Консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с народными праздниками, традициями"
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Детский сад комбинированного вида № 2035
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через
ознакомление с народными праздниками, традициями.
Консультация для воспитателей
Составила воспитатель
Перевертайлова Лидия Алексеевна
Москва 2012
Иванушки, Аленушки!
Храни вас Бог, храни!
Вы золотые зернышки моей
Всея Руси.
Молчанием иль голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом
Вы будете шуметь?
М. Сухорукова
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период в
жизни ребенка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются
основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого
ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к
внутреннему миру ребенка.
К сожалению, за последние годы педагогическая компетентность не
только родителей, но и специалистов- практиков, работающих с детьми
дошкольного возраста, снижается. Это выражается в смещении акцентов в
развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, однако природные
закономерности свидетельствуют, что возраст от рождения до 7 лет
сенситивный период для развития сенсорной, эмоциональной и нравственной
сфер. Именно в этом возрасте создаются представления о добре и зле,
нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношениях.
Проработав в сфере дошкольного образования более 30 лет, я пришла к
твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы
неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы
выпускаем из детского сада без четких представлений о добре и зле, так и для
нас, взрослых, потому что совершаем большой грех, не радея о самом важном в
развитии ребенка – его душе. Духовно-нравственное воспитание – это
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в
сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его
развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит
от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с
учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития
данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения,
подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие
развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует
поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности
дошкольников является введение его в мир народной культуры посредством
знакомства с пословицами, поговорками, сказками, народными праздниками и
т.д.
Русская педагогика, еще более ста лет назад, отзывалась о народном
наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и
как о педагогическом средстве, методе. Народные сказки, пословицы,
поговорки представляют богатый материал для нравственного воспитания
детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают
многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о народном творчестве
настолько высокого мнения, что включил его в свою педагогическую систему,
считая, что простота и непосредственность народного творчества
соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально
разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом
воздействии на ребенка.
Работая в детском саду в коррекционной группе, используя разные
технологии и методы, я поставила перед собой задачи:
- воспитывать уважение к народному наследию;
- воспитывать послушание родителям, воспитателю, уважение к старшим;
- учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины
тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей
отечественной культуры;
- формировать способность справедливого оценивания поступков других
детей;
- учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;
- формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления,
культуру речи.
Основными принципами реализации этих задач являются
систематичность работы по воспитанию положительного отношения к
духовно-нравственным ценностям, взаимосвязь работы на занятиях со
свободной, игровой деятельностью.
Начиная работу с вновь поступившими детьми с большим
вниманием следила за общением детей между собой. Отмечала случаи
агрессивности, неумение договориться друг с другом, не желание уступить
другому в процессе различной деятельности. В работе открыла для себя, что
использование пословиц часто помогает разрешить конфликтные ситуации
(Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются…).
Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие
на поведение не только конфликтующих, но всех остальных детей, которые
старались принять участие в разрешении конфликта. В данной ситуации я
старалась быть не наставником, а становилась на позицию равноправного
партнера, давая возможность детям самим сделать нужные выводы.
Также, хочу отметить большую роль народной сказки в воспитании
нравственности у детей. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н.
Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает
вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может
служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно
возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В
этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения
человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче
учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных
положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с
отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании
зла. Сказка учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее
человечества. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с
целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности
сказки как жанра. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в
победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает
воспитательное значение этого средства.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что
«сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к
человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает
мир не только умом, но и сердцем». Работа со сказкой имеет различные
формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и
причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,
проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам
сказок и многое другое.
Все это послужило тому, что свою работу я постаралась построить по
тематическому принципу. Основными темами выбирала следующие: «Имя»,
«Семья», «Совесть», «Добро и зло», «Благодарность и недовольство»,
«Сдержанность и вольность», «Щедрость и жадность», «Правда и ложь»,
«Милосердие и жестокость», «Прощение и обида», «Послушание и
упрямство», «Родина и чужбина», «Дружба и вражда», «Трудолюбие и лень»,
«Память», «Верность и предательство».
Каждая тема предполагала обращение к литературному и зрительному
ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках, т.
е. задачи решались в комплексе. Это способствовало разрешению
противоречия, сложившегося в традиционной системе воспитания, когда дети
формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в
соответствии с ними.
Работа была разделена на несколько этапов:
1-й этап. Его цель – создание атмосферы доброжелательности, доверия и
любви. Формы его проведения – круг, пожелания и благодарения, приветствия,
игры-шутки. На этом этапе мы начинали формирование у детей любви к своим
близким, прежде всего к своей матери, через художественную литературу
(пословицы, поговорки, песни, стихи, загадки, сказки).
2-й этап. Здесь главной целью становилось осмысление того или иного
нравственного понятия, обогащение социального опыта. На этом этапе
происходило знакомство детей (чтение, рассказывание, беседы, театрализации)
с историями, сказками, притчами, содержание которых соответствует теме и
задачам данного занятия. Этот процесс сопровождался демонстрацией
иллюстраций, репродукций, звучанием музыки. Предлагались вопросы для
обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы.
3-й этап предполагал через игры, разыгрывание нравственных этюдов,
небольших сценок, проблемных ситуаций побуждение ребенка к
положительным поступкам.
Свою дальнейшую работу я старалась выстраивать в соответствии
с народным календарем, используя постепенное знакомство детей
одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками,
обрядами, ремеслами, историей, культурой (Осенины, наступление Нового
года, Рождество, приход весны и т.д.). При ознакомлении детей с каким-либо
народным праздником, работа начиналась задолго до наступления самого
праздника. В книжном уголке выставлялись иллюстрации и книги
определенной тематики (например: «Чудо, чудо Рождество», автор Першина,
«Добрый дедушка (сказание о Деде Морозе)», автор Балакшин), а после
закреплялось в продуктивных видах деятельности (аппликация –
рождественская звездочка, лепка – пасхальный кулич, рисование – пасхальное
яйцо). Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием
народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так
и во время прогулок.
Большую помощь в работе мне оказала авторская программа «Культура
и творчество в детском саду» Аллы Валентиновны Бородиной, включающая в
себя демонстрационный и наглядный материал «Основы православной
культуры».
Для достижения этих целей необходимо было заинтересовать родителей
и найти в их лице поддержку для дальнейшей работы. Для этого создавались
информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные
консультации, а также вечера вопросов и ответов.
В процессе совместной работы на основе народных традиций с детьми
мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как
народная культура и народная педагогика обладает удивительной
способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые
скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе
работы каждый ребенок раскрывался как цветок, а родители начинали
интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя
изменения в своем ребенке.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и
длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога,
систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания
детей. А результативность педагогического процесса достигается в ходе
систематической работы по формированию здорового образа жизни, созданию
соответствующей предметно-развивающей среды и взаимодействию всех
участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Азбука в пословицах русского народа».- М., 2009. Рождественские
рассказы о Грише и Тане. – М.: Дом Покров. 2002;
2. Бахревский В. О братцах ежиках и других малышах. – М. 2009.
3. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. – М.: Основы
православной культуры, 2007.
4. Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери // Справочник
старшего воспитателя. № 4, 2007.
5. Бородина А.В. Рождественские рассказы о Грише и Тане. – М.: Дом Покров,
2002.
6. Данилова О.В. Духовно-нравственное воспитание в ДОУ в условиях
модернизации образования //Воспитатель ДОУ. № 10, 2010.
7. Зернышки. Добрые истории для малых ребят – Рязань: ООО Зерна, 2004.
8. Карнаухова И. Былины и героические сказки (в пересказе для детей) – М.:
Махаон, 2009.
9. Ломтева Е.А. Знакомство дошкольников с культурой православия //
Воспитатель ДОУ. № 5, 2010.
10. Лукашевич К. Первое словечко. Хрестоматия для детей – М., 2002.
11. Михаленок Е. Чудесная свечка. – Минск, 2005.
12. Майорова Н. Моя первая книга. Русская история. – М.: Белый город, 2005.
13. Нечаев Л.Е. Старший брат. – М.: Отчий дом. 1998.
14. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые
праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие – М., 2005.
15. Родина Л.П. По заслугам и честь: Притчи, сказки, русские народные
пословицы. – Саратов: ОАО Приволжское книжное издательство, 2005.
16. Родина Л.П. Приобретай друзей. – Саратов: ОАО Приволжское книжное
издательство, 2005.
17. Рудометкина Н. Маленькие рассказы о большой любви. – М., 2007.
18. Першина О. Какой у нас сегодня праздник, мама? – М.: 1992.
19. Чинякова Г.П. Чудо Святого Георгия о Змие. – М. Новая книга, 1997.
Пословицы.
Глупые ссорятся, а умные договариваются.
Ссора до добра не доводит.
Берись дружно, не будет грузно.
Не хвали сам себя, есть и получше тебя.
За добро плати добром.
Добро помни, а зло забывай.
Что в других не любишь, того и сам не делай.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Слово лечит, слово калечит.
Не спеши языком спеши делом.
Берись дружно – не будет грузно.
Друга ищи, а найдешь, береги.
Дерево ценят по плодам, человека по делам.
Всегда говорится, что лгать не годится.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные к зиме готовятся"
- Презентация "Система работы с «трудными» детьми"
- Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательной чувствительности у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе коррекционного обучения
- Статья из опыта работы "Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми"
- Дистанционные проекты как средство развития социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о системе оценивания обучающихся VIII вида