Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка"
Подписи к слайдам:
- Изобразительно-выразительные средства языка
- Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности
- ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
- В качестве эпитета могут выступать:
- прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
- причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
- существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
- МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
- Пустых небес прозрачное стекло…
- Багровый костёр заката…
- Лунный серп…
- Густеет облаков волнистое руно…
- (И. Бунин)
- СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
- И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят.(А.Ахматова)
- "Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца."(А.Чехов)
- "И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…"(В.Шукшин)
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры
- Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
- Здесь даже камни плачут…
- Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин)
- Уж небо осенью дышало…
- Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)
- ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения.
- Пример: В сто сорок солнц закат пылал…
- (В. Маяковский)
- Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.
- Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п
- МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) – это употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
- Например: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
- Синекдоха (греч. sinekdoche, буквально - соперенимание), вид речевого тропа, разновидность метонимии, выявление целого (большого) через его часть (меньшее). Выделяют две разновидности С.:
- называется вместо целого часть, явственно представляющее в данной ситуации целое: "Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?" (Н. Гоголь); здесь совмещены значения "человек с бородой", "бородач" ("мужик") и "борода";
- употребление одного числа вместо другого: "И слышно было до рассвет, как ликовал француз" (М. Ю. Лермонтов).
- Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
- Пример: Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- (Обращение к ослу в басне И.А.Крылова)
- Перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
- Пример: Погрузился в сон вместо заснул
- Царь зверей вместо лев
- Братья наши меньшие вместо животные
- Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов
- Фигура речи – это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.
- Анафора, греч., повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений.
- Клянусь я первым днем творенья,
- Клянусь его последним днем,
- Клянусь позором преступленья
- И вечной правды торжеством.
- (М. Лермонтов)
- ЭПИФОРА (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей речи.
- Пример: Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. (В. Маяковский).
- Бессоюзие,асиндетон, опущение союзов, связывающих грамматически однородные слова или предложения: "сказано - сделано", "пришёл, увидел, победил", "назвался груздем - полезай в кузов".
- Это стилистический приём, усиливающий выразительность речи, придающий ей сжатость, насыщенность.
- Многосоюзие, полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения.
- Многосоюзие — средство усилить впечатление общности перечисляемого, часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом «а»).
- Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Пример:
- Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
- Восходящая – цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости.
- Пример: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой)
- Нисходящая - цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости.
- Пример: Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый)
- Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Пример: Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступням. (А. Пушкин)
- Параллелизм - расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста.
- Пример: "Твой ум глубок, что море,
- Твой дух высок, что горы"
- (Брюсов В.)
- Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
- Пример: …С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
- Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
- Пример: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Очень давно.
- Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. Пример: А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов)
- Риторический вопрос – вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не требуется ответа.
- Пример: О Волга!.. колыбель моя!
- Любил ли кто тебя, как я?
- (Н.А.Некрасов)
- Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. Пример: Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. (М. Цветаева)
- Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
- Пример: Казалось все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
- Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.
- Пример: Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.
- Перечисляемые действия, предметы, признаки.
- Пример: Были это веселые, сильные и смелые люди!
- (М.Горький)
- Игра звуками для усиления выразительности
- Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.
- Пример:
- Быстро лесу я по рельсам чугунным,
- Думаю думу свою. (Н.А.Некрасов)
- Аллитерация - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.
- Пример:
- Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.
- (И.Северянин)
- В широком смысле к средствам выразительности относятся:
- Близкие по значению слова.
- Пример: Мой ласковый и нежный зверь.
- Слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).
- Пример: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации. (М.Шолохов)
- Слова с противоположным значением.
- Пример: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
- (Н.А.Некрасов)
- Слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.
- Пример:
- Для вас – века, для нас – единый час. (А.Блок)
- Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку – векшей, зайца – ушканом, волка – бирюком.
- Устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Они не создаются, а используются уже готовые, закрепленные в памяти речевые единицы.
- Пример:
- Строить воздушные замки – придумывать нереальные, невыполнимые планы
- Зарубить себе на носу – основательно запомнить
- Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится, тогда как он стремительно мчался.
- Это был старый вспыльчивый художник.
- … небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
- Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.
- 2
- Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.
- Счастье сидело в ней пушистым котенком.
- Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, - все было сном.
- Не помня – как, она поднялась по рапу в сильных руках Грэя.
- 2
- Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
- Грэй слышал перебранку и лай.
- Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
- Направо был океан, явственно, как присутствие спящего человека.
- 4
- Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
- Довольно мне колоть вам глаза, сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я бы не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
- Заложу колечко, и кончено.
- Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.
- 2
- Была весна, ранняя и суровая, как зима, нов другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.
- Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей.
- Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
- Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
- 1
- Какой троп используется в тексте?
- У меня в душе ни одного седого волоса,
- И старческой нежности нет в ней!
- Мир огромив мощью голоса, иду —
- Красивый, двадцатидвухлетний.
- (В. Маяковский)
- 1. эпитет
- 2. метафора
- 3.олицетворение
- 4.оксюморон
- Какой троп используется в тексте?
- Люблю я пышное природы увяданье...
- (А. Пушкин)
- 1. эпитет
- 2. метафора
- 3. олицетворение
- 4. оксюморон
- Какой троп используется в тексте (см. выделенные слова)?
- Он отец мне по возрасту,
- По призванию брат,
- Невесёлые волосы.
- Пиджачок мешковат.
- Вижу руки подробные,
- Всё по ним узнаю,
- И глаза исподлобные
- Смотрят в душу мою. (Е. Евтушенко)
- Какой троп используется в стихотворении?
- Анчар, как грозный часовой,
- Стоит – один во всей вселенной.
- (А. С. Пушкин)
- эпитет
- 2. метафора
- 3. сравнение
- 4. оксюморон
- Какой троп используется в тексте?
- Устало всё кругом: устал и цвет небес,
- И ветер, и река, и месяц, что родился…
- (А.Фет)
- эпитет
- 2. метафора
- 3. олицетворение
- 4. оксюморон
- Какой троп используется в тексте?
- Я видывал, как она косит:
- Что взмах – то готова копна.
- (Н. Некрасов)
- гипербола
- 2. метафора
- 3. эпитет
- 4. литота
- Какая фигура речи используется в тексте?
- Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
- 1. антитеза
- 2. градация
- 3. парцелляция
- 4. параллелизм
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Запятая в сложном и простом предложении перед союзами и, а, но" 5 класс
- Тест "Имя прилагательное. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс
- Карточки по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне"
- Образец написания сочинения ЕГЭ по демоверсии 2020 года
- Конспект урока русского языка "Текст и его план" 4 класс
- Презентация к уроку русского языка "Виды предложений по интонации" 3 класс