Сценарий классного часа "Приглашение к Танцу"

Сценарий классного часа « Приглашение к Танцу»
( Слайд№ 1 ) Фонограмма 1. К.Вебер. « Приглашение к танцу».
Ведущий1: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех
собравшихся в этом зале! Каждый праздник не проходит без танца. Пусть не
все умеют танцевать профессионально, но безусловно, красота танца
понятна всем. Наш вечер мы начали с прекрасной музыки выдающегося
немецкого композитора Карла-Марии Вебера. Эта концертная пьеса
называется как и наш вечер – « Приглашение к танцу». Сегодня мы
предлагаем вам отправиться в увлекательное фантастическое путешествие в
мир танцевальной музыки. Наше путешествие будет и историческим, и
географическим одновременно. А помогут нам в этом преподаватели, и
учащиеся нашей школы.
Ведуший №2: С древнейших времен и до наших дней люди танцуют- на
праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или
участвуя в торжественной церемонии. Уже много веков тому назад танцы
можно было увидеть и на сельских площадках, где люди кружились по
немудренные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых
залах, в сопровождении труб, виол или оркестра.
Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.
Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в
которой родились; от времени, когда это произошло; от того, кто и где их
исполнял…
Ведущий №1: В основе всех танцев лежит народная пляска, так же как в
основу всей музыки лежит народная песня. Не зря, известный русский
композитор М.И. Глинка говорил: « Музыку создает народ, а мы,
композиторы, ее лишь аранжируем».
Танец может выражать и настроение и состояние души человека.
…Медленно движется девичий хоровод ( Уч-ся народного отделения
исполняют хороводную песню « Капустка»).
Ведущий №2 : Давайте послушаем р.н.п.-танец « Пойду ,выйду да на улицу»
-это песня , с которой деревенские жители выходили вечером за околицу на
гулянья.
Ведущий№1: А знаете ли вы как вообще возник танец?
Искусство любого народа находится в тесной связи с его жизнью. Вот кем
был первобытный человек, прежде всего?... Да, конечно же , охотником.
(слай
д №2)
Поэтому в танцах древних племен, которые археологи находят в наскальной
живописи, получили развитие подражательные пляски, в которых
изображались различные животные … У австралийских племен обнаружили
танцы «бабочек», «лягушек», «кенгуру»; у бразильских индейцев « рыбные
пляски» и пляски «летучих мышей»; на севере России- пляски « утушек»,
«лебедушек».
Ведущий№2: В процессе трудовой деятельности появились, так называемые
трудовые танцы. Древним племенам приходилось воевать друг с другом –
появились воинственные танцы .Одним словом , сама жизнь рождала те или
иные пляски или танцы. Отличие пляски от танца в том, что пляска-это
импровизация, а танец это движения, поставленные в определенном
порядке.
Давайте послушаем в исполнении уч-ся старшего хора плясовую « Из под
дуба, из под вяза», вы услышите как песня постепенно переходит в пляску».
Ведущий №1: Давайте послушаем музыку великого русского композитора
Петра Ильича Чайковского. Это сочинение называется « Камаринская» в
исполнении уч-цы 4 класса Героевой Лизы. Это старинная народная
танцевальная песня и танец. Исполняли камаринскую обычно мужчины,
соревнуясь в танцевальном мастерстве. Это не просто пляска, а перепляс.
Кажется плясуны друг перед другом выплясывают, каждый по –своему «
выкомаривается», коленца небывалые выкидывает. Тут и парнишка
вихрастый, и девченка востроносая, и бородач огромного роста…
Ведущий №2: А сейчас мы волшебным образом переместимся с
Средневековую Европу, в итальянский город Таранто. Этот город дал
название и пауку тарантулу, и танцу Тарантелле. (слайд№3).
Историческая справка. В те далекие времена местные жители верили, что
этот паук ядовит и его укус вызывает смертельную болезнь. Единственным
способом излечения они считали танец, исполнение которого могло длиться
несколько часов. Движения такой тарантеллы были резкими, быстрыми и
почти конвульсивными, что символизировало агонию от укуса.Это был
истинно народный танец, который исполняли простые люди, чаще всего на
открытом воздухе. Постепенно тарантелла утратила свое предназначение и
сейчас стала визитной карточкой народного итальянского танца, известного
далеко за пределами Италии.
Музыкальный номер (тарантелла).
Ведущий №1: Еще один народный танец обрел широкую известность далеко
за пределами страны, где он зародился. Это – « Полька». Он родился в
Чехии и до настоящего времени является народным танцем.(слайд№4).
Историческая справка. Название его происходит от слова pulka половина,
так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец
в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Многие
композиторы разных стран писали музыку в стиле « Польки».
Ведущий №2: Давайте послушаем белорусский народный танец « Полька-
янка» в исполнении уч-ка 1 класса Крыжановского Валеры.
Михаил Иванович Глинка написал итальянскую польку, а исполнит ее
младших хор нашей школы.
В 15 веке в Польше на свадебным церемониях появился « ходзоный
танец» в переводе « ходимый», « вышагивающий» . Этот танец сделался
непременным атрибутом любых народных торжеств, он открывал танцы на
любом народном празднике. В 17 веке « ходзоный» приобрел звучное имя
полонез, сделался более сложным и замысловатым, стал танцем
привилегированных классов, стал популярным во всей Европе.
Послушайте полонез из оперы П.И. Чайковского « Евгений Онегин».
(слайд № 5)
Ведущий №1: Немецкий композитор Иоганнес Брамс так проникся
красотой венгерских национальных мелодий, что это нашло отражение в его
знаменитых « Венгерских танцах», где использованы характерные
мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
Уч-ся старшего хора исполнят венгерскую песню, на основе венгерского
танца №1.
( слайд №
6)
Ведущий№2: Чардаш-венгерский танец,в переводе- постоялый двор ,
трактир. Отличительным признаком чардаша является значительная
вариация его темпа. Танец , начинаясь с медленного вступления танца по
кругу, завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца.
Его исполнит уч-ся 3 класса Арбузова Саша.
( слайд № 7)
Ведущий №1: Пока итальянцы танцевали тарантеллу, их соседи , французы,
16-17 веке ввели моду на балы, где собирались только знатные люди.
Богатые вельможи приглашали лучших музыкантов для танцевальных балов.
Композиторы сочиняли музыку специально для танцев. Так возник жанр
танцевальной музыки.
Сейчас прозвучит старинный танец Сарабанда.
Историческая справка. Первоначально сарабанда была народным танцем,
известным в Испании с конца 16 века. Музыка имеет суровый, мрачный
характер, исполняется в медленном темпе, исполнялась на похоронах. В 16-
17 веках облагороженный вариант этого танца распространился в Западной
Европе, как бальный танец. Танцевали ее с сопровождением гитары или
пения с флейтой или арфой.
Ее исполнит уч-ся 2 класса Макаренко Катя.
Ведущий №1: отгадайте загадку:
Балы, балы и музыка играет
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский танец движет силуэт,
А танец называют …( менуэт).
Историческая справка. ( слайд №8)
Менуэт- самый известный из танцев того времени. Музыку менуэтов писали
такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах, Филипп Рамо, Георг
Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, и многие другие композиторы.
Ведущий № 2: « Менуэт» И .С. Баха исполнит уч-ся 4 класса Кисиль Даша.
( слайд № 9) в эпоху пышных придворных балов в европейских столицах 16-
17 веков, большую популярность получили танцевальные вечера и у мелких
вельмож, деревенские балы. Вот тогда в Австрии и Германии стал популярен
танец лендлер, « дедушка» вальса. Слово лендлер переводят как «
деревенский танец».
Бетховен « Немецкий танец» исполняют уч-ся 2 класса Беляева Алина,
Беляева Элина.
В начале 19 века лендлер перекочевал из сел в города Австрии и Германии.
Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный
и знакомый вальс. Расцвел вальс в Вене, а затем и во всем мире. В разных
странах этот « король» танцев приобрел те или иные национальные черты.
Вена стала столицей вальса.
Шуберт « Вальс» исполняет уч-ся 4 класса Атрохова Юля.
Послушайте вальс советского композитора Дмитрия Кабалевского в
исполнении уч-ся 2 класса Куликовой Тани.
Ведущий №1: Интересно, что в начале своего развития вальс имел много
противников при царских дворцах. Вальс считался непристойным танцем,
потому что дама и кавалер танцуют на слишком близком расстоянии друг от
друга. И лишь после того как принцесса Виктория пригласила оркестр
Иоганна Штрауса в 1838 году, вальс окончательно « поселился» в дворцовых
бальных залах. Кроме того, два замечательных композитора, живущих в Вене
Иоганн Штраус –отец и еще более знаменитый Иоганн Штраус- сын,
написавший такие широко известные и популярные шедевры как « Голубой
Дунай» и « Сказки Венского леса», несомненно , способствовали тому, что в
19 веке этот танец затмил собой все другие.
Звучит вальс « Голубой Дунай»
Ведущий № 1: ( слайд № 10). Во время балов разыгрывались целые
музыкальные спектакли, отдаленно напоминающие балет. Франция
считается родиной балета. Давайте ближе познакомимся с костюмом для
балета. ( выходит девочка в пуантах, пачке) , показывает основные движения
классического балета.
Вы видите основной костюм для занятий балетом. Давайте поближе
рассмотрим туфельки балерин, они называются пуанты.
Пуанты- в переводе кончики пальцев, также пальцевые туфли- женские
балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете.
Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на
кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делают позу
менее бытовой и более возвышенной. Балерина, исполняющая главную роль
в балетном спектакле,с большим количеством дуэтов, вариаций и других
выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Вашему вниманию
мы представляем номер из балета П.И. Чайковского « Лебединое озеро».(
слайд № 11).
Ведущий № 2: ( маракасы в руках) Слышите? Это звуки Маракасов! Это
значит, что мы с вами перенеслись в Южную Америку! Мы на карнавале в
Бразилии! Сейчас мы послушаем « Бразильский карнавал» автор
М.Смирнова., чтобы почувствовать атмосферу этого праздника.
В 1900 году, в столице Аргентины Буэнос-Айресе зародилось аргентинское
танго( слайд№ 12). Танго стало любимым танцем аргентинского высшего
общества, спустя десятилетие оно получило популярность в Европе-
несмотря на возражение церковных деятелей и блюстителей
нравственности, которые считали танго неприличным танцем. Для танго
характерны решительность и четкость, внезапные остановки, неожиданные
позы, изменения направлений. В Европе меланхолические мелодии и
неторопливая элегантность танго, пришедшего в Старый Свет уже в
облагороженном и стилизованном виде, сделали этот танец фаворитом всех
танцевальных залов.
Танго- исполняют уч-ся хореографического класса.
Пьяцолло « Либертанго» исполняет трио « Каприз» в составе уч-ся духового
класса Гоковой Карины, Борщ Светы, Вольновой Валерии концертмейстар
М.А. Смирнова .
Ведущий № 1: Из Южной Америки мы отправляемся в Северную ( слайд №
13). Музыкальная культура
Северной Америки разнообразна, это и этническая музыка коренного
населения и огромный пласт культуры, привнесенный разными народами
при переселении из других стран и континентов. Танцевальное искусство
также многообразно, как и музыка. В Америке танцевальная культура 20
века дала миру новое направление в музыке джаз и новые образцы танцев,
среди которых джайв, фокстрот, квикстеп, хип-хоп. Из соединения 2-х стилей
ритм энд блюза и хилли-билли возник новый музыкальный стиль рок-н-
ролл.В середине 20 века вошли в моду твист, шейк, танцы со смешным
названием хали-гали и буги-вуги.
Уч-ся хореографического класса исполнят танец « Буги-вуги».
Трио « Каданс» в составе уч-ся духового класса Гоковой Карины, Маслова
Миши, Макарова Кирилла исполнят « Экспресс буги».
Ведущий № 2: ( слайды № 14, 15) Каждое путешествие всегда заканчивается
прибытием домой. Мы возвращаемся на российскую землю. Россия –
поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной
культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие
корнями в глубь веков. Нашим следующим поколениям есть чем гордиться: в
нашей стране творили великие композиторы и музыканты-исполнители;
балет и хореография развились до величайших вершин и превратились в
самостоятельный вид искусства. Мы должны сохранить и преумножить нашу
великую культуру!
Наш классный час завершает « Русский танец» в исполнении уч-ся
хореографического класса.
Спасибо всем участникам классного часа, преподавателям за помощь в
подготовке этого мероприятия, и зрителям за внимание, до новых встреч!