Материал для подготовки учащихся 9 классов к ГВЭ по русскому языку (вариант с пометой «К»)

1
Автор: Симоненко Ирина Олеговна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения города Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа №44»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
К ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ВАРИАНТ С ПОМЕТОЙ «К»)
В общеобразовательных школах с каждым годом растёт число выпускников, сдающих
обязательный экзамен по русскому языку в формате ГВЭ.
Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах с
учётом возможностей разных категорий его участников: учащихся с ОВЗ и учащихся без ОВЗ.
Большинству выпускников предлагается на экзамене написать изложение (сжатое или подробное)
с творческим заданием или сочинение.
Для подготовки к экзамену учащихся с задержкой психического развития и тяжёлыми
нарушениями речи на сайте ФИПИ представлены 6 вариантов экзаменационных работ с пометой
«К»
1
.
Комплекты изложений с творческим заданием (с пометой «К») имеют свою специфику.
Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и
сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных
рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные
синтаксические конструкции; диалектная, архаичная лексика.
Устанавливается необходимый объём письменной работы в форме изложения с творческим
заданием:
сжатое изложение от 40 слов (если в изложении менее 30 слов подсчёт слов включаются
все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
объём подробного изложения не более 300 слов;
творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов подсчёт слов
включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
С критериями оценки изложения и творческого задания к изложению, шкалой перевода
первичного балла в отметку по пятибалльной системе, рекомендациями для организаторов ГВЭ-9
по русскому языку можно ознакомиться на сайте ФИПИ.
Наличие на сайте ФИПИ «Тренировочных сборников» для подготовки к экзаменам
учащихся с ОВЗ, безусловно, является подспорьем для учителя-словесника. Однако 6 вариантов
КИМ мало, и учителю зачастую приходится самостоятельно подбирать тексты для подготовки
выпускников к изложению с творческим заданием. Порой подбор хорошего текста напоминает
поиск клада, поскольку учителю приходится не только искать текст, но и подбирать такое
произведение, которое учащиеся не смогут списать в сжатом виде, воспользовавшись ресурсами
сети Интернет.
Хорошую подборку повествовательных текстов содержат проверенные временем сборники
текстов для изложений.
2
Хочу поделиться теми текстами, которые нашла и переработала для подготовки к ГВЭ-9
своих учащихся.
1
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1528126555/_spec_ru_pism_gve-9_2018_.pdf
2
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебное
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: 2008.
2
Этапы работы с текстом при подготовке к изложению:
1) актуализация знаний о существующих приёмах сжатия текста (исключение, упрощение,
обобщение);
2) чтение с карандашом в руке в начале учебного года (запись опорных слов при слушании текста
во втором полугодии);
3) работа с толковым словарём (уточнение значения неизвестных слов);
4) составление плана текста;
5) устный пересказ текста по плану;
6) работа над черновым вариантом текста;
7) комментирование орфограмм и пунктограмм;
8) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и
формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю;
9) написание окончательного варианта изложения на чистовик (коррекция особенностей почерка).
Этапы работы с текстом при написании творческого задания (ответа на вопрос по тексту):
1) актуализация знаний о структуре сочинения-рассуждения, композиции текста;
2) определение ключевых слов в формулировке вопроса;
3) формулировка тезиса (написание вступления);
4) подбор аргументов с опорой на предложенный для изложения текст;
5) обсуждение примеров-аргументов из личного опыта учащегося, отбор аргументов, оценка их
уместности;
6) формулировка заключения (вывода);
7) работа над черновым вариантом текста;
8) комментирование орфограмм и пунктограмм;
9) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых повторов) и
формирование навыка проверки написания слов по орфографическому словарю;
10) написание окончательного варианта сочинения на чистовик (коррекция особенностей
почерка).
3
ТЕКСТ 1.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ
Однажды утром меня разбудило чириканье знакомой птички. Я подошла к окну, осмотрела
двор и увидела маленький серый комочек в траве. Птенец. Уже большой, но ещё не летает. Живой!
А под изгородью лежит гнездо. Мне всё стало понятно.
Начались наши тревожные времена, мои и мамаши выпавшего птенца. Целый день я гоняла
котов со своего двора. А птичка без конца отлучалась за очередным червяком или мухой для своего
прожорливого дитяти. Подходить к птенцу я не решалась. Слышала о том, что некоторые птицы
бросают гнёзда, если к ним кто-нибудь прикоснётся или приблизится. А потом наступила длинная
бессонная ночь. Птенец по-прежнему сидел в траве. Его мать непрерывно с ним перечирикивалась.
А я сидела на крыльце и сторожила их покой.
Утром моя крылатая подруга нашла выход из положения. Она начала учить птенца
передвигаться по земле прыжками: подлетала, отлетала, прыгала рядом со своим птенчиком.
Вскоре птенец начал нерешительно, потихоньку скакать в траве. Но стоило матери улететь на
поиск добычи, он опять замирал на месте.
На следующий день начался дождь, он усиливался и перешёл в настоящий ливень. Картина,
которую я увидела, ошеломила меня. Мать подлетела к вымокшему испуганному птенцу, присела
рядом с ним и прикрыла его крылом. Неподвижно они просидели в траве, пока не закончился
дождь.
Потом выглянуло солнышко. Снова начались уроки передвижения, кормёжка... А к вечеру,
когда птенец распрыгался, его сообразительная мать присела на перила крыльца и стала, как мне
показалось, призывать своё чадо забраться туда же. Но как? Он ведь не летал. Прыжок, ещё
прыжок... Опять прыжок. Нет, не получается... И вот он, долгожданный миг! Первый шаг сделан,
два-три быстрых неуклюжих движения крылышками, и птенец сидит рядом с матерью на перилах
моего крыльца.
Глупышка-птенец, запомни этот урок! Будь таким же заботливым родителем, как и твоя
великая мать.
(По рассказу Татьяны Калашниковой «Переполох», 282 слова)
Обратить внимание!!! Обсудить с учащимся варианты замены слов «птица» и «птенец»
синонимами для ухода от речевых повторов в изложении.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Как характеризует человека забота о живых
существах?»
ИЛИ
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какие примеры дружбы человека и
животного Вам известны?»
ТЕКСТ 2.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРИРОДЕ
Шпак… Так меня прозвали. Шпак - это скворец. Но я же не похож на скворца! У него перья
чёрные, а у меня кожа белая. Он маленький, живёт в скворечнике, летает по двору, таскает к себе
зёрнышки, гусениц - детей кормит. А я не очень занят по дому: только что раз в неделю мама
попросит подмести или сходить за хлебом... Не понимаю я связи между собой и этой птицей!
4
В нашем доме жил здоровый оболтус Петька. Он все время болтался во дворе и обзывал меня
разными прозвищами. По числу таких временных кличек я был рекордсменом. Петька насчитал
двадцать! Я был «Плешью Водяной», когда мне разбили голову и рану мазали зелёнкой. «Бледной
Поганкой» меня Петька назвал, потому что однажды я неделю паял радиосхемы и стал совсем
бледным.
Я обижался на новые прозвища. Это и нравилось Петьке больше всего. Если обида была
кровной, если кличка брала за живое, то я кричал, топал ногами, обзывал его сам.
Постепенно мерзкие прозвища сами собой отпадали, но непонятная кличка Шпак почему-
то прилипла ко мне. В нашем классе все мальчишки меня называли только так.
Со временем я привык к этому прозвищу и перестал обижаться. Начал даже задумываться:
может, не случайно у меня такая судьба, может, в чем-то мы родственники со скворцом, который
свистел со скворечника у нас на тополе. Я переживал за него, присматривался к этому бедному
отцу семейства, который кормил свою орущую ораву.
Песни скворца меня радовали. Когда он щебетал по весне своим скрипучим голосом, было
очень приятно. Скворец может по-разному петь. Он и щёлкает, и свистит, и хрюкает, и даже
по-петушиному может кукарекать. Я считаю его самым интересным певцом.
Однажды я даже слышал, как он мяукал. Дело было так: рыжий кот Васька, бандит и хулиган,
бежал по двору, подняв хвост трубой. Вдруг я слышу: мяаа-у! Васька весь передёрнулся, к земле
прилип, смотрит по сторонам сумасшедшими глазами. Что это за нахал нарушил его территорию,
вторгся в наш двор? Он пополз к сараю, а ушами водит, глазами рыскает по сторонам. Я
внимательно осмотрелся по сторонам. Нет никакого кота! На ветке сидит скворец и спокойно
мяукает!
Проникся я к скворцу симпатией. Птица гордая, смелая и с юмором. Здорово, что меня
Шпаком назвали! Это значит, что я могу летать и над дураками смеяться. С тех пор я перестал
обижаться на это прозвище. Наоборот, даже почувствовал в себе добавочную силу, способности
новые: как будто все люди только люди, а я ещё и скворец. И сны мне стали сниться новые: словно
летаю я рядом со скворечником, парю над тополем, над крышей и проводами, сажусь на ветку, рот
открываю и начинаю петь не хуже соловья.
(По рассказу Юрия Ничипоренко «Шпак», 422 слова)
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир
живой природы
ТЕКСТ 3.
О ДОБРОТЕ, НЕРАВНОДУШИИ, ОТЗАВЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА
У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. Ещё бы!
Юркин отец исколесил полсвета и отовсюду слал письма. Из-за необыкновенной коллекции
только и отправился Валерка Снегирёв, человек в общем-то обыкновенный, к своему знаменитому
однокласснику в гости.
Юрка приходу Валерки обрадовался, сразу начал вытаскивать из массивного письменного
стола огромные, в толстых кожаных обложках альбомы.
- Вот они, мои марочки... Юрка почти пропел это самое «ма-арочки». И в тот же момент,
будто откликаясь, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
- Что это? - тихо спросил Валерка, когда вой оборвался на высокой тоскливой ноте.
- Не обращай внимания! - махнул рукой Юрка. - Собака у соседа. Воет и воет, понимаешь!..
5
- Почему же она воет?
- Откуда я знаю? Я и в глаза не видел ни собаку, ни соседа. Они всего неделю как переехали.
- Может, голодная?
- Может, и голодная. Снегирь, идея!.. Мы её покормим! Чтобы перестала выть! Значит, так!
Проводим разведку: цель - установление, открыта ли форточка у соседа. Затем - операция
«Томагавк»! Мы с тобой набираем кусков хлеба и колбасы, выходим на улицу и забрасываем
провиант в открытую форточку!
У Юрки от возбуждения засверкали глаза.
- Форточка-то на девятом этаже, - напомнил ему Валерка. - Не добросить…
- Скучный ты человек, Снегирь! Такой план погубил... Да ладно, что-нибудь придумаем!
Давай пока марки смотреть…
- Марки?.. Слушай, может, там что-то случилось? В квартире, где собака…
- Да нет, она каждый день воет. До пяти часов. В пять перестаёт.
- А сейчас сколько?
- Времени... пятнадцать пятого.
Валерка начал одеваться - торопливо намотал шарф, застегнул пальто. Выскочил на улицу,
перевёл дух и стал искать на фасаде дома Юркины окна. Три окошка на девятом этаже неуютно
темнели. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать
сколько понадобится.
Ждать пришлось недолго. Крайнее окно тускло засветилось: видимо, включили свет в
прихожей...
Дверь открылась сразу, словно Валерку ждали. На пороге стоял... Но Валерка не успел увидеть,
кто стоял на пороге. Откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа,
бросился Валерке под ноги. Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого
собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! Он протянул руки, подхватил
собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
- Чудеса! - раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. -
Чудеса! Ну и Янка!
Валерка поднял голову. Голос принадлежал невысокому щуплому человеку.
- Ты ко мне? Странное, понимаешь, дело... Янка с чужими… не особенно. А к тебе - вон как!
Заходи.
С собакой на руках Валерка вошёл в квартиру. Всё вокруг было как попало заставлено
шкафами, столами, чемоданами.
- Понимаешь, только перебираемся... Жена ещё не приехала, так что извини.
- Я на минутку. По делу.
- По делу? Слушаю.
- Собака ваша… Яна... Воет целыми днями.
- Мешает, значит. Тебя родители прислали? Из какой квартиры?
- Я сам пришёл… И я не из этого дома, из соседнего!
- Неужели и там слышно?
- Нет, там не слышно! Я просто хотел узнать, почему она воет. Ей плохо, да?
- Ты прав, ей плохо. Янка привыкла днём гулять, а я на работе. На работе, понимаешь? Вот
приедет жена, и всё будет в порядке. Но собаке ведь не объяснишь! Тоскует она.
- А если я... Я прихожу из школы в два часа... Я бы мог гулять с ней после школы!
Человек постоял, раздумывая, а потом вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и
достал маленький ключик.
- Держи. Поворачивать вправо.
6
Пришло время удивляться Валерке.
- Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
- Ох, извини, пожалуйста. - Мужчина протянул руку. - Давай знакомиться! Молчанов
Валерий Алексеевич, инженер.
- Снегирёв Валерий, ученик шестого "Б", - с достоинством ответил Валерка.
- Очень приятно! Теперь порядок?
- Порядок. - Валерка спрятал ключ. - Значит, завтра?..
Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, она бежала за Валеркой до самой двери.
- Собаки не ошибаются, не ошибаются… - бурчал себе под нос инженер Молчанов.
На лестнице Валерка столкнулся с Юркой Хлопотовым.
- Что, ещё не ушёл?
- Да я из-за собаки. Которая выла… Она просто гулять хочет.
- Откуда знаешь?
- Зашёл и спросил. И гулять с ней буду. С завтрашнего дня.
- Зашёл и спросил? Спроси-ил... - Юркино лицо вдруг сделалось унылым. Он разочарованно
махнул рукой:
- Эх, скучный ты человек, Снегирь!
(По рассказу Сергея Георгиева «Собаки не ошибаются», 709 слов)
Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную.
Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какого человека можно назвать, по Вашему
мнению, неравнодушным и отзывчивым?»
ТЕКСТ 4.
О ВОЙНЕ И ЕЁ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ
Солдатам одной из сибирских дивизий в те дни, когда дивизия отправлялась на фронт,
земляки подарили маленького медвежонка. Освоился Мишка с солдатской теплушкой. Важно
поехал на фронт.
Оказался медвежонок на редкость смышлёным. А главное - от рождения характер имел
геройский. Не боялся бомбёжек. Лишь недовольно урчал, если снаряды разрывались очень близко.
Побывал Мишка на Юго-Западном фронте, затем в составе войск, которые громили
фашистов под Сталинградом. Потом находился с войсками в тылу, во фронтовом резерве. Потом
попал на Воронежский фронт, затем на Центральный, опять на Воронежский. Подрос медвежонок
за это время. В плечах раздался. Бас прорезался.
В боях под Харьковом медведь отличился. На переходах шагал он с обозом в хозяйственной
колонне. Так было и в этот раз. Шли тяжёлые, кровопролитные бои. Однажды хозяйственная
колонна попала под сильный удар фашистов. Окружили фашисты колонну. Силы неравные, туго
нашим. Заняли бойцы оборону. Только слаба оборона. Не уйти бы воинам.
Да только вдруг слышат фашисты страшный какой-то рык! «Что бы такое?» гадают
фашисты. Прислушались, присмотрелись.
Бер! Бер! Медведь! — закричал кто-то.
Верно поднялся Мишка на задние лапы, зарычал и пошёл на фашистов. Не ожидали
фашисты, метнулись в сторону. А наши в этот момент ударили. Вырвались из окружения.
7
Мишка шагал в героях.
Его бы к награде, — смеялись солдаты.
Получил он награду: тарелку душистого мёда. Ел и урчал. Вылизал тарелку до глянца, до
блеска. Добавили мёда. Снова добавили. Ешь, наедайся, герой. Топтыгин!
Вскоре Мишка пошёл на Днепр. Стал Мишка совсем великан. Где же солдатам во время
войны возиться с такой громадой! Решили солдаты: в Киев придём в зоосаде его поселим. На
клетке напишем: медведь — заслуженный ветеран и участник великой битвы.
Однако прошла дивизия Киев стороной. Не остался медведь в зверинце. Рады солдаты.
С Украины Мишка попал в Белоруссию. Принимал участие в боях под Бобруйском, затем
оказался в армии, которая шла к Беловежской пуще.
Беловежская пуща рай для зверей и птиц. Лучшее место на всей планете. Решили солдаты:
вот где оставим Мишку.
Верно: под сосны его. Под ели. Вот где ему раздолье.
Освободили наши войска район Беловежской пущи. И вот наступил час разлуки. Стоят
бойцы и медведь на лесной поляне.
Прощай, Топтыгин! Гуляй на воле!
Живи, заводи семейство!
Постоял на поляне Мишка. На задние лапы поднялся. Посмотрел на зелёные гущи. Носом
запах лесной втянул.
Пошёл он валкой походкой в лес. С лапы на лапу. С лапы на лапу. Смотрят солдаты вслед:
Будь счастлив, Михаил Михалыч!
И вдруг страшный взрыв прогремел на поляне. Побежали солдаты на взрыв мёртв
Топтыгин. Наступил медведь на фашистскую мину. Проверили — много их в Беловежской пуще.
Ушла война дальше на запад. Но долго ещё взрывались здесь, в Беловежской пуще, на минах
и кабаны, и красавцы лоси, и великаны зубры.
Шагает война без жалости. Нет у войны усталости.
(По рассказу Сергея Алексеева «Мишка», 440 слов)
Обратить внимание!!! Правописание имён собственных в тексте.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему, по Вашему мнению, сегодня жива
память о страшных событиях Великой Отечественной войны?»
ТЕКСТ 6.
О МИЛОСЕРДИИ
Мой отец во время войны оказался на оккупированной территории. Досталось им от немцев,
ох, как досталось. А когда наши погнали немцев, те, понимая, что подросшие мальчишки
завтрашние солдаты, решили их расстрелять. Моему папе повезло. Он был ранен, но смог убежать.
Но не всем тогда повезло.
В Германию мой отец входил танкистом. Их танковая бригада отличилась под Берлином.
Я видел фотографии этих ребят. Молодежь, а вся грудь в орденах, несколько человек Герои.
Многие, как и мой папа, были призваны в действующую армию с оккупированных земель, и
многим было за что мстить немцам. Поэтому и воевали так отчаянно храбро. Шли по Европе,
освобождали узников концлагерей и били врага беспощадно. Они рвались в саму Германию,
мечтали размазать её гусеницами наших танков.
8
Сразу после войны бригада моего отца была размещена в одном из маленьких немецких
городков. В руинах, что от него остались. Сами кое-как расположились в подвалах зданий, а вот
помещения для столовой не было. Командир бригады, молодой полковник, распорядился сбивать
столы из щитов и ставить временную столовую прямо на площади городка.
И вот первый мирный обед. Полевые кухни, повара, все, как обычно, но солдаты сидят не на
земле или на танке, а, как положено, за столами. Только начали обедать, и вдруг из всех этих руин,
подвалов, щелей начали выползать немецкие дети. Кто-то стоит, а кто-то уже и стоять от голода
не может. Стоят и смотрят. Отец своей простреленной рукой взял хлеб и сунул в карман, смотрит,
а все наши ребята, не поднимая глаз друга на друга, делают то же самое.
А потом они кормили немецких детей, отдавали все, что только можно было каким-то обра-
зом утаить от обеда, сами еще вчерашние дети, которых совсем недавно, не дрогнув,
расстреливали отцы этих немецких детей на захваченной ими нашей земле.
Командир бригады, Герой Советского Союза, по национальности еврей, родителей которого,
как и всех других евреев маленького белорусского городка, каратели живыми закопали в землю,
имел полное право залпами отогнать немецких отпрысков от своих танкистов. Многие из этих
детей были еще и больны и могли распространить заразу среди личного состава. Но полковник,
вместо того чтобы стрелять, приказал увеличить норму расхода продуктов. И немецких детей по
приказу еврея кормили вместе с его солдатами.
Думаешь, что это за явление такое — Русский Солдат? Откуда такое милосердие? Почему не
мстили? Кажется, это выше любых сил. Вместо того чтобы «оторваться» на детях и женах врага,
наши солдаты, напротив, спасали их, кормили, лечили.
С описываемых событий прошло несколько лет, и мой папа, окончив военное училище в
пятидесятые годы, вновь проходил военную службу в Германии, но уже офицером. Как-то на
улице одного города его окликнул молодой немец. Он подбежал к моему отцу, схватил его за руку
и спросил:
Вы не узнаете меня? Да, конечно, сейчас во мне трудно узнать того голодного оборванного
мальчишку. Но я вас запомнил, как вы тогда кормили нас среди руин. Поверьте, мы никогда этого
не забудем.
Вот так мы приобретали друзей на Западе, силой оружия и всепобеждающей силой
христианской любви.
(По книге священника Александра Дьяченко «Преодоление», 478 слов)
Обратить внимание!!! Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Какие поступки человека, по Вашему мнению,
являются проявлением милосердия?»
ТЕКСТ 7.
ОБ ИСКУССТВЕ
Знаете ли вы, что примерно 100 лет назад англичане срочно выписали из России 200 балалаек
и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах. Скоро число
привезённых из России в Англию балалаек перевалило за сорок тысяч. А случилось это благодаря
увлеченному, талантливому и влюблённому в балалайку человеку - Василию Андрееву.
Был тихий июньский вечер. Барин Василий Андреев сидел на террасе своего дома и
наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно неожиданно он услыхал ранее неведомые
9
звуки… Кто-то наигрывал мелодию вначале довольно медленным темпом, а потом всё быстрее и
быстрее. Звуки разгорались всё ярче, мелодия лилась и подталкивала к пляске. Василий Андреев
побежал на звук. На ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на балалайке.
Неудивительно, что Андреев обратил внимание на звонкий голос ещё неведомого ему
инструмента. Уже в 14 лет он играл самоучкой на двенадцати инструментах, не зная ни одной
ноты. А когда стал студентом, брал уроки в Петербургской консерватории по скрипке. И слыл
весьма успешным скрипачом. Но балалайка покорила сердце молодого музыканта. Вместо
скрипача он стал балалаечником, чем немало огорчил своего профессора.
Первые уроки молодому барину дал крестьянин Антип, чью балалайку услышал Андреев
летним вечером. Через неделю ученик играл не хуже самого учителя. И тут зародилась мысль:
довести игру на балалайке до совершенства.
Долог был тот путь, но терпелив и настойчив был Андреев. Молодой человек собрал целую
коллекцию балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и вологодские, и владимирские и ещё
многие из разных областей России. Были они и треугольные, и овальные, с двумя и четырьмя
струнами. Трудна была работа: определить, какой же инструмент звонче, ярче и удобнее для
исполнителя. Зато увенчалась она чертежами балалайки, которые повёз юноша в Петербург к
известному скрипичному мастеру. Тот долго выслушивал горячий рассказ юноши и его
виртуозную игру на деревенской балалайке. Ему понравился молодой музыкант, так страстно
желавший сделать из балалайки настоящую принцессу. Мастер согласился сделать инструмент из
лучших пород деревьев. Но при этом поставил условие: нигде и никому о том не рассказывать.
На этом инструменте Андреев стал играть на званых вечерах в Петербурге. В самом начале
на его игру смотрели как на чудачество, но через несколько месяцев многие увидели в балалайке
нечто большее. У Василия Андреева появились единомышленники. Он собрал оркестр русских
народных инструментов, основой которого стали балалайки. Этому оркестру рукоплескала вся
Россия. Перед простым народным инструментом открылись двери лучших концертных залов.
Весть о Великорусском оркестре преодолела границы Российской империи. Андреев и его
музыканты давали концерты во Франции, Германии, Англии и даже Америке. На гастролях
оркестр играл ежедневно дважды в день, неизменно вызывая горячие аплодисменты публики.
В Англии популярность русской балалайки превзошла все ожидания. Король приказал
еженедельно устраивать два официальных выступления Великорусского оркестра. Все газеты
писали о балалайке. А самая главная из них посвятила ей целую страницу. Крупными буквами
было набрано заглавие: «Музыкальный мир покорен балалайкой». Всё светское общество
английской столицы считало правилом хорошего тона играть на балалайках. Тогда-то и появился
в Королевской гвардии балалаечный оркестр.
Так «золушка», которой была балалайка до встречи с Василием Андреевым, стала
принцессой, которой покорился весь мир. Так много может сделать для своей Родины человек,
который бесконечно любит её и всё, что с ней связано.
(По материалам Интернета.
Статья Колеватых Светланы Ивановны,
преподавателя ДШИ им. М.А. Балакирева; 507 слов)
Обратить внимание!!! Правописание имён собственных в тексте. Правописание
окончаний имён существительных.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чём, по Вашему мнению, проявляется
любовь человека к Родине?»
10
ТЕКСТ 8.
В давние времена в горах Крыма об_тали лишь дикие звери. На
безлюдном берегу моря жили огромные медведи. Управлял ими
в_жак - старый и грозный медведь.
Однажды медведи обнаружили на берегу обломки корабля. Среди
них лежал свёрток. Старый вожак разв_рнул его и увидел маленькую
девочку. Только она осталась в живых после кораблекрушения.
Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она
росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка
громко пела песни, а медведи готовы были с утра до ночи слушать её дивный голос.
Однажды, когда медведи охотились, среди купающихся в воде скал волны прибили к берегу
чёлн. В нём лежал обессиленный юноша. Ещё подростком он попал в рабство к воинам,
обитавшим на другом берегу моря. Юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря
долго носила его лодку по волнам, пока не выбросила на крымский берег.
Девушка перенесла юношу в укромное место, накормила, а чёлн спрятала под скалой, чтобы
медведи ни о чем не дог_дались.
Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди
в его родных краях. С интересом слушала девушка молодого красавца, глядя в его ясные синие
глаза, и пела для него свои любимые песни. Вспыхнула пылкая любовь в сердцах обоих.
Однажды юноша сказал девушке: «В моей лодке челне хватит места для двоих. Хочешь
поплыть со мной на мою родину?» И девушка ответила: «Я готова плыть с тобою куда угодно».
Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он см_стерил мачту, сделал парус из звериных
шкур. Влюбленные дождались попутного ветра, ст_лкнули чёлн в воду, сели в него. Вот уже
между лодкой и береговыми скалами легла широкая голубая гладь...
Но тут задр_жала земля под т_желыми лапами, заколебался воздух от грозного рёва. Это
вернулись на берег медведи. Вожак посмотрел на море и, увидев уд_лявшуюся лодку, понял все.
Любовь к иноземцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Старый
медведь яростно взревел. Вне себя от гнева звери зам_талось по берегу, огл_шая окрестности
громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду.
Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно м_леть.
Т_чение увл_кало чёлн обратно к берегу. Казалось, юноше не избежать страшной смерти.
Тогда девушка повернулась к берегу и запела. Медведи подняли головы от воды и заслушались.
Лишь старый вожак глубже погрузил морду в море. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё
широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные встать на защиту её
любви. Ум_ляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что
страшный зверь перестал тянуть в себя воду.
Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исч_зал чёлн
с существом, к которому он прив_зался. И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет.
Ок_м_нело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина
стала вершиной горы, дост_гающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть
обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою
3
.
(Легенда Крыма, 541 слово)
3
Аю-Даг значит Медведь-гора. Если смотреть с западной стороны, гора по своей форме напоминает
огромного медведя, пьющего воду из Черного моря. В далеком прошлом в Крыму действительно водились медведи.
Старинная легенда гласит, что медведи покинули полуостров, но вожак их остался. Навсегда.
Аю-Даг лакколит, «неудавшийся вулкан». Его высота 557 м. Медведь-гора одна из
достопримечательностей Крыма.
11
Обратить внимание!!! Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему, по Вашему мнению, люди и в наше
время любят читать сказки и легенды?»
ТЕКСТ 9.
О СИЛЕ ДУХА, ГЕРОИЗМЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ, МЕЧТЕ
Биография Героя Советского Союза Георгия Гречко впечатлит любого. Его можно назвать
фантастическим человеком. Им трижды был совершен полет на орбитальную станцию, в одном из
которых он поставил рекордное время пребывания человека в открытом космосе.
Судьба не раз проверяла космонавта на прочность. Он трижды тонул, чуть было не погиб в
годы Великой Отечественной войны, находясь в оккупированной немцами деревне, разбивался на
мотоцикле и загорался, будучи на орбитальной станции, но никогда не терял веры в лучшее.
Многие в детстве грезили мечтой стать космонавтами. Многие, но только не Георгий Гречко.
Советский космонавт кем только не представлял себя в обличии взрослого: и снайпером, и
танкистом, и летчиком! Любовь к космосу к нему пришла лишь в подростковом возрасте, когда он
прочел книгу о межпланетных путешествиях. После нее он решил – будет космонавтом!
Георгий Гречко родился в 1931 году в Ленинграде. В 1949 году окончил среднюю школу,
после чего был зачислен в Ленинградский механический институт. Юный инженер стал одним из
тех, кому была доверена разработка новой ракеты, которая впоследствии вывела на орбиту первый
искусственный спутник Земли. Он участвовал в отправке на орбиту многих аппаратов.
С 1966 года Георгий Гречко оказался в группе космонавтов. Ради покорения безвоздушного
пространства он был готов пожертвовать многим: своими силами, знаниями, свободным временем,
а если потребуется, то и жизнью.
Своего первого полета он ждал четырнадцать лет. Ожидание сводило его с ума. Полет
состоялся в период с 11 января по 9 февраля 1975 года на космическом корабле под названием
«Союз-17». Целью данной экспедиции выступало изучение солнца. Но телескоп, под который в
свое время была построена станция «Салют-4», дал сбой, и с Земли космонавтам пришел приказ:
не прикасаться к неисправному прибору. Но Георгию Михайловичу хотелось довести уже начатое
дело до конца. На помощь ему пришел обычный стетоскоп, который нашел широкое применение
в медицине. Приложив его к телескопу, он смог определить поломку. Коллеги сразу же отметили
сообразительность Гречко.
Однако на этом испытания не закончились. На Земле космонавтов встретил сильный
шквалистый ветер со снегом. Корабль падал на Землю на бешеной скорости. И вот пришло время
раскрыться парашюту… Но он не раскрылся. Космонавты ожидали неминуемой смерти. Но удара
о землю не произошло. Капсулу стало раскачивать в стороны ветром. Около тысячи метров их
волокло и хлестало о землю. Исследователи тогда серьезно пострадали. Гречко сломал ногу.
Советский космонавт за время своей командировки ни разу не расстался с видеокамерой. Мы
имеем возможность наблюдать за работой на станции именно благодаря съемке Гречко.
Второй полет проходил с декабря 1977 года по март 1978 года на космическом корабле под
названием «Союз-26». Этот полет тоже оказался нелегким для космонавта. Гречко узнал о
серьезной болезни своего отца буквально за неделю до старта, когда осуществлял подготовку ко
второй экспедиции. 10 января 1978 года на корабль пришла новость о смерти Георгия
Михайловича. Единственное, чего он никогда не мог простить себе, - что не успел попрощаться с
отцом в последний раз.
12
Жизнь неоднократно испытывала Георгия Гречко на прочность, но в любой ситуации, какой
бы она ни была, космонавт старался улыбаться и не терять энтузиазма.
В истории космонавтики Гречко Георгий стал известен как самый пожилой исследователь,
побывавший на орбите. Долгое время раздумывали, как назвать планету, которую еще во время
своего первого полета он обнаружил. В конце концов нарекли ее в честь первооткрывателя.
Гречко, таким образом, оставил свой след не только на Земле, но и в необъятном космосе.
(По материалам Интернета, 537 слов)
Обратить внимание!!! При подготовке к изложению обратить внимание учащегося на
необходимость точной передачи информации, без искажений и фактических ошибок.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему, по Вашему мнению,
целеустремлённость является важным человеческим качеством?»
ТЕКСТ 10.
О СИЛЕ ДУХА, ГЕРОИЗМЕ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ, МЕЧТЕ
Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур,
расположенный в широкой, как океан, казахской степи. Ожидание было тягостно. Я знал, что
корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так,
потому что на востоке восходит солнце.
На космодром летело несколько космонавтов. Достаточно было соринке попасть в глаз
первому кандидату для полета в космос - и его надо было заменить другим человеком. Мои
товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться в назначенный день и
час.
На космодроме нас ждали. Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный,
добрый. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.
И вот момент взлёта. «Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней
горячую любовь. «Красота-то какая!» не удержавшись, воскликнул я и тут же осекся: моя задача
передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы. Вспомнилось, что
американцы писали: «Никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние
космического пространства на человека. Известно только одно человек в космосе будет
ощущать скуку и одиночество». Нет, я не ощущал скуки и не был одинок. Радио, как пуповина,
связывало меня с Землей.
«Восток» шел со скоростью 28000 км/час. Такую скорость трудно представить на Земле. Я
не чувствовал ни голода, ни жажды. И хотя было известно, что за поведением моего организма
наблюдают с Земли, я прислушивался к собственному сердцу.
Наступал заключительный этап полета - возвращение на Землю. До сих пор в космическом
полёте все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле.
А как будет всё происходить в реальности?
В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства.
Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и
сквозь шторки иллюминатора я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг
корабля. Но в кабине было всего +20, хотя я и находился в клубке огня. Невесомость исчезла,
нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Было ясно, что все системы сработали отлично
и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я запел.
13
Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми
я учился летать. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и поля, и рощи, и дороги, и
Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном
районе на вспаханном поле. Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса
произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.
В волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных
встреч. Все люди были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с
Космонавтом Два, который прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления.
Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески мяли друг друга кулаками:
Доволен? — спросил он меня.
Очень, — ответил я, — ты будешь так же доволен в следующий раз…
(Выдержки из книги «Дорога в космос».
Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина; 490 слов)
Обратить внимание!!! Формировать навык пересказ текста с изменением лица
повествователя.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Кого, по Вашему мнению, можно назвать
героем?»
ТЕКСТ 11.
ОБ ИСКУССТВЕ
Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену. Я хотел
прогуляться с ним. Вскоре мы шли по темной и узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно
остановился. «Подожди, - сказал он, - что это за звуки? Кто-то играет мою сонату и как хорошо
играет!» Мы стояли около бедного маленького домика и слушали с восхищением. Через некоторое
время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. «Я не могу больше играть, -
говорил чей-то голос, - это слишком прекрасно. Я понимаю, что играю не так, как следует. Если
бы когда-нибудь услышать мне это в исполнении настоящего большого музыканта!»
- Перестань, сестра, - возразил другой голос, - зачем мечтать о невозможном. Наших средств
не хватает на самое необходимое в жизни.
- Я знаю.
- Войдем, - сказал Бетховен, и голос его дрогнул. - Я буду играть, и меня поймут здесь, я это
чувствую.
Он отворил дверь, и мы вошли. У стола сидел молодой человек. Он чинил старый сапог. У
старомодного рояля сидела девушка.
- Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я
слышал, что вы говорили; вам хочется музыки, я поиграю вам.
В неожиданном появлении нашем было много странного, и хозяин бедного жилища желал,
по-видимому, избавиться от нас.
- Спасибо, - сказал он, - но инструмент наш слишком плох, и у нас нет нот.
- Нет нот, - повторил Бетховен, - но как же вы играете? - Он взглянул в глаза девушке, и
только тут мы заметили, что она была слепа.
- Извините, - сказал Бетховен, - но где вы слышали то, что вы сейчас играли!
- Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла, и я много запомнила.
14
Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен
так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и сестра слушали, затаив
дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен
остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Голова Бетховена опустилась
на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье.
Молодой человек подошел к Бетховену.
- Кто вы? - спросил он медленно и тихо.
- Слушайте, - также тихо сказал Бетховен и заиграл ту самую сонату, которую играла слепая
девушка.
Крик восторга вырвался у брата и сестры. Они бросились к Бетховену и припали к его рукам.
- Мы узнали! Вы - Бетховен! - повторяли они.
Он встал и собрался уходить, но они удержали его.
- Поиграйте еще, - говорили они.
Он не протестовал и снова сел за рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и
освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру.
- Я хочу, - проговорил он, - написать новую сонату и посвятить ее лунному свету.
Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды.
- До свидания, - сказал Бетховен, отодвигая стул и направляясь к двери. - До свидания.
- Вы придете к нам еще когда-нибудь? - спросили разом брат и сестра.
Он остановился и взглянул на слепую девушку сострадательным и нежным взглядом.
- Да, да, - поспешно ответил он. - Я приду, непременно приду и дам вам несколько уроков...
Мы вышли.
- Мне надо домой, - сказал Бетховен, - мне надо написать мою лунную сонату, пока я слышу
её.
Он просидел за этим делом всю ночь и следующее утро. Так создавалась «Лунная соната»,
которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир.
(570 слов)
Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную.
Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью. Вспомнить
правила оформления на письме сложного предложения.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что, по Вашему мнению, вдохновляет
человека на создание произведений искусства?»
ТЕКСТ 12.
О СИЛЕ ЛЮБВИ И ИСКУССТВА
Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил, никого не жалел. К трону пришел
Крым-Гирей через горы трупов. Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел
оставался. Никакие мольбы и слезы не трогали его сердце. Трепетали люди, страх бежал впереди
имени хана.
Ну и пусть бежит, говорил он, — это хорошо, если боятся…
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное.
Постучишь в камень камень отзовется. Постучишь в железо железо прозвенит. А в народе
говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок
шерсти, — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце?
Но приходит закат человека. Постарел некогда молодой хан, и ослабело его сердце.
15
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, худенькую девочку. Деляре её
звали.
Не согрела девушка лаской и любовью старого хана, а всё равно полюбил её Крым-Гирей.
И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может,
радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда
любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому
сердцу.
Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
Сделай так, чтобы камень через века пронёс моё горе, чтобы камень заплакал, как плачет
мужское сердце.
Спросил его мастер:
Хороша была девушка?
Что знаешь ты о ней? ответил хан. Она была молода. Она была прекрасна, как
солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя.
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделать слезу человеческую?
Из камня что выдавишь? сказал он хану. Молчит камень. Но если твоё сердце
заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь
слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моём горе.
О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты
отнял у меня всё, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь.
Моих слёз никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы
увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слёзы мужские. О
твоей любви и моей жизни.
На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой…
А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была падать
на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь её день и ночь, не
переставая, годы, века…
И еще вырезал Омер улитку символ сомнения. Знал он, что
сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь?
Стоит до сих пор фонтан в Бахчисарайском дворце и плачет, плачет
день и ночь…
Так пронес Омер через века любовь и горе, жизнь и смерть юной
Деляре, свои страдания и слезы…
(Легенда Крыма, 461 слово)
Обратить внимание!!! Уточнить по словарю значение непонятных слов. Обратить
внимание на написание имён собственных.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чём, по Вашему мнению, заключается сила
любви?»
ИЛИ
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «В чём, по Вашему мнению, заключается сила
искусства?»
16
ТЕКСТ 13.
О СПОРТЕ
История Олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э.
В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах.
Однажды царь Ифит прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему уберечь свой народ
от войн и грабежей. Дельфийский оракул его предсказания и советы считались абсолютно
верными — ответил Ифиту: «Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!»
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты. Был заключён мир.
Чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, Ифит организовал
атлетические Игры: они должны были проходить в области Олимпия каждые четыре года. Отсюда
и название их — Олимпийские.
Сначала в Играх участвовали атлеты только двух городов, но со временем спортивные
соревнования стали общегреческими. Благодаря древнегреческой традиции высекать имена
олимпийских чемпионов на мраморных колоннах, до нас дошло имя первого победителя —
Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр во всех направлениях разъезжались гонцы, которые
сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом везде.
Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих
городов-государств собирались вместе, они чувствовали своё единство.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить
регулярно каждые четыре года между жатвой и сбором винограда. Праздник атлетов, состоявший
из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один
день, затем пять дней, а позже — целый месяц.
Первыми дисциплинами, в которых состязались атлеты, был бег, затем появилось пятиборье,
состоявшее из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Чуть позже
программу соревнований дополнили кулачный бой и езда на колесницах.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей
предыдущих Игр. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом
чемпионы-олимпионики.
Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия
направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию судьи соревнований в пурпурных
облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных
быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными
награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался
праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать, чтобы набраться сил.
Зрителями на стадионе во время Игр были десятки тысяч зрителей. Трубы приветствовали
гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай
громко объявлял имя и родину каждого.
История Олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными
спортивными состязаниями.
(384 слова)
Обратить внимание!!! Обратить внимание на написание имён собственных.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Почему, по Вашему мнению, спорт
на протяжении веков вызывает интерес?»
17
ИСТОЧНИКИ:
1. http://modernlib.net/books/gagarin_yuriy_alekseevich/doroga_v_kosmos/read
2. http://peskarlib.ru/sergey-alekseev/mishka/
3. http://vseknigi.3dn.ru/publ/sbornik_tekstov/slozhnoe_predlozhenie/lunnaja_sonata/34-1-0-413
4. http://www.epampa.narod.ru/nech/shpak.html
5. http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1528126555/_spec_ru_pism_gve-9_2018_.pdf
6. http://www.hrono.ru/proekty/pampasy/ist/kalashnikova4.html
7. http://www.sampayalnik.ru/skolko-raz-letal-v-kosmos-georgiy-grechko
8. http://www.stavrosha.ru/content/vasilij-vasilevich-andreev/
9. https://azbyka.ru/fiction/preodolenie-svyashchennik-aleksandr-dyachenko/
10. https://knigogid.ru/books/53879-sobaki-ne-oshibayutsya/toread
11. https://xvastunishka.us/blog/43919053187/Istoriya-drevnih-olimpiyskih-igr
12. Легенды Крыма. Сборник/ сост. П.Е. Гармаш. – Симферополь, 2003.
13. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.
9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.-сост.
Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: 2008.