Игры на развитие логического мышления для детей

Игры на развитие логического мышления
Игра «"Кто летает?"
Цель: формирование внимания ребенка и его интеллектуальных
способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки
предметов.
Воспитатель является ведущим. Он говорит следующее: «Внимание.
Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать,
вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное
летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает», и показывайте, как
она это делает, разведя руки и стороны, как крылья. Если л нас спрошу:
«Поросенок летает?» — молчите и не поднимайте руин.
Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает?
Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?!!»
Игра "Съедобное — несъедобное"
Цель: способствовать формированию внимания ребенка, продолжает
знакомить ребенка с существенными признаками, свойствами предметов.
Ведущий объясняет детям: «Я буду называть предметы апример,
яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если
названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и
передвинетесь по «классам» вперед на одну клетку. Если названный
предмет не съедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также
передвинуться вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не
пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), то
ребенок должен остаться на прежнем классе. Классов можно нарисовать
мелом до 10, если вы играете с одним - двумя детьми, или 5—6, если играете
с 4—5 детьми. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,
становится ведущим.
Игра "Отгадай загадку"
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет.
Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается.
Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост
колечком.
С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык.
Спереди — пятачок, сзади крючок, посредине — спинка, а на спинке
щетинка.
У кого глаза на рогах, а дом на спине?
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Зимой и летом одним цветом.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда
работу начинать.
Кто в дом ни идет, меня за ручку берет.
Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается.
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт.
Под полом таится, кошки боится.
Через речку лег, пробежать помог.
Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост, как синее стекло:
скользко, весело, светло.
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
Течет, течет не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
В шубе летом, а зимой — раздетым.
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Ответы: 1 кошка, 2 кошка, 3 курица с цыплятами, 4 собака, 5
козел, 6 свинья, 7 улитка, 8 — еж, 9 ель, 10 — часы, 11 дверь, 12
небо и солнце, 13 — медведь, 14 — грач, 15 — петух, 16 — волк, 17 жук, 18
мышь, 19 — мост, 20 лед, 21 облака, 22 река, 23 заяц, 24 лес,
25 кролик.
Игра "Чудесный мешочек"
Цель: Учить ребенка искать одинаковые свойства или признаки предметов.
Можно использовать следующие задания:
а) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки,
пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь
определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди
предложенных вещей одинаковые?
б) Среди нескольких игрушек или предметов ребенку предложите отыскать
два одинаковых
Учим ребенка искать различные свойства предметов
Среди нескольких игрушек или предметов предпишите ребенку
отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребенка
объяснить, чем отличается предмет.
Учим ребенка сравнивать предметы.
Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между
собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они
способствуют концентрации внимания, что также потребуется от
ребенка, когда он пойдет в школу.
Игра "Что лишнее?"
Цель: учить находить общие и отличные свойства предметов, но и
объединять предметы в группы по какому-либо основному,
существенному признаку, проводить классификацию.
Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак.
Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Игра "Домино"
Для развитии умения находить общие и различать признаки предметов
можно использовать домине Ребенку дается следующая инструкция: в
каждом ряду укажи картинку, отличающуюся от остальные объясни — чем.
Игра "Я знаю..."
Цель: учить ребенка классифицировать, обобщать. И если в предыдущих
теоретических заданиях мы просили ребенка одним общим словом назвать
нарисованные или перечисленные предметы, то в данной игре ему
предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова
более частные, К нему относящиеся. Например, просим ребенка назвать 5
имен мальчики». При этом, называя имена, ребенок должен одной рукой
бить мяч об землю.
Слова ребенка: Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Миша два,
Сережа — три, Алеша — четыре, Денис — пять.
Для игры рекомендуем использовать следующие общие понятия: имена
девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды,
продукты, одежда, мебель и др. Если игра организована для нескольких
детей, то дети, делающие ошибки, выбывают.
Цветоразличение и восприятие величины предметов можно формировать
при игре с различными пирамидами, работе с конструктором.
Задание предлагается, например, такое:
а) собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду;
б) собрать фигуру по соответствующему эталону: цветовому или формо-
цветовому (это может быть какая-то башня или фигура сложной
конфигурации).
Игра "Круг, треугольник, квадрат"
Цель: дифференциация признаков цвета, формы, величины.
Дай мишке круг. Дай кукле треугольник. Дай зайке квадрат. Положи
квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий
квадрат, принеси зеленый треугольник.
Собери круги: синие круги, красные круги, зеленые круги, желтые
круги.
Покажи треугольники: синие треугольники, зелёные треугольники,
красные треугольники, желтые треугольники.
Собери квадраты: желтые квадраты, зеленые квадраты, синие
квадраты, красные квадраты.
Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты), маленькие
красные круги (треугольники, квадраты).
Собери большие квадраты (круги, треугольники), большие зеленые
квадраты (круги, треугольники).
Игра "Цвета"
Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 предметов определенного
цвета (синего, красного, желтого, зеленого, коричневого, черного и т. д.).
Повторять предметы не разрешается.
В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой
ребят. Тот из ребят, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предметов
названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать
ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Игра "Скажи наоборот"
Цель: познакомиться и с противоположными по значению понятиями.
Он должен уже четко представлять, что противоположным по значению для
слова «день» являема «ночь», для слова «светло» — «темно
Кислый — ? белый — ? храбрый — ? большой — ? высокий — ?
и т. д
Игра "Где игрушка?"
Разместите вокруг ребенка несколько его любим игрушек (45).
Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее
местоположение. Например, она лежит впереди от тебя и позади, справа
или слева. Такие игры можно организовывать до тех пор, пока ребенок четко
не усвоит категории справа, слева, впереди, сзади.
Игра "Что изменилось?"
На столе или на доске раскладываются изображения предметов или
растений нашем случае это фрукты и ягоды). Для начало модно
использовать 3 или 4 предмета, за тем можно усложнять задание,
увеличивая количество предметов. Кто-то из ребят внимательно смотрит на
стол 10 секунд, а за тем отворачивается. Ведущий меняет местами 2 или
больше предметов. За тем ребенок должен угадать, что поменялось на
столе? В качестве угадывающего можно выбирать не только одного ребёнка,
но и 2 или 3 детей.
Игра "Хлопаем в ладоши"
Ведущий говорит число, а дети должны хлопать столько раз, какое число
сказал ведущий.
Игра "Лишний предмет "
Ведущий выставляет в ряд 4-5 предметов, из которых один не подходит по
свойствам к общей группе. Дети или кто-то один должен определить, какой
предмет лишний и почему. Среди предметов могут быть геометрические
фигуры, предметы.
Отгадываем загадки - развиваем логику.
Игра в загадки будет актуальна для ребенка в любом возрасте. Просто для
каждого возраста подбирается свой уровень сложности самих загадок. Для
того, чтобы загадывать ребенку загадки, не обязательно обкладываться
многочисленными книжками и пособиями – выдумывайте их сами.
Типичные загадки для трехлеток: -
«Кто это такой?» маленький, пушистенький, любит грызть морковку,
прыгает вот так «прыг-прыг»?
«Что в этой комнате?» - это находится в этой комнате, он большой, у него
есть дверцы их можно открывать и закрывать, мама туда складывает
одежду.
Игра "Кто лишний?"
Перед ребенком выкладывается несколько карточек. Нужно определить
какая из них лишняя по смыслу. Вместо карточек можно использовать
настоящие предметы.
Игра "Последовательность"
В три года постепенно можно начинать учиться складывать
последовательности. (Для последовательностей можно использовать
конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги)
Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический
ряд - дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
- Чередование по цвету.
- Чередование по форме.
- Чередование по размеру.
Игра "Через мостик"
«Решили звери перейти через реку, но мостик у них был сломан. Давай
поможем зверятам построить мостик, но только он должен быть из самых
правильных кирпичиков, иначе он быстро развалится." (Часто дети в этом
возрасте уже увлекаются каким-либо мультфильмом или сказкой. Тогда
герои, которые будут переходить через мостик обязательно должны быть из
любимой сказки или мультика. Мы, например, часто строим мостики для
того, чтобы Элли, Страшила и ее друзья могли переправиться через реку или
обрыв в горах).
В качестве последовательности может выступать также дорожка для
паровозика или машинки, бусы для куклы и т.п.
Игра "Лабиринты"
В возрасте трех лет дети уже довольно хорошо могут справиться с простым
заданием по типу «Лабиринт». Для лабиринтов не обязательно покупать
книжки и скачивать пособия – их легко можно нарисовать.
Игра "Больше, меньше, столько же"
Цель: учить сравнивать предметы – усваивать понятия больше, меньше,
поровну.
Для того, чтобы определить сколько предметов больше, меньше или
столько же, ребенку предлагают их накладывать друг на друга. Ребенку
будет намного проще сориентироваться в выполнении задания, если каждый
элемент для сравнения будет находиться в своей «клеточке».
Например: На полянке звери нашли вкусные конфетки, давай
проверим – хватит ли им этих конфет? Ребенок накладывает игрушки на
изображения конфет. В результате делается логический вывод (который
обязательно озвучивается) – конфет больше чем нужно, столько же или
меньше чем зверей.
Уровень 2 – метод выкладывания (сопоставление).
Для этого способа также используются фигурки, размещенные в клеточках
чтобы легче было ориентироваться. Их сравнивают, путем выкладывания
карточек друг под другом. Например: Хватит ли морковок зайчатам, давай
проверим? Ребенок берет различные карточки (которые легко можно
нарисовать вручную) и выкладывает их друг под другом, а затем делает
логический вывод о количестве предметов – «больше, меньше, столько же».
Уровень 3 – определение количества предметов в группе.
Когда предыдущие этапы пройдены, можно переходить к более сложному
уровню определять «на глаз» количество предметов. Для этого можно
использовать специальные карточки, а также одинаковые предметы.
Игра «Больше», «столько же», «меньше»
Можно изучать и с помощью других органов чувств. Такие игры особенно
подходят подвижным детям (которые многие вещи постигают через
движение), а также детям с выраженными музыкальными способностями.
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) столько же раз, сколько ударила я
(начинаем всегда с одного раза, затем постепенно увеличиваем количество
ударов).
- Ударь в ладоши (бубен, по барабану) больше чем я, меньше чем я.
- Ударь в ладоши, топни ногой столько же раз, сколько предметов
нарисовано на картинке. (Например прогони собачек, ворон, каждый хлопок
прогоняет одно животное. На первых порах можно закрывать или убирать то
животное, которое ребенок «прогнал»).
- Отложи на каждый звук одну игрушку (например, волшебный колокольчик
раздает морковки зайкам. На каждый удар колокольчика отложи одну
морковку для зайчонка).
- Покажи карточку, на которой изображено столько же предметов, сколько
ударил молоточек.