Личность педагога в работе с одаренными детьми в ДШИ

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В ДШИ
Колесникова Лариса Васильевна
преподаватель фортепиано,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Воспитание гармонично развитой личности без приобщения к творчеству
невозможно. Для того чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно
воспитать его душу. Главная цель обучения в ДШИ открыть каждому ребенку
свою дорогу в музыку. Развитие музыкальных способностей детей не только
способ приближения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития
способностей, путь к самореализации личности ребенка.
Реализация всех возможностей обучения и воспитания в ДШИ возможна
только с помощью высококвалифицированного преподавателя. В процессе
обучения вопросы профессиональной деятельности педагога-музыканта
приобретают особое значение. От того, каким будет современный
преподаватель-музыкант, как он будет осуществлять свою деятельность,
способен ли учитывать требования инновационных методик, во многом зависит
уровень образованности и духовной культуры юного музыканта.
Особую категорию обучающихся, которая в настоящее время привлекает
внимание всего педагогического сообщества, составляют одаренные дети. От
педагога ДШИ требуется особое мастерство и умение, чтобы разглядеть ростки
одаренности, тактично и разумно помочь одаренному ребенку в развитии,
создать условия для творчества — именно в этом заключается миссия педагога.
В центре нашего внимания в данной статье будут стоять следующие
вопросы: какими же личностными качествами должен обладать педагог, чтобы
работать с одаренными детьми? Почему так важны эти качества педагога?
Насколько мы подготовлены к встрече с такими детьми?
Забегая вперед, можно предположить, что в этом плане профессия
педагога-музыканта сродни профессии врача, главной заповедью которой
является краткий тезис: «Не навреди!». Ведь в работе с одаренными детьми
педагогу придется применять не только известный ему арсенал средств
обучения, но и быть предельно внимательным, чутким к различным
проявлениям характера такого ребенка, так как талант порой выходит за
привычные рамки нашего понимания.
Прежде всего, современному педагогу необходим высокий уровень
профессионального развития, связанный с новым мышлением, новым взглядом
на методику преподавания. Важное место здесь занимают методы обучения,
направленные на комплексный подход к воспитанию духовного мира ребенка, а
занятия музыкой позволяют развиваться ему сбалансировано. Музыка
позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше
постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира, развивает его
внутренний духовный мир.
Степень воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно
важным фактором обучения. Преподаватель по классу фортепиано должен
обладать высокой культурой общения, богатым воображением, находить слова и
методы воздействия, которые поддерживали бы интерес обучающегося к игре
на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.
Уже ушел в прошлое авторитарный стиль обучения, когда все сказанное
педагогом не подвергалось сомнению и должно было безоговорочно
выполняться. Современная педагогика является педагогикой сотрудничества,
поэтому образовательный процесс должен строиться на гуманистических и
демократических началах. Любовь к музыке, стремление отдавать себя детям,
вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым
человеком, увлеченность своим делом на этом концентрирует внимание
педагог-музыкант.
Профессиональная компетентность, эрудиция и убежденность таковы
составляющие педагогической оснащенности в современном мире. Владение
разнообразными методами обучения и воспитания детей, стремление к
совершенствованию самого себя являются необходимыми компонентами
личности современного педагога. Развитие ребенка и его самореализация
являются главными объектами внимания в работе педагога. Ведь именно ему в
первую очередь дано разглядеть личность начинающего музыканта, ее скрытые
возможности и направить свое умение применить различные методы и приемы
воспитания для раскрытия способностей обучающегося.
В новых условиях функции педагога подвергаются переосмыслению, где
он выступает не только в роли носителя знаний и контролирует их усвоение, но
и выступает в роли организатора творческой, самостоятельной познавательной
деятельности обучающихся. Педагогу необходимо обладать способностью не
только передавать свои знания, но и включать ребенка в творческую
деятельность по овладению исполнительским мастерством, так как в атмосфере
доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко
воспринимает любые задачи. Только в этом случае дети на уроках чувствуют
себя свободно, а освоение новых знаний проходит естественно, без лишнего
нажима. Педагог умеет восхищаться каждой маленькой победой ученика, и
ребенок уходит с урока, окрыленный своими успехами. Подобные
коммуникативные отношения должны стать профессиональной культурой
педагога, технологией поддержки и помощи ребенку в реализации задач
обучения и разностороннего развития.
Работа с одаренными детьми требует от педагога непрерывного
личностного роста, постоянного обновления знаний, расширения собственной
познавательной активности. Ценность работы с одаренными детьми
заключается и в том, что она стимулирует инновационную активность педагога,
положительно сказывается на его стремлении к самообразованию, так как
побуждает преподавателей искать новые пути, формы и методы обучения
одаренных детей. Итогом такого подхода является обобщение опыта работы и
разработка проблем фортепианного исполнительства в статьях, методических
работах и проектах, представленных на конференциях и конкурсах различного
уровня. Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к современному
педагогу в работе с одаренными детьми, необходимо:
 Проводить работу по созданию авторских учебно-методических пособий,
разработок уроков.
 Использовать Интернет-ресурсы библиотек и медиатек сайтов и порталов
образовательного содержания.
 Принимать участие в профессиональных конкурсах, интернет-фестивалях
регионального и Всероссийского уровня.
 Включать в практику преподавания использование информационных
технологий обучения.
 Создавать собственные электронные ресурсы из презентаций по
творчеству композиторов.
 Применять проектные технологии как в собственной педагогической
деятельности, так и в работе с обучающимися с подтверждением их
результативности путем участия в конкурсах различного уровня.
Исходя из этого, в ДШИ первоочередной задачей является создание
оптимальных условий для роста профессионального мастерства педагогов,
работающих с одаренными детьми, обеспечение их методическими продуктами,
обучение современным педагогическим технологиям, приемам и методам
работы с одаренными детьми. Таким образом, опорой для подрастающего
поколения, реальной фигурой, способной оказать позитивное влияние на
личность ученика, на все виды творческой деятельности, становится педагог,
который способен увидеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее,
понимать, верить в нее, создавать ситуацию успеха, поддержки и
доброжелательности.
Каждый педагог мечтает, чтобы в его классе оказался одаренный ребенок
вот тогда бы!... Но порой мы забываем, что необходимо учитывать некоторые
факторы: постоянно учиться самому, обеспечивая гибкость и вариативность
обучения. Если педагогу удалось рассмотреть природный творческий дар в
маленьком музыканте, если он соприкоснулся с ярким миром одаренного
ребенка, то он принимает на себя двойную ответственность: прежде всего, за
развитие и воспитание его личности, но важнее то, как ребенок сумеет
распорядиться своим даром и это тоже налагает на педагога определенные
обязательства. Только в случае совместной творческой деятельности и педагог,
и ребенок поднимутся на новую ступень совершенствования мастерства. Так
формируется и воспитывается новое поколение музыкантов, которому
принадлежит будущее России.
Литература
1. Горшкова, Н.С. Модель учреждения дополнительного образования в
современных условиях: Проблемы, идеи, практика / Н.С. Горшкова, Е.А.
Наумова // Внешкольник. – 2009. № 9. – с. 28-31.
2. Плужникова, Е.А. Поддержка одаренных детей через творчество и
сотрудничество (из опыта работы). - [Электронный ресурс]. URL:
https://infourok.ru/podderzhka-odarennih-detey-cherez-tvorchestvo-i-
sotrudnichestvo-iz-opita-raboti-430489.html
3. Савшинский, С. О работе с одаренными детьми / Как научиться играть на
рояле. Первые шаги / авт. сост. В.С. Грохотов. - М.: Классика-XXI, 2009.
4. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе - М.: Сентябрь, 2002. – 96 с.