Комплекс упражнений на координацию и внимание

Комплекс упражнений на координацию и внимание
Одна из самых важных предпосылок для успешной работы ребенка на
сцене - это умение сосредоточить внимание. Поэтому тренировка внимания
должна вестись на всем протяжении работы как постоянно сопутствующая
всем остальным тренировочная задача.
Развитие навыка координации предполагает умение сочетать различные
движения, обусловленные конкретными задачами. Например: говорить с кем-
нибудь и в это же время двигаться, убирая, доставая и расставляя какие-нибудь
вещи, и т.п. Благодаря развитому навыку координации достигается владение
мышечным аппаратом, без чего чрезвычайно осложняется специальная работа
над техникой движения.
Основные цели тренинга – развить:
1. Умение сосредоточить внимание на задаче.
2. Умение сосредоточить внимание на техническом выполнении задачи.
3. Умение быстро переключать внимание.
4. Умение сосредоточить внимание на нескольких задачах одновременно
(объем внимания).
5. Устойчивость внимания.
6. умение сочетать несколько действий и движений.
7. умение приходить в устойчивую позицию после сложный элементов или
трюков.
Упражнения на внимание
Упражнение №1 «объект внимания»
Цель научить ребенка работать с объектами внимания, переключать
их, совершать волевые действия в сторону объекта.
Дети стоят в шахматном порядке. По хлопку педагога они ловят
взглядом объект внимания. Зрительно его держат, не отвлекаясь ни на что
вокруг. И так каждый раз по хлопку – новый объект внимания. Очень точный
и конкретный (люстра, выключатель, точка на полу, сережка в ухе соседа и
т.д.). Перемещений не предполагается, а двигаться вокруг своей оси можно.
Далее задание развивается. С каждым новым объектом ребенок
совершает жест в его сторону (абсолютно любой: помахать люстре,
пригрозить стулу, послать воздушный поцелуй ботинку соседа и т.д.)
Важно, чтоб ученик не отвлекался на педагога, других детей на звуки в классе.
Параллельно тренингу нужно спрашивать, например : «Маша, какой у тебя
объект внимания?» Ребенок должен научиться отвечать на вопрос не отводя
взгляд с объекта, не сбиваясь со своей задачи.
(авторская разработка)
Упражнение №2 «Фотография»
Цель - Развить зрительную память и внимание к деталям.
Среди учеников выбирается один, который будет фотографом.
Остальные ребята встают в разные позы и замирают в них. Как будто это
общая фотография. Фотограф должен запечатлеть фото (запомнить все
позиции до самых мелочей и тонкостей – пальцев, мимики и т.д).
Фотограф уходит. Позы меняются. И по возвращению фотограф должен
выстроить первоначальную картинку. Быть фотографом пробует каждый
ученик. В позы в дальнейшем можно вставать по парам, по тройкам и т.д.
. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.)
Упражнение №3 «Три круга внимания»
Цель переключение внимания
Малым кругом условимся считать небольшой участок вокруг человека,
ограниченный движениями его рук и ног. Если человек сидит, или стоит,
погруженный в свои мысли, или идет, задумавшись, не обращая внимания на
окружающее, – он "в малом кругу".
Средний круг участок побольше, это может быть часть комнаты или
даже все пространство небольшой комнаты.
Большой круг вся площадь нашей большой актерской аудитории. Если
бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией
горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости.
Задача учеников с закрытыми глазами переключать свой внимание с
одного круга на другой. И постараться услышать что происходит в этих
кругах. Потом все делятся своими находками
(С. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств.)
Упражнения на координацию
В этом разделе приведены упражнения, позволяющие нам добиться
идеального владения своим телом, сбалансированности малейших движений,
владение скоростью движения, его инерцией, словом, того, что нужно для
более сложных упражнений и для сценической игры в целом.
Все упражнения объединены общими задачами:
1. Сохранять баланс, контролируя переход из одной позиции в другую.
2. Контролировать меру напряжения тела, как можно подробнее прорабатывая
каждый этап упражнения.
3. Координировать движения в соответствии с предлагаемыми структурой и
задачами.
4. Осваивать упражнения в разных скоростях, сохраняя максимальную
амплитуду, мягкость и непрерывность движения.
5. Не допускать механического выполнения движений, управлять инерцией
движения.
6. Во время выполнения упражнений следить за непрерывным, свободным
дыханием. Не сдерживать выдох.
7. Некоторые упражнения состоят из нескольких групп движений, и их следует
выполнять как единую форму.
8. Контролировать работу периферии тела (ног, рук, лица) до мельчайших
подробностей.
9. Во время выполнения упражнений контролировать ощущение движения.
Упражнение №1 «Баланс»
Стоим на одной ноге. Правой рукой зовем, левой рукой прогоняем,
поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно.
По сигналу прыжком смена опорной ноги. Нога зовет, одна рука прогоняет,
другая угрожает.
Упражнение №2 «Пропасть»
Бежим. По сигналу «хлопок» перед нами возникает «пропасть».
Фиксируем позицию на одной ноге. Играем ситуацию баланса. Мягко
опускаем поднятую ногу и фиксируем позицию.
Упражнение 3 «Вращения»
Вращение тазом в одну сторону, головой в другую. Вращение тазом с
максимальной скоростью и амплитудой.
(Упражнения по мотив тренинга В. Мейерхольда)
Упражнение 4 «Классики»
Ребенок играет в классики, параллельно игре учитель задает ему
простые вопросы: «Как дела?», «сколько будет дважды два?», «Что ела на
завтрак?» и тд. Учащийся должен продолжать игру, не сбиваясь с ритма и
рисунка и внятно отвечать на вопросы.
(авторское упражнение)
Упражнение №5 «Ловкие задачи»
Ученики ходят в броуновском движении. Не задевая друг друга, не
смотря в пол. Ритм спокойный, обычный. Учитель делает хлопок и дает
задачу, с которой ребенок должен мгновенно справиться и после выполнения
продолжить двигаться. Задачи могут быть групповые. Примеры задач:
- сесть на корточки и почесать левое ухо правой рукой.
- прыгать на левой ноге и левой рукой держать правое плечо
- подпрыгнуть и сделать хлопок
- прыгнуть на 180 градусов в правую сторону
- поднять левую ногу на 45 градусов
- построить круг правым плечом в центр
- построить клин острым углом к окну (или шкафу и т.д)
- построить линию, в которой один спиной стоит, другой – лицом.
(авторская разработка)