизионной игры
(поле чудес, брей-ринг)
театрализовано-игровая
программа
ролевая игра
9
поход
экскурсия
посещение музеев, театров
чаепитие
квест
эстафета
тренинг
выставка
мастер-класс
Ведущий
3 подсказка.
2 мини-группы. Задание - ребус. Каждой группе участников предлагается разгадать
ребус с ключевым словом. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Слова актуальные для данной темы, без которых не состоится досуговое мероприятие.
https://ped-
kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/37763_e9d3fbaf058323e3c148d99477991962.png.jpg
https://ped-
kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/37763_69d75bc04ebdc91de29ddb253fcc466a.jpg.jpg
(Слова: педагог и учащийся).
Подсказка: Не всегда слово, которое изброжено на рисунке, нужно читать полностью.
Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия следует
отбросить первую букву. Если нарисованы 2 или 3 запятые, то нужно отбросить
соответственно 2 или 3 буквы. Так же и в конце слова.
3 задание. Создание досугового мероприятия.
10
1. Участники делятся одним из известных способов на творческие группы (ТГ) по 5-6
человек. Каждая группа занимает свою локальную территорию, выбирает капитана,
который будет выступать от имени группы.
2. Ведущий предлагает группам наугад вытянуть по билетику из трех комплектов. В
первом комплекте – названия форм коллективной деятельности,
во втором – слова, указывающие на характер или среду деятельности,
в третьем – слова, определяющие тематику дела. Например:
1.
ПАРАД
ФЕСТИВАЛЬ
МАСТЕРСКАЯ
АУКЦИОН
ЭСТАФЕТА
КОНКУРС
РАЗВЕДКА
ТЕАТР
ОПЕРАЦИЯ
СЛЕТ
2.
ПУТЕШЕСТВИЕ
ИГРА
ТРУД
МУЗЫКА
СПОРТ
МОРЕ
ЛЕС
ШКОЛА
ХУДОЖЕСТВО
ДОМ
3.
ЦВЕТОК
ЗВЕЗДА
ЧАСЫ
СЮРПРИЗ
ЗАГАДКА
ЖИВОТНОЕ
ЛАКОМСТВО
ГОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТ
РЕМЕСЛО
3. В течение 5 минут ТГ придумывают с использованием полученных слов название
мероприятий. Слова можно ставить в любом порядке, изменять в числе и падеже, а также
образовывать от существительных прилагательные и другие части речи. По окончании
отведенного времени ТГ сообщают всем получившиеся названия
4. Каждая ТГ выбирает из трех придуманных одно наиболее удачное название.
Досуговое дело с таким названием группа и будет разрабатывать.
5. Теперь задача ТГ – определить:
- форму (конкурсная программа, концерт, праздник и т.д.);
масштаб проведения (несколько групп, одна группа, микрогруппа;) – выбираем
соответствующие масштабу структурные единицы;
возраст участников;
цели и задачи.
Спустя 7-10 минут всю эту информацию капитаны ТГ по очереди сообщают коллегам.
6. Следующий этап – придумать сюжет мероприятия и задания для участников. На это
отводится 15-20 минут. По истечении времени ТГ рассказывают о своем деле всем
участникам.
11
7. На этом творчество не заканчивается. Каждая ТГ должна придумать творческую
рекламу своего дела. На подготовку – 10 минут.
Вед: Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились с заданием. Вам осталось отгадать
загадку, но для этого применить Азбуку Морзе
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0975/000e74dc-f049ffbe/2/img6.jpg
-.-
.-..
..- -
- - -.
Задание 4. «Сигнализация»
Вам нужно тихо и незаметно проникнуть в логово бандитов и забрать ключ, который они
похитили.
Вход в логово (Кабинет N) перекрыт специальной охранной системой.
Охранная система - это обычная бельевая резинка, которой перетянут вход, оставлены
небольшие ячейки, в которые можно пролезть (не без труда).
Ключ на столе. Задача педагогов - добраться до него, не задевая края резинки.
Педагоги проходят последнее испытание, забирают ключ, на ключе написано:
«Уважаемые педагоги, вы блестяще выполнили все задания Шерлока Холмса, дело
раскрыто, бандиты обезврежены, ключ найден, в чем никто и не сомневался. Вы
получаете удостоверение «Школы детективов» и сладкие призы»
12
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2296909/b7e12b9c-4372-41dd-bc32-
9c1f902342f5/s1200?webp=false
участника деловой игры «Школа детективов»
ВЫДАН
________________________________________
____________________________________
Деловая игра проводилась в рамках РМО
педагогов дополнительного образования по
теме:
«Организация досуговой деятельности
обучающихся в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной
программы»
Районное методическое объединение
педагогов дополнительного образования
п.г.т. Верхние Серги
«____» __________ 2020г.
13
Интернет-ресурсы:
1. https://ped-kopilka.ru/blogs/darja-aleksandrovna-firsova/kvest.html
2. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0975/000e74dc-f049ffbe/2/img6.jpg
3. https://summercamp.ru/Деловая_игра_«Разработка_сценарных_планов_досуговых_мер
оприятий»
4. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2296909/b7e12b9c-4372-41dd-bc32-
9c1f902342f5/s1200?webp=false
5. https://ped-
kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/37763_e9d3fbaf058323e3c148d99477991962.png.jpg
6. https://ped-
kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/37763_69d75bc04ebdc91de29ddb253fcc466a.jpg.jpg
7. https://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-aleksevna-koval/metodicheskoe-obedinenie-delovaja-
igra-kvest.html
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Проверочная работа "Неопределённые и отрицательные местоимения" 6 класс
- Проверочная работа по родному русскому языку "Культура речи"
- Презентация "Задание 8 Синтаксические нормы"
- ОГЭ 2020 задание 3 "Пунктуационный анализ предложения"
- Презентация "Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»"
- Однородные члены предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов