Внеклассное мероприятие "Великий художник великой России"

Внеклассное мероприятие
«Великий художник великой России».
Цели мероприятия:
- стимулировать развитие правовой грамотности и активной жизненной позиции;
- воспитание гражданина и патриота;
-формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Задачи мероприятия:
- формировать систему работы классных руководителей и студентов в рамках
малой творческой группы;
- обучать студентов приемам уверенного поведения в процессе проведения
внеклассных мероприятий;
- содействовать расширению общего кругозора студентов;
- расширение компьютерной грамотности.
Ход мероприятия.
1. Вступление. (Преподаватель истории Долгих Г.Г.)
(слайд №1)
Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года.
Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске,
не мог передать Перову даже своего имени, так как тот рожден был до брака, а законы об
усыновлении отличались в то время большой строгостью; поэтому Перову пришлось
впоследствии приписаться к Арзамасскому мещанскому обществу.
Ведущий 1. Все свое детство нашему будущему
художнику пришлось перекочевывать с одного места
на другое.
Отец его был очень добрым и образованным
человеком, прекрасно играл на скрипке и
фортепьяно, владел несколькими иностранными
языками и даже был не чужд литературе; но иногда
он бывал не совсем воздержан на язык, что и
отразилось на его карьере.
Год спустя после рождения своего первенца барон
Криденер согласно прошению был переведен в более
умеренный климат — в Архангельск.
Но не прослужил он здесь и двух лет, как принужден, был выйти в отставку из-за
французских стихов, написанных им на всю губернскую администрацию.
Тогда ему пришлось переехать с семьей сперва в Петербург, а чрез несколько месяцев в свое
родовое именье "Суслан" (в окрестностях г. Юрьева), принадлежавшее его старшему брату
Морицу.
Здесь маленький Перов под руководством своей матери выучился читать и писать.
Прожив здесь всего лишь один год, семья Криденеров переехала в Самарскую губернию,
сперва в деревню Кротовку, к Д. В. Панову, женатому на дочери барона Г. К. Криденера от
первого брака, а чрез полгода — в деревню Кольцовку, к другому зятю барона П. И. Степанову.
Здесь Перов сперва продолжал заниматься с матерью, но вскоре его отдали в ученье сперва к
местному священнику, а затем — к заштатному дьячку.
Этот последний, неглупый, начитанный человек и большой юморист и анекдотист, учил
мальчика Закону Божию, арифметике, славянскому языку и чистописанию, причем в последнем
искусстве тот оказывал всего более успехов, отчего учитель и прозвал его Перовым; это
прозвище и перешло потом в его фамилию, так как своего родового имени, как мы сказали, он
не мог носить.
Когда Перову исполнилось девять лет, в 1842 г., отец его получил место управляющего у г.
Языкова, и вся семья переехала в Арзамасский уезд Нижегородской губ., в имение "Саблуково".
Вскоре по переезде сюда мальчик едва было, не ослеп от жестокой оспы, следы которой
остались у него на всю жизнь. Только самоотверженный уход матери, и удачное лечение спасли
его от смерти.
Едва успел он оправиться от болезни, как к ним приехал из Арзамаса живописец, которого
вызвал барон Г. К. Криденер, чтобы поручить ему переписать на своем портрете собаку.
Это дало толчок мальчику испробовать свои силы в рисовании, и при этом сказалась
замечательная черта в его характере: в противоположность всем детям, он сразу стал стараться
рисовать с натуры и перешел к копированию картин только тогда, когда мать его, видя неудачу
его попыток, посоветовала ему лучше рисовать сперва с оригиналов.
Ведущий 2. Когда Перов вполне оправился от болезни, его отдали в уездное Арзамасское
училище, и он поселился у преподавателя этого училища, г. Фаворского.
Здесь П. окончил курс в три года, особенно отличившись в рисовании, которое и тогда уже
было введено в училищах, как средство к эстетическому развитию.
В это же время с семейством Криденер познакомился один из арзамасских купцов, М. Г.
Безобразов, выделявшийся из местного купечества своим умом и образованием и обладавший
порядочной библиотекой, книгами из которой охотно снабжал Перова, очень его полюбившего.
Этот же Безобразов, постоянно поощряя занятия мальчика рисованием, по окончании им
курса училища стал уговаривать родителей Перова отдать его в известную местную
художественную школу Ступина.
Мать долго не соглашалась на это, предпочитая, чтобы сын ее поступил в Нижегородскую
гимназию, так как А. В. Ступин, очень строго относясь к художественным занятиям своих
учеников, не обращал никакого внимания на их нравственность, и об них в Арзамасе шла
молва, как о пьяницах.
Но упорные настояния самого мальчика и М. Г. Безобразова победили ее, и в 1846 г. Перов
поступил в школу Ступина, но на особых условиях: он должен был только два раза в неделю
ездить в школу, жил же в деревне у отца. Так продолжалось дело только три месяца, потому что
опасения матери начали оправдываться: товарищи завели однажды Перова на именины к одной
портнихе, он вернулся оттуда навеселе, и мать поспешила взять его из школы. Но не надолго:
вскоре Криденер лишился места управляющего и со всей семьей переселился в Арзамас, наняв
там квартиру как раз напротив школы Ступина.
Тогда мальчика опять отдали в школу, и теперь уже занятия его стали ежедневными.
Ступин часто бывал в гостях у Криденер и нередко говаривал матери: "Ты, матушка, не
беспокойся, Васенька не пропадет, — у него талант, из него выйдет художник; это я тебе
говорю". "Хотя юному Василию, — рассказывает биограф его, — страстно хотелось писать
масляными красками, но на все его просьбы Ступин отвечал одно: "Нет, батюшка, рисуй-ка
карандашом, будь потверже в карандаше, а там начнешь и красками". Между тем, рисунками
его Ступин был очень доволен.
Ведущий 1. …Ему шел тогда пятнадцатый год. Как прежде в рисование, так теперь в
живописи он доходил до всего сам, почти без посторонней помощи, если не считать помощью
указаний других лиц, матери и товарищей, на предметы занятий. Через год (в 1849 г.) барон Г.
К. Криденер опять получил место управляющего имением у директора Moсковского
Опекунского Совета Михайлова, куда и переехал с семейством, а Перов поселился у Ступина.
Но вскоре копии картин, которые он рисовал, перестали удовлетворять его, и он перешел к
самостоятельной работе.
Он выбрал себе из деревенских парней одного очень красивого сверстника и сделал его своим
натурщиком, помощником и даже другом; при его помощи, под впечатлением наступившего
великого поста он задумал написать "Распятие". Они сколотили большой деревянный крест,
ввернули кольца для рук и ног, уставили его в темном углу гостиной, и Иван, раздетый,
продевал руки и ноги в кольца и, кроме того, привязывался к кресту широкими ремнями.
Он нес такие добровольные мучения целых шесть недель, пока Перов написал таким образом
все тело Распятого с натуры, изменив только лицо. Как раз к Страстной неделе картина была
готова, и молодой художник решил пожертвовать ее в соседнюю сельскую церковь. После
этого, тут же, в деревне, Перов написал свой собственный портрет и портреты отца и других
членов семьи. Кроме того, он много занимался чтением, охотой и беседами с крестьянами.
Ввиду быстрых успехов сына в искусстве, мать Перова решилась в мае 1852 г. ехать в
Москву, чтобы доставить ему возможность получить настоящее художественное образование.
Здесь, после некоторых колебаний, они попали к преподавателю Училища Живописи и Ваяния
H. A. Рамазанову, который обласкал юношу, а уже в конце 1853 г. Перов поступил в Училище.
Ведущий 2.Именно с этого времени начался взлет творчества Василия Григорьевича, но
судьба была к нему не слишком благосклонна, и в жизни ему пришлось пережить немало
лишений и пройти множество испытаний. Не падать духом юному художнику помогала также
дружба с соучениками, знаменитым русским пейзажистом И.И. Шишкиным и выдающимся
жанристом И.М. Прянишниковым, с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу.
Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться.
Василий Григорьевич, как и многие молодые, образованные люди, напитавшиеся духом
национально-освободительного движения, жаждал вырваться из пошлого, заскорузлого,
подавляющего мещанского быта, составляющим элементом которого была Церковь. Перов был
не против веры, а против бюрократического института, где процветали взяточничество,
тщеславие и корыстолюбие.
(слайд № 2)
Ведущий 1.1870-е годы – период расцвета
творчества Перова. В своих новых картинах
художник выражает драматические коллизии,
которыми была переполнена современная
социальная действительность. На фоне этого в
1870 году Перов стал одним из организаторов
Товарищества передвижных художественных
выставок, членом которого художник был до 1877
года.
(слайд № 3,4)
Ведущий 2.Передвижничество — ведущее
направление в национальном искусстве второй
половины XIX в., идейно противостоявшее
академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность
творчества передвижников: гражданственность, сознание
общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись),
художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты.
Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены
образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (18461898) «Курсистка»,
«Студент», «Кочегар»]. Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа.
Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту
полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и
романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И.
Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой
выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной
живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления
природы. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий
психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи,
который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за
эту идею» (И. Е. Репин). Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве
сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей.
Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они
по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через
психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I
допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И.
Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и
духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и
церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую
силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская
трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе
и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи
разночинца.
Ведущий 1.Рассмотрим более подробно работы художников, состоящих в этом обществе
передвижников.
(слайд № 5,6,7,8)
Среди лучших произведений этого периода - картины «Проводы покойника» (1865),
«Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые
везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Особенностью творчества
Василия Григорьевича является то, что он писал рассказы о жизни героев своих картин.
Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже.
Ведущий 2. Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние
для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где
присутствует справедливость, добро и понимание. Отказываясь от легких тем написания
картин, где художник Перов вполне вероятно мог заслужить огромную славу, он ведет
закрытую жизнь, создавая произведения языком красок на полотне обличающие
несправедливость в русском обществе, как Гоголь высмеивая в своих работах зажравшуюся
богатую прослойку общества с ее отвратительной чванливостью и лизоблюдством. В жизни
любого общества иногда наступают моменты, когда необходимо, что либо менять,
инициаторами этих перемен выступают отдельные личности побуждающие общество к
прозрению и воспитанию добропорядочности. В русской живописи Василий Перов один из
первых художников, кто раскрывает запретную среди многочисленных своих коллег тему
правды того времени, заглядывая во все потаенные уголки самобытного образа жизни
угнетенного народа.
Василий Григорьевич Перов пришел в искусство вслед за Венециановым, за Федотовым -
Венецианов открыл поэзию русской крестьянской жизни, Федотов дал первые образцы
русского сатирического жанра, и Перов оказался взращен этим рождающимся демократизмом
отечественной живописи.
Перов был духовный собрат Некрасова, единомышленник Добролюбова, Чернышевского, он
отразил в своих произведениях целую эпоху народно-освободительного движения 60-х годов.
Горячее сочувствие к бесправному положению крестьянства и городского люда, открытый
социальный протест, направленный против того «темного царства», в котором выражали себя
нравы и нормы морали власть имущих, налагают на самую личность Перова - художника и
человека - печать благородства и высокой честности перед Россией, перед народом, перед
русским революционным движением, которому он послужил своим искусством.
Картины Перова и стали выражением революционных умонастроений передовой русской
интеллигенции тех лет.
Ведущий 1. Рассмотрим наиболее знаменитые
работы Перова.
(слайд № 10,11,12,13,14,15,16,17)
В творчестве Перова наряду с острым
обличением правящих классов и духовенства
сказывался гуманизм художника, любовь его к
простому народу. Несколько произведений
живописец посвящает детям. В картине
«Тройка» измученные дети, напрягая последние
силы, тащат с ухаба на ухаб обледенелую бочку
с водой. Морозный ветер бьет в лицо. Серовато-
тусклый колорит картины усиливает тягостное
ощущение от страдания маленьких
обездоленных тружеников. Возмущение и
протест против тех, кто лишил радости детство этих ребят, вызывает картина «Тройка»,
навеянная жизненными впечатлениями художника.
Ведущий 2. А время было тяжкое - отмена
крепостного права принесла новую кабалу.
Чуткой душой воспринимал художник все
горести народа. Так вылилась из-под его кисти -
буквально как песня - картина-песня «Проводы
покойника». Какая простота в ней и какая
скорбь! Понурая лошаденка тянет сани по
зимней дороге, согбенная спина крестьянки и
ребятишки у гроба. Угасает ненастный день,
темные, суровые облака, как безысходность,
нависают над осиротевшей семьей. Вот и весь
рассказ художника, но как западает он в память!
И хоть раз увидевши картину, не забыть, как
девочка держится за гроб, будто в последний раз обнимая отца. Есть подлинная народность в
этой картине Перова. Картина «Проводы покойника» уже не столь беспристрастна - ведь в
санях рядом с гробом - осиротевшие дети, задумавшиеся о том, какова будет их судьба. Здесь
уже нет обличения, только сострадание и лирические эмоции художника. Картина получилась
антиромантическая.
Ведущий 1. «Чаепитие в Мытищах, близ
Москвы» - одно из первых произведений
Перова. Оно датировано 1862 годом и близко
другим работам этого же времени, жестоко
обличающим духовенство: «Сельский
крестный ход на пасхе» и «Проповедь в селе».
В основе картины «Чаепитие в Мытищах, близ
Москвы» лежат живые наблюдения автора.
Идейный ее смысл - обличение
тунеядствующего монашества. Подмосковные
Мытищи по дороге в Троице-Сергиеву лавру
славились своей родниковой водой, и
истинные чаевники наезжали сюда ради
самоварной утехи. Вот и в картине сановный
служитель церкви услаждает себя чайком - прихлебывает с блюдечка, отдувается,-
блаженствует, и все в нем говорит о сытости и довольстве. Но рядом нищий солдат-калека
тянет к нему руку за подаянием. Мы видим медальку, приколотую к шинели, - быть может, под
Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? И это все, чем царская Россия наградила своего
воина. Отталкивает его прочь служанка, неприязненно скосил взгляд блаженствующий иерей, а
мальчонка-поводырь стоит, не смеет протянуть за милостыней отцовский картуз, и в который
раз звучит у Перова эта горькая нота сочувствия к детям! Нет горше обиды, чем обида ребенка,
и нестерпимо видеть в картине эту робкую фигурку мальчонки - голодного и босого - рядом с
равнодушным чревоугодием; боязливые его ручонки - рядом с рукой выхоленной, пухлой,
держащей чайное блюдце; маленькие босые его ноги - рядом с вычищенными щегольскими
сапогами. И снова отмечаем красноречивейшую перовскую выразительность деталей и
красноречивость всей режиссуры, направляемой возвышенным и благородным сердцем.
Ведущий 2. Замечательный сатирик, Василий Григорьевич Перов был беспощаден к тем, кто
в глазах передового общества олицетворял тупое, гниющее самодержавие. человека с русской
природой, и эта природа, земля России - тоже герой художника. Василий Григорьевич Перов
(1834-1882) показал простую будничную жизнь с обличительным пафосом, с позиций
гражданственности, патриотизма, социального
критицизма. Честь ему - художнику и гражданину,
верившему в судьбу своей отчизны.
Работы Перова позднего жанрового искусства с
его незатейливым юмором («Птицеловы»,
«Рыболов», «Голубятник», «Гитарист», «Ботаник» и
знаменитая картина «Охотники на привале») имели
тоже большой успех.
(слайд № 18)
Ведущий 1. На рубеже 1860-1870-х годов Перов
обращается к портретному жанру - пишет
Островского (1861), И.С. Тургенева (1872),
Достоевского в период сочинения «Бесов» (1872). Перову были близки настроения Некрасова,
его сочинения - родственны по духу Он был не только судьей над злом - он утвердил в своих
портретах достоинство людей, составивших передовую русскую интеллигенцию. Перовские
портреты Островского, Достоевского, Даля положили начало той «галерее в галерее» - череде
портретов лучших людей России, которыми гордится Третьяковская сокровищница
отечественной живописи. Каждый из них, из этих портретов, целый мир глубокой душевной
работы, каждый дает сложность мыслей,
переживаний, неповторимость богатой и
одаренной личности. В достоинстве своих дум -
драматург Островский. В мучительности
душевных сомнений - Достоевский. Какой это
прекрасный портрет и как он написан! Ни одного
резкого всплеска цвета, сосредоточенность,
напряженность, и кисть вся наполнена жизнью.
Трудная, трагическая дума - вот существо
портрета, и, кажется, что это портрет не только
самого писателя, но и весь круг сюжетов
Достоевского незримо присутствует здесь.
Посмотрите, как внутреннее становится
внешним - как в изображении художника мысль, сознание выявляют себя в позе и ракурсе,
взгляд отстранен от впечатлений реальных и словно бы обращен вовнутрь, к некоему
духовному зрению, а руки неосознанным жестом сцеплены на коленях - так бывает в минуты
отрешенной задумчивости. Портрет, истинно прочувствованный, всегда несет на себе
отпечаток личности портретиста. И не потому ли так поразительно верно представил Перов
Достоевского, что сам мог бы сказать о себе его словами: «Подле меня будут люди, и быть
человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и
не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою».
«Рыболов»
«Голубятник»
Ведущий 2. Последняя работа, над которой
трудился Василий Григорьевич- картина
"Никита Пустосвят". Он работал над ней даже
тогда, когда уже едва был в состоянии держать
кисти в руках. Давно таившаяся болезнь,
наконец, сломила Перова окончательно. Эта
картина, так хорошо передающая, по словам
знатоков, самый смысл раскола, была
лебединой песнью художника.
… в 3 часа дня 29-го мая 1882 г. Перов тихо
скончался.
Тело его перевезли в Москву и отпели в
приходской церкви Училища, откуда гроб его
вплоть до могилы в Даниловом монастыре
несли на руках его бывшие ученики.
За свою жизнь Перов создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех
бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода
в Европе.
Под конец своей жизни Перов пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за 1875 г.
и в "Художественном журнале" Н. Александрова за 1881—82 гг. несколько не лишенных
занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Ведущий 1. Хочется закончить наше мероприятие отрывком из рассказа В.Г.Перова "Наши
учителя", где он, между прочим, говорит: "Чтобы быть вполне художником, нужно быть
творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать
не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в
воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Этим изучением нужно так настроить
чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не
отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале... Художник должен быть поэт, мечтатель,
а главное — неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным
фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством". В этом и был
весь Перов – великий художник великой России!
Флэш-моб:
1.
Великий художник
Великой России
Родился в Тобольске
В далекой Сибири.
__________________________
2.
Отлично писал
Потому и Перов
Ради учебы
На все был готов.
___________________________
3.
С детства проблемы
Большие познал
И все это время
Рисовал, рисовал.
___________________________
4.
Учился в Москве –
Кое-где ночевал,
Но к людям хорошим
В руки попал.
___________________________
5.
Василий Перов
Передвижником был
С людьми просвещенными
Крепко дружил.
__________________________
6.
Медали имел
За работы свои
Известность они
Ему принесли
___________________________
7.
Бывал за границей
Стремился домой
Картины писал
О России родной
___________________________
8.
Перова картины
Российский там быт
Посмотришь подольше –
Душа заболит
___________________________
9.
Крестьянская доля
Трудней не сыскать
Художник нас учит
Всем сострадать
___________________________
10.
В работах своих
Попов обличал
К совести, милости
Всех призывал
____________________________
11.
Когда знаменитым
Художником стал
Уменья свои
Другим передал
12.
Учил Левитана
Природу понять
Русский пейзаж
Везде прославлять
______________________________
13.
Живопись нашу
Перов уважал
Портреты отличные
Он рисовал
______________________________
14.
Портрет Достоевского
Кисти Перова
Классика жанра
Оценка Крамского
______________________________
15.
Перова ценил
Земляк наш Крамской
За картины, портреты
С русской душой
_____________________________
16.
В Париже и Вене
Выставки были
Картины Перова
Всех покорили.
_____________________________
17.
Сильно болел
От чахотки скончался
В истории нашей
Навеки остался
______________________________
18.
Художники все
О нем говорили
Гордость он наша
И совесть России.
Список использованных источников:
1. Бабанский Ю.К., Педагогика сотрудничества, СПБ- 1989 г.
2. Выгодский А.С., Педагогическая психология. М. «Педагогика», 1999 г.
3.Галицких Е.О., От сердца к сердцу. СПБ – 2003 г.
4. Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/ru. Перов, Василий Григорьевич
http://www.art-portrets.ru/vasiliy-perov.html
http://art19.info/perov/biography.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text