Проектная работа "Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека"

Подписи к слайдам:
Проектная работа: «Отличие народной сказки от литературной. Роль сказки в жизни человека».
  • Выполнили: Шенбергер Альбина и Голикова Татьяна,
  • ученицы 5 класса.
  • Руководитель: Карпотина Ольга Васильевна,
  • Учитель русского языка и литературы.
Этап планирования ( график выполнения проекта)
  • Дата, время работы
  • Вид деятельности
  • Сентябрь (2-20)
  • -обсуждение и формулирование темы; - определение цели и задач.
  • Сентябрь-октябрь (20-15)
  • -изучение видов сказок и выявление характерных черт
  • Ноябрь (10-20)
  • -знакомство с авторской сказкой;
  • -собирание материалов к остальным изученным ранее авторским сказкам;
  • -поиск общих и различных черт между авторской сказкой и народной
  • Декабрь (1-20)
  • -выводы по теме;
  • -написание отчёта о проделанной работе;
  • -подготовка к защите проекта ( составление презентации)
  • Январь
  • Защита проекта
Что же такое фольклорная сказка?
  • Сказка- фольклорная (согласно Википедии) — «эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка)».
Какие бывают виды народных сказок?
  • Волшебные сказки
  • Согласно Проппу, ее структура такова:
  • -Присказка
  • -Зачин
  • -Концовка
  • Среди героев- «гонителей» моим любимым персонажем является Баба-Яга.
Баба-Яга
  • Очень интересную информацию нашли в лингвострановедческом словаре:
  • «Баба−Яга живёт в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступе или на метле. Во время её полета воют ветры, стонет земля, скот ревёт, трещат и гнутся вековые деревья. Она известна тем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг её избушки сделан из человеческих костей, а на заборе − черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в неё, необходимо произнести заклинание: Избушка, избушка, встань по−старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба−Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист − ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядёт или ткёт холсты (сказка «Баба−яга»). Ей служат чёрные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда она пытается украсть маленьких детей, чтобы зажарить в печке и съесть, правда, у неё это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба−Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели (сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба−Яга выступает помощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли−самогуды, сапоги−скороходы, ковер−самолёт, клубок ниток, указывающий дорогу.
  • В некоторых сказках у Бабы−Яги одна нога костяная, поэтому её называют Баба−Яга − костяная нога. В праславянском языке слово было связано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
  • В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные с Бабой−Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы».
В.М. Васнецов «Баба-Яга». 1917 Государственная Третьяковская галерея (Дом-музей В.М. Васнецова), Москва «Сивка-бурка», Шенбергер Альбина, 5 класс Сказки о животных
  • «Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
  • Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисыстабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая».
«Лиса и волк», Шенбергер Альбина, 5 класс Бытовые сказки
  • «В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников».
«Горшеня» Александр Куркин, 1975г.
Вывод
  • Жанровое многообразие сказок позволяет гордиться своей культурой и народом. Но на этом мы не останавливаемся и идем дальше…
  • Как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»…
Как же появилась литературная сказка?
  • Много веков передавали сказители из уст в уста великие народные сказки, а чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Вот какое понятие авторской сказки дается в Википедии :
  • «Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».
  • Некоторые авторы отличают литературную сказку от авторской, но я считаю, что это синонимы. Возможно это будет темой моей следующей проектной работы, а пока будем считать их равноправными и синонимичными. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени.
«Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбина, 5 класс «Слепая лошадь» К. Ушинский, иллюстрация Шенбергер Альбины, 5 класс «Кошка по имени Мышка» , А. Сень-Сеньков, иллюстрация Шенберг Альбины, 5 класс Вывод
  • Отличие литературной сказки от фольклорной
  • Литературная сказка
  • Фольклорная сказка
  • Есть конкретный автор
  • Автор- народ
  • Статична, неизменяема
  • Видоизменяется, передаваясь из уст в уста
  • Может быть придуманный автором сюжет
  • Сюжетная линия строго определена схеме того типа сказки, к которому она относится
  • Система образов произвольна
  • Герои отражают определенное понятие о добре и зле
  • «Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы».
  • «Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного».
Роль сказок в жизни человека
  • И литературные и фольклорные сказки играют важную роль в личностном становлении ребенка взрослым. В наше время многие психологи берут их за основу. Много работ посвящено сказкотерапии, психотерапевтическим сказкам.
Сказкотерапия
  • Сказкотерапия – это самая неоднозначная методика, применяемая в психологии для обучения, развития, воспитания и оказания психологической помощи. Из названия термина можно понять, что ключ к развязке некоторых проблем заключается в сказках. Сказочный мир – это то, что связывает всех людей и вызывая самые лучшие эмоции, окутанные беззаботным детством. Ошибочно считать, что сказкотерапия применяется исключительно на детях, вот уже тысячи лет человечество при помощи сказок передавало свой опыт, историю, истоки познания жизни. Сказка – это не просто придуманный не имеющий смысла рассказ для детей, это нечто большее. Начиная с её возникновения, сказка служила проводником сквозь всё родовое древо и весь народ, она несла трактаты, правила, исторический смысл, память людей и силу единства человеческого. Метод сказкотерапии представляет собой сочетание комплекса психологического воздействия на человека через абстрактность и лёгкость сказок.
Вывод
  • Исходя из вышеупомянутого можно сказать, что сказки, кем бы она не была написана, всегда останется сказкой. Той чудесной, напевной мелодией, что пропитала детство, помогала нам, когда было грустно, когда хотелось волшебства. Мы, когда станем сами мамами, обязательно будем читать детям сказки на ночь! Потому что это наша платформа, без которой просто невозможно представить детство и дальнейшую жизнь…
Список литературы
  • Интернет:http://files.drofa.ru/site/present/2014-01-24_Rudakova.pdf;
  • В.Я.Пропп /МОРФОЛОГИЯ <ВОЛШЕБНОЙ> СКАЗКИ / Москва Лабиринт 1998;
  • https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%B0-%D0%AF%D0%B3%D0%B0/C1-C2;
  • http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/dlja_doshkolnikov/shablony_prezentacij_chto_za_prelest_ehti_skazki/522-1-0-19484;
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0;
  • http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2570-skazki_o_zhivotnyh.html;
  • http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/;
  • https://otvet.mail.ru/question/167744559;
  • http://shkola-abv.ru/vse_dlya_prezentasiy1.html;
  • Энциклопедия для детей. [Том 9]. Русская литература.. Ч. 1. от былин и летописей до классиков XIX века/ ред. М. Аксенова, Д. Володихин и др.- М..: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.-672 с.
  • Спасибо за внимание!