Конспект урока "Смысл названия повести М.С. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»"

1
Конспект урока по современной детской литературе.
Смысл названия повести М.С.Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
Конспект составила
Левицкая Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
2
Смысл названия повести М.С.Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
Цель: разобраться в смысле названия повести, его значении для понимания идеи
произведения; обеспечить необходимое воспитательное и эстетическое воздействие на
духовный мир учащихся поддержать у них интерес к литературе.
Задачи:
- обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к
творческому его восприятию;
- обучение умению формулировать круг тем и проблем произведения;
- развитие коммуникативных навыков (говорение, письмо, слушание), мышления;
- воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека, формирование ценностных
ориентаций учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса.
Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, составление схем.
Используются элементы технологии развития критического мышления.
Оборудование: оформлена доска (число, тема урока, эпиграф); текст повести.
Тип урока: урок общеметодологической направленности, урок-беседа.
Подготовительный этап: обязательное знакомство с полным текстом повести
М.Аромштам.
Структура урока.
1.Мотивационный этап урока: а) вступительное слово учителя; б) постановка проблемного
вопроса по теме урока и формулировка цели.
2. Работа с текстом по теме урока.
3. Рефлексия.
4. Оценивание качества работы на уроке.
5. Домашнее задание.
Ход урока.
«Это очень важно - узнать про ангелов» М.Аромштам.
1. Мотивационный этап урока. Оформление записи в тетрадях: число, вид работы,
тема.
А) Вступительное слово учителя.
«Про ангелов до сих пор ничего толком не известно. Говорят, они умеют летать. У
них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы
сбились с ног»? Или надо говорить: «Ангелы сбились с крыльев»?
Так начинается повесть, написанная Мариной Семёновной Аромштам, журналистом,
учителем, автором книг по воспитанию детей.
- Ваши впечатления от прочитанного. /Ответы с обоснованием/
Наверное, с самого начала нас располагает к себе доверительное повествование. Название
произведения, своеобразное вступление, расположенное перед первой главой как будто
говорят: речь пойдёт об ангелах…
- Давайте вспомним сюжет повести. /Дети говорят, что в произведении рассказывается о
девочке Алине, которая идёт в первый класс; о том, как складывается её школьная жизнь
(две первые учительницы, Татьяна Владимировна и Марсём) в течение четырёх лет
(повесть завершается тем, что Алина учится в четвёртом классе); параллельно автор
показывает, как ситуации из жизни 4 «А» класса видит Маргарита Семёновна (даются
записи из дневника учительницы, в которых она размышляет над поступками детей и
собственными решениями)./
- Так откуда же появились ангелы? /Дети уточняют: в одной из дневниковых записей
Марсём рассказывается своеобразная притча об ангелах, которые помогают другим в
трудной ситуации, если у того, кому они посланы, всё хорошо. /
3
- Рассказывая историю-притчу про ангелов, повествователь замечает: «Это очень важно -
узнать про ангелов». (Обращаю внимание учеников на эпиграф к уроку!) А кто такие
ангелы? Что вы знаете об этом?
/ Вариант ответа. Бог хотел, чтобы и все существа получили радость жить в любви. Он
населил небеса ангелами, жителями духовного, невидимого мира. Само слово «ангел»
означает по-русски «вестник». Бог посылает их в мир, чтобы возвестить свою волю. Для
этого ангелы часто принимают на себя видимый, человеческий образ. Они являлись
людям в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами. Ангелы
изображаются в виде красивых юношей в знак их духовной красоты и крылатыми в
знак их пребывания в Царствии Небесном. Каждому христианину Бог дает при крещении
Ангела – Хранителя, заповедуя ему оберегать человека от бед и греха./
Б) Постановка проблемного вопроса по теме урока.
- Как вы думаете, над какими вопросами нам предстоит сегодня размышлять? Запишите в
тетрадь те, что вы считаете важными для нашего урока. /Дети записывают, затем
зачитывают. Подчёркивают те, что определяем как главные, проблемные./
/Варианты ответов. Почему вдруг в повествовании появляется образ ангела, имеет ли это
отношение к жизни героев повести? Важно ли в жизни человека «узнать про ангелов»? О
чём заветном и трепетном автор нам говорит в повести, которая называется «Когда
отдыхают ангелы»? Надо ли нам задуматься над этим вообще? /
- Как определим цель нашего урока?
/Вариант ответа. Выяснить, какую роль в понимании смысла повести играет её название./
2. Работа с текстом по теме урока.
- Давайте обратимся к тексту повести. В чём особенность композиции повествования?
/Вариант ответа. Композиция линейная. Повествование ведётся двумя героями: от лица
Алины и от лица Марсём. Поэтому одну и ту же ситуацию читатель видит глазами
ребёнка проживает с непосредственностью и искренностью ребёнка, который ещё не
умеет притворяться, кривить душой) и учительницы Марсём (через её дневник, что
показательно, ведь наедине с собою человек искренен, и это подчёркивается в
повествовании: пишу не для потомков, а для себя)/
- В чём особенность сюжета произведения? /Вариант ответа. Сюжетных линии три, три
конфликта: взрослое поколение и дети; ребёнок и другие дети, между учениками в классе;
межличностный: Марсём и её «я» в дневниковых записях. Связываются эти сюжетные
линии образами Алины и Марсём. /
- Попробуем представить главных повествователей-героев произведения. Алина.
Составьте в тетради схему-кластер, которая покажет, с кем взаимодействует ученица.
Через конфликт с какими персонажами проявляется её характер.
Алина
Семья (мама, дедушка, Учителя Другие дети
отец, *В.Г.) (Татьяна Владимировна, Марсём) (Наташка, Петя, Егор,
Кравчик)
-Давайте вспомним сейчас ситуации, которые наиболее ярко раскрывают характер Алины.
На что в характере девочки автор акцентирует внимание читателя? При ответе
обращайтесь к тексту.
4
- Алина-дочка. Как складываются её отношения с родными?
/Вариант ответа детей. С близкими людьми Алина искренна и откровенна. Она
переживает из-за отца, который живёт во Франции и решает там сложные задачи, радуется
за маму, которая собирается выйти замуж за В.Г., с радостью принимает «юного друга»
дедушки, гордится тем, что у неё будет папа. «Все могло сложиться по-другому, если бы у
меня был папа». Безусловно, Алине не хватает отеческой любви и внимания. Очень чутко
и с большим переживанием воспринимает всё, сказанное мамой и дедушкой. огромную
роль в формировании характера Алины сыграл мудрый, выдержанный, спокойный
дедушка, который находил подход к ней в любой ситуации, чувствовал, что необходимо
девочке в первую очередь, обращал внимание на любые мелочи, даже те, которые
оставались мамой незамеченными./
- Алина-подружка, друг. Расскажите, как раскрывается она с этой стороны.
/Варианты ответов. В отношениях с одноклассниками Алина серьёзна и прямолинейна:
рассуждения подружки Наташки, симпатия к Егору, необходимость быть деликатной и
внимательной с Петей всё говорит о том, что девочка растёт вдумчивым и искренним
человеком, который близко к сердцу принимает не только свои, но и чужие беды и
радости./
- Алина-ученица. Как воспринимает она школьную жизнь и учителей?
/Варианты ответы. Алина «не сошлась характерами с Татьяной Владимировной, первой
учительницей». Первое сентября становится для Алины не вполне праздничным днём.
«Татьяна Владимировна привела нас в класс и велела сдать букеты. Первоклассники
должны идти в школу с цветами. Это…закон. Поэтому 1 сентября в школе бывает много
цветов…Мы сложили букеты на стол, а потом Т.В. поставила их в ведра для мытья
полов…Только два букета она поставила на стол в вазы… » - рассказывает девочка.
Удивленная и обиженная невниманием к своему букету, выращенному собственноручно к
1 сентября, Алина понимает, что это неправильно, унизительно. Результатом
размышления Алины над этим эпизодом в её жизни становится ситуация с рисованием
вазы. Первоклассница не выполняет требования учительницы нарисовать и украсить вазу.
«Почему я должна рисовать вазу, если мой букет сидит в ведре?» - размышляет девочка.
Очень яркой становится ситуация с рисунком неваляшки в первые дни обучения: Алина
рисует не одну неваляшку, как требовала учительница, а трех, создает картинку семьи
она, мама и дедушка. Поражает и реакция учительницы: выставила на суд всего класса
рисунок, подчеркивая, что «ни разу не встречали в природе неваляшек с бородой». «И все
сразу почувствовали, что я совершила что-то плохое…».
Поражает эпизод с зеркалом Татьяны Владимировны, которое, расшалившись, вытащил
из сумочки одноклассник Алины. Желая узнать, кто взял вещь, учительница заставляет
детей стоять, подняв «руки за голову». Впечатлительная девочка заболела.
Отношение Алины к школьной жизни меняется, когда она попадает в 4 «А» к Марсём.
Яркими и запоминающимися на всю жизнь становятся положительные события в
коллективе: это и бой с Дрэганом, и бал принцесс, и рассказ учительницы об ангелах…/
- Как думаете, почему повествование ведётся от лица Алины? Почему историю об ангелах
мы тоже воспринимаем с её точки зрения, а, например, не как Наташка?
/Варианты ответов детей. Алина очень искренняя и впечатлительная, серьёзная ко всему и
доверчивая. Она всё старается делать так, как видит её сердце, как чувствует её душа. Мы
понимаем, что для неё «внутренний стержень» и внутренняя красота, которые
проявляются в поступках, - это главное. Наташка не видит среди веточек увядшего
«декабриста» плачущего ангела./
Вывод (записываем в тетрадь): с первых дней Алина ведет себя по-особенному, но
особенность ребенка в том, что он не механический солдатик, готовый к выполнению
требований, и не фарфоровый пупсик. Девочка с очень развитым воображением,
впечатлительная, образно, тонко чувствующая всё, что её окружает. Она пропускает через
5
сердце каждую ситуацию и реагирует на плохое и хорошее. Её поступки результат того,
как она воспринимает мир вокруг себя: людей, вещи, события…
- Второй герой-повествователь в произведении – Марсём. Составьте в тетради схему-
кластер, которая покажет, с кем взаимодействует учительница. Через конфликт с какими
персонажами проявляется её характер?
Марсём
Дети (ученики 4 «А») дневник (сама Маргарита Семёновна) взрослые (родители
учеников, другие учителя)
- Давайте вспомним, какие ситуации, самые яркие, помогают нам получить
представление о характере учительницы. Марсём-учитель и классный руководитель.
/Варианты ответов детей. У её учеников много сложностей и трудностей: тут и первая
влюбленность, как правило, безответная, и сложности в их семьях многие на грани
развода, за этой гранью, есть брошенный, не родной ребёнок. Здесь и поведение нового
ученика Кравчика и игра, придуманная им, и ситуация с «валентинкой». Но все эти
трудности преодолеваются благодаря любви, заботе и творческому задору учительницы.
Она, например, придумывает сражение с чёрным Дрэгоном, которого должны победить
«принцы»: мальчишке, раз ставшему героем, совершившему подвиг, гораздо тяжелее
будет сделать потом какую-то пакость или подлость./
- Марсём и другие взрослые: родители, учителя школы. Как раскрывается герой с этой
стороны?
/Варианты ответов детей. Марсём очень чутко реагирует на искренность и притворство.
Например, когда её просят взять в класс, где уже нет мест, еще одну ученицу (Алину),
потому что она особенная, но эту особенность и одарённость не только не видят, но и
пытаются уничтожить в другом классе, она берёт. И потом ещё одного ученика (Кравчика
Лёшу) берёт, потому что не может пройти мимо: ребёнок, оставленный родной матерью,
чуть не погибший, имеет особенности в развитии… Или другой эпизод: завуч
высказывает Марсём за невыполнение работы по воспитанию, за сломанную ручку на
двери туалета… Родители, которые взяли на себя право восстановить справедливость в
классе, не разобравшись в ситуации Во всех этих столкновениях со взрослыми
персонажами повести учительница вызывает симпатию, одобрение./
- Марсём-хозяйка дневника. Как раскрывается она здесь?
/Варианты ответов детей. Характер Марсём проявляется в её поступках и в размышлениях
о воспитании детей, которые она вверяет дневнику. Для неё в педагогике первым
авторитетом которым она всё-таки спорит и не всегда соглашается) является Януш
Корчак. Его портрет над учительским столом желание в какую-то минуту снять его, и
невозможность это сделать, потому что останется белое пятно на уже не белой стене)
говорит о качествах её характера и педагогических ориентирах, принципах. Марсем
считает, что «Дети не фарфоровые пупсики». Она честна и открыта в своих
убеждениях. «Они люди. И…вызывают у нас самые разные чувства. Нам может быть с
ними хорошо, а может быть противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша
учительская корысть. Наш разумный эгоизм». Как человек Маргарита Семёновна
пытается понять душу ребёнка. Как учитель она никогда не сможет ребёнка предать.
- Как вы воспринимаете размышления Маргариты Семёновны над тем или иным не очень
хорошим поступком какого-либо ученика?
/Варианты ответов. В своих размышлениях Марсём очень искренна (думается, это
делает её и учеников 4 «А» очень похожими). В ее дневнике встречаются и такие
высказывания: «Убила бы!», «Убила и развесила бы по фонарям… Вот как меня
разозлили……Еще чуть-чуть, и я кого-нибудь тресну. Какого-нибудь ребеночка. Может
быть, даже не одного, а сразу нескольких. Тогда меня, наконец, выгонят с работы…»
Сначала эти записи возмущают. Но потом задумываешься. Они говорят о том, что
Марсём тоже не фарфоровая статуэтка (сравните с другими учителями, образы которых
6
рисует автор), она живая, искренняя, настоящая, трепетно относящаяся к своей
профессиональной деятельности, для нее работа это не механическое выполнение ряда
инструкций. Учебный процесс для нее и есть «выращивание внутреннего стержня», иначе
бы она не рассказала историю об ангелах.
- Как вы думаете, почему историю об ангелах автор рассказывает от лица Марсём?
Запишите и зачитайте.
/Вариант ответа. Может, она сама и есть тот ангел, который стоит за спиной каждого из её
учеников и старается направить на правильный путь. Она радуется, когда порученные ей
подопечные заняты делом (учатся, читают, слушают) и беспокоится, ищет выход, если
ученик оступается. А когда Марсём ошибается в своих предположениях относительно
автора «валентинки», она заболевает./
- Какую роль в нашем понимании основной мысли повести играет эпизод, когда Алина,
узнав о гибели взрослых и детей, летевших на самолёте, берёт вину на себя за свой класс,
говоря: «Это ангелы, наши ангелы! Они больше не летают!»
/Варианты ответов. У каждого человека есть ангел, который отвечает за него. Если мы все
будем поступать хорошо, не посмеем допустить дурных мыслей и дел, ангелы могут
отдыхать или помогать тем, кто попал в беду.
Если человек, за которого несут ответственность ангелы, что-то делает правильно, они
улетают по другим важным делам. И тогда одной бедой в мире становится меньше. Если
же человек пакостит, ангелы должны оставаться рядом исправлять его пакости. Нельзя
спутывать крылья ангелов дурными поступками. Ангелы должны отдыхать…/
- Подумайте, на какой из вопросов урока, записанных в самом начале, мы сейчас с вами
ответили? Так в чём же смысл названия повести Марины Аромштам? Запишите.
/Главное дело каждого - воспитание своего внутреннего стержня. От нас зависит
формирование вечных нравственных, моральных ценностей: понимания, веры, терпения,
доброты, сопереживания, любви, помощи близкому. Тогда в нашем мире будет меньше
боли, горя, зла. Ведь ангелы смогут услышать нуждающегося и успеть прийти на
помощь. Поэтому так важно, чтобы каждый про это знал./
- Подумайте в связи с той работой, что была сегодня нами проделана, с теми выводами, к
которым мы с вами пришли, над какими вопросами заставляет задуматься Марина
Аромштам? Запишите в тетрадь, зачитайте.
/Варианты ответов детей. Повесть заставляет размышлять над проблемами воспитания
духовности, нравственности у подрастающего поколения; над проблемой столкновения
детей со взрослой жизнью; над вечной проблемой взаимоотношения «отцов» и «детей»,
взрослого поколения и подростков, их влияния друг на друга; зависимость становления
личности, формирования внутреннего мира, поведения ребёнка от того, в полной или
неполной семье он растёт./
3. Рефлексия.
Мы проделали с вами большую работу. Читали повесть с очень необычным,
интересным названием, сживаясь с героями, соглашаясь с ними, споря; пытались
осознать идею произведения; работали сегодня на уроке, высказывая свои
сокровенные мысли «по поводу», пытаясь заново переосмыслить то, что прочитали.
Чем вас удивили сама повесть или наши мысли о ней? Чем интересно было
обсуждение? Что поняли в итоге для себя? Хотели бы вы встретиться с писателем-
автором произведения? Какой бы вопрос вы задали ей? К нам, сегодня работавшим
на уроке, имеет отношение эта повесть? Значима она для нас сейчас?
4. Оценивание качества работы на уроке.
5. Домашнее задание.
Предлагаю вам, продолжив размышление над произведением, которое мы
прочитали, обсудили, представить своего ангела. Запишите ваши размышления о
жизни вашего хранителя и защитника. Если возникнет большое желание, можете
7
проиллюстрировать вашу работу. Как вариант названия: «Мой ангел», но вы можете
придумать собственное, оригинальное, ведь это же ваш ангел.
8
Методические рекомендации
по использованию данной разработки урока по детской литературе.
Одним из основных составляющих курса литературы в современной школе
является знакомство с произведениями российских авторов. Это обеспечивает надежный
фундамент литературного образования и развития детей и подростков, позволяя
воспитывать настоящих патриотов. Основное содержание курса литературы должна
составлять русская литература в ее историческом движении и связях с традициями
мировой художественной литературы. Особенное место в изучении русской литературы
занимает современная литература для детей. Сохраняя художественные традиции
классической литературы, отражая явления и факты далёкого и недавнего прошлого
страны, она вместе с тем иллюстрирует современные социальные процессы, выдвигая на
первый план важные вопросы, которые волнуют и подростков, и взрослых. Вчитываясь в
художественные произведения современных авторов, можно проследить преемственность,
провести параллели, увидеть аллюзии, отсыл к русской классической литературе для
детей, юношества. Вместе с тем невозможно не отметить стилевые особенности,
индивидуальность в подборе изобразительно-выразительных средств, необычность в
выстраивании композиции, сюжетных линий в творчестве современных авторов, что
говорит об оригинальности и новых подходах в создании произведений художественной
литературы 21 века.
Изучая пласт современной литературы, и педагог, и ученики могут выявить
проблематику произведений, сравнивая с уже изученными рассказами, повестями и
романами авторов прошлого, познакомиться со стилевыми и языковыми особенностями
писателей-современников. К тому же мы имеем счастливую возможность не только
прочитать интервью, взятое у известного писателя, увидеть её в записи, но, при
счастливом стечении обстоятельств, присутствовать при этом, может, задать вопросы
интересному нам человеку…
Конечно, время ставит перед учителем сложную задачу - помочь школьникам
сориентироваться в литературном процессе, в его многообразии, направить учащихся в
списке имен и произведений современных авторов. Для этого учителю и самому
необходимо быть в курсе литературных новинок для детей. И не только владеть
информацией, кто и что написал, знать содержание произведений, но и эмоционально
реагировать на то, о чём в них рассказывается. В литературе как искусстве слова картина
мира передаётся через образ, в создании которого важную роль играют эмоции. Предмет
пристального внимания воспитание образного мышления, а умение эмоционально
реагировать на происходящее вокруг – это способ общения со всем миром.
Цель литературного образования в современной школе - это интеллектуальное и
эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны, что невозможно
достичь без внимательного, вдумчивого изучения современной литературы,
ориентированной на детский и юношеский возраст.
Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда
отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса
«Заветная мечта», причем первое место ей присудило именно детское жюри. Данное
произведение очень серьезное и в то же время доброе и полезное чтение,
вдохновляющее как детей, так и взрослых на преодоление жизненных трудностей на
определённом этапе пути, способное научить человека внимательному и серьёзному
отношению к жизни. Повесть возвращает нас к трагическому прошлому геноциду
времён Второй мировой войны. Образ современной учительницы Марсём невозможно
понять до конца, не поинтересовавшись историей жизни и гибели другого учителя, Януша
Корчака. Это своеобразный мостик к творчеству польского педагога и писателя. Нельзя
не заинтересоваться сказкой «Король Матиуш Первый», с которой знакомит Маргарита
Семёновна своих учеников. Наверняка прочитавший «Когда отдыхают ангелы»
9
познакомится и с поучительной историей для детей, придуманной почти сто лет назад, но
до сих пор не потерявшей своей актуальности.
В качестве формы проведения занятия в данной разработке предложен урок-беседа.
На мой взгляд, это позволяет вызвать у детей эмоциональный отклик, почувствовать
искренность и откровенность в обсуждении вопросов, которые интересны самим
подросткам. Приём составления схем-кластеров поможет увидеть, как взаимодействуют
герои произведения.
Для успешной работы необходима предварительная подготовка подробное
знакомство с повестью Марины Семёновны Аромштам, поскольку вопросы урока требуют
быстрой ориентировки в тексте, в ситуациях, описанных в произведении. Это тоже
условие создания особой атмосферы: погрузившись в текст, ученик забывает, что он на
уроке, как бы проживая судьбу интересных и знакомых ему персонажей.
На этапе домашнего чтения текста (опережающее задание за 10-14 дней) можно
предложить каждому написать портрет собственного ангела. В день урока внеклассного
чтения оформляется галерея «Мой ангел», что послужит созданию ещё более
доверительной и тёплой атмосферы, позволит участникам беседы раскрыться.
Очень важно после разговора на этапе рефлексии определить значимость
полученных на уроке знаний, эмоций, открытий для каждого. Это станет мостиком для
домашнего задания: для созданного уже портрета ангела можно придумать историю
жизни, ежедневных занятий-обязанностей, поразмышлять над вопросом: «А мой ангел
отдыхает?» Это позволит ребёнку посмотреть на свою жизнь со стороны, как бы глазами
ответственного за его поступки заступника и хранителя.
Данный учебный материал можно использовать для проведения уроков
внеклассного чтения по литературе в 7,8 или 9 классе или при проведении внеклассного
мероприятия о жизни современных подростков.
10
Список использованной литературы.
1. Марина Аромштам. Когда отдыхают ангелы. Текст повести.
https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/388145-marina-aromshtam-kogda-
otdyhayut-angely.html
2. Марина Семёновна Аромштам. Биография.
http://readly.ru/author/17371/
3. Марина Семёновна Аромштам. Биография. Библиогафия. Интервью.
http://pkdb.net/jquery-booklet/marina-aromshtam/index.php
4. М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы». Анализ.
https://kratkoe.com/kogda-otdyihayut-angelyi-analiz/