Требования к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году
значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.
1.С чего начать?
Внимательно читаем текст.
Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта.
Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей,
важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал,
который будете использовать при анализе.
Пример.
Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился
мне крик: «Волк бежит!»(3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю
мужика.(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-
русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало
общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными,
разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись,
уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! прокричал я,
задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк,
померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче
уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и
тревожась за меня.− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул
свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай,
ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне
улыбаясь. (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я
оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же
ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная
материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий
бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может
быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого,
зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих
несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце
моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице,
хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его
сердце.
(по Ф.М. Достоевскому*)
*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,
мыслитель.
Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.
2.Определяем проблему текста, пишем вступление.
Приступаем к самой важной части сочинения определяем проблему. Если неверно будет указана одна из
проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.
Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ
на который пытается автор.
В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать
людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?
Определили проблему, начинаем писать вступление.
Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие
окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его
душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.
3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
За него можно получить 5 баллов.
План данной части сочинения:
Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.
Категорически запрещено:
просто пересказывать текст, не анализируя его.
использовать в анализе большое количество цитат.
В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно
оценивается 0 баллов.
Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над
прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70
слов, не засчитывается.
Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения
освещающие проблему.
В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил
крепостных только по внешности, а 2-ой как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам,
вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.
Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь,
ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.
Пример.
Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг
осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому
характеру.Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными
людьми». Их «грубые» лица,«узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор
подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их
видел, ведь знал он о них немного.
Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал
волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина
лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор
повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и
просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и
какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе
ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего.
Отношение к людям у него стало иным.Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному
смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.
Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое
произошло в душе мальчика, — это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным
качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть
очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.
4.Отражение позиции автора исходного текста. 1 балл.
Позиция автора это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.
Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель донести это до
читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то
определённым действиям.
Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:
автор считает, что…
автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…
Пример.
Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь
разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет,
чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только
по внешности, которая почему-то не понравилась.
5.Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. 1 балл.
В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать
свою точку зрения.
Пример.
Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам,
видеть лучшее в каждом это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и
трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.
6.Заключение.
Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения
проблемы.
Пример.
Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания
человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать
отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта,
милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И
неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.
Таковы рекомендации по содержанию сочинения.