Беседа "Я – как хранитель духовного наследия Кубани"

Беседа: “Я – как хранитель
духовного наследия Кубани”
Духовные истоки Кубани.
Библия содержит в себе Божественное Слово.
Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице
человечества и служат его духовному просвещению, Священная Книга, книг – Библия
занимает совершенно исключительное положение. Любая книга содержит в себе
слово, как воплощение духа или разума человеческого, и чем возвышеннее и
совершеннее дух или разум человека, тем выше ценится и его литературное слово и
тем дороже для нас становится сама его книга.
«Библия» (biblia) – греческое слово «книги».
Это название Библия получила в IV веке от святителя Иоанна Златоуста и
преподобного Епифания Критского, потому что содержит в себе много священных
книг.
Библия - это книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как он
родился, как жил, чему учил людей.
Библия – это священная книга христиан. Она состоит из Ветхого и Нового Завета.
Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.
Раньше в древности книги были рукописными, и чтобы их написать, нужно было не
только хорошо писать, но и делать это быстро.
Во всей полноте веру Христову Кубань познала с приходом черноморцев, отважных
казаков из Запорожья. Они впервые вступали на землю, по их представлениям, еще не
освященную светом веры Христа. Они впервые вступали на землю, где не было ни
одной церкви и не одного священника.
Их быт строился в условиях войн и относительного мира с горскими народами. В
нелегких условиях развивалась культура, крепли традиции, и свято оберегалась вера.
А земля, данная Богом, осваивалась, преображалась и украшалась православными
храмами.
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от
крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и
весь ежегодный круг обрядов.
Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного
сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Уважение старшего – один из
главных обычаев казаков. Слова старшего человека для младшего были
обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим,
главным, и требовалось его выполнять.
Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест
великое дело».
Человек не смеет отнять жизнь – жизнь, которую даровал Бог, поэтому вытравливание
плода считалось тяжким грехом. Гневаться (обижаться) – тоже грех: «Мы, казаки,
народ незлопамятный, гнев прошел и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому
что мы прощаем на Земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божьему».
«Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота». Эти пословицы знакомы
нам с детства, потому что истинный казак тот, кто умеет держаться в седле, тот, кто
защищает свою Родину, тот, «кто положит душу за други своя»…
Казак рождался воином, и с появлением его на свет начиналась его военная школа.
А Кто этот человек? Какое отношение он имеет к столице Кубани?
Захарий Чепега, казачий атаман. Считается основателем Екатеринодара.
Краснодарский край - уникальная территория, насыщенная памятниками истории и
культуры, всемирно известными археологическими и военно-историческими
объектами.
Важную роль в развитии культуры и приобщению к культурным ценностям играют
музеи.
Первый музей на Кубани.
Первый музей на Кубани был создан генералом Иваном Диомидовичем Попко,
начальником Псекупского казачьего полка. Будучи историком и полиглотом, он
впервые призвал новых переселенцев, занимающих долину Псекупса, не уничтожать,
а сдавать ему бытовые вещи, оставшиеся на местах горских аулов. Очень быстро
собралась коллекция из орудий труда и посуды абадзехов. Всё это генерал сначала
хранил в своей квартире, а затем, когда в коллекцию начали поступать каменные
надгробные памятники, он решил создать музей в ст. Ключевой (ныне- Горячий Ключ).
Для этого на площади была сооружена горская сакля, возле которой расположили
надгробные плиты, а внутри - различные предметы, относящиеся не только к той
современности, но и к эпохе греков и генуэзцев.
Вскоре в долине Псекупса были найдены останки доисторических животных и для них
был сооружен еще и палеонтологический музей. Еще один музей, для
непоместившихся экспонатов, был открыт в полковой школе. Кроме собирательства
вещей, он занимался сохранением различных бумаг, относящихся к истории Кавказа.
К концу его жизни был собран огромный архив.
Он так же написал несколько книг по истории казачества.
Правда, конец сей истории весьма печален. Генерала перевели на другое место
службы и ценнейшие музеи Горячего Ключа остались без надзора. Следы экспонатов
совершенно теряются и где они находятся сейчас - можно только предполагать.
Судьба собранного генералом архива и вовсе трагична: тысячи бумаг были
отправлены на растопку печей.
Федор Акимович Коваленко – основатель Екатеринодарской картинной галереи( ныне
- Краснодарского краевого художественного музея). Родившись в бедной
многодетной семье на Полтавщине, маленький Федя с детства мечтал быть
художником. Но закончив двухклассное училище, с 15 лет он вынужден был работать
рассыльным в бакалейном магазине, зарабатывая на жизнь. На заработанные деньги
он приобретал книги, гравюры, картины.
В 1904 году он основал Екатеринодарский художественный музей. Позже, будучи
патриотом Екатеринодара, подарил городу свою коллекцию картин, книг и
археологических ценностей.
В 1919году Ф.А.Коваленко умер от сыпного тифа, но его детище живет и процветает,
принося радость людям, как мечтал его создатель.
Кубань – хранительница традиций и веры православной. На территории края
расположено много музеев, которые рассказывают о жизни и быте казака и его семьи.
Сейчас на Кубани насчитывают 59 государственных и муниципальных музейных
учреждений, более 100 народных, общественных, ведомственных и частных музеев и
картинных галерей. Два учреждения имеют федеральное значение: Краснодарский
исторический музей-заповедник им. Е.Д Фелицына и Новороссийский исторический
музей-заповедник.
Литературный музей Кубани открыт в 1988 году. Музей впервые собрал и
систематизировал информацию о кубанской словесности с момента переселения
казаков на новые земли до наших дней.
В экспозиции музея представлены уникальные рукописные и старопечатные книги
кириллической письменности, книги-реликвии, привезённые казаками-
переселенцами из Межигорского войскового монастыря запорожских казаков, редкие
книги гражданской печати, материалы и книги Л.Г. Кухаренко - атамана
Черноморского казачьего войска, одного из первых кубанских писателей,
прижизненные и дореволюционные издания А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И.
Полетаева, местных писателей и историков, которые давно стали библиографической
редкостью. Крайне примечателен сам дом, где разместилась экспозиция
Литературного музея. Этот старинный деревянный дом некогда принадлежал
наказному атаману всего Черноморского казачьего войска и знаменитому писателю
края - Якову Кухаренко.
Экспозиция Литературного музея Кубани вобрала в себя всю информацию о
кубанской словесности, ее зарождении и становлении. Несколько тысяч экспонатов, в
том числе и редчайших, освещают все этапы литературной жизни на Кубани за
несколько столетий.
Здесь можно ознакомиться с древнейшими рукописными, первыми старопечатными
книгами, созданными на основе кириллической письменности, редкими материалами
гражданской печати. В отдельном собрании материалы и книги самого Якова
Кухаренко, который был одним из первых кубанских писателей.
Музей регулярно организует тематические и обзорные экскурсии, проводит музейные
уроки, литературные собрания и вечера, встречи с современными кубанскими
прозаиками и поэтами. В арсенале музея имеется несколько передвижных выставок.
Музей казачества был основан 27 декабря 2008 г.
В музее собраны разные интересные экспонаты – фотографии, книги, документы,
старинные карты Кубанской области, предметы обихода, посуда, хозяйственные
инструменты, одежда, оружие и снаряжение, духовные книги, церковная живопись
начала прошлого века и картины современных художников - казаков, которые
освещают период от прибытия первых отрядов Войска верных казаков на Кубань и
расцвета кубанского казачества в конце XIX начале XX века до 1917 года. Так же в
музее представлена более современная история казачества - история возрождения
казачества с 80-х годов по настоящее время.
Фонды музеев края содержат более 1млн.100тысяч подлинных предметов истории и
культуры, произведений изобразительного искусства.
Кубань – это не просто территория, но, прежде всего, Православный дух, духовная
жизнь и вера. Конечно, по усвоенному нами понятию, вера и посещение церкви дело
добровольное – это понятие вообще для православного (если он православный не по
названию, а вере), - обязательное, это долг христианина перед Богом.
Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе
веру Христову и старается жить по этой вере, т.е. своими добрыми делами исполнять
волю Божию. Добрые дела – есть выражение нашей любви, а любовь есть основание
всей христианской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающих в любви пребывает в
Боге и Бог в нем». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Не всякий говорящий мне:
Господи! Господи! войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего
Небесного». Мы созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Десять Божьих заповедей
Кубанские казаки - прямые потомки запорожских и донских казаков. А также не зная
традиций предков, невозможно понять и традиций потомков. Для казаков
Запорожской Сечи и Дона Православная церковь, религиозные традиции,
религиозное сознание были символом самобытности и независимости от
католической Польши, Османской империи и посягательств Российского престола.
Отечество и Народ защищало казачество на протяжении всей истории. Вера!- она
всегда была их первой заботой, первым утешением и прибежищем.
Жизнь человеку на Земле дана для подготовки его к жизни вечной, и есть величайшая
тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы они ни казались маловажными и
незначительными, имеют громадное значение. Смысл нынешней жизни мы вполне
поймем в будущем веке, как осмотрительно надо относиться к ней, а мы
перелистываем жизнь, как книгу, лист за листом, не давая себе отчета, что там
написано.
Десять Заповедей Закона Божьего обязывают нас:
Первая Заповедь гласит: Я, Господь Бог твой; и не должно быть у тебя другие боги,
кроме меня. Эта Заповедь возлагает на нас и определенные обязанности
Богопочитания.
Мы должны: а) верить в Бога; б) ходить перед Богом, т.е. всегда помнить о Боге и все
делать так, как бы перед очами Божьими (не забывать, что Бог видит не только наши
дела, но и наши помышления); в) надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Богу
всегда быть готовыми делать то, что Он повелевает и не роптать, когда делает с
нами не то, чтобы мы хотели. Ведь только один Бог знает, что и когда нам делать – что
нам полезно и что вредно. Высшая форма любви к Богу есть благоговение или страх
Божий, то есть, боязнь удалиться от Бога через грехи наши; г) поклоняться Богу,
прославлять и благодарить Господа Бога как творца, Промыслителя и Спасителя
нашего; д) безбоязненно исповедовать Бога, т.е. перед всеми признавать, что Он наш
Бог и не отказываться от своей веры, хотя бы за это пришлось пострадать и даже
умереть.
Второй Заповедью Господь Бог предупреждает нас – Не сотвори себе кумира и
всякого подобия. Не делай себе идола никакого, либо изображения того, что на небе,
вверху, и что на земле, внизу, и что в водах, под землей, не преклоняйся им и не
служи им (не сотвори – не делай; кумир – идол, которого считают вместо Бога, всякого
какого-либо; подобие – изображение, нарисованное или сделанное из дерева,
камня, металла).
Третья Заповедь – Не приемли имени Господа Бога твоего напрасно. Запрещается
произносить имя Божия напрасно без должного благоговения (в пустых разговорах,
шутках, играх). Запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к
имени Богу (Божба – легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных
разговорах; богохульство – дерзкие слова против Бога; кощунство – когда о
священных предметах говорят шутя или в насмешку; нарушение обетов, данных Богу;
клятвопреступление и ложная клятва именем Бога). Благоговейную, Законную клятву
Заповедь – это не запрещается.
Четвертая Заповедь Божия – Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить
его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, в день
седьмой, день покоя – субботу (по православному Воскресенье) – посвящай Господу
Богу твоему (под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный
день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью).
Четвертой Заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься
своими делами, к каким он призван, а седьмой день посвящать служению богу, на
святые и угодные ему дела. Святыми и угодными Богу делами являются забота о
спасении своей души, молитва о храме Божьем и доме, изучение Закона Божьего,
просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и
других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение
больных и заключенных, домов престарелых, утешение печальных и другие добрые
дела.
Нарушают Четвертую Заповедь, как те, кто ленится и в будние шесть дней не работает,
так и те, кто работает в праздники. Не меньше нарушают ее и те, которые хоть и
прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах,
играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу.
Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у
всенощной, а утром за литургией.
У православных праздник начинается с вечера, когда служится вечерняя, и отдавать
это время танцам и другим развлечениям – значит издеваться над праздником.
Пятая заповедь Божия – Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и
чтобы ты долго прожил на земле. Почитать родителей значит любить их, быть
почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни проступками, повиноваться
им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно
во время их болезни, и в старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и
после смерти. Грех не почитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете – кто
злословил на отца или мать, наказывался смертью.
Наряду с родителями, Пятая Заповедь обязывает нас почитать и тех, кто в каком-либо
отношении заменяет нам родителей: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем
спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас, начальники гражданские, которые
заботятся о нашей мирной жизни и защищают нас от притеснений и грабителей,
учителя, воспитатели и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все
доброе и полезное, и, вообще, старшие по возрасту.
Шестая Заповедь Божия – Не убивай. Шестой Заповедью Господь запрещает убийство,
т.е. отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни
было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого жизни
есть самый тяжкий, ужасный и великий грех.
Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершенных против Шестой
Заповеди, так как в самоубийстве, кроме убийства, заключается еще тяжкий грех
отчаяния, ропота против Бога. Самоубийство исключает возможность покаяния.
Человек бывает виновен в убийстве, и тогда, когда сам лично не убивает, но
способствует убийству, или хотя бы допускает других к убийству. Всякий, кто помогает
другим совершить убийство своим приказанием, советом, пособием, согласием, или
кто укрывает или оправдывает убийцу, и тем подает ему случай к новым убийствам.
Всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать.
Грешит против Шестой Заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, кто не
оказывает бедным и больным помощи, кто не живет с другими мирно и согласно, а
наоборот, питает к другим ненависть, зависть и злобу, заводит с другими ссоры и
драки, огорчает других.
Грешат против Шестой Заповеди все сильные, злые, которые обижают слабых. Чтобы
избежать греха против Шестой Заповеди, христианину необходимо помогать бедным,
служить больным, утешать печальных, облегчать состояние несчастных, со всеми
обходиться кротко и с любовью, примеряться с гневающимися, прощать обиды,
делать добро врагам, и ни словом, ни делом не подавать гибельного примера другим,
особенно детям.
Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое
общественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, допускаемое
Господом для исправления и вразумления народа, как он и допускает эпидемии,
голод, пожары и другие несчастия.
Поэтому, убийство на войне св. Церковь не рассматривает как частный грех человека,
тем более, что каждый воин готов по Заповеди Христовой, положить душу (отдать
жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и отечества.
Однако на войне могут быть и преступные убийства – это когда воин убивает
сдающегося, поднявшего руки противника, допускает зверства.
Смертная казнь преступника также относится к общественному виду Зла, и есть
великое Зло, но допустимо в исключительных случаях. Смертная казнь для
закостенелого преступника часто бывает единственным средством для покаяния.
Седьмая Заповедь Божия – Не прелюбодействуй. Господь Бог Седьмой Заповедью
запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую
незаконную и нечистую любовь.
Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же
Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренными в
делах и в словах, в мыслях и в желаниях.
Для этого нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства:
сквернословие, бесстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтение
безнравственных книг, пьянство и т.д.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела «суть члены Христовы и храма Духа
Святого». «Блудники грешат против собственного тела», расслабляют здоровье своего
тела, подвергают его болезням и повреждают даже душевные способности, в
особенности воображение и память.
Восьмая Заповедь Божия – Не воруй. Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким
бы то ни было образом того, что принадлежит другому. Виды кражи очень
разнообразны: 1. Воровство, т.е. присвоение чужого. 2. Грабительство, т.е. отнятие
чужой вещи насильно. 3. Святотатство, т.е. присвоение того, что освящено
принадлежностью церкви. 4. Мздаимство, или взятничество, т.е. когда берут
незаконно дары от людей, которым по своей должности сделать обязаны бесплатно.
5. Тунеядство – когда получают жалование за должность или плату за работу, но
должности или работы не исполняют. 6. Лихоимство – когда берут с нуждающихся
большие деньги, пользуясь чужой бедой. 7. Обман, т.е. присвоение чужой вещи
хитростью; уклонение от уплаты налога, от уплаты долга, утаивают найденное, не
разыскивая хозяина вещи или денег, обвешивание или обмеривание при продаже, а
также, когда дети ленятся учиться, между тем как их родители и общество тратят на
них деньги, а учителя труд.
Девятой Заповедью Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает
вообще всякую ложь, как, например: 1. Показывать неправду на суде. 2. Делать
ложный донос. 3. Наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать. Клевета – есть
дело, прямо, дьявольское.
Никогда не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому по
своему положению и должности. «Не осудите, да не судимы будете, говорит
спаситель».
Девятая Заповедь Божия – Не произноси ложного свидетельства. Не произноси на
другого, на ближнего своего неправильного ложного свидетельства.
Необходимо также обуздывать свой язык, то есть всегда говорить только правду и
удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Слово есть, как и жизнь, дар
Божий. Иисус Христос сказал: «Говорю же Вам, что за всякое праздное слово, какое
скажут люди, дадут они ответ в день суда, ибо от слов своих оправдаешься и от слов
своих осудишься».
Десятая Заповедь Божия – Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего
твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого
скота его, ни всего того, что есть у ближнего (не пожелай – не желай себе).
Десятой Заповедью Бог запрещает не только что-либо делать плохое, но и воспрещает
худые желания и помышления по отношению к другим. Грех против этой Заповеди
называется завистью.
Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко
может дойти и до худых дел.
Чтобы избежать греха против Десятой Заповеди необходимо хранить чистоту сердца
от всяких пристрастий к земному, от всяких худых желаний и мыслей и быть
довольным тем, что имеем: благодарить Бога, а чужого никогда не желать, но
радоваться за других, если они имеют всего много.
Вы, молодое поколение, - наследники нашей прекрасной кубанской земли, ее
истории, ее культуры, ее бесценных богатств.
Вы должны жить и стремиться к тому, чтобы быть достойными продолжателями
славных дел предшествующих поколений, приумножать благосостояние родного края.
«Хватит разрушать, пора восстанавливать. У нас нет другой истории.
Без Божьей помощи, без православия мы не сможем возродить нашу Кубань,
Россию», - говорил А. Ткачев
Ребята!!! Помните, что главный ваш сегодняшний вклад в развитие края это хорошая
и добросовестная.
И именно от вас зависит – каким будет наш прекрасный край завтра. Имя каждого из
нас может прославить родной дом, родную улицу, станицу и даже весь
Краснодарский край.
Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!