Картотека игр "Масленица"

Каждый день имеет свое название
Первый день именуется
«Встреча».
В этот день принято звать в дом гостей и ближайших родственников и ставить на стол блины.
Однако первый испеченный блин нужно отдавать нищим, чтобы они могли помянуть своих усопших
родственников.
Второй день Масленицы проходит, в
«Заигрышах».
Название это весьма символично, так как весь день проходит очень весело и сопровождается
катаниями на санках и коньках, подвижными играми, плясками и всевозможными забавами. В этот
день гостей было принято встречать с блинами у ворот.
Третий день Масленицы носит название
«Тещины блины»
По традиции зять должен приходить со своими родными в гости к теще, а та угощать его свежими,
только что испеченными блинами. В этот день считалось, что нужно съесть столько блинов, сколько
влезет, пока теща добрая и от души кормит своего зятя.
В четвертый день Масленицы устраивают
«Разгул»
Одним из обычаев считается организовывать в этот день на улицах кулачные бои. Также часто
устраиваются забавы и конкурсы на ловкость. Например к столбу, на самую его верхушку, крепили
колесо, а на колесо вешали различные призы, и только самый ловкий и находчивый мог придумать,
как до них добраться.
Пятый день Масленицы называется
«Тещин вечер»
Как вы уже догадались, это ответный визит тещи своему зятю. Теперь он приглашает ее в гости, а
она со своими родными приходит отведать блинов, приготовленных зятем собственноручно.
Шестой день Масленицы
«Золовкины посиделки»
Золовкой на Руси называли молодую невестку, и в этот день все гости, отведавшие тещиных блинов
и блинов зятя, шли в гости к молодой хозяйке, чтобы оценить ее гостеприимство и кулинарные
способности.
Последний день Масленицы называется
«Прощенное воскресенье»
В этот день принято просить прощения за обиды у всех своих родных и близких, а также ездить в
гости к родственникам и кумовьям.
Масленица.
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я масленица!
К вам на праздник я пришла.
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!
Хоровод «Солнышко»
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает
солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется)
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».
Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит.
И девчонок, и ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.
2. Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)
Загадки
Лежал, лежал,
Да в реку побежал (снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья
Закрутила, замела,
Стала улица бела (метель) и многие другие…
5. «Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
Хочешь быть моим хвостом?
Хочу!
становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
Хочешь быть моим хвостом?
Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так
далее, пока не соберут всех желающих.
Игра "Мотальщики".
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы
ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно
быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
ИГРА С СОЛНЦЕМ.
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с
изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг,
поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет
детей.
Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду,
участники её выполняют:
1. «Блин комом» - все подпрыгивают.
2. «Блин с маслом» - все приседают.
3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
«Кто быстрее на метле».
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на
метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
«Малечена-калечина». Играющие выбирают водящего. Каждый игрок
берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие
слова: Малечена — калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как
только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять».
Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные
задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать,
поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
«Подари платочек симпатии». На площадке устанавливаются воротца с
наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные
носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо
разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя
девочки и подарить ей свой сорванный .
Подвижная игра «Перепрыгни через костер»
Дети по очереди перепрыгивают через «костер»(можно сделать из бумаги),
стараясь не коснуться «языков пламени».
-А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали.
Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна,
А на горушку снег сыплют,
А нас маменьки домой кличут.
Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горы прокатиться.
Ой ты, Масленица-кривошейка,
Покатай-ка нас хорошенько.
Игры
«Вот-так».
Выбирают водящего. Дети образуют круг. Водящий
становится в центр.
Все поют:
Как с-под наших с-под китей, Куря вывела детей,
Куря вывела детей: Девяносто петушей,
Да осемь курочек белых гаробурочек.
Они не пьют, не едят. Друг на друга глядят.
Друг на друга глядят. И все делают вот так!
После последних слов стоящий в центре круга водящий
делает какое - нибудь телодвижение (приседает,
подпрыгивает, наклоняется и т.п.). Остальные ребята,
подражая водящему, должны проделать то же самое и т.
д.
«Воробьи и вороны».
Правила игры: игроки делятся на две команды -
«воробьев» и «ворон». Ведущая произносит: «Воробьи!»,
участники этой команды ловят «ворон». Внезапно
ведущая произносит «Вороны!», и все происходит
наоборот, «вороны» ловят «воробьев». Игра динамичная,
не нужно ее затягивать, главная цель согреться,
получить заряд бодрости.
«Горелки».
Эту игру можно провести на улице или в просторном
помещении, где дети могли бы побегать. Выбирается
«горящий». Он выходит вперед. Ребята становятся друг
за другом в ряд и поют:
Гори, гори, ясно, чтобы не угасло.
Раз, два, смело. Погляди на небо, Теги-гуси летят,
На всю Русь кричат: Га-га-га, га-га-га,
Не догнать нас никогда!
«Горящий» поет: Стою, стою на бревнышке, Стою, стою
на солнышке! Ой, горю ясно. Один из играющих
спрашивает: Что ты горишь? «Горящий» отвечает: Хочу
добра молодца. Тот же играющий спрашивает: Какого?
«Горящий» отвечает: Тебя молодого! Задавший вопросы
убегает, «горящий» его догоняет. Если поймает, то они
меняются ролями, если нет – выбирается новый,
«горящий»
«Матушка Весна».
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их
вверх, образуя «ворота». Остальные ребята, взявшись за
руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают:
Идет Матушка Весна, отворяй-ка ворота. Первый март
прошел, всех детей провел. А за ним апрель, отворил
окно и дверь. А уж как прошел май, сколько хоть теперь
гуляй! Пропустив всех несколько раз, ребята,
изображающие «ворота», спрашивают затем каждого,
какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на две группы, все оставляют новые пары
и, взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за
«воротами». Один из играющих, не имеющий пары
входит в «ворота». Ему поют. Ходит Матушка Весна. По
полям, лесам одна. Первый раз прощается. Другой раз
запрещается, ан на третий раз, не пропустим Вас! Ходит
Матушка Весна, ищет детушек одна. Первый раз
прощается. Другой раз запрещается, на третий раз, не
найдете. Сами в клетку попадете! Затем он ребром
ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся
две команды меряются силой, перетягивая канат. Можно
устроить соревнование «Кто кого перепоет». Нужно
разделить детей на две команды и выбрать тему песен
(например, «Весна»). Какая команда вспомнит больше
песен о весне?
Забавы
«Снежный тир».
В зимнем городке можно установить постоянные
мишени для метания снежков. Лучше всего если это
будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными
на них концентрическими окружностями диаметром
30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в
землю столбах, повесить на глухую стену или на забор.
Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на
которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать
снежками.
«Снежная горка».
Высота горки может быть разной, здесь важно наличие
большого пространства. Угол горки должен быть по
длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина
площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на
раскате не менее 1 м, а ширина санной колеи 1,5 м.
Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать
снежные комья и сложить их кучу. Затем снег
утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и
сделать из него барьер или лесенку. Полить горку
холодной водой, иначе могут образоваться проталины.
Можно соорудить и более сложную горку с поворотами,
промежуточными подъёмами и спусками,
декоративными арками. Разница между уровнями старта
и финиша должна составлять 3-5 м.
«Перетягивание каната».
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.
Подготовка как в обычном перетягивании каната, но
команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
«Ленточная карусель»
Эта забава тоже напоминает старинную русскую забаву
для взрослых. В снег втыкается длинная палка или шест.
К шесту так привязываются яркие ленты, чтобы они
легко скользили и вращались на палке, но не спускались
к земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и
бежит друг за другом по кругу.
Конкурсы
«Три ноги».
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают
ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара
на « трёх ногах» добегает до поворотного флажка и
возвращается на линию старта.
«Тачка».
Командная эстафета, где требуется разбивка на пары.
Одному из пары придётся стать тачкой грузовым
транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль
колёсика будут играть руки, а ручек ноги. По команде
игрок «тачка» ложится на землю, делая упор на руках,
а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы
корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь
на руках, должна доехать до поворотного флажка и
вернуться назад, где уже готова к движению другая
«тачка».
«Ходули».
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в
кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря"
ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные
стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра
повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не
поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
то, помогали ли взрослые.
Сковорода
На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки
взрослые, и дети) берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть
друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков
в него не попасть.
Скоморошки
Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к
обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят,
как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по
небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки
пляшут под веселую музыку вместе со всеми.
Сними шапку
Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка
должна сидеть на голове свободно. Задача сделать так, чтобы шапка
противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.
Продавец счастья
Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку
или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В
коробку положите записочки их будут вытягивать «покупатели».
Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда
ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее.
Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две
конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.
Горшки
Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он
предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?».
Покупатель (один игрок взрослый) присматривается к горшкам, ведет диалог
задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и
торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и
т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок.
Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут
по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое
место тот хозяин горшка. Если опоздал становишься покупателем. Так игра
продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.
У Маланьи
Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками). С такими глазами
(здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос
и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой, С такой
бородой… Ничего не ели, целый день
сидели, На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей
игре.
Дударь
Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать
от дударя. Все играющие берутся за руки, идут по
кругу и говорят ритмично или поют:
«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище. Его под колоду. Его
под сырую. Его под гнилую. Дударь, дударь, что болит?»
Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит,
каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый
круг.
Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем:
«Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» ли называет
другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки
(держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше.
Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит,
пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь
говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны
успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится
дударем.
Пряничная доска
Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья,
поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев
должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит
вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют: Пряничная доска, с
целого пенька, С целого пенька, сбрось-ка паренька.
На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену
одного из игроков.
Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это
время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если
водящий успел занять место игрока то теперь водить будет игрок, которого
хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.
Барыня
Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше.
Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на
вопросы (отвечать вместе с ними).
Ведущий говорит:
«К вам барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»
Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет».
Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить «нет»). Эта
игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок
ошибся, то он отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.
Пузырь (Месим тесто)
Игра подходит для самых маленьких детей.
Беремся за руки и говорим вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти
слова медленно и ритмично топая подходим друг к другу (чтобы круг,
образованный нашими руками, стал совсем маленький).
Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:
«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,
Оставайся такой Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем,
выдыхая долго): шшшшш.
Как во нашем во дому
Беремся за руки, ходим и говорим ритмично:
«Как во нашем во дому Печка истоплённая,
Блины испечённые, Каравай
состряпанный. Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий
круг) Эдакий ниииизенький!
(садимся на корточки) Эдакий
широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук)
Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки.
На лошадке
(Младший дошкольный возраст)
Обычно на Масленицу катались на лошадях. И мы тоже покатаемся. Посадим
ребенка к себе на колени и «поедем».
«По кочкам, по кочкам, По маленьким кусточкам,
На молодой лошадке В
горку – ух, ух, ух (поднимаем и опускаем колени).
А с горки – бууууух! (вытягиваем вперед ноги и скатываем
с них ребенка как с горки).
Катание на лошадях
(старший дошкольный возраст)
Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики.
Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся
руками за концы тесьмы или ленты и говорят:
«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота! Отворяйте ворота! Выезжаем со
двора! Но!»
На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут
«тпру».
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь! - Кто там?
- Почта!
- Откуда? - Из
города … - А что в городе
делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие
должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание,
отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов.
Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает
для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные
истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем
выбирают нового водящего, и игра повторяется.
Петушки
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих
встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной
рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при
этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Масленичные бои.
Для детей готовятся «мечи»: надуваются шары в форме палок. Таким образом,
ребята весело и безопасно играют в бой.
«Маша-растеряша»
Бег со сменой направления, и вся цепочка начинает движение за ним.
Необходимо удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше
игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть
или не разорвать цепь. Тот, кто падает – выходит из игры. Необходимо
продержаться до конца
«Солнышко»
Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего
будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее
участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та
команда, которая быстрее всего дорисует солнышко.
Блинчики для гостей
Игра заключается в том, чтобы за определенный промежуток времени «напечь»
наибольшее количество блинов. Кто больше кружочков нарисует, тот и
выиграл..
Гори, гори ясно
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Как только песенка допета, первая пара разбегается - один ребенок из пары
бежит вдоль своей стороны ворот (детей стоящих в парах друг за другом),
другой ребенок - соответственно вдоль своей. Водящий должен поймать кого-
либо из пары, пока им не удалось вновь взяться за руки.
Снежная крепость
Если на масленичные гуляния снег липкий, детям можно поиграть в снежную
крепость. Для этого сначала каждая команда строит свои укрепления, а потом
готовит снежные заряды. После сигнала команды начинают бросать снежки.
Чья крепость будет быстрее разрушена, та команда и проиграла. В этой игре
нужна меткость и аккуратность.
Взрослый до начала игры должен предупредить детей о том, что бросать снежки
в лицо другим игрокам нельзя. Нарушитель тут же покидает команду.
Снежный тир
На Масленицу можно придумать и сделать для детей веселую игру "Снежный
тир". Воспитатели или родители заранее готовят для детей мишени и подарки. В
качестве мишеней могут быть установлены фанерки-щиты с концентрическими
кругами. Или же можно установить столбы с игрушкой, которую нужно сбить
снежком.
Попавший в мишень или сбивший игрушку получает сладкий приз: конфетку,
мандарин или яблоко.
Скакалки
Еще одна веселая масленичная игра - скакалки. Если у вас есть канат или
достаточно плотная и толстая веревка, можно поиграть с детьми в скакалку.
Два взрослых крутят скакалку, а дети должны подбегать и прыгать через
скакалку. Все остальные считают сколько раз перепрыгнул игрок.
Взрослые могут ускорять темп, но не поднимать высоко скакалку, чтобы
ребенок смог перепрыгнуть. Весело когда во время игры звучит быстрая
музыка.
Подснежники
Для игры нужно подготовить много искусственных цветов. Дети делятся на две
команды и поют весеннюю запевку:
Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С цветами обильными.
Во время запевки водящий разбрасывает по площадке цветы. Как только песня
заканчивается дети начинают собирать цветы. У какой команды окажется
больше цветов, та и победила.
Воробьи и вороны
Игроки делятся на две команды «воробьев» и «ворон». Ведущая произносит:
«Воробьи!», участники этой команды ловят «ворон». Внезапно ведущая
произносит «Вороны!», и все происходит наоборот, «вороны» ловят «воробьев».
Игра динамичная, не нужно ее затягивать, главная цель согреться, получить
заряд бодрости.
Гонки на метелке
На снегу рисуется длинная полоса — трасса, вдоль нее расставляются
змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить)
садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.
Дерево сластей
Это детский вариант традиционной масленой забавы, но вместо высокого
гладкого шеста сласти развешиваются на ветвях дерева. Задача малышей —
подпрыгнуть и достать подарок. Испытание можно усложнить, например,
предложить в прыжке зубами откусить бублик или пряник.
Ленточная карусель
Эта забава тоже напоминает старинную русскую забаву для взрослых. В
снег втыкается длинная палка или шест. К шесту так привязываются яркие
ленты, чтобы они легко скользили и вращались на палке, но не спускались к
земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по
кругу.
Яша и Маша
Все становятся в круг. "Яше" завязывают глаза и раскручивают внутри круга.
Задача "Маши" уворачиваться от "Яши", наподобие жмурок, однако "Маша"
должна периодически подавать голос. Если "Яша" ее поймает, он с завязанными
глазами должен определить, кто перед ним. Если определит - "Яша" целует
"Машу". Не определит - "Маша" возвращается в круг, а "Яша" так и не узнает,
кто с ним играл. Дальше можно выбрать нового "Яшу", или продолжать со
старым, пока он не угадает "Машу".
Круг, двигаясь хороводом:
Яша, Яша,
Где ты, где ты?
Маша, Маша...
(хоровод останавливается)
"Маша" (кричит тонким голосочком):
Тута... тута...
Уточка
Два человека должны стать лицом друг к другу, взяться за руки (за обе руки).
Руки поднимают, чтобы под ними смогли проходить остальные участники.
Остальные участники вереницей, держась за руки, проходят по очереди под
«воротами» и поют песню:
Шла уточка по бережку, Шла серая по
крутому
Вела детей за собою, и малого, и большого
Среднего и меньшого
Вы, уты, уты, уты, уты, уты!
Да вы куда, уты, ушли, ушли, ушли?
Да кабы лес перелесился, да кабы свет пересветился!
При словах «кабы свет пересветился» ворота опускаются и ловят того, кто
окажется внутри сцепленных рук. Пойманный присоединяется к «ловцам»,
становится третьим в круг и тоже включается в «ворота».
Играют до тех пор, пока большинство не будет поймано и не станет «ловцами»
Чиж
В круг становится четное количество человек. Все должны заранее разделиться
по парам. Один участник становится в центр круга. Он - играет роль «чижа».
Участники ходят по кругу, глядя в затылок впереди идущему. Под песню «чиж»
и участники изображают, какой у чижа хохолок (ладонью над головой), как чиж
летает (руками изображая крылья), как он «кивает» ножкой (на одной ноге
прыгают, а вторую держат согнутую перед собой).
По дубочку постучишь -
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!
При последних словах все должны обменяться парами, а «чиж» - должен найти
себе пару. Тот кто запутался и не нашел себе пару - становится «чижом».
Сижу-сижу на камушке
Участники игры ходят по кругу, а один сидит на «камушке» в центре. Все поют:
Сижу-сижу на камушке, сижу на горючем,
А кто со мною дружит? А кто меня сменит? – 2 раза.
Меня сменит-переменит, еще потанцуем?
После слова «потанцуем» желающие подбегают к сидящему на «камушке» .
И тот, кто подбежит первым, занимает место в центре.
Заинька
Участники игры стоят в круг, держась за руки. Внутри круга бегает «заинька».
Он пытается прорваться из круга, пока круг поет первые четыре строки песни.
Если не удается - остается в кругу. При словах «ну-ка, зайка, скоком-боком…»
круг хлопает в ладоши, «заинька» прыгает. При словах «ну-ка, зайка,
обернись…» выбирает себе пару в кругу (соответственно парень - девушку и
наоборот), и выводит в центр. Под слова «больше не балуйся, еще поцелуйся!» -
трижды целует в щеки выбранного участника круга. Избранник теперь
становится «заинькой», а прежний становится в круг.
Заинька серенький, заинька беленький
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть
Здесь города турецкие,
Замочки немецкие
Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом
Ну-ка, зайка, обернись,
Кого любишь, поклонись
Больше не балуйся, еще поцелуйся
Дядя Трифон
Участники игры ходят по кругу, держась за руки, и поют:
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Разом делали вот так...
Ведущий стоит в центре. После слов «Разом делали вот так...» Ведущий
показывает какую-либо фигуру или позу. Участники должны повторить эту
фигуру. Ведущий смотрит на участников и выбирает лучшего. Выбранный
занимает его место ведущего в кругу.