Образовательная программа дополнительного образования детей «Развитие творческих способностей»

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Моздока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Развитие творческих способностей»
Возраст обучающихся - 11-14 лет
Сроки реализации программы – 2 года
Составитель: Казарова Татьяна Георгиевна,
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Моздок, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Креативность – это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать
будущее.
Е. Торренс
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Ярким индивидуальным качеством личности является креативность -
свойство, которое определяет гибкое и конструктивное восприятие,
мышление и поведение человека.
Креативность (от лат. creatio созидание) общая способность к творчеству,
характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах
активности, рассматривается как относительно независимый фактор
одаренности.
Под креативностью понимают способность человека отказаться от
стереотипных способов мышления (Guilford J. P., 1967) или способность
обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы
выражения (Н. Роджерс, 1990).
Креативность рассматривается как некая противоположность
обыденности, стандартности, конформности (податливости внешнему
влиянию).
Способности с психологической точки зрения это предпосылки к
успешному освоению какой-либо деятельности, дающие возможность
освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудозатраты, т. е.
своеобразный аналог понятия «коэффициент полезного действия»
применительно к освоению человеком деятельности. Под творческими
способностями в данном случае понимаются характеристики, которые
позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение
результатов, обладающих новизной.
Для того, чтобы сделать творчество своим «стилем жизни» необходимы,
как минимум, еще две составляющие:
сочетание личностных качеств, при котором человеку комфортно в
ситуациях изменений и неопределенности;
собственный выбор человека, в соответствии с которым он находит
ситуации изменений, неопределенности приемлемыми для себя, не стремится
сделать, свою жизнь полностью предсказуемой. Кроме того, проявления
креативности тесно связаны с эмоциональными факторами, особенностями
межличностного взаимодействия и мотивационной атмосферы,
побуждающей к проявлению творческих способностей.
В программе учтены предпосылки расширения творческого потенциала
человека:
Развитие базы знаний и умений, накопление и систематизация того
запаса информации, на основе которого можно творить что-то новое, а также
совершенствование навыков, необходимых для соответствующего вида
деятельности;
Создание атмосферы, располагающей к творчеству. Ключевая
характеристика этой атмосферы — отсутствие критики на стадии
порождения идей, что позволяет преодолеть внутренние ограничения,
препятствующие тому, чтобы увидеть проблему в новом ракурсе;
Поиск аналогий. Шансы на творческое решение задачи возрастают, если
удается разглядеть аналогии между ней и какими-то другими проблемными
ситуациями, даже если они на первый взгляд и не сходны между собой.
Эдвард Де Боно предложил группу приемов, применение которых
создает оптимальные условия для развития творческого мышления. Эти
приемы позволяют преобразовать исходный образ проблемы в более
детализированный, сделать более понятными ее истоки и прогнозируемые
будущие состояния, структурировать имеющуюся информацию и
устанавливать связи доступных элементов ситуации с опытом, которым
располагает индивидуальный и коллективный субъект разрешения
проблемы. В программе «Развитие творческих способностей» эти приемы
изучаются и применяются подростками на втором году обучения.
Целью программы является осознание подростками творческой
способности в себе и ее развитие.
Задачи:
развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности:
беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения
находить неожиданные ассоциации;
демонстрация возможностей использования креативности при решении
жизненных проблем, а так же достижения личных и профессиональных
целей;
формирование навыков командной работы;
осознание и преодоление барьеров проявления креативности;
создание мыслительного стимула, подстегивающего творческого
мышления;
осознание характеристик креативной среды;
формирование навыков и умений управления креативным процессом;
создание условий, обеспечивающих поддерживающую Среду;
освоение методов сбора и обработки информации;
Принципы развития креативности:
выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при
решении задач подобного рода;
развитие способности видеть многофункциональность вещи;
развитие способности к соединению противоположных идей из разных
областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения
проблемы;
развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной
области знания и освобождение от ее влияния.
В ходе тренинга, с первых минут работы, создается и удерживается
Среда со следующими параметрами:
1. Проблемность.
2. Неопределенность.
3. Принятие.
4. Безоценочность.
В процессе работы участники программы получают возможность для
осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также
барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих
ресурсов.
Программа рассчитана на обучение детей 11-14 лет, срок реализации 2
года. Первый год обучения 36 часов, второй 36 часов (всего 72 часа) и
выполняет обучающую, развивающую, диагностическую и коррекционную
функции. В процессе реализации программы изучаются стартовые
возможности и динамика развития ребенка в образовательном процессе.
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными
изменениями, затрагивающими все стороны развития, многие авторы
называют его критическим (Л. Выготский, Д. Эльконин, Л. Божович, И. Кон
и др.).
В этот период интенсивно развиваются познавательные процессы
(становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переход
к абстрактному, теоретическому мышлению, развитие гипотетико-
дедуктивных форм рассуждения, возможность строить умозаключения).
Динамический характер этого развития, несформированность основных
структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей,
отражающихся на учебной деятельности, сторонах его жизни. Эти факторы
совместно с социальными и биологическими препятствуют проявлению
оригинального творчества в подростковом возрасте. Для того, чтобы
развитие не было односторонним, наряду с логическим мышлением,
необходимо развивать и креативность.
В этот период формируется «специализированное» творческое
мышление: способность к творчеству, связанная с определенной сферой
человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.
Именно в подростковом возрасте происходит качественная перестройка
всех структур личности, возникают и формируются новые психологические
образования. Благодаря естественной подростковой гибкости, активному
отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию,
становлению образа - Я, подростковый возраст можно считать наиболее
оптимальным для развития креативности.
С помощью курса «Развитие творческих способностей» подростки
смогут проявлять свою творческую сущность через проблематизацию
привычных, хорошо знакомых ситуаций.
В условиях общеобразовательного учреждения программа
дополнительного образования "Развитие творческих способностей" дает
ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.
Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия
по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с
собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по
обязательным учебным дисциплинам.
Предполагаемые результаты программы:
свободное применение слушателями методов активизации творческого
мышления;
изменение результатов по тесту креативности Е. Торренса в сторону
увеличения по сравнению с входной диагностикой;
активное участие в мероприятиях различного уровня: творческих
конкурсах, конференциях, внеклассных видах деятельности, защитах
проектов, выставках;
наличие результатов деятельности, которые будут отражены в портфолио
ученика;
успешная самореализация на всех ступенях школьного обучения с
последующим самоопределением, в том числе профориентационным.
Учебно-тематический план
1 год обучения, 36 часов
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Введение в курс
1
1
2
Знакомство и сплочение
1
1
2
3
Творческое мышление
1
2
3
4
Необычное в обычном
1
2
3
5
Преодоление барьеров
1
2
3
6
Воображение и выразительность
1
2
3
7
Артистизм
1
2
3
8
Порисуем...
1
2
3
9
Творчество и взаимопонимание
1
1
2
10
Командное творчество
1
2
3
11
Творчество в бытовых ситуациях
1
2
3
12
Креативное решение проблем
1
2
3
13
Творчество как стиль жизни
1
2
3
14
Подведение итогов
1
1
Общее количество часов:
36
Учебно-тематический план
2 год обучения, 36 часов
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
Поиск альтернатив
1
1
2
Бросая вызов допущениям
1
1
2
Отложенный приговор
1
1
2
Проектирование
1
3
4
Доминирующие идеи и решающие
факторы
1
1
2
Дробление на части
1
1
2
Метод «от противного»
1
1
2
«Мозговой штурм»
1
2
3
Аналогии
1
1
2
Выбор точки входа и зоны внимания
1
1
2
Случайный импульс
1
1
2
Понятия, дробления, поляризация
1
1
2
Новое слово «по»
1
1
2
Когда свободный путь становиться
помехой
1
1
2
Описание, разрешение проблем,
проектирование
1
3
4
Подведение итогов
1
1
Общее количество часов: 36
Содержание программы «Развитие творческих способностей».
72 часа, 1 час в неделю
ТЕМА 1. Введение в курс «Развитие творческих способностей».
Теория: Понятие творчества и креативности. Обсуждение возможностей
развития творческих способностей. Принятие правил работы в группе.
Практика: Упражнение «Телеграмма». Участники пишут телеграмму об
ожиданиях на занятиях.
ТЕМА 2. Знакомство и сплочение.
Теория: Формирование общего понятия о сути креативности и тренинговых
технологий ее развития.
Практика: Знакомство и сплочение участников курса. Упражнения на
знакомство: «Все, кроме имени», «Три факта», «Я знаю…». Упражнения на
сплочение: «Стоп-кадр», «Карусель», «Скрепки», «Любопытный».
ТЕМА 3. Творческое мышление.
Теория: Демонстрация основных качеств, которыми характеризуется
творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность). Поведение
параллели между курсом и обычной жизнью.
Практика: Тренировка качеств творческого мышления. Упражнения:
«Оригинальное использование», «Фотозагадки», «Невероятная ситуация»,
«Усовершенствование игрушки», «Способы действия», «Ватрушка»,
«Кругом вода», «Ассоциации», «Причины и следствия»
ТЕМА 4. Необычное в обычном.
Теория: Иллюстрация ключевого принципа творческого мировоззрения:
«Любая частная точка зрения, на что бы то ни было это лишь одна из
возможных точек зрения».
Практика: Обучение участников смотреть на привычные вещи в новых
необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном. Активизация
личностных качеств, способствующих творчеству. Упражнения: «Земля
круглая», «Иностранец», «Странные отгадки», «Необычные ситуации»,
«Трактовки», «Необычные названия», «Ошибки».
ТЕМА 5. Преодоление барьеров.
Теория: Понятие творческой самореализации, демонстрация условности
понятий «возможное - невозможное», их зависимости от ряда допущений.
Определение «барьера». Барьер здесь - это отказ от выполнения многих
вещей, т.к. они изначально определены как невозможные.
Практика: Преодоление барьера на пути к творческой самореализации,
путем выполнения упражнений: «Только со мной», «Горячий снег», «Сделать
полезнее», «Арка», «Вешалка», «Что имеет…»
ТЕМА 6. Воображение и выразительность.
Теория: Определение воображения, как познавательного процесса, в
результате которого возникают новые образы, не сводимые к тому, что было
непосредственно воспринято человеком.
Практика: Развитие творческого воображения. Выражение своих идей в
необычных, оригинальных формах. Упражнения: «Мое отражение», «Что
делает буква», «Угадывание цветов», «Гулливер», «Четыре буквы»,
«Противоположности», «Назови рисунки», «Промежуточное звено».
ТЕМА 7. Артистизм.
Теория: Обсуждение необходимости выражения идей, мыслей и чувств
необычным способом. Доказательство привлекательности креативного
человека.
Практика: Развитие экспрессивных умений, позволяющих выражать свои
идеи, мысли, чувства в необычных формах, оригинальным образом, но
понятно для окружающих. Упражнения: «Живые цифры», «Живой шрифт»,
«Зеркало», «Покажи профессию», «Только для актеров», «Драматический
этюд», «Живой стул».
ТЕМА 8. Порисуем...
Теория: Необходимость развития умения находить новые неожиданные
ассоциации при взгляде на малоструктурированный материал, выдвигать
идеи и воплощать их в различных формах (словесные описания, рисунки).
Практика: Развитие навыков визуализации (перевода в зрительную форму
материала, представленного в виде слов). Упражнения: «Завершение
рисунков», «Клякса», «Письмена-рисунки», «Инопланетянин», «Ладошка»,
«(Не)Творческий человек», «Хочу-Могу-Надо», «Логотип», «Открытки».
ТЕМА 9. Творчество и взаимопонимание.
Теория: Обсуждение вопроса установления контактов креативным
способом.
Практика: Активизация творческого потенциала при общении, нахождения
взаимопонимания с окружающими. Упражнения: «Глаза, рты, руки»,
«Властелины кольца», «Поднос», «Формализм в искусстве», «Пиктограмма»,
«Мозаика», «Ассоциации».
ТЕМА 10. Командное творчество.
Теория: Обоснование пользы работы в команде, описание понятия
творческого продукта. Определение сферы применения командной
творческой работы. Описание занимаемых ролей при работе в команде.
Практика: Выработка навыков творческой работы в группе. Прослеживание
и анализ ролей при работе в команде. Упражнения: «Шарики», «Мост», «На
льдине», «Ковер-самолет», «Преодоление пространства», «Волшебный
ключ», «Покорители воздуха».
ТЕМА 11. Творчество в бытовых ситуациях.
Теория: Изучение проявления креативности в реальных жизненных
ситуациях.
Практика: Имитация жизненных ситуаций для получения возможности
демонстрации креативности. Упражнения: «Шпаргалки», «Применение
умений», «Восточный базар», «Значимые события», «Ресторан «Грибоедов».
ТЕМА 12. Креативное решение проблем.
Теория: Определение креативности как эффективного инструмента в
различных жизненных ситуациях.
Практика: Обучение использования креативности при решении жизненных
проблем, постановке и достижении целей. Упражнения: «Шаг к цели»,
«Муха», «Карта препятствий», «Электронный перевод», «Два предмета»,
«Злой гений», «Случайный предмет», «Смятый лист».
ТЕМА 13. Творчество как стиль жизни.
Теория: Осмысление своего жизненного пути, личных целей и ценностей,
размышление над ролью творчества в собственной жизни.
Практика: Развитие рефлексивных способностей участников (возможности
для самосознания, осмысливания действий в контексте личного жизненного
пути). Упражнения: «Необычные действия», «Волшебный бинокль»,
«Вживание в предмет», «Шведский стол», «Четыре возраста», «Творческая
жизнь».
ТЕМА 14. Подведение итогов.
Теория: Обобщение опыта, полученного в ходе тренинга.
Практика: Обратная связь по прошедшим занятиям. Упражнения:
«Почемучки», «Рисунки с продолжением», «Пятистрочия», «Бумажный
подарок», «Подарки группе».
ТЕМА 15. Поиск альтернатив
Поиск наибольшего числа различных подходов. Отказ от фиксированных
моделей, создание условий для появления новых. Квота. Работа с
геометрическими и негеометрическими формами.
ТЕМА 16. Бросая вызов допущениям
Клише. Изменение исходных предпосылок. Видоизменение существующих
моделей. Решение типовых задач и задач с предметами. Метод «почему».
ТЕМА 17. Отложенный приговор
Различия между правильным и эффективным решением. Сочетание
элементов информации. Задержка суждений и оценок. Всестороннее
исследование идеи.
ТЕМА 18. Проектирование
Создание проекта (улучшение чего–то уже существующего или создание
новшества призванного решить определенную задачу). Анализ созданных
проектов. Нахождение различных способов выполнения поставленной
задачи, уход от стереотипов.
ТЕМА 19. Доминирующие идеи и решающие факторы
Определение доминирующей идеи и ограничивающих рамок, для избавления
от того и другого. Выделение и исследование решающего фактора,
определение его значимости для переоценки ситуации.
ТЕМА 20. Дробление на части
Возвращение к стадии множества маленьких моделей для перестройки уже
имеющейся. Дробление ситуации на отдельные эпизоды, соединение их в
новой последовательности, т.о. видоизменение ситуации. Применение
необычных способов деления, разрушение монолитности привычной модели.
Деление на два.
ТЕМА 21. Метод «от противного»
Перегруппировка исходных данных, т. о. поиск альтернатив. Высвобождение
элементов информации, группировка их в новом порядке. Обратная
перестановка исходных данных.
ТЕМА 22. «Мозговой штурм»
Высказывание неожиданных, возможно нелепых идей. Отказ от оценки.
Возможность попрактиковаться в латеральном мышлении в особых
условиях.
ТЕМА 23. Аналогии
Замена аналогией проблемы с последующим развитием последней.
Сравнение итога с реальной проблемой.
ТЕМА 24. Выбор точки входа и зоны внимания
Осознание естественной точки входа. Перестройка модели за счет
правильного выбора точки входа. Принятие во внимание всех звеньев
проблемы. Смещение зоны внимания. Придание вниманию необходимого
прицела.
ТЕМА 25. Случайный импульс
Стимуляция идеи внешним импульсом. Генерирование случайных факторов.
Изучение воздействия случайного импульса. Использование слов-подсказок
и случайных предметов.
ТЕМА 26. Понятия, дробления, поляризация
Разбивка окружающей среды на элементы, сортировка их и создание
различных комбинаций. Фиксирование объединения двух элементов, путем
присвоения имени. Использование слов – мифов. Изучение возможностей
системы имен. Притягивание похожих моделей. Сомнение в оправданности
ярлыков, попытка обойтись без них. Создание новых ярлыков.
ТЕМА 27. Новое слово «по»
Различия между «по» и «нет». Создание новых сочетаний информации.
«Спаривание» слов. Подбрасывание слова. Прыжки в сторону. Сомнение.
Заблуждение. Защита идеи. Добавление. Пересмотр старых комбинаций
элементов информации. Пересмотр моделей-клише. Фокусировка.
Альтернативы. Противоядие абсолютной уверенности. Противоядие ярлыку
«нет». Противодействие дроблению. Блокировка и движение в новом
направлении. Механизм и сходство «по» с другими словами.
ТЕМА 28. Когда свободный путь становиться помехой
Попытка найти короткий путь к перестройке модели, даже когда для этого
нет видимых причин. Понятие модели-клише. Иллюстрация феномена
«блокировки адекватностью».
ТЕМА 29. Описание, разрешение проблем, проектирование
Выявление недостатков фиксированных моделей. Рассмотрение
практических ситуаций, где лучше всего прибегать к латеральному
мышлению. Нахождение новых способов описания. Поиск различных
подходов к решению проблемы. Сравнение. Удаление несущественного.
Абстрагирование и извлечение. Комбинирование.
ТЕМА 30. Итоговое занятие
Повторение пройденного материала, подведение итогов.
Список литературы
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб., 2003.
2. Вачков И. В. Метафорический тренинг. М., 2005.
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.,
2000.
4. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Вып. № 1- 4. СПб.,
2002.
5. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.,
2001.
6. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.,
2006.
7. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов.
СПб.: Питер, 2007.
8. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.
9. Доснон О. Развитие креативности: креативность и обучение //
Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.,
1997.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. СПб., 2002.
12. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб., 2004.
13. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной
терапии. СПб., 2003,
14. Кипнис М. Тренинг креативности. М., 2004.
15. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления.
М., 2004.
16. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екате-
ринбург, 1997.
17. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей
сост. Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Ростов н/Д, 2004.
18. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
19. Лук А. Н. Психология творчества М., 1978.
20. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология.
М., 2004.
21. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения/ Авт. сост. Т. Л.
Лука, М. Л. Митрофанова. М., 2005.
22. Туник Е. Е.. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое
руководство. СПб., 2004.
23. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего.
М., 1999.
24. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М. 2001.
25. Хрящева Н.Ю., Макшанов С. Я. Тренинг креативности. СПб., 1999.
26. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.,
2006.
27. Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
28. Шурхут С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, са-
мосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. СПб., 2006.
29. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для
учителей и родителей. М., 1996.