Конспект урока "Смысл названия пьесы А. Островского "Гроза". Своеобразие конфликта"

Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Своеобразие конфликта
Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы
показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;
воспитывать любовь к русской литературе
ХОД УРОКА
На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет
не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет
сказать автор?”
А. Н. Островский.
I. Постановка учебной задачи.
Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке?
Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о
грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет
сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).
Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический
текст.
II. Беседа по тексту.
Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка,
сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору
грозы.
С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги
имущего.
Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант
самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м
действии.)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка,
корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога
Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то
сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она
обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)
Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и
здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла,
повышенная эмоциональность.
Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома.
Страх Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена
унижением.)
Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
“Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в
данной сцене?
“Тиша, не уезжай…- “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2,
явл.4.)
Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на
шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”)
Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” –
“Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в
наказание посылается…”)
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого
Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы
не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее
подтверждения и испытания.
Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите
устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой
обложило ”).
Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни.
(“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не
уйдешь…”)
Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию.
(Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности
перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще
более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение:
просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. –
Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед
судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой
образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в
душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты
сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.
Конфликт в драме «Гроза»
1. Между поколениями, со средой
2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками
Своеобразие жанра «Грозы» проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий
колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены. Нам кажутся нелепыми анекдотично-
невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где всё люди «с песьими головами». После
выхода «Грозы» А. Д. Галахов в отзыве о пьесе писал, что «действие и катастрофа трагические, хотя
многие места и возбуждают смех».
Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре,
привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по
характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия
обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа
(Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского
заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не
свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия «Грозы» раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и
других действующих лиц. Здесь «живые завидуют... умершим» (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь
участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу
заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что «горе» Тихона в его нерешительности. Если
жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и
того, «в чем признает свое благо и спасение». Трагично по своей безысходности положение Кулигина,
мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого
и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь «на хлеб насущный» «честным трудом».
Катерина отличается от «темного царства» Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа
постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила
не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали
города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может»,
честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий,
Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед
физическим концом, но и страх «перед судией» за грех самоубийства. Духовная сила Катерины «...и
стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию» (В. И.
Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом,
Катерина, по мнению В. Г. Белинского, «настоящая трагическая героиня». Судьбу Катерины определило
столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь
самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха,
тяготящего душу.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы.
Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.
При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины
свидетельствует о неприятии «темного царства», о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на
смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.
Итак, жанровое своеобразие «Грозы» заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией,
первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале. Это трагедия не одной только
Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития,
живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая
содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства.
IV. Домашнее задание:
1. Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.
2. Наизусть отрывок по выбору ( Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3, Катерина «Я
говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7.