Все этапы работы над сочинением по тексту И.А. Ильина о роли сказки в жизни человека
Лидия Николаевна Белая
1
Исходный текст И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.
I. Внимательно прочитайте текст. Определите его стиль и
преобладающий тип речи. Ответьте на вопрос: о чём говорится в тексте?
Определите его тему.
Текст.
(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то
далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое
паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или
слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их
туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему?
(6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в
век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую
очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать?
(9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги?
(10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в
доброте и правоте?
(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся
покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает,
как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного
леса, в беде и в несчастье.
(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как
распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у
красавицы?
(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а
невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах,
окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить
решается?
(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою
сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что
теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей
древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая
древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им
трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности
жизненного пути.
(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих
без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье…
вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с
открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической
философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною
сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то
есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.(По И.А.
Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – выдающийся русский
философ, государствовед, писатель и религиозный мыслитель, сторонник
Лидия Николаевна Белая
2
Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в
России, идеолог Русского общевоинского союза. Автор книг «О
сущности правосознания», «Философия Гегеля как учение о конкретности
Бога и человека», «О сопротивлении злу силою», «Аксиомы религиозного
опыта», «Путь к очевидности». Мысли философа, искренние и пронзительно
мудрые, деликатно наставляют читателя, учат его искусству жизни.
Имейте в виду! Когда вы получаете текст, старайтесь определить
его стиль и жанр: это облегчит понимание текста и ускорит его
интерпретацию.
II. Составьте план сочинения.
План работы с исходным текстом
Рабочие материалы
Вступление
Проблема
(вопрос, над которым рассуждает
автор)
Комментарий
( оценка прочитанного путём
соотнесения содержания текста с
личной точкой зрения читателя, его
знаниями, собственным жизненным
опытом)
Первый пример (это связанная с
поставленной проблемой
информация текста, которая
сопровождается пояснениями,
интерпретациями учащегося)
+ пояснения к примеру
Второй пример + пояснения к
примеру
Связь между примерами
– иллюстрация
Позиция автора
(это вывод, к которому приходит
автор, рассуждая по поводу той или
иной проблемы)
Лидия Николаевна Белая
3
III. Сформулируйте проблему текста.
Что такое проблема? Чем она отличается от темы? Сколько проблем можно
найти в предложенном тексте? Со всеми ли найденными проблемами нужно
работать? Составить шаги алгоритма.
Ответ:
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Тема – это то, о ком или о чём говориться в тексте.
Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну.
Проблема оценочна (да - нет, важно - неважно, нужно - ненужно).
Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы,
привести примеры.
Ответ:
а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда проблема может
быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор
затрагивает проблему «отцов» и «детей»…; В тексте поднимается
проблема одиночества…; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над
сложной проблемой восприятия художественного текста…;
б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий
решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко
сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное
сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального
начал?
Как понять, что данная проблема основная? Напишите алгоритм действий.
Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.
Моё отношение к позиции автора
по проблеме исходного текста и
обоснование отношения к
позиции автора.
Вывод (какой вывод можно
сделать, чтобы он соответствовал
данной проблеме? )
Лидия Николаевна Белая
4
Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.
Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления
автора.
Решения этого вопроса ( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на
разговор.
При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими
материалами.
Какие проблемы вы видите в исходном тексте?
Формулировка проблемы текста в виде вопроса.
• Какую роль играет сказка в жизни человека?
• Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?
• Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз
или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана
ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?
Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций
невопросительного характера, включающих слова «проблема (чего?)»,
«вопрос (о чём?)».
• Проблема роли сказки в жизни человека.
• Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека.
• Проблема осмысления понятия «сказка», проблема
взаимосвязи сказки и национального сознания.
IV. Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.
Структура комментария
Первый пример Связь между Второй пример
примерами
Пояснения к примеру Пояснения к примеру
Лидия Николаевна Белая
5
ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА Комментарий Позиция автора
ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
Типы информации
Определения
Фактуальная информация
Сообщение о фактах, событиях,
процессах, упомянутых в тексте.
Концептуальная информация
Субъективное авторское
понимание отношений между
фактами, событиями, их авторская
оценка, понимание причинно-
следственных связей между
событиями.
Подтекстовая информация
Не обозначенная словами, а
только подразумевается.
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
Способы
Примеры
Ссылка на номер
предложения
Автор стремиться достучаться до читателя,
трижды повторяя слово «одумайтесь»
( предложения 11-13). Этот призыв должен
заставить каждого из нас изменить
отношение с природе.
Прямое цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в
тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя,
проявленная», - пишет Ш.А.Амонашвили.
Действительно, внутри себя мы порой
проживаем десятки и сотни жизней,
принимаем решения, которые определяют
наши поступки.
Лидия Николаевна Белая
6
Косвенное цитирование.
Размышление над фактами,
событиями, описываемыми
в тексте.
Автор подчёркивает, что, поддаваясь своим
низменным потребностям, человек
способствует саморазрушению. Конечно же,
очень важно найти тот внутренний
стержень, который позволит противостоять
злу и направить свою деятельность на
совершенствование себя и мира вокруг нас.
Виктор Астафьев изображает мальчишек,
которые спасают гусей, попавших в ледяной
плен. В этом поступке не на словах, а на
деле проявляется забота о наших братьях
меньших. Действительно, далеко не каждый
способен рисковать собой ради животных.
ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ
Публицистический текст
Художественный текст
❖ Автор обращается к
собственному опыту и
вспоминает…
❖ Писатель не случайно
приводит слова (кого):
«Цитата».
❖ Автор разделяет
мнение (кого)…
❖ Публицист спорит (с
кем)
❖ Думаю, нужно
обратить внимание на
мысль о том, что…
❖ Особого внимания
заслуживает мнение
автора о …
❖ В центре внимания
автора случай…
❖ Писатель изображает
(кого, что)…
❖ Герой говорит:
«Цитата».
❖ Стоит обратить
внимание на мысли (слова,
поступки) героя…
❖ Особого внимания
заслуживает такая
художественная деталь,
как…
❖ Симпатии автора на
стороне героя, который…
Лидия Николаевна Белая
7
ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ
Публицистический текст
Художественный текст
❖ Писатель хочет сказать,
что…
❖ Этот пример
показывает, что…
❖ Смысл этого
высказывания в том, что…
❖ Эти слова убедительно
доказывают, что…
❖ Я думаю, что этим
примером автор хотел
показать…
❖ Приведённые слова
содержат глубокий смысл…
❖ Автор не случайно
обращает наше внимание на…
❖ Поступок героя
показывает, что…
❖ Слова(мысли) героя
позволяют понять…
❖ Я думаю, описанная
ситуация заслуживает особого
внимания, потому что…
❖ Эти события автор
описывает, чтобы…
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Смысловые отношения
Типовые конструкции
Противопоставление
Противопоставляя эти примеры (этих героев) ,
автор показывает
Сравнение,
сопоставление
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев),
мы можем увидеть…
Причина
Что стало причиной этих событий( поступков
героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод
Это рассуждение приводит автора к выводу о
том, что…
Уступка
Несмотря на то, что все убеждены в
правильности…., герой (автор) думает иначе.
ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?
СВЯЗЬ
Речевые клише
Указание на связь примеров как зачин в
комментарии:
Размышляя над проблемой,
писатель противопоставляет
двух героев, каждый из которых
Лидия Николаевна Белая
8
воплощает в себе разное
отношение к жизни.<…>
Указание на связь примеров при
переходе от первого ко второму:
<…> Для сравнения обратимся
к другому примеру. <…>
Указание на связь примеров как итог
комментирования:
Оба приведённых примера,
дополняя друг друга, позволяют
увидеть…
ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в
сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы
справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2
оценивания сочинения.
V.Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.
Что значит сформулировать позицию автора?
Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит
автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция
автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор
видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное
единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении
нарушена.
Проблема
(вопрос)
Позиция автора
(ответ)
Как проявляется позиция автора?
Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к
изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно,
читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых
выражается отношение автора к предмету изображения.
Способы выражения позиции автора
• автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо,
словесно полно выразив его в тексте;
• позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем
её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и
отдельным репликам).
Лидия Николаевна Белая
9
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может
помочь отношение автора к поднятой проблеме:
• позитивное (положительное);
• негативное (отрицательное);
• нейтральное;
• двойственное;
Учитывается также, каково настроение автора.
Это может быть:
• ирония;
• сарказм;
• грустная, печальная тональность;
• радостная тональность;
• оптимистичный настрой;
• пессимистический настрой.
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА
Слова-маркеры
Авторская позиция может быть выражена с
помощью различных слов-маркеров: главное, самое
важное, надо, нужно.
Оценочная
лексика
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку
различных явлений реальной действительности:
отличный, прекрасный, превосходный, чудесный,
изумительный, роскошный, великолепный –
положительная лексика; скверный, гадкий,
отвратительный, безобразный, наглый, нахальный,
противный – отрицательная оценка.
Средства
выразительности
Отношение автора могут передаваться различными
средствами выразительности: метафора, эпитет,
риторическое восклицание.
Вводные слова
Вводные слова могут выражать чувство-отношение
автора.
Побудительные
предложения
Побудительные предложения содержат в себе
различные призывы автора, обращённые к читателю.
Как может быть выражена авторская позиция в художественном тексте?
Авторская позиция по основной проблеме текста – это основная мысль
текста, она совпадает с идеей текста. Идея того или другого текста, как
известно, обусловлена мировоззрением пишущего, его представлением об
идеале. Постигая смысл того или иного текста, мы пытаемся приоткрыть
духовный мир писателя, знакомимся с его взглядами на окружающий мир,
ценностными приоритетами.
Лидия Николаевна Белая
10
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно
просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения
художественного текста. Чтобы определить позицию автора
художественного текста, необходимо ответить на следующие вопросы:
• положительные или отрицательные человеческие качества
проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• как относятся к герою окружающие его персонажи?
• как сказываются поступки героев на других персонажах произведения?
• согласен автор с героями или нет?
• автор осуждает или одобряет поведение героя?
• что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки
своего героя?
Ещё одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-
рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или
высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам, то автор
скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
• Сказка — это мудрость национального опыта, всё испытавшей
древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие
его вопросы: нравственные, этические, философские.
• Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и
слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного
ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит — с
национальной мудростью, из глубин доисторической философии
можно черпать ответы на множество вечных вопросов.
• Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая
реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и
помогающая справиться с ними. Сказка неразрывно связана с
национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.
Можете использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис,
формулирующий главную мысль:
• Автор высказывает мысль о том, что ….
• Точка зрения автора состоит в следующем: ….
• Позиция И.А.Ильина состоит в утверждении мысли, что…
• Отличаются ли понятия «авторская идея» и «авторская позиция»?
• Автор считает, что…
• Автор подводит читателя к выводу о том, что…
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
• Позиция автора такова…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
Лидия Николаевна Белая
11
• В тексте доказывается мысль о том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Автор призывает нас (к чему)..
• Автор осуждает (кого/что, за что)…
• Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том,
что…
Если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой
поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие
зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как вы.
Если перед нами отрывок из художественного произведения известного
писателя, позиция автора может быть выявлена и из материала,
находящегося за пределами предложенного текста. В таком случае нужно
вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к
работе, каков был замысел, каковы были социальные, политические, или
нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое
время оно создавалось, как проявляется позиция автора?
Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы
удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения.
VI. Выражаем своё отношение к позиции автора.
Обязательно прописываем свой тезис. Оформляем «переход» от первой
части сочинения — комментирующей — ко второй — аргументирующей.
Можете использовать следующие конструкции «перехода»:
Я совершенно согласен (согласна) с позицией автора, поскольку…
Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что…
Думаю, что писатель прав, полагая, что..
Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить: если, …то …
ВНИМАНИЕ! В тезисе «перехода» вам следует не просто согласиться или
не согласиться с автором. Вам следует ещё раз подтвердить точку зрения,
которую вы собираетесь обосновать. Поэтому обойтись без тавтологий
здесь очень не просто, повторы в данном случае неизбежны. Чтобы
избежать нежелательных повторов, противоречий, тавтологий, следует
произвести необходимые синонимические замены. Если вы согласны с
автором, значит, необходимо ещё раз по-новому выразить его позицию. Если
вы хотите возразить автору, необходимо тактично утвердить свою
позицию, отделив её от позиции автора, и всем последующим текстом
обосновать эту позицию.
VII. Обоснование своего отношения к позиции автора.
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически
связанные с ним и поддерживающие его суждения.
Лидия Николаевна Белая
12
АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы к пафосу
Пишущий строит свою речь таким образом,
чтобы вызвать у адресата определённые чувства,
эмоции и сформировать определённое отношение к
описываемому человеку, предмету, явлению.
Подобная аргументация уместна в том случае,
если речь идёт о ситуации, в которой
предполагается эмоциональное отношение к чему-
либо.
Аргументы к
обещанию
предполагают указание на что-либо желательное,
рассматриваемое как хорошее, например,
общечеловеческие ценности: вежливость,
сострадание, милосердие, справедливость,
духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.
Аргументы к угрозе
указывают на что-либо нежелательное,
оцениваемое как плохое, например, социальные
пороки (расизм, коррупция, бюрократия),
уродливые, неэтичные явления (насилие,
жестокость, подлость, предательство).
Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового
человека.
Если Вы справитесь с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию
КЗ оценивания сочинения.
VIII.Сделайте вывод (напишите заключение к сочинению).
Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе
и вашим заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши
суждения в отдельный абзац!
Используйте следующие конструкции:
Иными словами,…
В заключение отмечу, что…
Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..
Таким образом, ..
В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …
Итак,…
IX. Отредактируйте черновик.
X.Перепишите текст сочинения набело.
Лидия Николаевна Белая
13
XI. Ещё раз перечитайте текст сочинения и аккуратно внесите
последние правки.
Имейте в виду! Очень важно при этом правильно распределить время,
чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Вариант ЕГЭ по русскому языку в соответствии с демоверсией 2019 года (с ответами)
- Технологическая карта урока "Тире между подлежащим и сказуемым" 5 класс
- Технологическая карта урока "Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи" 4 класс
- Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Обобщение знаний о безударных личных окончаниях" 4 класс
- Конспект урока "Родительный падеж мужского рода и среднего рода имён прилагательных" 4 класс
- План внеклассного занятия "Клуб любителей русского языка"