Урок русского языка "Сочинение-рассуждение по русскому языку в формате ЕГЭ"

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Черкасскопореченская средняя общеобразовательная школа Курской
области Суджанского района».
Урок русского языка в 11 классе
«Сочинение-рассуждение по русскому языку в формате ЕГЭ»
Подготовила Т. И. Прилуцкая,
учитель русского языка и литературы
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по
заданному тексту;
Обучающая: сформировать умение работать над сочинением по
прочитанному тексту, совершенствовать навыки анализа текста;
формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку
зрения.
Развивающая: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности,
творческих способностей учащихся, установить связь между духовным
миром человека и жизнью страны.
Воспитательная: формировать нравственные качества, воспитание любви к
родной природе, к Родине, воспитывать уважительное отношение к чужому
мнению.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Вид урока: урок-исследование
Форма: индивидуальная работа и в малых группах
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, аудиозапись
Полонеза Огинского, текст В. Конецкого, опорная схема «Алгоритм
написания сочинения–рассуждения по тексту», клише.
Эпиграф урока:
Я сегодня, наверное, знаю:
Как бы ни была даль хороша –
К благодатному отчему краю
Прикипела навеки душа.
М. Комаров «Чувство Родины»
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, вы несколько дней назад получили допуск к основному
экзамену – ЕГЭ по русскому языку. И теперь вам предстоит написать
сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Это более
сложная работа, значимая, вы можете получить за неё – 24 балла. Главное,
не путать выпускное сочинение с сочинением на ЕГЭ. Сегодня мы
попытаемся проанализировать данный вам текст Виктора Викторовича
Конецкого и написать по нему сочинение.
II. Актуализация знаний. Подготовка к написанию сочинения-
рассуждения.
- Ребята, прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с
рекомендациями. Давайте посмотрим, по какому плану должно строиться
ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
(Слайд 2) План сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2.Формулировка проблемы, поднятой автором в тексте. Проблема
выявляется из вступления (ключевые слова).
3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
(актуальность, злободневность проблемы).
4. Отражение позиции автора (не должно быть пересказа).
5. Собственное мнение по проблеме.
6. Аргументы (1-2).
7. Заключение.
(Слайд 3) Как правильно понять исходный текст?
1. О чём текст? Определите тему.
2. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.
3. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.
4. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте
основную проблему текста.
5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых
средств.
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
III. Анализ текста и написание рабочих материалов к сочинению.
(Слайд 4 тема, идея)
Первый этап работы с текстом - это погружение в идейно-тематическое
содержание текста. Каждый на столе имеет текст.
Чтение текста. Постановка цели.
- Читаем текст и начинаем работу над ним. Во время чтения записывайте
ваши первоначальные наблюдения, первые впечатления. (Чтение текста
учителем, а потом детьми).
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым
текстом? (Тему.)
Определите тему:
- О чем же идет речь в тексте? (Текст повествует именно о
привязанности человека к Родине. Раскрывается тема любви к родным
местам, умение видеть, чувствовать родину в произведениях искусства).
- Что вы знаете об авторе текста?
(сведения об авторе на листах)
- Еще что определяем? (Идею.)
Определите идею:
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать?
Какие чувства хотел передать?
(какое произведение можно считать произведением искусства?)
(чувство родины, с чем связано это ощущение)
(Слайд 5 - Стиль)
- К чему теперь следует перейти?
Определите стиль:
- Вспомните, какие вы знаете стили русской речи?
Книжные (научный, официально-деловой, публицистический,
художественный) и разговорный.
- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные
признаки?
Цель публицистического стиля воздействие и убеждение с целью
формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с
целью привлечения внимания к важным вопросам.
Сфера применения публицистического стиля общественно-
политическая жизнь; газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Жанры публицистики - статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон,
доклад, выступление по радио, телевидению, на собрании.
Основные стилистические особенности - логичность, образность,
эмоциональность, оценочность, призывность.
Основные языковые средства - сочетание книжной и разговорной лексики;
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения,
риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные
средства языка
(метафоры, сравнения, эпитеты и др.)
- Каков следующий шаг в нашей работе?
(Слайд 6 типы речи)
Определите тип речи
- Какие типы речи вы знаете? Как их отличить друг от друга?
(Повествование, описание, рассуждение).
- К какому типу речи относится данный текст? (рассуждение)
- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая
примеры и доказательства; вывод.
(Слайд 7 проблема).
- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите
проблему.
- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
- Сформулируйте проблему данного текста.
(Проблемы ощущения родины, патриотизма и роли искусства подняты в
тексте Виктора Конецкого).
- К какой категории можно отнести эту проблему?
(её можно соотнести с нравственными, социальными и морально-
этической.)
Почему? Да потому что многие люди, покидая родной город, село или
страну, забывают свои корни, пренебрегают ими, а есть такие, которые и
вдалеке не только помнят родные места, но и остаются верными сынами
Отечества.)
- Какая проблема основная? (Любовь к Родине).
- Дадим определение основной проблеме текста.
(Актуальная, злободневная, наболевшая.)
(Слайд 8 вступление )
- Итак, ребята начинаем писать сочинение. У вас лежат планы для его
написания. Сначала у нас идёт вступление.
Оно может быть написано
1. В форме лирического размышления.
2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного
текста.
3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному
тексту.
4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного
текста. И др.
- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть
небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.
Я сегодня, наверное, знаю:
Как бы ни была даль хороша –
К благодатному отчему краю
Прикипела навеки душа.
М. Комаров «Чувство Родины»
У каждого человека существует неразрывная связь с той землей, где он
родился и вырос, где прошло его детство. Самые незначительные мелочи
навсегда остаются в нашей памяти. И чем дальше мы отдаляемся от родных
мест, тем сильнее нас тянет на Родину.
- Что, по-вашему, есть ощущение Родины?
- Представьте, что вам нужно рассказать о родной земле, что вы вспомните
главное?
- А если он, предположим, попросит вас назвать знаменитых русских
художников, поэтов, писателей, ученых?
Я предлагаю послушать вам удивительную музыку удивительного
композитора, всем известного. Постарайтесь узнать его. Посмотреть
видеоклип и напишите, что вы почувствовали.
Возможные варианты вступлений:
1. Кто из нас не испытывал тоски по родному дому, находясь в отъезде? Кто
долгими вечерами, находясь на чужбине, не вспоминал родных людей? Кому
комфортно жить с чужими людьми?
2. Закрываю глаза и вижу родной дом. Вот молоденькая берёзка стоит у
ворот, «принакрывшись снегом, точно серебром». А вот тропинка, по
которой я каждое утро бегу в школу. Пахнет снегом, мороз крепко щиплет за
щеки, но всё равно радостно от ощущения своей земли.
3. Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В
трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши
детство и юность.
Прочитайте, что у вас получилось.
- Ребята, вы узнали эту музыку? А кто её автор вам известно?
Михал Клеофас Огинский очень удивился бы, узнав, что потомки помнят
его и чтят именно как композитора. Ведь оставил он нам не только
знаменитый полонез «Прощание с Родиной», который вскоре стали
называть его именем «Полонез Огинского». Своим современникам Михал
Клеофас был известен прежде всего как блестящий политик и дипломат,
один из лидеров восстания Костюшко и автор проекта автономии Великого
княжества Литовского. Михал Клеофас Огинский принял участие в
восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а
казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд
численностью в 2500 человек.
Огинский командовал боевым отрядом, написал для повстанцев несколько
патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и
стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда
Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость.
Независимость".
Но силы были слишком неравны. В октябре 1794 года восстание
Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно
ликвидирована, генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен
российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его
отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он
пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился
в Венеции.
Грустная мелодия полонеза Огинского недаром пережила века, ведь
она никого не может оставить равнодушным. В начале XIX века он звучал
как на многих придворных балах, так и на семейных музыкальных вечерах, да
и сегодня остается любимым произведением многих исполнителей и
почитателей творчества Михала Клеофаса Огинского.
В усадьбе Огинского в деревне Залесье Сморгонского района старожилы
рассказывают легенду, связанную с историей создания этого знаменитого
полонеза: «Отъезжая во Флоренцию и навсегда покидая Залесье,
композитор сел за фортепьяно, на нотный лист капнула слеза, он написал
«Прощание с Родиной», вскочил в карету и уехал, забыв забрать ноты…»
Полонез Огинского
Песня летит, как птица вдаль,
Ведь где-то там, в тиши лесной,
Стоит у речки синей дом родной,
Где ждет меня любимая и верная.
Где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома
Слышатся лишь звуки полонеза...
Там, на холме, - высокий храм,
К нему я в детстве бегал сам,
Любил смотреть в глаза святым на образах,
И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах,
И слышались под сводами чарующие звуки Благовеста...
Боже, храни мой край от бед и от невзгод храни,
Не дай позабыть мне, не дай,
Куда мы идем и откуда шли.
И от сохи, и от земли,
И от лугов, и от реки,
И от лесов, и от дубрав,
И от цветущих спелых трав
К своим корням вернуться мы должны,
К спасению души обязаны вернуться...
(Слайд 9 формулировка проблемы).
С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему
перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
Проблему назначения искусства поднимает автор в своём тексте.
(Какое произведение можно считать произведением искусства? Вот
проблема, к которой обращается автор текста).
Проблему ощущения родины
(С чем связано ощущение родины у русского человека?).
(Слайд 10 Комментарий к проблеме).
- Что такое комментарий к сформулированной проблеме?
(Слайд 11)
- Что значит прокомментировать проблему на основе исходного текста?
Рассмотрим композицию
- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь
частей текста)
- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.
- Итак, как же прокомментировать этот текст? (Слайд 12)
1) насколько актуальна проблема текста; почему эта проблема актуальна?
2) традиционна ли эта проблема или нова; если традиционна, то какие точки
зрения есть по ее поводу; если нова, то что стало причиной ее появления;
3) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме (картины
известных художников пробуждают чувство патриотизма, чувства
Родины.)
4) как характеризует автора выбор данной проблемы (любит свою родину,
искусство; не безразличный наблюдатель.)
Пишем комментарий к проблеме:
Автор вспоминает, что происходило в его душе с приходом весны, с
прилетом грачей и скворцов. Это чувство связано с «глубоким ощущением
родины, России». Близкие сердцу картины родной земли согревают
человеческое сердце, делают его счастливым. Каждый из нас не раз
переживал все это. В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное
время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как
«будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские
художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это
чувство. Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы. Но они и
есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в
человеке чувство патриотизма.
(Слайд 13 Позиция автора )
- Формулируем позицию автора.
- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на
поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
1. В каком предложении автор открыто высказывает свою точку
зрения на предназначение искусства? (Правильный ответ 4).
Позиция автора
1. Настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике
чувство родины»;
2. Ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья.
Между эстетическим ощущением и ощущением родины существует
нерасторжимая связь.
В этой части может быть цитирование текста. Какие предложения вы
взяли бы в качестве цитаты? (1, 2, 3, 4).
- Какие языковые средства использует автор для выражения своей
позиции?
парцелляция придает статье интонации разговорной речи, облегчает
читательское восприятие (2-3, 7-8, 26-27);
лексические повторы придают тексту особую значимость.
эпитеты, метафоры, олицетворения.
Воспользуйтесь при необходимости клише.
По мнению автора, ...
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская
позиция: ...
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует
специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского
языка...
Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...
В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению,
“...”
Автор убеждает читателя в том, что...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
Формулируем авторскую позицию и записываем в свои листы:
Автор утверждает, что у русского народа существует
«нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением
родины».
(Слайд 14 собственная позиция и аргументы)
- Отражение собственной позиции Определите собственную позицию,
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с
его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть
корректны и доказательны.
Я полностью согласен с автором...
Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и
автору, представляется правомерным убеждение в том, что...
Как и автор, я убеждён в том, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора...
Нельзя не согласиться с автором...
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...
Формулируем собственную позицию:
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение
родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной
земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной
еще благодарностью за нее.
- Аргументация (Слайд 14-18)
- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в
доказательство высказанной мысли)
- В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один
из художественной литературы, другой из публицистики или
исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.
- Кто из писателей, публицистов обращался к этой теме?
Стихотворения Есенина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Н. А.
Некрасова.
- Почему эти стихотворения можно вспомнить и упомянуть в качестве
аргумента в сочинении? (Кто, как не Есенин, сможет передать все
чувства, которые охватывают нас, когда мы говорим о родине).
Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков,
проходит красной линией через все их творчество. Известный поэт Сергей
Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».
Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей
любовью к родной земле. Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных
русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет
запала Россия. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных
любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые
тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
- Посмотрите на картины наших русских художников. Они тоже
являются частичкой эстетической души. Разве не дрогнула бы она при
виде этих картин, если бы вы находились вдали от Родины?
Исаа
́
к Ильи
́
ч Левита
́
н (18 (30) августа 1860 год, Кибарты, Ковенская
губерния, Российская империя — 1900, Москва) — великий русский художник,
мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».
"Золотая осень"
Осенние мотивы были наиболее любимые Левитаном. Осенняя пора с ее
несколько грустным настроением, такой меланхолией, лигичным
настроением, она, видимо, была наиболее близка душе художника. Золотые
краски осени, многоцветие осенней природы вдохновляли художника на
упорную и очень плодотворную работу. Надо сказать, что на тему осени им
было создано очень много картин. Не только больших картин, небольших, но
и этюдов, а также замечательных акварелей и пастелей.
Бори
́
с Миха
́
йлович Кусто
́
диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26
мая 1927, Ленинград) — русский художник, советский живописец, график и
театральный художник. Учился в Петербургской Академии Художеств
(1896-1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной
"Заседание Государственного совета" (1901-03, Русский музей, Ленинград).
Член Союза русских художников (с 1907), "Мира искусства" (с 1911), АХРР
(с 1923). С 1906 Кустодиев выступал с сериями картин на темы
праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта
("Ярмарки", "Деревенские праздники", "Масленицы", "Балаганы"); для этих
работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая
многоцветность, жизненная достоверность.
Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и
трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель
русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и
до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более
походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего
общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как
прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. В
1871 году он выставил на Передвижной выставке небольшую
картину "Грачи прилетели". Теперь эта картина вошла в нашу жизнь
наравне со стихами Пушкина и песнями Высоцкого. Иван Крамской писал
тогда: "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный,
хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это деревья,
вода, и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"..
- В качестве аргумента из жизненного опыта можно вспомнить родные
места. Тропинку, по которой вы идёте в школу, архитектурное произведение,
которое является символом нашей малой родины.
(Слайд 19)
- А последний абзац – это выводы из всего сказанного - заключение.
- Вспомните, в какой форме оно может быть написано?
Вывод-впечатление.
Ответ на вопрос.
Призыв к действию.
Концовка с использованием цитаты.
- Какая форма наиболее уместна для данного текста?
- Напишите заключение.
Возможные варианты:
Прочитав данный текст, я поняла, что воспоминания, любовь к
Родине и тоска по ней – это глубочайшие чувства, тревожащие сердца
истинных
патриотов. Ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека
IV. Подведение итогов.
- Урок мне хотелось бы закончить строчками стихотворения А. М.
Комарова «Дума»:
Здесь всё родное до травиночки
В тяжёлом росном серебре,
И словно в розовой косыночке,
Моя Отчизна на заре.
И до последнего дыхания
Я буду верен ей одной.
Готов пройти се испытания,
Чтоб вечно жить с землёй родной.
V. Домашнее задание.
- Мы провели подготовку к сочинению, и теперь, я думаю, вы легко
справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-
рассуждение по исходному тексту.