Методическая разработка "Система работы над сочинением по портрету в 7 классе"

Методическая разработка
«Система работы над сочинением по портрету в 7 классе»
Предлагаемая система работы над подобным сочинением в 7 классе подразумевает
проведение двух уроков (однако, по желанию учителя и в связи с
потребностями/подготовкой класса количество таких уроков может быть увеличено). Для
знакомства с этим жанром описания ученикам логично предложить достаточно простые
портреты, с описанием которых справятся дети разного уровня подготовки и речевого
развития. Именно этим обусловлен выбор обоих портретов: образы героев, с одной
стороны, требуют анализа, размышления — и соответствующих усилий при словесной
передаче производимого ими впечатления и средств его создания, а с другой они
достаточно цельны, лишены излишних деталей, которые создали бы ненужные
затруднения, способные помешать выполнению учебной задачи.
Необходимое оборудование: репродукции описываемых портретов (желательно — на
электронных носителях или слайдах с возможностью приближения и детализации).
Урок 1
О.А.Кипренский «Портрет мальчика Челищева»
Учитель предъявляет классу портрет, просит посмотреть на него и описать первые
впечатления.
Обычно в ответах звучат две основные мысли: на портрете изображен ребенок —
очевидно небольшого возраста, однако у этого ребенка очень серьезное лицо. Именно от
этого стоит отталкиваться в дальнейшей работе над описанием.
Учитель: Мне кажется, в ваших словах есть какое–то противоречие: ребенок, но
одновременно и взрослый. Попробуйте объяснить, почему вам так кажется. Видимо, дело
в том впечатлении, которое он производит. Давайте попробуем разобраться. Назовите,
какие детали выдают его реальный возраст, а какие говорят, что внутренне он взрослее.
Дети называют и одновременно записывают (можно сразу в два столбика):
Черты ребенка:
детское пухлое лицо,
полные пухлые губы,
мягкий подбородок с ямочкой,
нежная кожа (одновременно бледность и пробивающийся сквозь нее румянец).
Черты взрослого:
внимательный взгляд, создающий ощущение внутреннего покоя,
выражение уравновешенности на лице (хотя, например, волосы не приглажены).
Учитель: знаете, на самом деле это впечатление не случайно, особого противоречия нет.
Посмотрите на дату написания этого портрета. Она вам что–нибудь говорит?
1808–1809 года — время перед Отечественной войной 1812 года, и этот мальчик имел к
этой войне самое непосредственное отношение. Учитель сообщает биографические
сведения о герое портрета. Александр Александрович Челищев родился 29 февраля 1797
года. Воспитывался в Пажеском корпусе. В возрасте 14 лет ушел на войну с французами,
участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии. Член Союза
благоденствия.
Учитель: вот посмотрите, теперь, зная немного о его жизни, мы, пожалуй, уже не
удивляемся такой взрослости. Как хорошо художнику удалось передать его характер! И
это безо всяких слов, только средствами живописи! Это говорит о настоящем мастерстве!
Какими изобразительными средствами он достает такой выразительности? Как построен
портрет?
мало цветов, базовых всего три: черный, белый и красный, причем художник почти не
использует оттенки и переходы (но там, где все–таки использует, делает это очень умело
например, чтобы показать нежную кожу лица),
форма — ничего лишнего, выделяет лицо, а в нем глаза,
мало деталей (вспомним известные нам барочные/классицистические портреты
обильный декор, аксессуары либо символические вещи. А тут — только сам
портретируемый).
А теперь смотрите: наша задача — описать портрет. Но хорошее, качественное описание
не просто сообщает сведения о том, что есть на картине, оно передает впечатление. То,
что художник сделал своими средствами, мы попробуем сделать словами чтобы
человек, который портрета не видел, получил о нем представление — настоящее,
почувствовал то же, что почувствовали мы. Давайте подумаем, какие языковые средства
могут нам помочь.
Обычно, если предыдущий разговор нашел отклик в детях, заинтересовал их, недостатка в
идеях не бывает: дети охотно предлагают выражения и даже целые речевые конструкции,
которые имеет смысл записывать, чтобы таким образом создалась некая копилка (потом,
при составлении черновика, ими можно будет воспользоваться либо нет, однако на этом
этапе стоит все же предложить записать — чтобы было от чего оттолкнуться). Вот
некоторые примеры, накопленные за нашу практику:
глаза: большие, выразительные, как маслины (иногда звучит слово «оливки», однако
оно некорректно: оливки — это недозрелые маслины, они зеленого цвета), как угольки.
губы: алые, пухлые, яркие, детские, капризные
брови: слегка намеченные/очерченные, высокие, гармоничные, симметричные
нос: прямой, красивый, выступает, мягкий
подбородок: мягкий, с ямочкой, пухлый, круглый, детский, нежный
волосы: непослушные, лежат прядями — вихрами, разметались, живописно обрамляют
лицо, выдают характер
лицо: нежное, аристократическое, румяное, как будто он только что с улицы/с
мороза/бегал, круглое, пухлое, симметричное, гармоничное, задумчивое, капризное,
высокомерное (с чувством собственного достоинства).
уши: аккуратные (обычно дети, которые предлагают этот эпитет, поясняют, что уши не
отвлекает внимания, если не смотреть специально).
кожа: тонкая, аристократическая, просвечивающая, бледная, бледно–румяная,
на шее не повязан галстук/платок — элемент свободы (хотя жилет скроен глухо — под
самое горло и застегнут), уголки воротника рубашки приоткрывают шею.
После такой проработки можно предложить детям подумать над композицией, и здесь
есть два пути. Можно начинать с общего описания, переходя к деталям, тогда вступление
может быть совершенно традиционным: «Передо мной портрет овальной формы, на нем я
вижу изображен … ». Не менее часто дети предпочитают начать сразу с впечатлений:
«Первое, что привлекает внимание на этой картине, — глаза». В любом случае уместно
еще раз напомнить детям необходимость передачи оценки, впечатления от героя портрета
соответственно, все детали, называемые ими, должны так или иначе работать на это
впечатление, обосновывать его, иначе не сложится цельность сочинения.
Практика показывает, что ученикам 7 класса в большинстве вполне по силам построить
связное и логичное описание на основе проговоренных вместе деталей. Более сильные
дети делают это более непринужденно, подчиняют наработанный сообща материал
собственным задачам, более слабые получают некий коммуникативный минимум,
позволяющий хотя бы (на первом этапе) самостоятельно скомпоновать возможные
речевые клише в цельное законченное описание.