Картотека дидактических игр, для развития познавательных процессов у дошкольников

Картотека дидактических игр, для
развития познавательных процессов у дошкольников
«Разложи предметы»
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни
деревянные, а другие пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы,
кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти
игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки
чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек
елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между
собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание
ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует
самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке
все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет
слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не
летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства,
располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила
свою квартиру. Самая маленькая на первом этаже, на втором немного побольше, на
третьем еще побольше, на четвертом еще больше. А на пятом, последнем этаже
самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли
вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи
им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной
последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее
посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски
соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче осеннее
пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что
быстрее?», «Кто быстрее?»
Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие тонут. Педагог называет
попарную группу предметов: деревянная палочка гвоздь, деревянная и металлическая
линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли,
металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует
практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не
попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы
плавают, а какие тонут, почему?
Продолжи предложения:
Мы включили свет, потому что … .
Мама вернулась, чтобы взять зонт, потому что … .
Дети надели теплую одежду, потому что … .
Щенок громко залаял ,потому что … .
Алеша выглянул в окно и увидел … .
Таня проснулась утром и … .
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор
подосиновик, платье юбка, ваза кувшин, заяц кролик, кот рысь, трамвай
троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает
детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра «Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей
и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
Игра «Что это? Кто это?»
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой
команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов,
животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание
правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Задание «Нарисуй и зачеркни»
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый
предлагает детям:
Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью
фигуру;
Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую
фигуру;
Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую
фигуру
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления. Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей
(ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме
загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра «Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например:
большой маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый грустный,
быстрый медленный, пустой полный, умный глупый, трудолюбивый ленивый и т.
д.
Игра «Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Оборудование: карточка к заданию.
Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь
противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти
ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом
деле.
Задание «Дополни фразу»
Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.
Если песок мокрый, то.
Мальчик моет руки, потому что.
Если переходить улицу на красный свет, то.
Автобус остановился, потому что.
Игра «рассказ наоборот»
Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек)
предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один
говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись
братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый:
«Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.
«Небылицы»
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: мяч.
Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза небылица,
то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», игрок ловит мяч. «Волк на
дереве сидит» мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» игрок ловит мяч.
«Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать
перевертыши, небылицы.
Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На
день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок
должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ
свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.
Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы,
бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним
произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука.
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
Автор: В. Чантурия.
«Да - нет, говорите»
Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию.
Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш
исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из
него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.
Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу.
Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?»
(нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает да, бывает нет). Подскажите, что бывает
вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.
Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью
вопросов угадывать.
«Загадочные умники»
Игра учит делать выводы, доказывать их правильность
Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое
мышление? Итак, загадываем:
Лижет дочку языком, будет телочка здорова.
Кормит также молочком, кто же мама? (корова)
Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и
начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка,
скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка это
теленок! Только у коровы теленок. Далее:
В клетке пестрая головка,
Чистит перышки так ловко.
Что за птичка, угадай,
В клетке верно... (попугай)
В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.
Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает — вы отгадываете.
Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок
придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки
на себе несет».
А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».
Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную
черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно
устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки»
(аналогия) и т. д.
«Ребятушки-загадушки»
Игра учит определять предмет по его характерным признакам
Необходимый инвентарь: игрушки.
Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные,
птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен
отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями
это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.
Закрепляем: играть можно на улице, в дороге. Усложняем: в дальнейшем
используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем
сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.
«Математические круги»
Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами
Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические
фигуры.
Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам,
например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые в другом или большие
красные круги в одном, маленькие синие в другом. А если в другом должны лежать все
круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку
пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить
маленький обруч внутри большого в большом большие квадраты, в маленьком
маленькие.
Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или
скакалки.
«Отрицалки»
Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения
Необходимый инвентарь: опорные картинки.
Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику,
синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и
Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и
Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя,
Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие
загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.
Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные
картинки, например рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.;
аналогично при других задачах.
Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без
опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.
Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три
мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У
кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?». Внимание: вы
купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке
брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а
что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой
для ребенка.
«Обобщение-исключение». 4й - лишний
1. Поиск лишней картинки
«4 лишний» (с картинками);
«3 лишний» (на словесном материале);
«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним
словом назвать оставшиеся предметы?»
НАБОРЫ СЛОВ:
1. Стол, стул, кровать, чайник.
2. Лошадь, собака, кошка, щука.
3. Елка, береза, дуб, земляника.
4. Огурец, репа, морковь, заяц,
5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель
6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
7. Волк, лиса, медведь, кошка.
8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
9. Кукла, машина, скакалка, книга.
10.Поезд, самолет, самокат, пароход.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
12.Лыжи, коньки, лодка, санки.
13.Стул, молоток, рубанок, пила.
14.Снег, мороз, жара, лед.
15.Вишня, виноград, картофель, слива.
16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
17.Река, лес, асфальт, поле.
18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
19.Парта, доска, учебник, ежик.
20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.
21.Краски, кисти, чайник, полотно.
22.Шляпа, крыша, дверь, окно.
23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.
24.Нога, рука, голова, ботинок.
25.Храбрый, злой, смелый, отважный.
26.Яблоко, слива, огурец, груша.
27.Молоко, творог, сметана, хлеб.
28. Час, минута, лето, секунда.
29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
30.Платье, свитер, шапка, рубашка.
31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
32.Сосна, береза, дуб, земляника.
33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Назови одним словом».
Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно
назвать одним словом:
1. суп, каша, гуляш, кисель;
2. лошадь, корова, овца, свинья;
3. курица, гусь, утка, индейка;
4. волк, лиса, медведь, заяц;
5. капуста, картофель, лук, свекла;
6. пальто, шарф, куртка, костюм;
7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;
9. липа, береза, ель, сосна;
10.зеленый, синий, красный, желтый;
11.шар, куб, ромб, квадрат;
12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;
14. окунь, щука, карась, сом.
«Собери капельки в стакан»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний
и системе цветов.
Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного
цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая
свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан
одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.
«Найди предметы такого же цвета»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний
и системе цветов.
Ход игры: Взрослый говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное
(жёлтое, коричневое, синее, фиолетовое и т.д.)». Ведущий уходит, дети ищут в группе
предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено
задание
Дидактическая игра «Найди игрушку»
Цель: развивать восприятие, а также внимание детей 4 – 5-летнего возраста.
Ход игры:Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались
в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо
игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы,
какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на
поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.Новый
ведущий описывает свойства уже данной игрушки. Игра продолжается до тех пор, пока
все дети не пройдут через роль ведущего.
Дидактическая игра «Составь картинку»
Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.
Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна
картинка целая, другая разрезана на 3 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.
Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую
разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без
эталона.
Дидактическая игра «Белый лист»
Цель: развивать восприятие формы предметов у детей 3 5-летнего возраста, а также
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом,
набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.
Ход игры:
Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При
правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.
Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона
фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную
«заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.
Игра « Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.
возраст: с 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться
и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно
усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество
игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Что слышно?»
Цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.
возраст: с 3 лет.
1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью.
Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на
дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
Игра «Найди такой же».
Цель: развитие произвольного внимания
возраст: с 3 лет
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету,
величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее
играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки,
которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество
предметов, различия которых не так заметны.
Игра «Что изменилось?».
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
возраст: с 3 лет.
Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты.
Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется
спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до
5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Игра « Цифры»
Цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.
возраст: с 4 лет.
Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:
2, 3, 5, 7, 3, 5, 7
Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно
сгруппировать.
Игра « Гимнастика внимания»
Цель: развитие произвольного внимания - возраст: 4- 6 лет
раз, два, три, четыре, пять
начинаем мы играть
вы ребята не зевайте
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют
движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
Игра « Самый внимательный»
Цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться. возраст: с 4 лет
Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить
порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время
игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте
ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия. возраст: с 4 лет
Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям.
Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по
имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.
Игра «Летает – не летает»
Цель: развитие произвольного внимания возраст: с 4 лет
Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя
любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч
кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч
возвращают ударом об пол со словом «не летает».
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия. возраст: с 4 лет
1 вариант.
Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь
слово или фразу, тот передает это дальше
. Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый
ведущий.
2 вариант.
Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям.
В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих
рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает
ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.
Дидактическая игра «Если бы…»
Дидактическая задача: развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование,
творческую связную речь.
Игровая задача: продолжи предложение.
Игровые действия: предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы:
«Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы?), «Если бы вдруг исчезло
солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и т.д.
Правило игры: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.
Результат: продолженные предложения детьми имеют логически связную речь.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Дидактическая задача: формирование умения сравнивать по признакам предмета.
Игровая задача: называть отличия предметов.
Игровые действия: воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет:
«Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их
внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем педагог предлагает детям
поучиться находить сходство и различия.
-Посмотрите на лица снеговиков. Они? У каждого два глаза и оранжевый нос.
-На головах? Головные уборы разного цвета.
-В руках?
-Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие в
левой.
Правила игры: Найти сходства и различия предметов.
Результат: умеют находить свойства и различия предметов.
Дидактическая игра «Задумай слово»
Дидактическая игра: Систематизирование представления детей, учить выражать свои
мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.
Игровая задача: отгадать какой предмет подходит под описание.
Игровые действия: педагог предлагает поиграть в интересную игру, дети должны
задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно
обозначает: какое и что можно с ним делать или что делает, а все будут отгадывать.
Например: Он пушистый, лакает и мурлыкает. (Котенок). Он кукарекает. (Петух). Она
металлическая, ею можно есть суп, борщ. (Ложка). Она оранжевая, вкусная, длинная.
(Морковка). Оно белое, по небу плывет. (Облако).
Правила игры: рассказать о предмете и действии с ним.
Результат: отгадать по описанию о каком предмете идет речь.
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?»
Дидактическая задача: Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас.
Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам.
Игровые действия:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При
этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку,
блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть,
салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы.
Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом!»
Дидактическая задача: умение развивать абстракцию через определение степени зрелости
овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровая задача: поиск своей группы по степени созревания овощей и фруктов.
Игровые действия: овощи и фрукты воспитатель раздает детям и предлагает их
«перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!» - дети, в руках у которых овощи и фрукты
одного названия, собираются в группки. Причем внутри каждой группки они должны
стать так, чтобы было видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти
последовательность созревания от неспелого к спелому. В ходе игры дети несколько раз
меняются предметами.
Правило игры: Правильно выстроить цепочку по мере созревания овощей
Результат: Все овощи и фрукты выстроены в определенной последовательности, по мере
созревания. Выигрывает то звено, которое соберется быстро и встанет в правильной
последовательности по мере созревания.
Дидактическая игра «Волшебные экранчики»
Дидактическая задача: развитие у детей умений систематизировать предметы по свойству,
анализировать, сравнивать предметы.
Игровая задача: подобрать картинки к какому либо предмету по цвету, форме, размеру.
Правило игры: вначале освоения игры содержание конструируется специально:
выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В
дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в
первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету,
размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
«экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными
обозначениями свойств. Ленты полоски с изображением предметов с разной степенью
выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое).
Правило игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в
первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно светлое, совсем
светлое и т.д.
Результат: Правильно построенный упорядоченный ряд предметов по свойству.
Дидактическая игра «Чей след?»
Дидактическая задача: формировать умение сравнения зверя с оставленными им следами
в зимнем лесу.
Игровая задача: определить хозяина следов.
Игровые действия:
Педагог говорит:
-Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит.
Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым
внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и
наблюдает за нами.
- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из
зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)
- Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда
оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу - зимой или на
мокром песке - другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте
попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
Правило игры: внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса. Друг за
другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить
хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).
Количество играющих не должно превышать 6 человек.
Результат: выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу,
соотнеся зверя с оставленными им следами.
Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок»
Дидактическая задача: развитие умения сравнивать предметы.
Игровая задача: найди похожий предмет в своём букете.
Игровые действия:
Вариант 1. Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает
им какой нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три такой лист
покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Вариант 2.
Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в
своем букете такой же лист.
Правило игры: найти листок, который подходит данному цветку.
Игровые действия: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем
показывает им какой нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три
такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
Вариант 2.
Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в
своем букете такой же лист
Результат: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать растения по цвету,
составлять красивые букеты.
Игровая задача: Найти растение по цвету цветка.
Игровые действия: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают
понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий
выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им
цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно
использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Правило игры: составить букет по описанию цветов растения.
Результат: правильно составленный букет по описанию.
Дидактическая игра «Домик для листочков»
Дидактическая задача: развивать умение анализировать и синтезировать названия
деревьев по существенным признакам.
Игровая задача: правильно подбирать листочки к деревьям и кустарникам.
Игровые действия:
Педагог настраивает детей на игру.
- Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми
лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает
оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись?
- Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?
- Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы
хотели бы нарядить?
Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники по
описанию.
Правило игры: определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний
наряд. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику по
описанию. Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды
по 2-3 человека. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно
и аккуратно выполнили задание.
Результат: нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.
Дидактическая игра «Разложи в коробки»
Дидактическая задача: учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от
цвета и величины.
Игровая задача: разложить фигуры по коробкам с контурным изображением.
Правило игры: в этой игре используются коробки (столы на каждом из которых лежит
геометрическая фигура), на которых даны контурные изображения фигур, и различные по
цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
Игровые действия: навести порядок, разложить все фигуры по коробкам (столам). Дети'
вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем
они раскладывают фигуры по коробкам толам), соотнося их форму с контурным
изображением.
Результат: фигуры в коробке должны соответствовать нарисованному контуру на коробке.
Дидактическая игра «Кому какая форма?»
Дидактическая задача: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги)
по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Игровая задача: разложить геометрические фигуры круг и овал по разным подносам.
Игровые действия: едагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия
этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А
теперь все кружочки положите на один поднос матрешке, все овалы на другой
мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения
предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
Правило игры: разложить по группам геометрические фигуры, матрешке на поднос
положить круг, а мишке овал.
Результат: геометрические фигуры круг и овал разложены в соответствии с заданием.
«Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а
матрешка – заберет круги домой».
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по
двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие
закономерности в чередовании фигур.
Игровая задача: разложить бусы по образцу.
Правила игры: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном
чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный
треугольник и т.д. Разложить бусы по образцу.
Правило игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными
геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки.
Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит:
«Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять
бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры,
называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту
фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что
бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям
предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему.
Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной
закономерностью.
Результат: бусы собраны по образцу.
Дидактическая игра «Мостики для зайчат»
Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине,
активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».
Игровая задача: подобрать дощечку по величине.
Игровые действия: воспитатель рассказывает: «Жили были в лесу два зайчика и решили
они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому
какую дощечку надо взять.
Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки?
Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите
пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую -
маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда
мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика?
Правило игры: помочь зайчикам подобрать дощечки для постройки мостика по величине.
Результат: подобраны дощечки по величине. Зайчики очень рады, что вы им помогли».
Дидактическая игра «Жучки на листиках».
Дидактическая задача: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на
основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Игровая задача: найти жучку свой домик по количеству листиков.
Игровые действия: воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они
хотят с вами поиграть, вы станете жучками.
Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик листик. Сейчас вы будете
летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик листик. Жучки, летите!
Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их
поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть».
Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим
уравнивать множества путем добавления и убавления.
Правило игры: найти жучку свой домик, посчитав количество листиков.
Результат: жучки нашли свои домики.
Дидактическая игра «Украсим коврик».
Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине,
активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Игровая задача: украсить коврики с помощью геометрических фигур.
Игровые действия: воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет
подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему
поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги?
По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? углы)
Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета?
Правило игры: Украшаем коврики геометрическими фигурами по образцу.
Результат: украсили по образцу для Мишки коврики с помощью геометрических фигур.
Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
Дидактическая игра «Домики для медвежат»
Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине,
активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Игровая задача: построить домики медвежатам
Игровые действия: воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную
историю.
Жили были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли
стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им
поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот
медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик?
Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот
медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь
крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по
величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку?
Правило игры: помочь медвежатам построить домики, сравнивая все детали по величине.
Результат: построили медвежатам домики из геометрических фигур. Медвежата очень
рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».
Дидактическая игра « Каких фигур не хватает?»
Дидактическая задача: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы
фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп,
сопоставлении их, обосновании найденного решения.
Игровая задача: найти недостающую фигуру в ряду из разных геометрических фигур.
Игровые действия: Распределив между собой таблички, каждый игрок должен
проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются
большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов.
Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с
красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не
хватает большого треугольника с красным квадратом. Второй игрок, рассуждая подобным
же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а
в третий ряд - большой круг с малым красным кругом.
Правила игры: Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые
(круг, треугольник, квадрат) трех цветов. Проанализировать ряды с геометрическими
фигурами, выделить недостающую фигуру и вставить в этот ряд. Играют двое.
Результат: Правильно выделить недостающую фигуру в каждом ряду. Выигрывает тот,
кто быстро и правильно справится с заданием.