Сочинение на ЕГЭ "Глава 5. Композиция сочинения"
ГЛАВА 5АВА 5
Композиция сочинения
Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы.
Композиция — это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.
Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме: вступление
— основная часть — заключение.
Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание
сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить
своё собственное к ней отношение и обосновать его (см. критерии К2, К3, К4).
Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или
одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в
соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:
Проблемы
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственное мнение
Отношение к позиции автора
по проблеме исходного текста
(обоснование своего мнения)
Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого
необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями.
Каждую часть следует начинать с новой строки.
Основные средства связи между предложениями в тексте
Название средства
Пример
1.
Слова-заместители:
• местоимения
• наречия
• синонимы
• различные оценочные
обозначения
• родовидовые слова
• имя собственное — имя
нарицательное
✓ девушка — она
✓ в лесу — там
✓ быстро — стремительно
✓ храбрец — богатырь
✓ деревья — берёзы
✓ Соболевский — офицер
2.
Лексические повторы и
повторы форм слова
В детстве с вещами устанавливаются особые отношения. В детстве
вещи разговаривают, живут (Д. Гранин);
Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для
любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку
(Ю. Олеша).
3.
Соответствие видовре
менных глагольных форм
Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на
мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как
личность.
4.
Предлоги
Главным и неизменным признаком удачи художественного
произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и
повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы
можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда,
мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф.
Искандер).
5.
Анафора (единоначатие)
Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали
медленно двигались армейские колонны.
6.
Параллелизм
...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в
детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7.
Противопоставление
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он
попятился назад (А. Чехов).
8.
Вопросительные
предложения
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких
слов начинать.
9.
Союзы
Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим
учёным (Д. Гранин);
Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это
изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако
почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д.
Гранин).
10.
Порядок слов в
предложении (прямой,
обратный)
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком
сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим
крылом крыло соседа... (И. Тургенев)
11.
Последовательность в
изложении мыслей
встал, умылся, позавтракал
12.
Слова-организаторы
логических связей
вот, почему, из этого следует и др.
13.
Вводные слова,
организующие порядок
высказывания
итак, наконец, в заключение разговора
Типичные ошибки:
➢ нарушена последовательность изложения мыслей;
➢ нарушена смысловая цельность и связность;
➢ не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;
➢ отсутствуют связки между абзацами.
На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу,
которая поможет вам правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни
одной части сочинения.
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Моя позиция
(обоснование моей
позиции)
Заключение
Поскольку содержание основной части сочинения мы рассмотрели ранее, обратимся к
вступительной и заключительной частям работы.
Виды и формы вступления
Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы. Это
можно сделать различными способами.
Виды и формы вступления
Проблемный
вопрос
Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает
времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто
начните с вопроса, формулирующего проблему текста.
✓ Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни
человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.
✓ Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности,
достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание
автора.
Общие сведения о
проблеме
Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от
типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в
наши дни).
Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали
меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу...
Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного
человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.
Ссылка на
авторитетное
мнение по вопросу,
близкому к
обсуждаемой про-
блеме
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это
настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно,
каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же
роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш
дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.
Создание
определённого
эмоционального
настроя
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых
воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано
становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды
мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую
же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой
проблемой размышляет автор.
Помните, что эмоциональное вступление предполагает не менее яркое
продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу
определённый эмоциональный настрой.
Виды и формы вступления
Описание чувств,
мыслей,
впечатлений,
которые
возникли после
чтения текста
Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего
детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных
соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских
воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так
много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого
из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой.
Нив коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за
окном светит солнце, поют птички, а в тексте говорится о Великой
Отечественной войне...
Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импрови- затора,
но не для автора экзаменационного сочинения!
Цитата из исходного
текста (или другого
источника),
связанная с
рассматриваемой
проблемой
«Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» —
пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над
проблемой значения книги в жизни человека и общества.
Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой
текста!
Обращение
к фактам
биографии автора,
его взглядам,
убеждениям
Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. В последние годы он
жил в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Поэтому
одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель,—
проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и
природных богатств России.
В любом случае не делайте вступление очень объёмным, оно должно быть органично связано с
содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Виды заключения
К сожалению, дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются
незавершёнными, то есть в них отсутствует важный композиционный элемент — заключение.
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над
проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с
основным текстом.
Рассмотрим различные способы оформления заключения.
Виды заключения
Обобщение
основных мыслей
автора
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке
мы возвращаемся к позициям автора, излагая её более широко и
эмоционально.
Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в
победу помогают людям совершить невозможное, преодолеьб самого себя
ради других – это и есть подвиг!
Вопросительное
предложение, в том
числе
риторический
вопрос
В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к прблеме текста,
подчеркивая её актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища
человеческого долга! Разве имеет правокто-либо из нас отказываться от
этого бесценного дара?
Призыв,
обращение к
читателю
Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но
ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые
нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните:
вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте:
кем вы ходите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?
Использование
цитат
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении.
Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли
автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит
ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие
позицию автора исходного текста.
Итак, текст К. Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что
любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не
вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело
в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе
событие...»!
Типовые конструкции, используемые в заключении
> Таким образом,
> Следовательно,
> Итак,
> В заключение хочу подчеркнуть...
> В заключение важно отметить...
> Хотелось бы ещё раз подчеркнуть...
> Обобщая сказанное, можно сделать вывод...
Итак, работая над сочинением, не забывайте о требованиях к его структуре и оформлению.
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность
изложения мысли.
№
Критерии оценивания ответа на задание 27
К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Задания
1. Прочитайте текст Д. Лихачёва, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на
абзацы (всего их 6) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам
каждого абзаца.
(1)Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного,
человеческого... (2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если
вы сожмёте его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»
... (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения
и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (б)Сложнейшими формами родовой памяти
обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении
к нужному месту. (7)А что и говорить о «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках,
памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (8)При этом память вовсе
не механична. (9)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий.
(Ю)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция,
создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.
(И)Память противостоит уничтожающей силе времени. (12)Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(13)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное
значение памяти. (15)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти
семейной, памяти народной, памяти культурной. (16)Семейные фотографии — это одно из
важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (17)Уважение к
труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (18)Всё это дорого
нам. (19)Да и просто уважение к могилам предков. (20)Хранить память, беречь память — это наш
нравственный долг перед самим собой и перед потомками. (21)Память — наше богатство. (По Д.
Лихачёву)
Ответ:
1-й абзац – предложение(-я) №___________________
2- й абзац – предложение(-я) №___________________
3- й абзац – предложение(-я) №___________________
4- й абзац – предложение(-я) №___________________
5- й абзац – предложение(-я) №___________________
6- й абзац – предложение(-я) №___________________
2. Прочитайте текст Ю. Лотмана, в котором убрано абзацное членение. Разбейте текст на
абзацы (всего их 5) и укажите в ответе номера предложений, соответствующие границам
каждого абзаца.
(1)Человек, во-первых, такой, как и все другие люди, а во-вторых,^ он индивидуален, он один такой
и другого такого же нет. (2)Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять... (3)Вот
правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не учил. (4)А Пушкина все
понимают одинаково? (5)Нет, все по-разному. (6)И не говорите, что одни его понимают правильно, а
другие — неправильно. (7)Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для
него написал. (8)И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком,
который сам хочет вам что-то сказать. (9)Только откройте уши, только будьте внимательны!
(10)Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза | и уши. (11)Жизнь каждого
человека проходит в неких изолированных кругах. (12)Один живёт в маленьком кружке, другой — в
круге побольше, третий — в ещё большем. (13)Величина вашего круга определяется многими
признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и — ещё один и очень важный —
что причиняет вам боль? (14)Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только
скажет: ну, по морде, это не опасно, лишь бы не убили. (15)Круг побольше, когда человек на
оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить
человека, а оскорбления я не перенесу. (16)Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей,
которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого
человека... (17)Когда больно от чужой боли — это и есть самый большой круг, круг культурного
человека. (18)Жизнь требует от человека очень многого. (19)У него возникает множество ситуаций,
когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (20)Не бывает
обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (21)А если у нас такие обстоятельства всё-таки
находятся, значит, у нас нет совести. (22)Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть
выбор. (23)А выбор есть всегда... (24)Итак, чему же учатся люди? (25)Люди учатся Знанию, люди
учатся Памяти, люди учатся Совести. (26)Это три предмета, которые необходимы в любой Школе и
которые вобрало в себя искусство. (27)А искусство — это по сути своей Книга Памяти и Совести.
(28)Нам надо только научиться читать эту Книгу. (По Ю. Лотману)
Ответ:
1-й абзац – предложение(-я) №___________________
2- й абзац – предложение(-я) №___________________
3- й абзац – предложение(-я) №___________________
4- й абзац – предложение(-я) №___________________
5- й абзац – предложение(-я) №___________________
3. Прочитайте текст Д. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите
сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Мы заботимся о своём здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем,
чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязнёнными. Загрязнение среды делает человека
больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется
экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической
среды. Человек живёт не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и
им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей
природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не
менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его
привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной
самодисциплины и социальности.
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты не восстановимы, ибо памятники культуры
всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными
мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он
совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к
нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. (По Д. Лихачёву)
СОЧИНЕНИЕ
(1)Экология — это наука, изучающая взаимодействие общества и природы с целью
сохранения окружающей природной среды. (2)Однако есть и другая среда, которая
также нуждается в защите, бережном отношении человека, — это культура, то
есть всё, что создано творческой деятельностью людей. (3 )Именно проблеме
экологии культуры, то есть проблеме сохранения культурного наследия человечества,
посвящён текст Д. С. Лихачёва. (4)Автор напоминает нам о том, что утраты
памятников культуры невосполнимы. (5)Если природа до определённых пределов
обладает способностью к самовосстановлению, то объекты культуры исчезают
навсегда. (6)Лихачёва тревожит угрожающее истощение «запаса» памятников
культуры, поскольку с каждой такой потерей человечество лишается части своего
прошлого. (7)Всё это приводит автора к мысли о необходимости создания новой
серьёзной научной дисциплины, изучающей вопросы сохранения культуры. (8)Таким
образом, Лихачёв хочет напомнить каждому из нас о том, что сохранение
культурного наследия — одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством.
(9)Трудно не согласиться с автором. (10)Стихийные бедствия, социальные
катаклизмы и просто неразумная деятельность человека постоянно угрожают
памятникам культуры. (11) Достаточно вспомнить историю дворцово-парковых
ансамблей в Петергофе и Павловске, практически уничтоженных оккупантами во
время Великой Отечественной войны. (12)Если бы не кропотливый труд
реставраторов, мы бы никогда не увидели эти чудеса усадебнопарковой
архитектуры, хранящие память о целой эпохе жизни России. (13)Подтверждением
моей позиции может служить публицистика автора текста — Д.С. Лихачёва.
(14)Например, в своём путевом очерке он описывает впечатления от поездки на
теплоходе по Волге. (15)Сердце автора сжимается при виде разрушенных церквей и
старых усадеб, которые «плачут глазницами своих пустых окон». (16) А ведь
памятники старины воспитывают людей, помогают понять особое место России в
истории. (17) И так, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу
жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из
«малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. (18)Чем
заполнить эти пустые места в исторической памяти? (275 слов)
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы: предложение(-я) №_______________
Комментарий: предложение(-я) № _______________
Позиция автора текста: предложение(-я) № _______________
Отношение к авторской позиции автора сочинения: предложение(-я) № _______________
Обоснование позиции автора сочинения: предложение(-я) № _______________
Заключение: предложение(-я) № _______________
4. Прочитайте текст Д. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите
сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную
задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить
и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает
себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина
роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура.
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать
людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель,
достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с
достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно
выбранная главная задача в жизни. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек
испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может : потерять
человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое
человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы,
не было бы одним только «принципом». (Д. Лихачёв)
СОЧИНЕНИЕ
(1)Ради чего живёт человек? (2)Какова истинная цель жизни? (3)Такие вопросы
возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (4)Автор пишет о
том, что люди могут ставить перед собой различные цели. (5)«Если человек
рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает
себя на уровне этих материальных благ...» — пишет Лихачёв, чтобы показать, что
ценность человека не определяется количеством вещей или денег, которыми он
владеет. (6) Симпатии автора на стороне тех, кто живёт, чтобы приносить добро
окружающим: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро».
(7)Противопоставляя разные взгляды на жизнь, Лихачёв показывает, как выбор
жизненной задачи характеризует человека. (8)Разве может сравниться
удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают
человеку его добрые дела! (9)Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачёв
приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том,
чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. (10)Трудно не согласиться с
автором. (11)Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми
делами. (12)Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире?
(13)Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому
мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту?
(14)Подтверждение моей позиции можно найти в художественной литературе.
(15)Например, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно
ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои
средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается
сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. (16)Это ли
не истинная цель, достойная настоящего человека?! (17)Таким образом, каждый из
нас, кто задумывается о своём месте в мире, должен следовать народной мудрости:
«Лихо помнится, а добро век не забудется». (228 слов)
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы: предложение(-я) № ______
Комментарий: предложение(-я) № ______
Позиция автора текста: предложение(-я) № ______
Обоснование позиции автора сочинения: предложение(-я) № ______
Заключение: предложение(-я) № ______
5. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Свой
ответ обоснуйте. (Исходный текст Ю. Лотмана см. на с. 39—40.)
A. Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что
межнациональные войны — это позор человечества, худшее из зол, существующих на
свете. Все народы должны сплотиться, чтобы побороть его ради жизни будущих
поколений, просто ради сохранения жизни на земле.
Б. Кроме того, проблема межнациональной розни нашла отражение и в русской
литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана
дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным
национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями — это вызов
тем, кто разжигает межнациональную вражду. Все народы — братья, а
братоубийству нет и не может быть прощения.
B. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей
задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное
истребление народами друг друга. Ведь «колокол звонит по каждому из нас»!
Г. Разные языки, разный цвет кожи — к несчастью, этого более чем достаточно,
чтобы «разжечь кровавый туман», подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью
людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте
культуролог и литературовед Юрий Лотман.
Д. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров.
Во-первых, их можно найти в нашей истории: постоянные военные конфликты на
Кавказе, преследование евреев... Сегодня мы являемся свидетелями национального
конфликта на Украине. К несчастью, время ничему не учит людей.
Е. Позиция автора предельно ясна: Юрий Лотман возмущён «клиническим
безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Автор
предупреждает, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен
завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому», — пишет он. По мысли автора,
эта проблема касается каждого из нас.
Ж. Автор раскрывает проблему, опираясь на собственный жизненный опыт. Он
вспоминает своих друзей, среди которых «были и есть и армяне, и азербайджанцы, и
грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие». Перечисление различных
национальностей должно передать мысль автора о необходимости дружбы между
народами. Этой очевидной истине автор противопоставляет реальное положение
вещей: «И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие
ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». Юрий Лотман
осуждает силы, которые разжигают национальную рознь, извлекая выгоду из
людских страданий.
Ответ:
Вступление, формулировка проблемы ________________________
Комментарий ________________________ __
Позиция автора текста ________________________ _
Позиция автора сочинения ________________________ _
Обоснование позиции автора сочинения ________________________
Заключение ________________________
6. Прочитайте предложения и определите, как они связаны между собой
Текст
Средства связи
1) Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой
в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу
и без повода (Н. Самвелян).
2) Для культуры, для искусства излишне добавлять, что они обязаны быть
гуманистическими. Негуманистической культуры не должно существовать (В.
Распутин).
3) Даже специалисты расходятся в определении причины порчи и неимоверной
бедности современного языка. Одни говорят о вторжении американизмов,
другие видят беду в отсутствии общей культуры людей и приводят в пример
убогие речи досточтимых народных избранников, третьи ссылаются на сам
язык, который, отражая текущую жизнь, развивается ненормально... (В.
Колесов)
4) К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень сложное, одним
словом не выразишь. Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и
презрение...
5) Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть
всегда... (Ю. Лотман)
6) В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. Когда бы ценностная
культура овладевала массами, когда бы лучшие её образцы прошлого и
настоящего становились хлебом насущным, — что могло бы быть полезней
столь широкого её распространения?! (В. Распутин )
7) Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую
сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно
дарованная радость — сама жизнь! Но твари-то и, прежде всего, так
называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой
благодарности за дарованное счастье жизни (В. Астафьев).
8) Ничто так не поддерживает веру в себя, самоуважение, как однажды
побеждённый страх. Ведь страх — это чувство, его нельзя победить умом,
можно только чувством же (С. Соловейчик).
9) Мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. Оно исчезает так же
легко, как мыльный шарик (И. Ильин).
10) Лёгкою поступью приходит к нам красота, часто неожиданно, ненароком, по
собственному почину. Придёт, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим
таинственным законам (И. Ильин).
11) Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает...
(И. Ильин)
12) На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть
одиночество человека, — эта сила есть любовь. На свете есть только одна
возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю — это есть
духовная жизнь (И. Ильин).
13) Искусство сносить лишения требует от человека двух условий. Во-первых, у
него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую
он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает
этой любви (И. Ильин).
14) По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то,
что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся
незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, — как бы букетом
собранных нами в чтении цветов (И.Ильин).
15) Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался,
что, конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты
родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей
захватывающей сердце красоте. Очевидно, в природу надо входить, как входит
каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки (К. Паустовский).
16) Книги могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник — они
оживают (Л. Лиходеев).
17) Обычный человек — это арена борьбы добра и зла, страха и отваги. Их
поединки у каждого проходят по-своему (Д. Гранин).
18) Мы к месту и не к месту употребляем слова Достоевского из романа «Идиот»:
«Красота мир спасёт». Но он же в «Бесах» предупреждал: «Некрасивость
убьёт» (В. Распутин).
19) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно
— прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это
надо (Д. Лихачёв).
20) Что же касается воспитания нового поколения, то я полагаю, что самое главное
— развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и
совести. Даже при постижении простейших законов физики ученикам даются
лабораторные работы, чтобы к выводам они пришли самостоятельно (Ю.
Лотман).
21) Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и
Россию, и Европу (Ю. Лотман).
22) Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по
истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий,
мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте
со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть
«любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её,
выражает её (Д. Лихачёв).
23) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к
родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе. И ещё — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже
любят свой дом, свою землю, своё — пусть и непонятное тебе — родное слово
(Д. Лихачёв).
24) Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно
удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать
прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами
величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой
таинственности (К. Паустовский).
25) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. Если
бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то,
чтобы сломать для букета ветку цветущей липы (К. Паустовский).
26) Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения»
многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае,
когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием
(К. Паустовский).
27) Русская классическая литература не развлекательная, хотя увлекательность ей
свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она
определяется предложением читателю решать сложные нравственные и
общественные проблемы, решать вместе — и автору, и читателям (Д, Лихачёв).
28) Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они
будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима,
просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для
взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче
мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непро-
стоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления
мысли (Ю. Бондарев).
29) На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо,
это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм
являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно
представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил
храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора
Айболита, готового всегда прийти на помощь (Ю. Бондарев).
30) Думалось о том, что развитие нравственного самосознания общества
заставляет пересмотреть то, что когда-то с ходу отвергалось, какие-то формы
общественной жизни, которые ныне можно использовать. Такова, например,
проблема филантропии (Д. Гранин).
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Интерактивный кроссворд "Разделы языкознания" 9 класс
- Конспект урока "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
- Презентация "Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида" 6 класс
- Презентация "Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А слова «бег», «ходьба»?" 3 класс
- Презентация "«Вечные» проблемы ЕГЭ и пути их решения"
- Презентация "Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа"