Технологическая карта "Морфологические признаки имени прилагательного" 6 класс

Урок №6
Тема: Мордовский край в XI - начале XIII в.
Цель: Рассмотреть формирование феодального строя у мордвы, отношения мордвы с Русью.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять термины: инязор, оцязор, шифер, ротник
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделят и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для
высказывания.
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё
не известно.
Личностные УУД: представление о Мордовии как о субъекте.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход уроков
I.Орг.момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
План:
1. Формирование феодального строя у мордвы;
2. Мордва и древняя Русь;
3. Пургас и Пуреш.
III. Основной этап.
1. В XI-XIII вв. в Среднем Поволжье шло соперничество за экономическое и политическое первенство между
Киевской Русью и Волжской Булгарией.
Задание: откройте карту на стр. 55 и найдите эти гос-ва. Где находилась мордва? (между ними)
В 1221 г. на стрелке был основан Нижний Новгород, который стал форпостом в борьбе с булгарами. Часть
мордовских племен, проживающих здесь, была подчинена русским князьям. Но мордва сопротивлялась. Об этом
есть упоминание в ПВЛ. Победа над Муромским князем Ярославом в 1103 г. говорит о наличие сильного войска
у мордвы.
Эти обстоятельства оказали влияние на расселение мордвы. Эрзя ушла на р. Теша и Алатырь, мокша на Вад,
Мокшу и Сивинь.
Значительные изменения произошли и в экономике.
Задание: прочитайте 2 и 3 абзацы на стр. 53 и запишите в тетрадь эти изменения.
Изменения в экономической жизни мордвы:
1. Подсечно-огневое земледелие уступило место переложному;
2. Появились плуг и соха с железным лемехом и сошником, современного вида серпы;
3. развивалось железоделательное ремесло и ювелирное дело;
4. Усовершенствовался ткацкий стан;
5. Появилось пасечное пчеловодство;
6. расширились торговые связи с другими народами.
Верховная власть и ее функции
- Как вы думаете, как эти успехи сказались на имущественном и социальном неравенстве в мордовском
обществе?
- Прослеживается деление на богатых и бедных: погребения стали располагаться не рядами, а отдельным
группами, в центре которых размещались богатые захоронения.
Еще более возросло значение племенной знати, которая формировалась из выборных родовых старейшин (куд-
атя) и вождей военных дружин (тюштя).
В X XI вв. в мордовском языке появились слова, обозначающие титул инязор, оцязор, каназор Ине (большой)
и азор (хозяин) - Инязор (эрзянский), Оцю (большой) и азор (хозяин) - Оцязор (мокшанский)
Верховный бог Возникающее единовластие нуждалось в идеологическом оформлении, в божественном
благословении. Именно в этот период в мифологии мордвы появился самый могущественный верховный бог
Ине Шкай, Оцю Шкай. Он подчинил себе все другие божества. Его именем мордовские правители стремились
утвердить свою власть над другими людьми.
2. Мордва и Древняя Русь. Более тысячи лет назад на западных и северных границах расселения мордвы
появились славяне. Это были предки русского, украинского и белорусского народов, объединенные в
государство Киевскую Русь. Русские князья Святослав и Владимир совершали походы на Оку и Волгу, в
результате которых был разгромлен Хазарский каганат и мордва освободилась из-под его власти. Часть мордвы,
жившая по Цне и Ваду, вошла в состав Древнерусского государства.
Задание: Ознакомьтесь с документом (стр. 59)
1006 г. Договор о торговле между Киевской Русью и Волжской Болгарией: «...прислали болгаре послов с дары многими, дабы
Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир им охотно соизволил. И дал им
во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатями от наместников в Болгары с
торгом ездили без опасения...»
(Татищев В. Н. История российская. Т. 2. М., 1962. С. 88, 89).
Знаки сыновей князя Владимира В материалах современных археологических раскопок представлены
должностные знаки сыновей князя Владимира в мокшанском Кельгининском могильнике и многочисленные
славянские вещи в погребениях мокши. Должностные знаки представляли собой пятиугольные бронзовые
пластинки с ушком для подвешивания. На этих пластинках с обеих сторон были нанесены родовые знаки русских
князей - трезубцы. Такие подвески выдавались должностным лицам, которые имели право собирать дань с
подчиненного князю населения. Подвески были найдены в мордовских могилах. Значит, княжеские должности
сборщиков дани занимали представители мордовского племени.
С раздроблением Киевской Руси в XII в. соседние княжества пытались подчинить себе мордовские земли.
Задание: Ознакомление с документом (стр. 59) «О заложении Нижнего Новгорода» и «О нападение мордвы на
Нижний Новгород»
- О чем говорят эти документы? (О сопротивлении мордвы)
В тоже время налаживались торгово-экономические связи мордвы с русскими, о чем свидетельствуют находки в
археологических памятниках: русские плетенные браслеты, височные кольца, сделанные под Киевом и т.д. Через
славян попадали вещи из далеких стран (Скандинавия). Найдены и нательные крестики и иконки (рис. на с. 57).
Мордва поставляла на Русь продукты земледелия, животноводства, бортничества и охоты.
3. Пуреш и Пургас.
Племенные союзы восточных славян (восточнославянские союзы племён, племена восточных славян,
объединения восточных славян) — форма социальной организации восточнославянского общества в период
разложения первобытнообщинного строя и формирования государственности. Образование союзов этап на
пути складывания государственности восточных славян. Говоря о «союзах», в данном случае историки
подразумевают, что они были сложными образованиями и носили уже не родовой, а территориально-
политический характер.
Задание: Прочитайте пункт «Пуреш и Пургас» и заполните таблицу:
Вопросы
Волость Пуреша
Волость Пургаса
Территория обитания
Союзники
Военные столкновения
IV. Закрепление.
-Почему стала меняться территория расселения мордвы?
-Как складывались отношения между мордвой и Русью?
-Какие военно-племенные союзы вы знаете?
Домашнее задание: §6
Дополнительный материал
ПУРГАС И ПУРЕШ
К XIII в. Эрзя уже имела некоторый стаж «международных» отношений. Начиная с V в. она сталкивалась с хазарскими,
ногайскими и болгарскими кочевниками, научившими ее хозяйственному использованию лошади, а также ведению
оборонительных войн. Затем наступает для нее длительная пора меновых отношений с болгарскими купцами. Дальше идут
войны с русскими княжествами.
Земли Эрзи и Мокши делились к этому времени на две области: Северную, эрзянскую область, возглавляемую инязором
Пургасом, и южную мокшанскую область, возглавляемую инязором (оцюазором) Пурешем. Жителей мокшанской области
проезжавший здесь и 1215 — 1255 гг. иностранный путешественник Рубруквис называл «Моксель» (Moxcl), а жителей
эрзянской области «Мердас» (Merdas или, по-латыни, Morduani). Под словом «моксель» надо понимать мокшу, а под
словом «мердас» эрзю. Русские летописцы также делили земли Эрзи и Мокши на две «волости», называя «Пургасовой
волостью» северную эрзянскую область и «Пурешевой волостью» южную мокшанскую область.
К половине XIII века мокша и эрзя были настолько обособленными и географически и политически, что каждая из этих
областей имела свою собственную, похожую на феодально-государственную, власть. Эта власть принадлежала иняэору
(онюазор). Каждое из этих государственных образований Эрзя и Мокша народов имеет, так сказать, некоторые особенности
своей истории. Мокшанская область того времени занимала примерно те же районы, где мокша живет до сих пор, это
территория недавно упраздненной Пензенской губернии. Западные границы мокшанской области еще в XIII в. уходили
значительно дальше, чем границы недавней Пензенской губерний. Районы таких городов, как Кадом и Касимов, входили
тогда в состав мокшанской области.
Южное положение мокшанской области ставило ее в крайне тяжелые условия вследствие беспрерывных кочевых набегов,
целым потоком идущих из Нижнего Поволжья. По мокшанской области все время прогуливались кочевые тюркские
княжества, обирая у населения все, что попадало под руку. В мокшанских песнях имеются указания и на случай похищения
у них женщин, идущих, вероятно, через соседнюю Болгарию на восточный невольничий рынок. Посетивший мокшанскую
область иностранец Рубруквис свидетельствует: «Моксель (мокша) очень одобряет германцев, надеясь что при их
посредстве они освободятся от рабства татар». Тюркские кочевники, называемые татарами, вероятно, настолько много
причиняли зла мокшанской области, что население последней, жалуясь беспристрастному иностранцу на татарские
притеснения, высказываю надежду на избавление от татар при помощи каких-то германцев. Заметьте германцев, а не
русских, которые тогда едва ли чем отличались от татар по части опустошительных набегов на Эрзю и Мокшу.
В совершенно иных условиях находилась эрзянская область, вероятной территорией которой являлась б. Нижегородская губ.
и западная часть б. Симбирской губ. От южных кочевников она была заслонена мокшанской областью. Эрзя почти не
испытывала на себе кочевого грабежа. Зато опустошительные набеги русских князей были бедствием эрянского населения.
Вся неприязнь эрзи скорее всего была направлена против русских. Приведенные обстоятельства приводили эрзянских и
мокшанских родоправителей-инязоров к противоречивым взглядам. В то время, как Пуреш исходил из мысли «хоть к черту
на рога, только от татар подальше», Пургас имел в перспективе нечто обратное. Пуреш шел на сближение с русскими, а
Пургас, ведя ожесточенную борьбу с русскими, стремился сблизиться с татарами, привлекая нередко их в свою армию.
Случилось так, что мокша Пуреш перешел на сторону русских, заключив союз с муромским князем Юрием против Пургаса.
В лице Пуреша, знакомого с условиями ведения лесной войны, русские князья приобрели огромную силу, способную
наносить сокрушительные удары армии Пургаса. Летописцы следующим образом описывают один из походов перешедшего
на сторону русских князей Пуреша: «Того же лета (1229 г.) победил Пургаса Пурешен сын с Половици, и изби Эрзю всю и
Русь Пургасову, а Пургас едва в мале утече».
Несмотря на переход Пуреша на сторону русских князей, Пургас продолжал борьбу с последними при содействии татар.
Последующие за Пургасом поколения инязоры в XIV веке продолжали борьбу с русскими в полном контакте с Казанским
ханством. К такому согласованному действию Эрзи и татар против русских толкала общность исторической судьбы обоих
народов. И эрзя и татары очутились перед все укрепляющимся общим врагом в лице великорусских княжеств, укрепившихся
в Нижнем Новгороде. В 1377 г. эрзя вошла в соглашение с Ордынским царевичем Аракшей насчет совместных военных
действий против нижегородцев и наголову разбила последних и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке
Пьяне.
Русский историк Экземплярский, описывая момент раз¬грома татарами и эрзей Нижнего Новгорода, говорит, что «эрзе это
не прошло даром», что русские настигли эрзю на реке Пьяне, сильно побили ее и много эрзи потонуло в реке. «Этого мало,
продолжает Экземплярский, зимой того же 1377 г. Дмитрий Константинович послал на Эрзянь Мастор с своими
полками брата Бориса и сына Семена; великий князь московский также прислал всю рать под начальством воеводы Федора
Андреевича Свибла. Русские рати произвели полнейшее опустошение эрзянской земли: как выражается летопись, «землю их
всю пусту сотвориша»; селения были разграблены и преданы огню; из жите¬лей одни истреблены, другие, особенно лучшие,
забраны в полон; мало было таких, которым удалось избыть русского меча или полона. Раздражение против поганой и
неверной эрзи до того было сильно, что в Нижнем предавали плен¬ных различным казням; между прочим, некоторых из них
вывели на волю, волочили по льду и травили псами».
Совместные военные действия эрзи и татар против великорусских князей являются результатом колонизаторской
деятельности последних. «Эрзя и русские были теперь не одни, говорит М. Н. Покровский, были еще татары, а на
ордынских комбинациях умели играть не только русские князья. В 1377 г. эрзя навела на суздальцев татар, которые
совершенно истребили суздальское войско, а попутно разграбили и сожгли дотла Нижний Новгород».
Военные союзы эрзи и татар против русских не могли не повести за собой некоторую утрату эрзянскими инязорами
суверенных, если так можно выразиться, прав; эрзянские инязоры обязаны были с этого момента собирать с населении дань
и вносить эту дань в ханскую кашу. Татары ежегодно зимой посылали в Эрзянь Мастор своих сборщиков дани, в
сопровождении вооруженных отрядов, для сбора податей в виде ясака. С этого времени эрзянский народ стал подвергаться
двойной эксплуатации, ханской и инязорской. Установившиеся взаимоотношения между эрзянскими инязорами и татарским
ханством были неизменными на протяжении всего времени существования татарского ханства, т. е. до XVI в.
Вернемся еще раз к инязору Пургасу. Летописцы свидетельствуют о том, что существовала «Пургасова Русь» (Эрзянь
Мастор), наводившая своими войсками немало страха па великорусских князей. Историки недоумевали по поводу того,
почему Эрзянь Мастор летописцы называли «Русью». Экземплярский, например, прямо считает это обстоятельство
«загадочным». Приведенный нами рассказ об эрзянском правителе Обране определенно сообщает нам, что Обран «не
прирожденный владыка Эрзя народа, а только выборный правитель их, почему и не может самолично принимать никаких
условий». Это указание проливает свет на внутреннюю структуру управления Эрзянь Мастор. Если принять, кроме того, во
внимание, что классовая дифференциация и классовое угнетение среди эрзи находились в ту пору в начальной стадии, тогда
как великорусские княжества в этом отношении шли далеко впереди эрзи, то станет понятным стремление угнетенных
классов русского населения уйти из-под власти своего угнетателя князя-феодала и стать гражданином страны Пургаса
Эрзянь Мастор.
И когда в Эрзянь Мастор стекались недовольные феодальным режимом своих князей русские крестьяне, то Пургас
привлекал эти недовольные элементы в свою армию. Наличие в армии эрзянского инязора Пургаса русских крестьян и
давало летописцам повод для названия «Пургасова Русь». С этой точки зрения является, безусловно, правильным следующее
утверждение М. Н. Покровского: «Борьба с эрзей отнюдь не носила только национальный характер — она имела свою
классовую сторону. Эрзю громили и грабили князья с их дружиной и городскими «воями». Нет ничего загадочного в том,
что крестьяне (русские. Т. В.), которых те же князья грабили у себя дома, чувствовали себя ближе к Пургасу, чем к
Юриям и Святославам».