Картотека подвижных игр для дошкольников (5-7 лет)

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
для дошкольников
(5-7 лет)
Картотека подвижных игр.
Старшая группа.
1. «Мы весёлые ребята»
2. «Мышеловка»
3. «Карусель»
4. «Ловишки - перебежки»
5. «Хитрая лиса»
6. «Караси и щука»
7. «Бездомный заяц»
8. «Сделай фигуру»
9. «Уголки»
10. «Затейники»
11. «Гуси - лебеди»
12. «Ловишки» (с ленточками)
13. «Зима и лето»
14. «Мороз – красный нос»
15. «Коршун и наседка»
16. «Встречные перебежки»
17. «Пустое место»
18. «Ловишки»
19. «Парный бег»
20. «Краски»
21. «С кочки на кочку»
22. «Удочка»
23. «Не оставайся на полу»
24. «Кто скорее до флажка»
25. «Белки в лесу»
26. «Мяч водящему»
27. «Охотники и зайцы»
28. «Сбей кеглю»
29. «Школа мяча»
30. «Подбрось - поймай»
31. «Охотники и звери»
32. «Мяч через сетку»
33. «Попади в обруч»
34. «Серсо»
35. «Брось за флажок»
36. «Шарик с горки»
37. «Поймай мяч»
38. «Кольцебросы»
39. «Пожарные на учении»
40. «Медведи и пчёлы»
«Мы весёлые ребята»
Цель: учить детей действовать по сигналу,
перебегать с одной стороны площадки на другую
быстро с увёртыванием. Развивать ловкость,
быстроту, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой.
На противоположной стороне также проводится
вторая черта. В центре площадки находится
Ловишка. Игроки хором произносят:
«Мы весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три, лови!»
После слова «лови» дети перебегают на другую
сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого
Ловишка успеет осалить, прежде чем тот
пересечёт черту, считается пойманным, отходит в
сторону и пропускает одну перебежку.
2 вариант.
Дети идут по кругу и проговаривают текст.
Ловишка в центре. Разбегаются разными
видами бега.
«Мышеловка»
Цель: учить детей бегать под
сцепленными руками в круг и
из круга, не наталкиваясь друг
на друга, действовать по
сигналу. Развивать ловкость,
быстроту, ориентировку в
пространстве.
Ход игры:
Игроки делятся на две
неравные группы, меньшая
образует круг мышеловку,
остальные изображают мышей
и находятся вне круга. Дети
изображающие мышеловку,
берутся за руки идут по кругу и
говорят:
«Ах, как мыши надоели,
развелось их просто страсть.
Всё погрызли, всё поели,
Всюду лезут вот напасть.
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех зараз!»
По окончании слов, дети
останавливаются и поднимают
сцепленные руки вверх. Мыши
вбегают в мышеловку и тут же
выбегают с другой стороны. По
сигналу воспитателя «хлоп!»
дети стоявшие в кругу
опускают руки и приседают –
мышеловка захлопнута. Мыши,
не успевшие выбежать из круга,
считаются пойманными, они
становятся в круг
«Карусель»
Цель: учить детей ходить и бегать с ускорением и
замедлением темпа по кругу в соответствии с
текстом. Развивать умение двигаться по кругу по
часовой стрелке и в противоположном
направлении.
Ход игры:
Дети образуют круг, держась за шнур, правой
рукой и идут по кругу сначала медленно, потом
быстрее и переходят на бег. Движения
«Ловишки - перебежки»
Цель: учить детей перебегать с
одной стороны площадки на другую
с увёртыванием, формировать
умение действовать по сигналу.
Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры:
Дети стоят за чертой на одной
стороне площадки. На второй
стороне также проведена черта.
выполняются в соответствии с текстом,
произносимым текстом:
«Еле, еле, еле, еле,
завертелись карусели,
а потом кругом, кругом,
всё бегом, бегом, бегом!»
после того как дети пробегут 2-3 круга,
воспитатель останавливает их и подаёт сигнал к
изменению направления движения. Игроки
поворачиваются кругом и перехватив шнур
другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и
бег. Затем воспитатель вместе с детьми
произносит;
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!»
Движение карусели постепенно замедляется. При
словах «Вот и кончилась игра!»дети
останавливаются, кладут на землю шнур и
расходятся по всей площадке.
2 вариант.
Дети держатся за руки, идут по кругу в одном
направлении, затем в другом.
Сбоку стоит Ловишка. На слова
воспитателя: «Раз, два, три беги!»-
дети перебегают на другую сторону
площадки, а Ловишка их ловит.
После 2-3 перебежек ловишку
выбирают из самых ловких и
быстрых детей, которые небыли
пойманы.
2 вариант.
Дети перебегают разными видами
бега.
«Караси и щука»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную,
по сигналу прятаться за камешки, приседая на
корточки. Развивать ловкость, быстроту,
ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Один ребёнок выбирается щукой, остальные
делятся на две группы. Одна из них образует круг
это камешки, другая караси, которые плавают
внутри круга. Щука находится за пределами
круга. По сигналу воспитателя щука она
быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей.
Караси спешат занять место за кем нибудь з
играющих и присесть за камешки. Пойманные
караси уходят за круг и подсчитываются. Игра
повторяется с другой щукой.
2 вариант
караси плавают не только в кругу но и между
камней, щука находится в стороне. Можно
выбрать две щуки.
«Хитрая лиса»
Цель: учить детей бегать, не
наталкиваясь друг на друга,
действовать по сигналу,
ориентироваться на площадке.
Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Игроки стоят по кругу, на расстоянии
одного шага один от другого.
Воспитатель просить всех закрыть
глаза. Дети закрывают глаза, а
воспитатель обходит круг за
спинами детей и дотрагивается до
одного из детей, который и
становится хитрой лисой. Затем
воспитатель предлагает открыть
глаза и внимательно посмотреть кто
из них лиса - не выдаст ли она себя
чем-нибудь.
Игроки три раза спрашивают с
небольшими промежутками
сначала тихо, затем громче: «Хитрая
лиса, где ты?» при этом все смотрят
друг на друга.
Когда все игроки, в том числе и лиса
в третий раз произнесут хитрая
лиса где ты? Хитрая лиса
выпрыгивает в центр круга
поднимает руку вверх и говорит- «Я
здесь!» все игроки разбегаются по
площадке, а лиса их ловит.
Пойманные отходят в сторону. Игра
повторяется.
2 вариант.
Можно выбрать 2-4 лисы, и бегать по
площадке разными видами бега.
«Бездомный заяц»
Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять
домик. Развивать внимание, быстроту реакции на
сигнал.
Ход игры:
Выбирается охотник и бездомный заяц.
Остальные зайцы чертят себе кружочки и каждый
встаёт в свой. Бездомный заяц убегает от
охотника, он может спастись от охотника, забежав
в любой кружок, тогда стоявший в кружке заяц
должен сейчас же убегать, потому что он теперь
бездомный заяц и охотник будет его ловить. Как
только охотник осалил зайца, он сам становится
зайцем, а бывший заяц – охотником.
2 вариант.
Дети образуют круг взявшись за руки по 3-4
ребёнка, а в центре такого круга стоят зайцы.
3 вариант
Дети стоят в кругах нарисованных на земле по
сигналу воспитателя зайцы меняются домиками
перебегают из одного в другой, а охотник
занимает любой освободившийся домик, кто
остался без домика становится охотником.
«Сделай фигуру»
Цель: учить детей бегать
врассыпную по залу, участку.
Приучать менять движение по
сигналу, развивать равновесие,
умение сохранять неподвижную
прозу.
Ход игры:
По сигналу воспитателя все дети
разбегаются по залу. На следующий
сигнал (удар в бубен) все играющие
останавливаются на месте, где их
застала команда, и принимают
какую-либо позу. Воспитатель
отмечает тех чьи фигуры
получились интереснее, наиболее
удачными.
2 вариант.
Можно выбрать водящего, который
будет определять, чья фигура
интереснее сложнее, тех кто каждый
раз придумывает новые фигуры.
«Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место
быстро, незаметно для ведущего. Развивать
ловкость, быстроту движений, ориентировку в
пространстве.
Ход игры:
Дети становятся возле деревьев или в кружочках
начерченных на земле. Один из играющих
оставшийся в середине, подходит к кому либо и
говори, Мышка, мышка продай мне свой уголок».
Та отказывается. Водящий идёт с теми же
«Затейники»
Цель: учить детей ходить по кругу,
взявшись за руки вправо, влево.
Повторять движения за водящим.
Развивать внимание, память,
творчество.
Ход игры:
Выбирается водящий затейник,
который встает в центр круга,
образованный детьми. Взявшись за
руки, дети идут по кругу и
словами к другому. В это время остальные дети
меняются местами, а водящий в середине
старается занять место одного из перебегающих.
Если это ему удастся, оставшийся без уголка
становится на середину.
2 вариант. Если водящему долго не удаётся
занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все
дети одновременно меняются местами, водящий
успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в
своём уголке.
произносят:
«Ровным кругом друг за другом
мы идём за шагом шаг.
Стой на месте1 дружно вместе
Сделаем вот так…»
Дети останавливаются, опускают
руки, а затейник показывает какое-
нибудь движение и все должны его
повторить. Игра повторяется с
другим затейником.
«Гуси - лебеди»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны
площадки на другую, чтобы не запятнали.
Развивать умение действовать по сигналу,
ловкость, быстроту.
Ход игры:
На одном краю зала обозначается дом в котором
находятся гуси, на противоположной стороне зала
стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором
живёт волк, остальное место луг. Выбираются
дети на роль волка, пастуха, остальные дети
изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг,
они пасутся и летают.
Пастух: гуси, гуси!
Гуси: останавливаются и отвечают хором: га-га-
га.
Пастух: есть хотите!
Гуси: да, да, да!
Пастух: так летите же домой.
Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не
пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.
Пастух: так летите, как хотите только крылья
берегите!
Гуси расправив крылья летят через луг домой, а
волк выбежав из логова, старается поймать гусей.
Затем после 2-3 перебежек выбирается новый
пастух и волк.
«Ловишки» (с ленточками)
Цель: учить детей бегать
врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга, действовать по сигналу
быстро. Развивать ориентировку в
пространстве, умение менять
направление.
Ход игры:
Дети строятся в круг, у каждого
имеется цветная ленточка,
заправленная сзади за пояс. В центре
круга стоит Ловишка. По сигналу
воспитателя: «Раз, два, три – лови!»
дети разбегаются по площадке.
Ловишка старается вытянуть
ленточку. По сигналу: «Раз, два, три
в круг скорей беги – все дети
строятся в круг». После подсчета
пойманных, игра повторяется.
2 вариант
чертится круг в центре стоит
Ловишка. По сигналу «Раз, два, три
лови» дети перебегают круг, а
Ловишка пытается схватить ленту.
«Зима и лето»
Цель: учить детей строится в 2 шеренги спиной
друг к другу, быстро бегать, ловить свою пару.
Развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Стоящие в две шеренги дети поворачиваются
спиной друг к другу. Одна шеренга зима,
другая лето. По сигналу «Зима!» -игроки этой
команды поворачиваются кругом и ловят каждый
свою пару. Тоже по сигналу – «Лето!»
«Мороз – красный нос»
Цель: учить детей перебегать в
рассыпную с одной стороны
площадки на другую, увёртываясь от
ловишки, действовать по сигналу,
сохранять неподвижную позу.
Развивать выдержку, внимание.
Закрепить бег с захлёстом голени,
боковой галоп.
Ход игры:
2 вариант
У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по
сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в
свою пару.
На противоположных сторонах
площадки обозначается два дома, в
одном из них находятся игроки.
Посередине площадки лицом к ним
становится водящий Мороз-
красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен
нам мороз»
После этого они перебегают через
площадку в другой дом, мороз их
догоняет и старается заморозить.
Замороженные останавливаются на
том месте, где их настиг мороз, и
стоят так до окончания пробежки.
Мороз подсчитывает, сколько
играющих удалось при этом
заморозить, учитывается, что
играющие выбежавшие из дома до
сигнала или оставшиеся после
сигнала, тоже считаются
замороженными.
2 вариант.
Игра протекает так же, как и
предыдущая, но в ней два мороза
(Мороз-Красный нос и Мороз-Синий
нос). Стоя посередине площадки
лицом к детям, они произносят:
Мы два брата молодые, Я
Мороз-Синий нос.
Два мороза удалые, Кто
из вас решится
Я Мороз-Красный нос, В
путь-дороженьку пуститься?
После ответа:
«Не боимся мы угроз и не страшен
нам мороз»
все дети перебегают в другой дом, а
оба мороза стараются их заморозить.
«Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась
друг за друга крепко, не разрывая сцепления.
Развивать умение действовать согласованно,
ловкость.
«Встречные перебежки»
Цель: учить детей перебегать с
одной стороны площадки на другую
в быстром темпе. Развивать
внимание, быстроту движений.
Ход игры:
В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков
выбирают коршуном, другого наседкой.
Остальные дети цыплята, они становятся за
наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за
друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он
вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка,
стоящего в колонне последним. Наседка
вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну
схватить цыплёнка. Все цыплята следят за
движениями коршуна и быстро двигаются за
наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо
коршуна.
2 вариант.
Если детей много можно играть двумя группами.
Ход игры:
Две группы детей с равным
количеством играющих становятся
на противоположных сторонах
площадки за лин7ичями в шеренги.
(расстояние между детьми в шеренге
не менее 1метра). У каждой группы
детей на руках ленточки своего цвета
синие, жёлтые. По сигналу
воспитателя: «Синие»!» - дети с
синими лентами бегут на
противоположную сторону, стоящие
напротив протягивают вперёд
ладоши и ждут, когда бегущие
прикоснуться к ним рукой. Тот, кого
коснулись, бежит на другую сторону,
поворачивается и поднимает руку
вверх.
2 вариант.
Можно добавить ещё два цвета
красный, зелёный.
«Пустое место»
Цель: учить детей быстро бегать наперегонки в
противоположные стороны. Развивать быстроту
реакции, внимание.
Ход игры:
Играющие становятся вкруг, положив руки на
пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий.
Он ходит вне круга и говорит:
«Вокруг домика хожу,
и в окошечки гляжу,
к одному я подойду,
и тихонько постучу».
После слов постучу, водящий останавливается,
заглядывает в окошко и говорит: тук, тук, тук.
Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл
водящий называет своё имя. Стоящий в кругу
спрашивает: «Зачем пришёл?» водящий отвечает:
«Бежим вперегонки» и оба бегут вокруг
играющих в разные стороны. В кругу
оказывается пустое место. Тот, кто добежит до
него первым, остаётся в кругу, опоздавший
становится водящим, и игра продолжается.
2 вариант.
Водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на
плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные
направления, стараясь занять пустое место.
«Ловишки»
Цель: учить бегать по площадке
врассыпную с увёртыванием.
Развивать умение действовать по
сигналу, ловкость, быстроту
движений.
Ход игры:
Дети находятся на площадке,
Ловишка стоит на середине
площадки. По сигналу раз, два, три
лови1 – все дети разбегаются по
площадке, увёртываясь от ловишки.
Тот кого Ловишка запятнал отходит в
сторону.
2 вариант.
Ловишка не может ловить того кто
успел присесть.
3 вариант.
Нельзя ловить того кто успел
остановиться и встать на одну ногу.
4 вариант.
Ловишка должен осалить убегающих
мячом.
«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя
рук, огибать предметы. Развивать ловкость,
внимание.
Ход игры:
Дети стоят в колоннах парами на одной стороне
площадки за чертой. На другой стороне площадки
поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по
числу звеньев. По сигналу воспитателя первые
пары детей взявшись за руки, бегут до предметов
огибают их и возвращаются в конец своей
колонны. По следующему сигналу бегут вторые
пары. Пара разъединившая руки, считается
проигравшей.
2 вариант.
Бежать с захлёстом голени. Бег между
предметами змейкой до ориентира.
«Краски»
Цель: учить детей бегать, стараясь,
чтобы не догнали, прыгать на одной
ноге, приземляясь на носок
полусогнутую ногу. Развивать
ловкость, быстроту движений,
умение менять направление во время
бега.
Ход игры:
Участники игры выбирают хозяина и
двух покупателей. Остальные игроки
краски. Каждая краска
придумывает себе цвет и тьихо
называет его хозяину. Когда все
краски выбрали себе цвет и назвали
хозяину, он приглашает одного из
покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
- За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин
говорит: «Иди по голубой дорожке,
найди голубые сапожки, поноси да
назад принеси!» если покупатель
угадал цвет краски, то краску
забирает себе. Идёт второй
покупатель, разговор с хозяином
повторяется. И так они подходят по
очереди и разбирают краски.
Выигрывает покупатель который
набрал больше краски. Хозяин может
придумать задание сложнее задание,
например: скачи на одной ножке по
красной дорожке.
2 вариант.
Разговор повторяется, если
покупатель угадал краску продавец
говорит сколько стоит и покупатель
столько раз хлопает продавца по
вытянутой ладони. С последним
хлопком ребёнок изображавший
краску убегает а покупатель догоняет
его и, поймав, отводит в условленное
место.
«Кто сделает меньше прыжков»
Цель: учить детей прыгать в длину, делая
сильный взмах руками, отталкиваясь и
приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка,
укреплять мышцы ног.
Ход игры:
На площадке обозначают две линии на
расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к
первой линии и по сигналу прыгают до второй
линии, стараясь достичь её за меньшее число
прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться
мягко на обе ноги.
2 вариант.
Увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10
прыжков)
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с
одной стороны площадки на другую
прыжками с кочки на кочку на двух
или одной ноге. Развивать силу
толчка, умение сохранять равновесие
на кочке, ловкость.
Ход игры:
На земле чертят две линии два
берега, между которыми болото.
Играющие распределяются парами
на одном и другом берегу.
Воспитатель чертит на болоте кочки
плоские кольца) на разном
расстоянии друг от друга: 30, 40, 50,
60, 70, 80, 90см. двое детей по
сигналу прыгают с кочки на кочку
отталкиваясь двумя ногами или
одной, не становясь между кочками.
стараясь перебраться на берег. Тот
кто оступился, остаётся в болоте.
Выходит следующая пара. Когда все
выполнят задание, воспитатель
назначает кому выводить детей из
болота. Тот подаёт увязшему
ребёнку руку и показывает
прыжками путь выхода из - болота.
2 вариант.
Соревнование: «Кто быстрее
переберётся через болото».
«Удочка»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах
стоя на месте, приземляясь на носки,
полусогнутые ноги. Развивать ловкость,
быстроту, глазомер.
Ход игры:
Дети стоят по кругу в центре воспитатель. Он
держит в руках верёвку на конце которой
привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает
верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на
двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их
ног. Описав 2-3 круга делается пауза и
подсчитываются пойманные.
2 вариант.
Тех детей кого поймали выходят из игры, так пока
не останутся самые ловкие.
«Не оставайся на полу»
Цель: учить детей бегать по залу
врассыпную, запрыгивать на кубы,
скамейки без помощи рук,
спрыгивать с них легко на носки
полусогнутые ноги. Закрепить
умение действовать по сигналу.
Развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Выбирается Ловишка, который
бегает по залу вместе с детьми. Как
только воспитатель произнесёт-
«Лови!» - все убегают от ловишки и
взбираются на предметы –скамейки,
кубы, пеньки .Ловишка старается
осалить убегающих. Дети, до
которых дотронулся Ловишка
отходят в обусловленное место.
2 вариант.
Выбирается 2 ловишки, бегают
разными видами бега, использовать
музыкальный сигнал.
«Пожарные на учении»
Цель: учить детей лазить по гимнастической
стенке удобным способом, не пропуская реек и не
спрыгивая. Развивать согласованную работу рук и
ног, быстроту, ловкость.
Ход игры:
Дети строятся в 3-4 колонны лицом к
гимнастической стенке – это пожарные.
На каждом пролёте на одинаковой высоте
подвешиваются колокольчики. По сигналу
воспитателя удар в бубен или слова «Марш!»
дети, стоящие в колонне первыми бегут к стенке
взбираются по ней, звонят в колокольчик,
спускаются вниз, затем возвращаются к своей
колонне и встают в её конец. Воспитатель
отмечает тех кто быстрее всех выполнит задание.
Затем по сигналу бегут вторые стоящие в
колонне. Следить за тем чтобы дети не
пропускали реек, не спрыгивали .
«Медведи и пчёлы»
Цель: учить детей лазить по
гимнастической стенке, взбираться
на скамейки, кубы без помощи рук,
спрыгивать на носки на
полусогнутые ноги, бегать
врассыпную. Развивать ловкость,
смелость, быстроту.
Ход игры:
Дети делятся на две равные группы,
одна пчёлы, другая медведи. На
гимнастической стенке, скамейке,
кубах находится улей, на другой
стороне луг, в стороне берлога
медведей. по условному сигналу
пчёлы вылетают из улья жужжат и
летят на луг за мёдом. Как только
пчёлы улетят на луг за мёдом,
медведи выбегают из берлоги,
забираются в улей и лакомятся
мёдом. Воспитатель подаёт сигнал:
«Медведи!» пчёлы летят к ульям,
стараясь ужалить медведей, те
убегают в берлогу, ужаленные
медведи пропускают одну игру.
После 2-3 повторений дети меняются
ролями.
Следить, чтобы с гимнаст. Стенки
нужно слезать не спрыгивая, не
пропуская реек. Со скамеек
спрыгивать на носки полусогнутые
ноги.
«Кто скорее до флажка»
Цель: учить детей действовать по сигналу,
прыгать на двух ногах с продвижением вперёд,
подлезать под дугу удобным способом, бегать на
перегонки. Развивать умение соревноваться,
передавать эстафету.
Ход игры:
Дети распределяются на три колонны поровну. На
расстоянии от исходной черты ставятся дуги
«Белки в лесу»
Цель: учить детей лазить по
гимнастической стенке, не пропуская
реек, не спрыгивая. Развивать и
укреплять мышцы плечевого пояса.
Воспитывать интерес в к подвижным
играм.
Ход игры:
Выбирается охотник, все остальные
или обручи, можно натянуть шнур, затем на
расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке.
Даётся задание: по сигналу воспитателя
выполнить подлезание под дугу, затем прыжками
на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его
и бегом вернуться в конец своей колонны.
2 вариант
Вводится усложнение: натягивается верёвка на
высоте 60см, дети должны не касаясь руками
пола подлезть под шнуром.
дети –белки они сидят на «деревьях»
- гимнастической стенке, скамейках,
доски положенные на крупные кубы.
По сигналу воспитателя: «Берегись!»
или по удару в бубен все белки
меняются местами: быстро слезают,
спрыгивают с приборов и влезают на
другие, в это время охотник
дотрагивается до них рукой.
Пойманными считаются белки
осаленные охотником, а также те
которые остались на прежних местах,
они отходят в домик к охотнику.
2 вариант.
Охотник пятнает белок мячом,
можно выбрать 2-3 охотника.
«Мяч водящему»
Цель: учить детей ловить мяч, брошенный
водящим руками не прижимая к груди. Бросать
мяч двумя руками от груди. Развивать глазомер,
моторику рук, быстроту, точность броска.
Ход игры:
Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в
круг, в центре каждого круга стоит водящий с
мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие
перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя
руками от груди и получают его обратно. Когда
мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его
над головой и говорит: «Готово!»
2 вариант.
Мяч водящий бросает не по порядку, а в
разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу
не упадёт мяч.
«Охотники и зайцы»
Цель: учить детей прыгать на двух
ногах с продвижением вперёд
врассыпную, действовать по сигналу.
Закреплять умение бросать мяч
стараясь попасть в зайцев. Развивать
ловкость, глазомер.
Ход игры:
Выбирается охотник, остальные дети
зайцы. На одной стороне площадки
отводится место для охотника, на
другой дом зайцев. Охотник ходит по
залу, делая вид что ищет следы
зайцев, а затем возвращается к себе.
Зайцы выпрыгивают на двух ногах
или на право на левой поочерёдно в
разных направлениях. По сигналу:
«Охотник!» - зайцы убегают в дом, а
охотник бросает в них мяч. Те в кого
он попал считаются подстреленными,
и он забирает их в свой дом.
2 вариант.
Охотников может быть 2-3, и у
зайцев дома нет они просто
увёртываются от мяча.
«Сбей кеглю»
Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить
кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом,
предавая другим детям. Развивать глазомер, силу
броска.
Ход игры:
«Школа мяча»
Цель: закрепить умение детей
выполнять разные действия с мячом.
Развивать координацию движений,
глазомер, ловкость.
Ход игры.
На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них
ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м., от них
обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят
к линии становятся напротив кеглей, берут по
мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут,
ставят кегли, берут мячи и приносят их
следующим детям.
2 вариант.
Бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать
ногой.
Подбросить мяч вверх и
поймать его одной рукой.
Ударить мяч о землю и
поймать одной рукой.
Подбросить вверх, хлопнуть в
ладоши и поймать его двумя
руками.
Ударить о стену и поймать его
одной рукой.
Ударить о стену, поймать его
одной рукой, после того как он
ударится о землю.
Ударить мяч о стену, хлопнуть
в ладоши и поймать одной
рукой.
Ударить мяч о стену так чтобы
он отскочил под углом в
сторону партнёра, который
должен поймать его.
Ударить мяч, о стену бросив
его из-за спины, из-за головы,
из-под ноги и поймать его.
«Подбрось - поймай»
Цель: учить детей подбрасывать теннисный мяч и
ловить его, прокатывать товарищу. Развивать
глазомер, ловкость, координацию движений.
Ход игры:
Дети становятся в две шеренги, на расстоянии -
3м. в одной шеренге у всех шарики. По сигналу
дети одновременно подбрасывают шарик вверх и
ловят его двумя руками, затем прокатывают
стоящим напротив. Те делают тоже самое.
2 вариант.
Усложнение: при подбрасывании мяча выполнить
хлопки, повернуться вокруг себя, бросать одной
рукой ловить другой.
«Охотники и звери»
Цель: учить детей бросать
маленький мяч, стараясь попасть в
зверей, выполнять имитационные
движения, изображая лесных зверей.
Развивать ловкость, глазомер.
Ход игры:
Дети образуют круг, взявшись за
руки. Рассчитываются на первый
второй делятся на охотников и
зверей. Охотники остаются на своих
местах в кругу, а звери выходят в
середину круга. Охотники
перебрасывают друг другу мяч и
стараются попасть им в ноги
убегающих и увёртывающихся
зверей. Тот кого заденет мяч
считается подстреленным выходит из
круга. Затем игроки ме6няются
ролями.
2 вариант мячей может быт 2-3.
«Мяч через сетку»
Цель: учить детей перебрасывать мяч через сетку
двумя руками от груди и из-за головы и ловить
«Попади в обруч»
Цель: учить детей метать мешочки с
песком в горизонтальную цель,
его. Развивать ловкость, точность броска,
глазомер.
Ход игры:
Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки на
расстоянии 1,5м., сетка натянута на 15см. выше
поднятой руки ребёнка. Дети перебрасывают мяч
через сетку друг другу из-за головы двумя
руками, от груди двумя руками. Если играют
четверо, то один ребёнок перебрасывает мяч через
сетку на другую сторону, поймавший мяч
перебрасывает его своему соседу, а тот бросает
снова через сетку.
2 вариант.
В игру можно ввести счёт. На какой стороне мяч
меньше падал на пол, та сторона выиграла.
правой левой рукой прицеливаясь.
Развивать глазомер, точность броска.
Ход игры:
Дети стоят по кругу диаметром 8-
10м. через одного в руках мешочек с
песком. В центре круга лежит обруч.
По сигналу воспитателя дети у
которых в руках мешочки, передают
их товарищам справа или слева по
договорённости. Получив мешочки,
дети бросают их стараясь попасть в
обруч. Затем дети поднимают
мешочки, и возвращаются на свои
места в круг. Снова раздаётся сигнал,
и дети передают мешочки своим
соседям – вторым номерам и т. д.
2 вариант.
Забрасывать мешочки двумя одной
рукой из-за головы, сидя, стоя на
коленях.
«Серсо»
Цель: учить детей бросать деревянные кольца,
стараясь их забросить на «кий» (деревянная
палка), развивать ловкость, глазомер.
Ход игры:
Играют двое. Один при помощи кия бросает
деревянные кольца, а другой ловит их на кий,
можно сначала подбрасывать их рукой и ловить
на руку, а затем использовать кий. Выигрывает
тот, кто больше поймает колец.
2 вариант
При большом количестве игроков дети делятся на
пары и становятся друг против друга на
расстоянии 3-4м.
«Брось за флажок»
Цель: учить детей метать мешочки в
дать правой, левой рукой из-за
головы стараться чтобы мешочек
улетел как можно дальше. Развивать
силу броска, глазомер. Укреплять
мышцы плечевого пояса.
Ход игры:
Дети стоят в две шеренги друг за
другом, в руках у первой шеренги
мешочки с песком. Впереди на
расстоянии 4-5м. стоят на одном
уровне несколько флажков. Дети
одновременно бросают мешочки из-
за головы двумя руками или одной
рукой, стараясь забросить их за
линию флажков. Затем дети
поднимают мешочки, бегут и
передают своей паре. Бросает
следующая шеренга, результаты
сравниваются.
2 вариант.
Можно мешочки передавать своей
паре перебрасыванием.
«Шарик с горки»
Цель: учить детей катать шарики от настольного
тенниса с горки и бегать за ним, передавать
эстафету.
Ход игры:
Из кубиков и дощечек устраивают 2-3 горки. Дети
становятся в колонны перед горками по 5-6
человек. Стоящие впереди берут по шарику, по
сигналу воспитателя катят шарик с горки и бегут
за ними. Догнав их возвращаются, передают
шарик следующему игроку, а сами бегут в конец
колонны. Побеждает та команда, которая быстрее
выполнила задание.
«Поймай мяч»
Цель: учить детей ловить мяч на
лету, подпрыгивая вверх. Развивать
ловкость, быстроты движений,
выдержку.
Ход игры:
В игре участвуют трое детей. Двое
становятся на расстоянии не менее
друг от друга и перебрасывают
мяч. Третий находится между ними и
старается поймать мяч, пролетающий
над ними. Если ему удалось поймать
мяч, то он становится на место
ребёнка бросившего мяч, а тот
занимает место водящего.
2 вариант.
Играть могут большее количество
детей, тогда они становятся по кругу
а водящий в центре. Игра
продолжается как в 1 варианте.
«Кольцебросы»
Цель: учить детей набрасывать кольца на
колышки, стараясь набросить как можно больше
колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.
Ход игры:
Дети договариваются, по сколько колец будет
бросать каждый, становятся в порядке
очередности за первую линию, набрасывают
кольца на колышки. После того как все игроки
выполнят задание подсчитывают, кто больше
колец забросил на колышки.
2 вариант.
Дети встают у второй линии и бросают кольца от
туда.
3 вариант.
Кольцебросы могут быть настольными,
маленьких размеров.
Подвижные игры
Подготовительная группа
Игры с бегом
1. Горелки.
2. Ловишки (с ленточками).
3. Мороз – красный нос.
4. Коршун и наседка.
5. Быстро возьми.
6. Чья колонна быстрее построится.
7. Совушка.
8. Пятнашки.
9. Бег шеренгами.
10. Догони соперника.
11. Перемена мест.
12. Собери флажки.
13. Будь внимателен.
14. Салки не попади в болото.
15. Жмурки.
16. Салки со скакалкой.
17. Перемени предмет.
18. Догони свою пару.
19. Второй лишний.
20. Простые ловишки.
21. Верёвочка.
22. Эстафета парами.
23. Ослик.
Игры с прыжками.
1. Не попадись.
2. Лягушки и цапля.
3. Не наступи.
4. Волк во рву.
5. Прыгни – повернись.
6. Будь ловким.
7. Прыгни – присядь.
8. Сильный удар.
9. Пингвины с мячом.
10. Загони льдинку.
11. Перелёт птиц.
12. Не оступись.
13. Прыжковая эстафета.
14. Волшебная скакалка.
15. Бочком.
16. Бег в мешке.
17. Волки и овцы.
18. Лиса и куры.
19. Кто прыгает.
20. Прыгаем по кругу.
Игры с метанием.
1. Охотники и звери.
2. Ловишка с мячом.
3. Кто самый меткий.
4. Стоп.
5. Кого назвали, тот ловит мяч.
6. Перебрось через планку.
7. Школа мяча.
8. Мяч водящему.
9. Подбей волан.
10. Сбей кеглю.
11. Пас.
12. Быстрые и меткие.
13. Пас по кругу.
Игры с лазанием.
1. Перелёт птиц.
2. Ловля обезьян.
3. Медведи и пчёлы.
4. Медвежата.
Игры с ходьбой.
1. Пройди бесшумно.
2. Фигурная ходьба.
3. Стоп.
4. Не урони шарик.
5. Построй шеренгу, круг, колонну.
6. Тройка.
7. Рыбки.
8. Кто выше взойдёт по палке.
9. Тяни в круг.
10. Чурбан.
11. Серая утка.
12. Эстафета в ходьбе.
13. Полоса препятствий.
«Ловишки» (с ленточками)
Цель: учить детей бегать врассыпную,
не наталкиваясь друг на друга,
действовать по сигналу быстро.
Развивать ориентировку в
пространстве, умение менять
направление.
Ход игры:
Дети строятся в круг, у каждого
имеется цветная ленточка,
заправленная сзади за пояс. В центре
круга стоит Ловишка. По сигналу
воспитателя: «Раз, два, три – лови!»
дети разбегаются по площадке.
Ловишка старается вытянуть ленточку.
По сигналу: «Раз, два, три в круг
скорей беги – все дети строятся в круг».
После подсчета пойманных, игра
повторяется.
2 вариант
Чертится круг в центре стоит Ловишка.
По сигналу «Раз, два, три лови» дети
перебегают круг, а Ловишка пытается
схватить ленту.
«Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне,
держась друг за друга крепко, не
разрывая сцепления. Развивать умение
действовать согласованно, ловкость.
Ход игры:
В игре участвуют 8-10 детей, одного из
игроков выбирают коршуном, другого
наседкой. Остальные дети цыплята,
они становятся за наседкой, образуя
колонну. Все держаться друг за друга.
В стороне гнездо коршуна. По сигналу
он вылетает из гнезда и старается
поймать цыплёнка, стоящего в колонне
последним. Наседка вытягивая руки в
стороны, не даёт коршуну схватить
цыплёнка. Все цыплята следят за
движениями коршуна и быстро
двигаются за наседкой. Пойманный
цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
2 вариант.
Если детей много можно играть двумя
группами.
«Быстро возьми»
Цель: учить детей ходить, бегать по
кругу, действовать по сигналу,
развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети образуют круг и по сигналу
воспитателя выполняют ходьбу или бег
вокруг предметов (кубики, шишки,
камешки), которых должно быть на
один меньше. На следующий сигнал6
«Быстро возьми!» - каждый играющий
должен взять предмет и поднять его
над головой. Тот кто не успел поднять
предмет, считается проигравшим. Игра
повторяется
2 вариант.
Дети выполняют танцевальные
движения, разные виды бега и ходьбы.
Предметов может быть меньше на 3-4.
«Совушка»
Цель: учить детей действовать по
сигналу, бегать, врассыпную имитируя
птиц, сохранять неподвижную позу.
Развивать равновесие.
Ход игры:
Все играющие птички, один ребёнок
сова, которая находится в стороне
площадки. По сигналу «день» птички
разлетаются, машут крыльями, клюют
зёрнышки. На сигнал «ночь» все
останавливаются и стоят неподвижно.
Вылетает сова, высматривает тех, кто
шевелится и забирает в гнездо. через
15-20 сек. Снова даётся сигнал «день»,
сова улетает в гнездо, дети птички
летают по площадке.
2 вариант.
Выбирается две совы. Принимать
интересные позы.
«Бег шеренгами»
Цель: учить детей ходить шеренгой с
разными положениями рук: на плечах,
сцепленные впереди, убегать
врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга. Развивать умение действовать по
сигналу, согласованно, ловкость,
быстроту движений.
Ход игры:
Команды выстраиваются шеренгами
(на расстоянии 15-20шагов), можно
дать им названия «Ракета» и
«Спутник». По сигналу дети одной из
команд, взявшись за руки идут вперёд,
стараясь соблюдать равнение. Когда до
другой шеренги участники которой
сидят на земле, остаётся 2-3 шага,
воспитатель даёт команду: «Беги!».
Дети первой шеренги расцепляют руки
и бегут в свой дом, а ребята второй
шеренги стараются их осалить. При
повторе команды меняются ролями
2 вариант.
Каждый раз дети обеих команд должны
принимать определённое исходное
положение, например: те, кто
наступает, могут брать друг друга под
руги, класть руки на плечи, сцеплять их
впереди; те, кто ожидает приближения
соперников, могут стоять спиной или
боком к ним.
«Перемена мест»
Цель: учить детей перебегать с одной
стороны площадки на другую
шеренгой, не наталкиваясь друг на
друга. Развивать умение строится в
шеренгу ровно, действовать
согласованно, по сигналу. Закреплять
боковой галоп, бег с прямыми ногами.
Ход игры:
Две команды по 8-10 человек
выстраиваются шеренгами лицом друг
к другу на противоположных сторонах
площадки за линиями городов
(дистанция 10-12м), и расходятся на
ширину вытянутых рук. По сигналу
бегут навстречу друг к другу, стараясь
как можно быстрее оказаться за чертой
противоположного города, затем
поворачиваются лицом к центру
площадки и строятся в шеренгу.
Побеждает команда сделавшая это
быстрее.
2 вариант.
Перебегать боковым галопом, с
прямыми ногами.
«Будь внимателен»
Цель: учить детей быстро бегать за
предметами, слушая команду, какой из
предметов нужно принести. Развивать
внимание, ловкость, быстроту
движений.
Ход игры:
На одной стороне площадки 5-6
играющих, на противоположной
(дистанция 8-10м) напротив каждого
лежат три предмета (кубик,
погремушка, флажок) на сигнал
«Беги!» дети устремляются к
предметам. Примерно на середине пути
следует сигнал, какой из трёх
предметов нужно взять, например
кубик. Дети берут названный предмет и
бегут с ним на исходную линию,
выигрывает тот, кто первым принёс
предмет, если взят не тот предмет,
нужно вернуться и заменить его.
2 вариант
Детям сразу сказать, какой предмет
принести. Прибежать взять предмет и
поднять его вверх.
«Жмурки»
Цель: учить детей бегать по площадке
врассыпную, двигаться с завязанными
глазами, слушая предупредительные
сигналы. Развивать умение быстро
перемещаться по залу, ловкость,
быстроту действий.
Ход игры:
Выбирается водящий жмурка. Он
встаёт в середину комнаты, ему
завязывают глаза, поворачивают
несколько раз вокруг себя. Затем все
дети разбегаются по комнате, а
Ловишка старается кого-нибудь
поймать. При виде какой-либо
опасности для жмурки дети должны
предупредить словом «Огонь!».
Поймав кого-нибудь жмурка передаёт
свою роль пойманному.
2 вариант.
Если игра проходит на улице, то
очерчивается граница , за которую
играющие не имеют права забегать.
Переступивший условленную границу
считается сгоревшим и обязан заменить
жмурку.
«Перемени предмет»
Цель: учить детей быстро перебегать
на противоположную сторону
площадки, брать предмет и предавать
своему товарищу . развивать умение
действовать в команде, соблюдать
правила, ловкость, общую
выносливость. Воспитывать
настойчивость в достижении
положительных результатов.
Ход игры:
На одной стороне площадки за линией
становятся играющие, образуя 4-5
колонн. На противоположной стороне
площадки напротив каждой колонны
очерчены круги диаметром 60-80см.
каждый первый в колонне держит в
руках мешочек с песком, кубик или
другой предмет. В центр каждого
кружка кладётся такой же предмет. По
сигналу игроки бегут к кружкам,
кладут предмет и берут другой, затем
возвращаются бегом на своё место и
поднимают принесённый предмет над
головой. Тот кто сделал это первым
считается выигравшим. Прибежавшие
передают предметы стоящим сзади них,
а сами бегут в конец колонны. Когда
все выполнят задание, отмечается
колонна, набравшая большее
количество выигрышей.
Усложнение: бежать за предметом
змейкой между кеглями, не уронив
кегли.
«Второй лишний»
Цель: учить детей быстро бегать по
кругу, становясь впереди ребёнка.
Развивать внимание, реакцию.
Воспитывать интерес к подвижным
играм.
Ход игры.
Дети становятся по кругу, расстояние
между ними должно быть не менее 1-2
шагов. За кругом находится двое
водящих. Один из них убегает, другой
старается догнать его. Убегающий
ребенок, спасаясь от ловящего,
становится впереди какого-то ребёнка.
Если он вбежал в круг и встать пока его
не запятнали, его уже нельзя салить.
Теперь должен убегать ребёнок,
который оказался вторым. Если
Ловишка успел коснуться убегающего,
то они меняются ролями.
Бегать только вне круга, не пересекать
его, не хвататься за детей, стоящих в
кругу, бегать не слишком долго, чтобы
все могли включиться в игру.
2 вариант.
Можно по кругу встать парами, тогда
игра будет называться «Третий
лишний».
«Веревочка»
Цель: учить детей быстро бегать,
стараясь дёрнуть за верёвку. Развивать
быстроту, ловкость.
Ход игры:
На пол кладут верёвочку, длиной 1м. на
расстоянии 5-6 м от её концов ставят
флажки. Двое детей встают у концов
верёвки лицом к своим флажкам. По
сигналу: «Раз, два, три, беги», дети
бегут каждый к своему флажку обегают
его возвращаются и дергают за конец
верёвки. Побеждает тот, кому это
удалось сделать первым.
2 вариант:
Под двумя стульчиками, стоящими
спинками друг к другу кладётся
скакалка, дети сидят на стульях пока
звучит музыка дети бегают вокруг
стульев, как только музыка остановится
дети должны сесть на свой стул и
схватить за конец скакалки тот кто
сделал первый победил.
«Ослик»
Цель: учить детей передвигаться по
площадке, в ограниченном
пространстве группками не падая.
Развивать имитационные движения.
Воспитывать интерес к играм.
Ход игры:
Дети с воспитателем гуляют по
площадке. Неожиданно появляется
ослик с повозкой.
Воспитатель: по жёлтенькой дорожке
Цок-цок – стучат копытца.
Приехал серый ослик,
Хотите прокатиться?
Все дети: ослик, ослик
Вот какой наш
ослик! (Садятся в
тележку).
Ослик, ослик,
Вот какой наш ослик1
Воспитатель: уселись мы в тележку,
Цок-цок – стучат копытца.
И словно по команде
Все улыбнулись лица.
Все дети: ослик, ослик
Вот какой наш ослик!
Ослик, ослик,
Вот какой наш ослик!
Катаемся мы в парке,
Цок цок - стучат копытца, завидует
нам ветер,
И солнышко искрится.
ослик, ослик (ослик
останавливается).
Вот какой наш ослик!
Ослик, ослик,
Вот какой наш ослик!
Воспитатель: но скоро длинноухий
Задумал рассердиться:
Не вертятся колёса,
Не топают копытца.
Все дети: ослик, ослик
Вот какой наш ослик!
Ослик, ослик, (вылезают
из тележки, подталкивают её, ослик
упрямится)
Вот какой наш ослик!
По солнечной
дорожке Вот какой наш
ослик!
Стучим мы
каблучками, Ослик, ослик,
Упрямца и повозку Вот
какой наш ослик!
Везём обратно сами.
Ослик, ослик Повозка делается
без дна, чтобы дети могли сами
двигаться.
«Лягушки и цапля»
Цель: учить детей подпрыгивать на
месте из глубокого приседа, прыгать
через верёвку расположенную на
высоте 15см, разными способами:
двумя ногами, одной, с разбега,
стараясь, чтобы цапля не поймала.
Развивать ловкость, быстроту
движений.
Ход игры:
В середине площадки обозначают
болото, вбивают колышки высотой -
15см. на них вешают верёвку с
грузинками так, чтобы она не
провисала. В стороне от болота цапля.
Лягушки прыгают в болоте, ловят
комаров. По сигналу «Цапля!» -она
перешагивает через верёвку и начинает
ловить лягушек. Они могут
выскакивать из болота любым
способом: отталкиваясь двумя ногами,
одной ногой, с разбега. Пойманные
лягушки идут в гнездо цапли.
Перешагнувший через верёвку
считается пойманным, можно только
перепрыгивать.
Усложнение: ввести вторую цаплю,
поднять верёвку на высоту – 20см.
«Волк во рву»
Цель: учить детей перепрыгивать ров,
шириной 70-100см, с разбега,
стараясь, чтобы не осалил волк.
Развивать ловкость, быстроту
движений.
Ход игры:
На середине площадки проводится две
линии на расстоянии 70-100см одна от
другой, это ров. У одной из сторон
площадки дом коз. Все играющие козы
один волк. Козы располагаются в доме
волк во рву. По сигналу воспитателя
«козы на луг», козы бегут на
противоположную сторону площадки,
перепрыгивая ров, волк не трогает коз,
по сигналу «козы домрой»,
перебегают в дом перепрыгивая через
ров. Волк не выходя из рва ловит коз
касаясь их рукой. Пойманные отходят в
конец рва. После 2-3 перебежек волк
назначается другой.
2 вариант.
Ввести второго волка; сделать 2 рва в
каждом по волку; увеличить ширину
рва – 90-120см.
«Пройди бесшумно»
Цель: учить детей проходить через
ворота или проползать бесшумно, не
стоять без движения. Развивать умение
двигаться легко, на носках.
Ход игры:
Нескольким детям завязывают глаза.
Они становятся парами друг против
друга на расстоянии вытянутых рук.
Остальные дети стараются по одному
проходить через ворота бесшумно,
осторожно пригнувшись или ползком.
При малейшем шорохе стоящие в
воротах поднимают руки, чтобы
задержать проходящего. Побеждает
тот, кто сумел благополучно пройти
через ворота.
Стоять без движения нельзя, проходить
в ворота. Если стоящие в воротах
поймают играющих, они сразу же
опускают руки вниз.
Усложнение:
Пройти через ворота спиной вперёд.
«Прыгни - присядь»
Цель: учить детей перепрыгивать через
верёвку двумя ногами, отталкиваясь и
приземляясь на обе ноги, принимать
положение в группировке присев.
Развивать ловкость, внимание,
быстроту движений.
Ход игры:
Дети стоят в колонне на расстоянии
одного шага от другого. Двое водящих
с верёвкой в руках длина 1,5м,
располагаются справа и слева от
колонны. По сигналу дети проносят
верёвку перед колонной на высоте – 25-
30см от земли. Дети в колонне
поочерёдно перепрыгивают через
верё1вку. Затем, миновав колонну,
водящие поворачиваются обратно, неся
верёвку на высоте 50-60см. дети быстро
приседают, принимая положение
группировки, чтобы верёвка их не
задела. При повторении ведущие
меняются.
Подпрыгивать вверх толчком двух ног,
не перешагивать, тот кто ошибся,
выходит из колонны на 2-3 повторения
иг8ры.
Усложнение: поднять верёвку вывшее,
над детьми проносить ниже .
«Пингвины с мячом»
Цель: учить детей прыгать до
зрительного ориентира на двух ногах с
мячом, зажатым между колен, стараясь
не потерять мяч, приземляться на обе
ноги. Развивать ловкость, быстроту
движений, координацию.
Ход игры:
Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив
каждого звена на расстоянии
ориентир- пенёк фишка. Первые в
звеньях получают по мячу. Зажав их
между коленями, прыгают к предмету,
берут мяч и обежав ориентир,
возвращаются каждый в своё звено и
передают мяч следующему.
Прыгать, не теряя мяча, потерявший
должен снова зажать мяч ногами и
начать прыгать с того места, где был
потерян мяч.
2 вариант
Прыгать с мячом до ориентира и
обратно, играть командой.
«Перелёт птиц»
Цель: учить детей бегать свободно по
залу, имитируя полёт птиц,
запрыгивать на кубы, скамейки, без
помощи рук, спрыгивать, приземляясь
на носки, полусогнутые ноги. Учить
детей действовать по сигналу.
Ход игры:
На одном конце зала находятся дети
они птицы. На другом конце зала
пособия, на которые можно залезть –
это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы
улетают!» - дети, махая руками, как
крыльями разбегаются по всему залу,
на следующий сигнал: «Буря!» - дети
бегут к возвышениям и прячутся там.
Когда воспитатель произнесёт: «Буря
прекратилась!» дети спускаются с
возвышений и снова разбегаются по
залу (птицы продолжают свой полёт).
Во время игры воспитатель в
обязательном порядке осуществляет
страховку детей.
2 вариант.
При приближении к снарядам
деревьям разложить препятствия дети
должны их перепрыгнуть.
«Прыжковая эстафета»
Цель: учить детей выполнять на
скорость разные виды прыжков: боком,
с мячом, зажатым между ног, в руках, с
ноги на ногу, на одной ноге.
Ход игры:
Дети встают в колонны и продвигаются
вперёд разными видами прыжков: с
одной ноги на другую, на двух ногах, с
набивными мячами в руках, боком. В
конце продвижения дать задание
выпрыгнуть вверх, коснуться рукой
отметки на стене, баскетбольного
кольца, подвешенного мяча.
2 вариант.
Можно комбинировать задания: в одну
сторону прыгать на правой ноге, а в
другую на левой; с мячом, зажатым
между коленями, обратно голенью.
«Бочком»
Цель: учить детей прыгать, боком
сохраняя дистанцию, приземляясь на
носки полусогнутые колени. Укреплять
мышцы ног.
Ход игры:
Дети становятся в колонну на
расстоянии двух шагов друг от друга.
По сигналу воспитателя дети прыгают
боком все в одну сторону. Сохранится
ли при этом колонна?
2 вариант.
Стоя в колонне, рассчитываются на
первый второй. По сигналу первые
номера прыгают боком вправо, вторые
влево.
«Волки и овцы»
Цель: учить детей прыгать широкими
шагами, стараясь запятнать «овцу».
Развивать ловкость, быстроту.
Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
Дети изображают овец, двое или трое
из них волки. Волки прячутся на одной
стороне площадки в овраге. Овцы
живут на противоположной стороне
лужайки. Они выходят погулять,
разбегаются по лужайке, прыгают,
присаживаются и щиплют траву. Как
только воспитатель произнесёт:
«Волки!», волки выскакивают из оврага
и бегут широкими прыжками за
овцами, стараясь поймать их,
пойманных, волки отводят к себе в
овраг.
2 вариант.
Начертить овраг шириной 80-10см.
Овцы должны перепрыгивать через
овраг, а волки их осалить.
«Кто прыгает»
Цель: учить детей прыгать на двух
ногах, приземляясь на носки
полусогнутые ноги. Развивать
внимание, быстроту. Укреплять своды
стоп.
Ход игры:
Дети стоят по кругу воспитатель с
ними. Он называет животных и
предметы, которые прыгают и не
прыгают, при этом поднимая руки
вверх. Например, воспитатель говорит:
- лягушка прыгает, собака прыгает,
черепаха прыгает, кузнечик прыгает и
т. Д. по условиям игры дети должны
сказать «да» и подпрыгнуть только в
том случае если воспитатель назвал
животное, которое действительно
может прыгать.
2 вариант.
Прыжки ноги скрёстно или
подскоками.
«Охотники и звери»
Цель: учить детей бросать маленький
мяч, стараясь попасть в зверей,
выполнять имитационные движения,
изображая лесных зверей. Развивать
ловкость, глазомер.
Ход игры:
Дети образуют круг, взявшись за руки.
Рассчитываются на первый второй
делятся на охотников и зверей.
Охотники остаются на своих местах в
кругу, а звери выходят в середину
круга. Охотники перебрасывают друг
другу мяч и стараются попасть им в
ноги убегающих и увёртывающихся
зверей. Тот, кого заденет мяч,
считается подстреленным выходит из
круга. Затем игроки ме6няются ролями.
2 вариант
охотников может быть 3-4, они
находятся на одной стороне площадки,
на другой дом зверей лес. По сигналу
звери убегают в лес, а охотники
стреляют в них с места. Или могут
бежать за зверями, но не забегать в лес.
«Кто самый меткий»
Цель: учить детей бросать мешочки с
песком в вертикальную цель сверху из-
за головы, стараясь попасть в неё.
Развивать глазомер, моторику рук.
Ход игры:
Дети делятся на 4-5 звеньев. У одной из
сторон комнаты проводится черта, а на
расстоянии 3 метров от неё ставится 4-
5 оди7наковых мишеней. Дети по
одному из каждого звена выходят на
линию и бросают мешочек, стараясь
попасть в цель. В конце
подсчитывается количество очков в
каждом звене.
2 вариант.
Можно увеличить расстояние 3,5м.
мишень можно сделать из
подвешенных обручей.
«Кого назвали, тот ловит мяч»
Цель: учить детей ловить мяч,
подброшенный вверх двумя руками, не
прижимая к груди, бросать вверх,
называя имя ребёнка. Развивать умение
действовать быстро. Укреплять
моторику рук.
Ход игры:
Дети ходят или бегают по площадке.
Воспитатель держит в руках большой
мяч. Он называет имя одного из детей и
бросает мяч вверх. Названный должен
поймать мяч и снова бросить его вверх,
назвав имя кого-нибудь из детей.
Бросать мяч надо повыше, чтобы
успеть поймать, и в направлении того,
кого назвали.
2 вариант.
Дети стоят в кругу, один ребёнок
подбрасывает мяч вверх и называет имя
того, кто должен его поймать все
остальные дети разбегаются подальше
от центра. Поймавший мяч кричит
стоп! Все останавливаются. А тот, кто
поймал мяч, с места бросает мячом в
того, кто стоит ближе, если попал, тот
становится водящим, если не попал,
сам бросает мяч вверх.
«Школа мяча»
Цель: закрепить умение детей
выполнять разные действия с мячом.
Развивать координацию движений,
глазомер, ловкость.
Ход игры:
Подбросить мяч вверх и поймать
его одной рукой.
Ударить мяч о землю и поймать
одной рукой.
Подбросить вверх, хлопнуть в
ладоши и поймать его двумя
руками.
Ударить о стену и поймать его
одной рукой.
Ударить о стену, поймать его
одной рукой, после того как он
ударится о землю.
Ударить мяч о стену, хлопнуть в
ладоши и поймать одной рукой.
Ударить мяч о стену так чтобы он
отскочил под углом в сторону
партнёра, который должен
поймать его.
Ударить мяч, о стену бросив его
из-за спины, из-за головы, из-под
ноги и поймать его.
Ударить о стену повернуться на
360 градусов и поймать мяч
после того как он ударится о
землю.
«Подбей волан»
Цель: учить детей работать ракеткой,
подбивая волан так, чтобы он как
можно дольше не упал. Развивать
ловкость, выдержку, глазомер.
Ход игры:
Группа детей подбивает волан
ракеткой, стараясь ударить как можно
больше раз и не дать уму упасть.
2 вариант.
Предложить детям подбивать волан
каждый раз поворачивать ракетку
другой стороной. Или перехватывая из
одной руки в другую.
«Пас»
Цель: учить детей передавать мяч друг,
другу прокатывая его по земле ударом
ноги. Развивать глазомер, точность
броска.
Ход игры:
Стоя напротив, дети передают мяч друг
другу, прокатывая его по земле ударом
ноги.
2 вариант.
Если игроков много стоят по кругу мяч
передают стоящему напротив или
соседу по кругу.
3 вариант
передавать мяч в парах между двумя
фишками расстояние 30см.
«Пас по кругу»
Цель: учить детей перебрасывать мяч
двумя руками стоящему рядом, через
одного. Развивать ловкость,
координацию движений.
Ход игры: дети становятся по кругу и
по очереди перебрасывают руками мяч.
Сначала передают его стоящему рядом,
а потом через одного.
«Ловля обезьян»
Цель: учить лазить по гимнастической
стенке удобным способом, поднимаясь
и спускаясь, не пропуская реек, бегать
врассыпную, не наталкиваясь друг на
друга. Развивать умение действовать по
сигналу, подражать действиям ловцов,
координацию движений, быстроту
действий, ловкость.
Ход игры:
Дети делятся на две группы обезьян и
ловцов обезьян. Дети обезьяны
размещаются на одной стороне
площадки, где есть пособия для
лазания, на противоположной стороне
площадки находятся ловцы. Обезьяны
подражают всему что видят. Пользуясь
этим, ловцы хотят заманить обезьян и
поймать их. Ловцы сговариваются,
какие движения будут показывать и
показывают их на середине площадки.
Как только ловцы выходят на середину
площадки, обезьяны влезают на
лестницу и наблюдают за движениями
ловцов. Проделав движения, ловцы
скрываются, а обезьяны слезают и
приближаются к тому месту, где были
ловцы и повторяют их движения. По
сигналу6 «Ловцы - обезьяны бегут к
деревьям и влезают на них. Ловцы
ловят тех которые не успели влезть на
дерево. И уводят к себе. После 2-3
повторений дети меняются ролями.
Усложнения:
Ловцы должны придумать сложные
движения: шпагат, мостик, и т. д.
«Медвежата»
Цель: учить детей ходить на высоких
четвереньках, наперегонки. Развивать
мышцы спины, ног, ловкость.
Ход игры:
Дети стоят на линии старта в парах по
сигналу дети ползут на высоких
четвереньках до линии финиша.
Дети парами соревнуются в быстрой
ходьбе на высоких четвереньках по-
медвежьи.
Усложнение:
Ползти через лужайку с перелезая
через бревно.
«Не урони шарик»
Цель: учить детей ходить, держа в
руках ложку с шариком. Укреплять
моторику рук. Развивать быстроту
движений, ловкость.
Ход игры:
Дети по очереди – или одновременно 2-
3 ребёнка, несут в ложках шарики,
стараясь не уронить донести до
ориентира-8-9 метров.
Шарик нельзя держать рукой,
уронивший должен взять шарик
положить в ложку и продолжить
движение с того места, где шарик упал.
Усложнение: нести шарик,
преодолевая препятствие: перешагивая
что-либо, идти змейкой.
«Тройка»
Цель: учить детей ходить по площадке
тройками, помогая друг другу,
согласовывая свои движения с
движениями других детей, сохранять
расстояние между тройками. Развивать
глазомер, ориентировку в
пространстве, внимание.
Ход игры:
Дети встают по трое, держась за руки.
Между тройками расстояние не менее
1метра. В каждой тройке средний
ребёнок стоит лицом по направлению
движения, двое других с правой
стороны и левой от него стоят спиной.
По сигналу тройки двигаются по
площадке, по сигналу «Стой»
останавливаются, меняются местами в
тройках.
Усложнение: устроить соревнование,
чья тройка первая придёт к финишу.
«Кто выше взойдёт по палке»
Цель: учить детей сидя на полу или на
земле, переставлять ступни ног вверх
по палке, сгибая колени. Укреплять
стопы ног. Развивать быстроту
движений, ловкость.
Ход игры:
Дети садятся на пол, каждый ставит
палку перед собой и держит её руками.
Затем, обхватывая палку, справа слева
ступнями (пальцы и пятки упираются в
палку), по сигналу «Кто выше»
переставляют ступни вверх, сгибая
колени.
Палку держать вертикально, крепко
упираясь ею в землю.
«Чурбан»
Цель: учить детей ходить по кругу,
крепко держась за руки, стараясь
подтянуть соседа к чурбану по сигналу.
Развивать у детей внимание, силу,
ловкость.
Ход игры:
В середине площадки ставится чурбан
(полено, высокий кубик). Игроки
встают по кругу, берутся за руки и
говорят:
Кто чурбан собьёт,
Из круга уйдёт
После этого все начинают двигаться
вокруг чурбана. При этом каждый
старается подтянуть своих соседей к
чурбану так, чтобы они его свалили.
Кто свалит чурбан выходит из круга;
руки отпускать нельзя; играют не более
6-8 детей.
Усложнение:
Вокруг чурбана двигаться боковым
галопом.
«Эстафеты в ходьбе»
Цель: учить детей выполнять
разнообразные движения: ходьба по
узкой дорожке, извилистой дорожке,
подлезание под шнур, перешагивание
через предметы на скорость. Развивать
ловкость, выносливость, быстроту
движений.
Ход игры:
Одновременно несколько детей
зависимости от числа полос
препятствий)преодолевают различные
препятствия (подлезают, пролезают,
перешагивают и т. д.). побеждает
ребёнок, который пришёл к финишу
первым и правильно выполнивший все
задания.
2 вариант.
Пройти по извилистой тропинке -
20см, д-6 -10м); подлезть под
натянутый шнур или низко опущенные
ветки, перешагнуть через несколько
палок положенных на стулья.
«Фигурная ходьба»
Цель: учить детей выполнять в
соответствии с заданием разные виды
ходьбы: змейкой, улиткой, цепочкой,
держась за руки. Развивать умение
ориентироваться на площадке,
внимание.
Ход игры:
По сигналу воспитателя дети ходят
разными видами ходьбы.
«Улитка»
дети берутся за руки и повернувшись
влево идут за ведущим сначала по
кругу, а потом улиткой, т.е. делая
концентрические круги один в другом.
Расстояние между кольцами спирали
должно быть не менее 1 м.
«Змейка»
Цель: учить детей проходить через
ворота или проползать бесшумно, не
стоять без движения. Развивать умение
двигаться легко, на носках.
Ход игры:
Нескольким детям завязывают глаза.
Они становятся парами друг против
друга на расстоянии вытянутых рук.
Остальные дети стараются по одному
проходить через ворота бесшумно,
осторожно пригнувшись или ползком.
При малейшем шорохе стоящие в
воротах поднимают руки, чтобы
задержать проходящего. Побеждает
тот, кто сумел благополучно пройти
через ворота.
Стоять без движения нельзя, проходить
в ворота. Если стоящие в воротах
поймают играющих, они сразу же
опускают руки вниз.
Усложнение:
Пройти через ворота спиной вперёд.
дети идут в колонне от одной стороны
площадки к другой. Затем
поворачиваются за ведущим, идут на
встречу, так несколько раз.