Методическая разработка "Особенности работы педагога – хореографа над созданием художественного образа на примере хореографического ансамбля «Индиго»"

0
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Детская школа искусств№3»
Жд/ст.Шайковка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Особенности работы педагога –хореографа над созданием
художественного образа на примере хореографического ансамбля
«Индиго».».
Автор – составитель: преподаватель
хореографического ансамбля «Индиго»
Жилюнова Эстеллита Сергеевна
30января 2020г.
1
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава1. Развитие ребенка средствами хореографического искусства в
процессе работы над художественными образами……………………………4
1.1.занятия ритмики и гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста,
где все упражнения основаны на имитационных
движениях…………………………………………………………….…………...5
1.2. занятия ритмики и гимнастики с детьми младшего дошкольного
возраста, где все упражнения основаны на имитационных движениях…...…6
Список литературы……………………………………………………….……..12
2
Введение.
В танцевальной практике мы имеем дело с комплексом изобразительно–
выразительных средств, которые составляют богатую палитру для
хореографа. В задачу которого входит, пользуясь теми или иными красками
хореографической лексики вызывать у зрителя нужные ассоциации и
аналогии, т.е. создать такую образную систему, которая была бы на уровне
понимания современного зрителя и находила у него художественный отклик.
Для этого хореограф должен владеть в совершенстве основами своего
ремесла, должен быть режиссёром, который свободно владеет сценическим
пространством, большим количеством исполнителей и главное,
разнообразной пластической лексикой.
Педагог-хореограф должен суметь собрать воедино все средства
театрального воздействия на зрителя, чтобы ясно и ярко раскрыть для него
свою основную идею в данном музыкально-хореографическом произведении,
своё виденье этого произведения, т.е. свои связанные с музыкой, ассоциации,
работающие на хореографическое содержание.
Через единственно нужные движения, через единственно нужную
драматургию, неразрывно связанную с музыкой, их породнивших, в нужных
костюмах, в нужном освещении – разговаривает балетмейстер - режиссёр со
своими зрителями.
И всё это сложное театрально-режиссёрское действие должно убедить,
привлечь, изумить, а лучше всего потрясти своими хореографическими
откровениями.
3
Если это не происходит, значит, напрасно потрачены многие, многие часы
напряжённой работы многих и многих участников. Значит, устремления
педагога-хореографа были неверны, ошибочны, а может быть просто
неумелы. Единственный выход – учиться ремеслу режиссёра танцевального
театра ежедневно и ежечасно. Каждый день узнавать что-то новое для себя о
людях, природе, искусстве, науке и сосредоточенно размышлять над этим и
искать, искать новые формы, новые приёмы, новое содержание.
Экспериментировать. Иначе, без этого режиссёра-балетмейстера ждёт
творческий застой. Поэтому для осуществления своих творческих замыслов,
нам необходимы знания и умения определённых областей сценического
искусства.
4
Глава1. Развитие ребенка средствами хореографического искусства в
процессе работы над художественными образами.
Танец – один из самых массовых видов искусства. В нем находят отражение
социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая
деятельность на протяжении веков, нравы, жизненный уклад, обычаи,
характеры. Народ создает в танце идеальный образ, к которому стремиться и
который показывает в эмоционально-художественной форме. Отражение
реальной жизни в художественных образах – есть искусство.
В методической разработке раскрывается комплексный подход к
исследованию хореографического образа в работе с детьми. Дети порой не
знают, как изобразить в движении радость, грусть, любовь. Наше
современное общество забывает про душу, эмоции, уже с 3.5-4 лет идет
подготовка к школе, исключая творческий процесс. Приходиться показывать,
рассказывать детям различные сказки, рассказы. Погружать их в мир
волшебства и мечты. Благодаря этому творческому процессу, дети
раскрываются, а не механически выполняют хореографические
движения,они вживаются в различные хореографические образы, роли.
Цель:развитие ребенка средствами хореографического искусства в процессе
работы над художественными образами.
Задачи:
1. развивать у детей способности к художественному образному
мышлению;
2.содействовать развитию внимания, памяти, воображения детей.
3.способствовать свободной реализации своего творческого замысла;
4.обучить различным танцевальным техникам.
5.воспитать интерес к созданию хореографического образа;
6.научить доводить начатое дело до конца;
5
7.доброжелательно оценивать свою работу и чужую.
1.1Методическая разработка адресована педагогам-хореографам
ируководителям детских хореографических коллективов. В отличие от
профессионального искусства детская хореография полна ярких открытий
и впечатлений. Дело в том, что специфика работы с детьми, не
претендующими на звание «артиста балета», совершенно иная.
Ребенок на каждом занятии в коллективе познает все новые для него
движения хореографического искусства и погружается в интересный мир
танца.
Поэтому весь учебный материал излагается педагогом в адаптированном
варианте. Самое главное нужно заинтересовывать детей на занятии, а это
лучше удается, когда дети перевоплощаются в различные танцевальные
образы. Для этого существует целая система обучения танцу. Эта система не
только обеспечивает подготовку высоко техничных, музыкальных, актерски
эмоциональных исполнителей, но и воспитывает волю,
выносливость,трудолюбие, самодисциплину.
На первый взгляд кажется, что занятия танцами изнурительны и
однообразным. Далеко не сразу приходит понимание у ребенка удивительного
многообразия искусства танца.
Мы ставим перед собой задачу – заинтересовать ребенка, вовлечь его в
процесс обучения. В этом нам помогают просмотры видеоматериалов,
посещение концертов, участие в конкурсах.
Занятия хореографией развивают образное мышление и фантазию, учат
видеть, понимать, создавать прекрасное, играют большую роль в
эстетическом и нравственном воспитании. Мы ставим перед собой
задачу воспитание пластической культуры, культуры движения, умения
исполнить танцевальный номер. В нашем коллективе существуют виды
взаимоотношений: педагога с детьми, между детьми. В результате этого
происходит взаимопонимание, восприятие, взаимодействие,обмен
информацией между всеми участниками творческого процесса.
Формы занятий:
1.Занятие – учебный процесс,
6
2.Репетиция – постановочная работа, на протяжении которой дети пытаются
понять заданный им образ в танце,
3. Концерт где наиболее ярко и достоверно в единстве танца и замысла
создаются художественные образы. Осуществляя постановку
хореографических номеров, педагоги учитывают возрастные особенности
исполнителей, прежде в процессе обучения, то есть на протяжении занятий.
1.2. занятия ритмики и гимнастики с детьми младшего дошкольного
возраста, где все упражнения основаны на имитационных движениях.
Основными двигательными навыками в течение занятий являются ходьба,
бег, прыжки, и танцевальными движениями будут шаг полька, подскоки,
галопы. Воспитание слуха, умение слушать музыку, понимать ритмическую
основу (марш, полька, вальс). Дети исполняют движения в пространстве и во
взаимодействии с партнером. На основе изученных упражнений педагог
ставит небольшой танцевальный эпизод, где воплощаются хореографически
знакомые образы. Уроки с таким возрастом носят импровизационный
характер, педагог активно участвует в игре.
Но игра не перекрывает все занятие, она лишь дополняет его, а не
становится основой всего. После выполнения трудных движений делаются
небольшие творческие паузы. Например: все стали пчелками и сидят на
цветке отдыхают, или львята, которые греются на солнышке.
Необходимо добавиться правильного и точного исполнения движения,
Заинтересовывать детей конечным результатом, то есть постановочной
работой.
С детьми 8 - 9 лет идет учебно-тренировочная работа. У детей костно-
мышечная система еще набирает силу, координация иногда бывает
несовершенная. Для укрепления мышечного аппарата педагоги включают
движения на формирование осанки, устойчивости (у станка – идет
постановка корпуса).
Занятия могут осуществляться следующим образом:
5 минут – разогрев по кругу – движения польки, галопы, подскоки;
20 30 минут – экзерсис у станка; 15 минут – чередования движений на
середине класса (гармошка, ковырялочка, мячик).Дети 10 – 14 лет. Организм
усиленно растет, формируется половая система, двигательная система, и
поэтому особое внимание уделяется координации движений. Нервная
система очень подвижна и это проявляется в частой раздражительности
детей.
7
На данном этапе педагоги разделяют танцевальные комбинации для
мальчиков на выносливость, для девочек на пластику тела,
выразительность движений.
К 15 годам опорно-двигательная система сформирована. Это дает
возможность усложнить танцевальный материал.
Ребенку предстоит задача стать именно исполнителем танца. И здесь
его индивидуальность подвергается воздействию, с одной
стороны,собственно педагогическому, а с другой – материалом танца.
Причём естественно, что это разделение носит условный характер. Репертуар
в коллективе формируется в зависимости от возраста детей и их
профессиональной подготовки. Номера педагоги стараются поставить
контрастными:
1. различными по форме:
- хоровод
- хореографическая миниатюра: игровая и сюжетная,
2. по тематике:
- о школе
- трудовой
3. по способу создания художественного образа:
-военная тематика
-бытовая тематика
- сказка
- басни
Репертуар коллектива усложняется по мере роста профессионализма детей.
Педагоги подбирают движения и комбинации так, чтобы дети смогли их
исполнить. Если в номере используется какой-то реквизит или
специфические элементы костюма, дети репетируют с ними на занятиях.
8
Создание репертуара в коллективе основывается на учете возрастных
особенностей детей (о которых я уже говорила выше).
Педагог коллектива учитывает особенности драматургии:
1. Дети младшего возраста (7-8 лет) – для них главное образный рисунок, не
сложная лексика. Взаимоотношения между персонажа и осуществляется на
уровне пантомимы и бытовых жестов. Поэтому танцевальные номера,
основаны на орнаментальном построении.
Это: «Снежинки», «Гномики», «Цветы», где ведущее место занимает
художественный образ.
2. Дети младшего школьного возраста (8-10 лет) – для них создается
-образный рисунок, образные пластические приемы, взаимодействие
персонажей в танцевальной форме. И для этого в танцевальной лексике
присутствуют комбинации с трюковыми элементами.
Главная задача, которую необходимо выполнять при создании репертуара
младшего возраста группы – его доступность детям. Танцевальнкомпозиции
создаются с учетом интересов и возможностей детей. Это могут быть
хореографические зарисовки, отражающие фрагменты школьной жизни:
первая оценка, школьная перемена, знакомство с букварем и т. д.
танцевальные номера, отражающие внешкольную жизнь, в которой
появляются новые интересы, взаимоотношения между детьми.
Также в нашем репертуаре существуют номера со сказочным
повествованием. При создании таких номеров с детьми младшей возрастной
группы самое главное учитываются значение места действия, события, и, как
следствие, поступки героев (их образная эмоциональная окраска).
Доступность репертуара определяется следующими принципами:
-тема, содержание.
Образы в танце должны быть понятны как исполнителям (1-3 класс), так и
зрителям (учет интереса детей), композиция танца, рисунок танца и
танцевальная лексика служат как выразительные средства для воплощения
9
образа и технически исполнены (с учетом возможностей детей). Тогда дети
младшей возрастной группы смогут эмоционально и непосредственно
исполнять разнообразные по характеру танцевальные композиции, доставляя
радость себе и зрителям. Они могут легко вживаться в образ и легко
воплощать его на сцене. Например, «Семечки», «Скоморохи».
В средней возрастной группе мы включаем в обучение различные виды
танцев:
-народный,
-классический,
-современный и т.д., отличающихся содержанием, яркостью создаваемых
образов.
Педагог коллектива проводит большую работу по отбору хореографического
материала, соответствующего данному возрасту, его интересам и
возможностям. Основу репертуара для детей 11-13 лет составляют сюжетные
номера.
Например: «Поймай неуловимое», «Перемена», «Первые цветы».
Они дают возможность проводить воспитательную работу среди подростков.
Сюжеты могут различны. Очень важно, чтобы они были правдивы и характер
персонажей наделялся некой образностью.
Так же в репертуаре данного возраста входят и разнообразные формы
народного танца (пляски, кадрили, хороводы), они наделены сложной и
разнообразной танцевальной лексикой.
В нашем коллективе используется материал народных русских танцев.
Например: «Русская кадриль», «Сапожки русские», «Барыня», «Цыганочка».
В подростковом возрасте (13-14 лет) – идет увеличение образной нагрузки.
Рисунок танца иногда выполняет вспомогательную роль, так как
танцевальные комбинации усложняются различными элементами, но главное
не перенасыщать и не перегружать лексически номер, а тем самым и
исполнителей.
Через сложные координационные движения помимо физического развития,
ребенок учиться анализировать, размышлять, происходит гармоничный
процесс в работе интеллекта и тела. Это очень тяжелая и кропотливая работа,
но мы на занятиях стараемся ее сделать интересной и нужной. Мы стараемся,
чтобы творчество поглощало не только нас, но и детей тоже.
10
Юношеский возраст (14-17 лет).
На данном этапе обучения основная нагрузка лежит на танцевальной
лексике, которая помогает выражать чувства, многоплановые характеры.
Здесь участники нашего коллектива не только исполнители, но и создатели
образов. Они сами стараются придумать лексические движения, происходит
полная гармония между детьми и педагогом. Особое внимание уделяется
выполнению трюковых элементов и поддержек. Иногда дети начинают
заниматься в коллективе именно в этом возрасте, поэтому приходится
подбирать соответствующую лексику и технику исполнения. В детской
хореографии нужно строго следовать единству четырех драматургий,
которые для ребенка должны быть понятными, укладываться в его сознании.
Конечно источником формирования репертуара в танцевальном коллективе
является самостоятельное творчество педагогов, авторские работы.
Безусловно, наиболее удачный вариант – это постановка самим автором
своего танца в данных условиях.
Тогда возможные и авторские коррективы, и естественные изменения,
связанные с новыми исполнителями, их индивидуальными возможностями.
Это могут быть также авторские работы самого руководителя, но и одного из
его помощников или приглашенного хореографа, создающего танцевальные
номера специально для коллектива.
Таким образом, каждый ребенок нашего коллектива младшего, среднего
возрастов и подростков – индивидуальность, которая стремиться
самореализоваться, ощущать в себе неиспользованные творческие резервы.
Эффективность творческой деятельности может определяться
формированием с ее помощью творческого типа личности. Для этого мы
стараемся определить роль каждого ребенка в танцевальном номере, которая
бы помогла ему раскрыть хореографический образ, найти к ним
индивидуальный подход.
Задача любого педагога – воссоздать средствами искусства танца атмосферу
того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через
изображение конкретного явления человека добиться обобщенного
художественного отражения действительности – создать художественный
образ.
Педагог в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит
хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Персонаж
11
может быть показан в самых различных проявлениях своего характера, это
должен быть цельный образ. В создании хореографического образа
решающее значение имеют танцевальный язык, композиция танца,
отдельные жесты, позы, характерные движения, драматургия развития
образа.
Для того, чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное
и яркое воплощение, педагог ставит перед обучающимися ясные и
конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи
произведения, сквозной линии образа. При работе сними педагог не только
рассказывает о характере, привычках героя, но и умело средством показа,
раскрывает стиль и характер движения. Мастерство исполнителя во многом
способствует выявлению замысла постановщика.
Таким образом, в процессе совместного труда педагога и его воспитанников,
задуманный образ находит свое воплощение. И неважно, какой возраст у
исполнителя.
12
Список литературы
1. Борев Ю. Эстетика. М., Изд - во политической литературы, 1988.
2. Бриске И. Детская хореография. Сб. «Культура. Творчество. Человек.»
ч.3. Самара, 1991.
3. Ванслов В. Статьи о балете. Л., Изд -во «Музыка», 1980.
4. Ваха В.В. Некоторые проблемы развития актерских данных участников
самодеятельных хореографических коллективов. Л., 1988.
5. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет. М, 1990.
6. Захаров Р. Сочинение танца. М., Изд-во «Искусство», 1983.
7. Куриленко Э. Развитие способностей подростков в самодеятельном
хореографическом коллективе. Сб. «Человек и современный клуб:
перестройка взаимоотношений». П., 1989.
8. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М., Изд-во «Искусство»,
1972.