Презентация "Культурные практики в образовательной программе детского сада"
Подписи к слайдам:
Консультацию подготовила и провела
педагог-психолог
Железнова Е.В.
«Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней!»
(Л.С. Выготский)
ФГОС дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
…усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач
…источник опытности, умения
…в основе практики лежат знания и способности человека
Практика включает в себя творчество
Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребенка
Ребенок осваивает новый социокультурный опыт
Ребенок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием образовательной деятельности
…деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры
В чем особенности практики дошкольника?
Что делает практику культурной?Культурное умение – умение, соответствующее
культурным образцам человеческой деятельности;
готовность и способность ребенка действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности на
основе культурных норм.
Уникальный характер культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде:
- собственных проб, поиска, выбора действий и поступков,
- конструирования, продуктивной деятельности,
- творчества, исследования.
КАК СООТНОСЯТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ и САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ?
Культурные практики
(мотивация)
НОД
(освоение культурных средств деятельности)
Культурные практики
(реализация мотива)
Самостоятельная деятельность
Чем самостоятельная деятельность отличается от культурной практики?
Самоопределение ребенка – потребность делать что-то важное, осуществление разнообразных выборов…
Самореализация ребенка – опыт успешной творческой деятельности, переживание удовольствия…
Саморазвитие – способность к самостоятельному решению задач…
Н. Б. Крылова
«Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка».
Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования
Почему ФГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик?Культурная практика отвечает на вопрос:
зачем ребенку осваивать ту, или иную тему, знания
и умения?
Ребенку рекомендуется включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии…
Методические рекомендации по работе с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. – М. ФИРО, 2016
Основные признаки культурных практикВ культурной практике тема образовательной деятельности раскладывается на задачи для решения (проблемы).
.
Практика мотивирована для детей (культурно-смысловые контексты).
Задачи для решения связаны с текущими (в зоне актуального развития) или перспективными (в зоне ближайшего развития) интересами детей.
Решение проблем опирается на опыт, который уже есть у детей.
Решение проблем приводит к появлению нового опыта и его фиксации.
Культурная практика реализуется посредством разных видов деятельности и взаимодействия детей и взрослых.
В культурной практике реализуется творческий потенциал участников.
Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?«…сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»
ФГОС ДО
- Вопросы детей
- Детские догадки
- Детские разговоры
- Обсуждения во время сбора группы в круг
- Случайные замечания, происшествия
- Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми:
- как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет?
- что, во что превращается? что, чем может быть?...
Познавательно-исследовательские
Продуктивные
Игровые
Социально-ориентированные
Коммуникативные
Какие задачи и содержание реализуют непрерывная образовательная деятельность и культурные практики?НОД
Культурная практика
Инвариантное содержание образовательных областей – «минимум»
Содержание, которое определяется на основе интересов и выбора детей
Базовые знания и умения, интересы
Развитие самостоятельности, интересов, творчества, инициативы
Способ проектирования содержания образовательной деятельности
То, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.
Л. Малагуцци, итальянский педагог
- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
- Какие деятельностные умения осваивают дети?
- Какие творческие умения осваивают дети?
- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?
Вопросы, на которые важно ответить педагогу при проектировании культурных практик
Технология организации культурных практикВ основе лежит поисково-исследовательская технология
Культурная практика – решение проблем, возникающих в образовательной деятельности ребенка
Ребенку нужно прежде всего дать инструменты,
с помощью которых он сможет самостоятельно анализировать действительность.
Н.Е. Веракса, российский профессор, докт. психол. наук
1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде:
- Проблемного вопроса ребенка или взрослого.
- Задания.
- Демонстрации опыта.
- Рассказа о каком-либо.
2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося у детей опыта.
3 шаг. Решение проблемы.
- Использование аналогий.
- Сообщение детям дополнительной информации.
- Организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?).
4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным.
5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать, придумать, изобрести…).
Педагог – организатор
культурных практик
Педагог – организатор НОД
Помогает решить задачу и осуществляет индивидуальную поддержку
Дает образец деятельности и вызывает подражание
Помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы
Побуждает к самостоятельному поиску решения и пробам, осуществляет индивидуальную поддержку
Предлагает проблемы для решения, побуждает к выбору
Изучает текущие и перспективные интересы детей
Вызывает желание решить задачу
Ставит перед детьми задачу
Организует рефлексивную оценку решения задачи
Участвует в реализации творческого замысла
Восполняет недостающую информацию
Организует рефлексивную оценку решения задач
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
(Крылова Н.Б. Развитие культурологического
подхода в современной педагогике)
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
3. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
4. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. – М.: Сентябрь, 2007.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.
Литература
6. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
8. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
9. Теплова А.Б. Культурные практики детства //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
10. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 1.
ПОИГРАЕМ!!!Педагогика - еще материалы к урокам:
- Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за елью"
- Сценарий "Детям о детях войны"
- Проект "Мы – друзья природы" во второй младшей группе
- Проект в старшей группе "Здравствуй осень, в гости просим…"
- Сценарий развлечения "Путешествие в страну Знаний"
- Развлечение в средней группе, посвященного Дню Знаний