Раскрытие художественного образа в произведении П.И. Чайковского «Баркарола» из цикла «Времена года»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА «У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
«Раскрытие художественного образа в произведении
П.И. Чайковского «Баркарола» из цикла «Времена года»
Автор: Пикалёва Наталия Петровна
педагог дополнительного образования
класс фортепиано
Санкт-Петербург
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
п/п
Тема
стр.
1.
Введение
3
2.
Ход занятия
4
3.
Примечание
6
4.
Методические советы на подготовительный период
6
5.
Методические советы на период ближайшего последействия
7
6.
Список литературы
7
ВВЕДЕНИЕ
Название и форма проведения мероприятия: Открытое занятие на тему
«Раскрытие художественного образа в произведении П.И. Чайковского «Баркарола» из
цикла «Времена года».
Цель занятия: формирование и углубление представлений о музыкальном языке,
средствах музыкальной выразительности изучаемого произведения для наиболее полного
раскрытия художественного образа.
Задачи занятия:
осваивать и совершенствовать различные типы звукоизвлечения и технические приёмы,
способствующие выразительному исполнению и передаче настроения слушателю,
формировать умение детального анализа и синтеза музыкального произведения,
развивать мелодический и гармонический слух воспитанника,
развивать сферы эмоционального восприятия, воображения, памяти, речи и активного
мышления обучающегося,
воспитывать навыки самостоятельной работы, трудолюбия, усидчивости, самоконтроля,
прилежания в освоении исполнительских приемов, веры в собственные силы при
работе над музыкальным произведением,
развивать интерес к изучению классической музыки,
расширять общий и музыкальный кругозоры.
Форма занятия: открытое занятие с применением современных педагогических
технологий
Методы: словесный, наглядный, практический.
Возраст обучающихся, на которых рассчитано мероприятие: 12-14 лет
Условия для проведения мероприятия: просторный светлый кабинет, наличие
слушателей (родители, педагоги, администрация, обучающиеся).
Оборудование: фортепиано, удобный стул, портрет П.И. Чайковского, сборник нот,
листы бумаги, ручка, цветные карандаши.
Реализуемые технологии:
Технология развития критического мышления,
Здоровьесберегающая технология.
Методы диагностики, используемые на занятии: прослушивание, наблюдение.
Продолжительность занятия: 45 минут.
План занятия:
 Организационный этап: приветствие, сообщение темы, постановка задач, настрой на
работу.
 Основной этап:
теоретическая часть: краткая беседа о романтизме в музыке XIX века, краткий
рассказ о цикле фортепианных пьес П. И. Чайковского «Времена года»;
практическая часть: работа над произведением, использование «кластера» как
обобщения художественных составляющих образов «Баркаролы»Чайковского.
 Контрольный этап: подведение итогов занятия, закрепление знаний.
 Эмоционально-оценочный этап: комментарии педагога о занятии, обоснование
оценки деятельности воспитанника на занятии, постановка задач для отработки
приёмов, изученных на занятии, постановка перспективных целей для дальнейшей
работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Добрый день. Приготовь, пожалуйста, ноты, дневник, присаживайся. Сегодня на
занятии мы будем учиться раскрывать художественный образ при помощи музыкальных
средств на примере произведения П.И. Чайковского «Баркарола». Сегодня у нас необычное
занятие. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Что ты знаешь об эпохе романтизма?
Ученица отвечает.
Педагог: Эпоха романтизма охватила все течения художественной жизни XIX века, включая
литературу, музыку, театр. Её основными чертами были интерес к личности человека, его
чувствам, переживаниям, эмоциям. Ты наверняка знаешь композиторов-романтиков
Пётр Ильич Чайковский, Роберт Шуман, Франц Шуберт и другие. В твоём репертуаре есть
их сочинения.
Педагог:Мы уже играли на занятиях «Март. Песня жаворонка» из «Времён года»
Чайковского. Я напомню тебе об этом цикле.
Педагог кратко рассказывает о цикле «Времена года.
Педагог: Как ты думаешь, может ли музыка передать образы природы и показать смену
времён года? Какой вид художественного творчества использован в качестве эпиграфа ко
всем пьесам?
Ученица отвечает.
Педагог: А какие чувства навевает нам поэзия и какими фортепианными средствами это
выражается, мы попробуем разобраться на сегодняшнем занятии. Поговорим о Баркароле.
Что это за жанр в музыке?
Ученица отвечает.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Баркаролы обращались многие композиторы, особенно
романтики (С. Рахманинов, А. Рубинштейн, Ф. Мендельсон, М. Глинка). Ты обязательно
послушай записи этих произведений дома, это будет часть домашнего задания.
Педагог: На предыдущих занятиях мы с тобой определили, каков характер этой пьесы и с
помощью каких музыкальных средств он передан. Вспомни, пожалуйста, зрительные и
эмоциональные образы, ассоциации, которые возникают при упоминании об этой пьесе.
Ученица отвечает.
Педагог: Попробуем обобщить, какие образы возникают в нашем сознании при слове
Баркарола и изобразим их с помощью рисунка, так называемого кластера.
Ядро - Баркарола.
Лодка. Волны. Песня. Гитара. Двое. Брызги. Качка. Плеск воды. Движение весла. Диалог.
Разговор. Любовь. Грусть. Воспоминания. Светлая радость. Праздник. Восторг.
Разочарование. Расставание.
Теперь начнём работу над пьесой таким образом, чтобы донести до слушателей всё то, о
чем мы говорили. Мы должны коснуться очень многих средств музыкальной
выразительности. Нам предстоит пройти свой путь при создании образа Баркаролы. Ты
попробуешь разобраться в нём с моей помощью и донести его, как исполнительница, как
настоящий проводник музыки между композитором и слушателем.
Педагог:А теперь сыграй нам это произведение.
Ученица исполняет произведение.
Педагог: Спасибо, ты постаралась. С прошлого занятия стало гораздо лучше, но мы ещё
поработаем над выразительностью, чтобы слушатели поняли и почувствовали всё, что ты
хотела им передать с помощью музыки.
Работа над произведением (см. Примечание).
Педагог: Давай сделаем небольшой перерыв и выполним упражнения.
Физкультминутка.
Упражнение «Росток» - способствует повышению активности организма.
Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх,
потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
Упражнение «Гибкая шея» - для улучшения мозгового кровообращения.
И.п.: сидя или стоя. 1 руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2
локти вперед; 3–4 руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный.
Повторить 3 раза.
Педагог: А теперь поработаем немного над средней частью Баркаролы (см. Примечание)
Педагог: Подведём небольшой итог. Чему было посвящено сегодняшнее занятие?
Ученица отвечает.
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?
Ученица отвечает.
Педагог: Молодец, ты хорошо поработала на занятии над образом прекрасной Баркаролы,
ты применила многие средства музыкальной выразительности, разобралась с непростым
текстом Чайковского, поработала над каждой деталью этого произведения и над охватом
его формы в целом. Сегодня за урок я тебе ставлю твёрдую пятёрку!
Педагог: Задание на дом:
1) послушать Баркаролу в разных исполнениях (М. Плетнев, С. Рихтер, В. Ашкенази);
2) послушать этот жанр в творчестве других композиторов;
3) поработать дома в изучаемом произведении над:
точным исполнительским приёмом глубокого певучего legato;
звучанием аккордов с выделением верхушки;
«rubato»;
различными динамическими оттенками для более убедительной фразировки, точно
следуя указаниям автора;
голосоведением, разными приёмами работы над полифонией.
4) поиграть и поучить аккорды разными способами;
5) продумать, какими средствами показать гармонические модуляции.
Педагог: До свидания, на следующем занятии нас также ждёт интересная работа!
ПРИМЕЧАНИЕ
На основном этапе в работе над произведением уделить внимание следующим аспектам:
обсуждение формы произведения, характеристика каждой части;
поиск кульминации каждой части;
работа над вступлением и 1 частью: вопросо-ответная структура тематизма;
фразировка мелодии приемом "волны";
работа над звуком в мелодии (кантилена) и аккомпанементе (сочетание глубоких и
мягких басов с аккордами в левой руке);
баланс звучания между партиями правой и левой рук;
подголосочная полифония;
выделение различными динамическими и ритмическими приемами разнообразия
гармонии и модуляций;
работа над интонированием мелких фраз (мотивов) и постепенное укрупнение
фразировки (фразы, предложения, части и целое);
работа над движением, устранение статичности при помощи внутреннего
наполнения крупных длительностей и передачи движения из одного голоса в другой;
работа над педализацией в 1 части;
проработка перехода к средней части, смена темпа и характера;
РАБОТА НАД РИТМОМ И ПЕДАЛЬЮ В 1 ЭПИЗОДЕ СРЕДНЕЙ ЧАСТИ;
освоение сложного синкопированного ритма в левой руке и его сочетание с
фразировкой в мелодии;
работа над 2 эпизодом средней части, над скачками на аккорды, нисходящими
мотивами, объединенными восходящим движением фразы к кульминации, и
арпеджированными аккордами;
переход к репризе;
дыхание, fermata и rubato;
работа над подголосочной полифонией в репризе;
работа над 1 эпизодом коды, проработка двухголосия в правой руке на фоне
органного пункта басов, выразительное интонирование заключительных
мелодических фраз;
работа над заключительным эпизодом нахождение главной его точки, отработка
diminuendo и pianissimo в арпеджированных аккордах окончания.
Методические советы на подготовительный период
Примерно за две недели до открытого занятия сообщить об этом воспитаннику,
который будет принимать участие в открытом занятии, его родителям.
Можно отрепетировать примерно такой же сценарий открытого занятия, чтобы
воспитанник настроился, знал примерно, что будет, смог подготовиться теоретически и
практически. А также необходимо психологически настроить воспитанника на открытое
занятие. Способы настройки могут быть разными, главное, что нужно сказать воспитаннику
что это прежде всего обычное занятие, поэтому нужно вести себя как всегда на занятии,
слушать внимательно своего педагога и делать то, что он говорит.
Перед открытым занятием проверить необходимое наличие посадочных мест для
гостей, их удобное расположение. Важно расположить присутствующих на занятии так,
чтобы они не очень сильно смущали воспитанника. В качестве присутствующих на
открытом занятии могут быть коллеги педагога, другие обучающиеся дети в его классе и их
родители, администрация учреждения, педагоги других учреждений района, города и т.д.
Все наглядные материалы в кабинете нужно расположить так, чтобы они были в
шаговой доступности для педагога и воспитанника. Наглядными материалами могут
служить портреты композиторов, репродукции картин, листы бумаги, ручки, карандаши и
т.д.
Большое значение имеет внешний вид педагога и его воспитанника. Атмосфера
открытого занятия предполагает некий праздник, показ. Поэтому форму одежды лучше
выбрать парадную.
Стол или тумбочку в кабинете может украсить букет цветов.
Методические советы на период ближайшего последействия
Для закрепления полученных результатов педагог даёт воспитаннику домашнее
задание с разнообразными формами, способствующими закреплению материала (домашнее
задание смотри выше).
Список литературы
Интернет-источники:
Романтизм. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Музыка эпохи романтизма. Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-
20397.html
Композиторы XIX века эпохи романтизма. Режим доступа:
http://fb.ru/article/64724/kompozitoryi-veka-epohi-romantizma
«Времена года» П.И. Чайковский. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Чайковский Фортепианный цикл «Времена года». Режим доступа:
http://tchaikov.ru/vremena.html
П. Чайковский «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года». Режим
доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Y4Bb-i90NW0
Баркарола. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Баркарола. Большой энциклопедический словарь. Режим доступа:
http://www.slovopedia.com/2/193/209323.html
Технология развития критического мышления. Приём Кластеры. Режим доступа:
http://lib2.podelise.ru/docs/8690/index-12647.html