Картотека речевых диалогов для детей ср. гр.

Картотека
речевых диалогов для детей
ср.гр.
”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН”
(1 вариант)
Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии.
Материал: два телефонных аппарата.
Ход игры:
Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит:
- У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?!
- (в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин?
- Да, мы вас слушаем.
- Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб?
- Да, приходите, пожалуйста.
- Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.)
Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет
ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с
помощью сопряженной речи.
Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым.
Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому покупателем
и вести телефонный диалог между собой.
”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН”
(2 вариант)
Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога.
Материалы и атрибуты: три телефонных аппарата.
Ход игры:
Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую
ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять
поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого
телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. Вы как будто
заболели. Давайте, вы мне позвоните, чтобы вызвать врача».
Дзинь...
- У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?..
- Что у тебя болит?
Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком, а затем переходит к
взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом, но
несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых
высказываний ребенка.
«ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей,
внимание, слух.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их
только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Ход игры:
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди.
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой
живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки
пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин
зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
1. Гуси-гуси! (хозяин)
2. Га-га-га. (гуси)
3. Есть хотите? (хозяин)
4. Да, да, да. (гуси)
5. Гуси-лебеди! Домой! (хозяин)
6. Серый волк под горой! (хозяин)
7. Что он там делает? (гуси)
8. Рябчиков щиплет. (хозяин)
9. Ну, бегите же домой! (хозяин)
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра
кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый
ловкий и быстрый, становится волком.
«ПОЧТА»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей,
воображение, артистичность.
Правила игры. Тот, кто не выполняет задание, отдает фант.
Ход игры:
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все
играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет
задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи
фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них
интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории,
вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового
водящего и игра повторяется.
«КОРШУН»
Цель. Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей,
память, внимание, слух.
Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не
удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица,
защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
Ход игры:
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята.
Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит
слова:
-Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямку рою.
-На что тебе ямка?
-Копеечку ищу.
-На что тебе копеечка?
-Иголочку куплю.
-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек сшить.
-Зачем мешочек?
- Камешки класть.
-Зачем тебе камешки?
-В твоих деток кидать.
-За что?
-Ко мне в огород лазят!
-Ты бы делал забор выше,
-Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши,
ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего.
Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
«Курочка-рябушечка»
Два ребенка обыгрывают перекличку:
-Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
-На речку.
-Курочка -рябушечка,
Зачем пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка
Как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
«Кисонька - мурысонька»
Два ребенка обыгрывают перекличку:
-Кисонька-мурысонька,
Где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна!