Специфика работы с вокальным ансамблем

«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ».
Вокально-ансамблевая работа имеет свои специфические особенности,
требования и основные принципы музыкально - эстетического воспитания.
Вокально-ансамблевая эстетическая деятельность и общение певцов,
осуществляемые под руководством педагога, активно воздействуют на
формирование и развитие специфических эстетических ценностей. Их
своеобразие зависит, с одной стороны, от круга образов, идей вокально-
ансамблевой музыки, темы которой требуют углубления во внутренний мир
человека, а, с другой стороны, от технологической работы с ансамблем.
Эта работа основана на сочетании индивидуальной и коллективной
формы. Если в хоре индивидуальность нивелируется, то в ансамбле -
выявляется и влияет на степень выразительности исполнения. Ведь ансамбль
- это группа солистов. Поэтому в работе важно: а) развитие каждого голоса, с
его тембровой индивидуальностью; б) большая степень умения слушать
других, так как голоса должны сочетаться, а не сливаться в один; в) должно
быть наличие артистизма у каждого.
Специфика вокальной работы в ансамбле.
Хорошая вокальная звучность ансамбля - необходимое условие
художественного исполнения.
Важна роль распевки - она очень широка и разнообразна. Это и работа
над усвоением вокальных навыков, и вокально - слуховая настройка
ансамбля, и подготовка голосового аппарата к пению, наконец, работа над
трудными элементами произведения, гармоническими оборотами. Важным
аспектом распевки является ее психологическое воздействие на коллектив.
В вокальной работе есть два важных момента при распевании:
а) формирование единого тембра в унисоне - это одно из главных условий.
Можно использовать технику одновременной коррекции (все держат один
звук на «цепном» дыхании); возможно поочередное подключение голосов,
«вливание» в общий тембр; а также поочередное звучание каждого
участника. При этом развивается способность слышать окраску каждого
голос? и корректировать свой тембр.
В результате все голоса должны образовать один новый тембр.
б) пение гармонических интервалов - основа двухголосия и, далее, в
зависимости развития навыков. - пение аккордового многоголосия. Здесь
должен соблюдаться принцип консонантности, чтобы горизонтальный -
мелодический - строй корректировался вертикальным, т. е. гармоническим.
При отработке этого аспекта развивается гармонический слух ансамблистов,
ощущение общего строя произведения
Аккордовую настройку лучше начинать с мажора. Это может быть
чередование устойчивых аккордов и неустойчивых, движение по секвенции
одного аккорда, постепенное включение тонов аккорда в одно созвучие и др.
Петь звуки можно па широкие гласные: «А», «О», «У». Необходимо
помнить, что нижний голос - это основа, «фундамент», а верхние голоса
должны «опираться», подстраиваться к основе - нижнему голосу.
Выстраивать аккорды нужно медленно, постепенно, можно начать с
двухголосия, добавляя по одному голосу. Петь при этом лучше тихо, так,
чтобы услышать все интонации. На первом году обучения это следует делать
только при поддержке фортепиано.
Интонацию следует корректировать с помощью изменения позиции
образования звука. Если интонация выше необходимого, ее можно исправить
более округлым и «прикрытым» пением, а если низкая - позицию следует как
бы передвинуть вперед.
Образование чистых и ярких гласных - одна из главных задач. У
большинства певцов на округленном «А» голос лучше всего выявляет свои
тембровые качества.
Для придания единообразия постановке звука, для «приближения» звука
к зубам всю пьесу можно пропеть на звук «Д» с присоединением разных
гласных: на «ДИ» - можно добиться эффекта «протяженности» звука; «ДУ» -
для «прикрытости» звука; «ДА» - для яркости и блеска звучания.
При разучивании пьес можно применять разные приемы
звукообразования: пение с закрытым ртом, пение приемом стаккато, с
«эффектом смычка» в голосе и д.р.
Очень важна работа над дикцией. Качество дикции зависит от четкости
и интенсивности произнесения согласных. Поэтому большое место в работе
необходимо уделить произношению согласных звуков. «М» и «П»
трактуются как «поющие» согласные; «С», «3» - как «свистящие», они
должны быть краткими, но браться с такой же силой, как и гласные.
Шипящие поются четко, коротко. Следует обратить внимание на
«сцепление» гласных с согласными. Образование согласных должно быть
молниеносным, только так достигается плавность.
Воспитание навыков и качеств, необходимых участнику ансамбля
Пение в ансамбле требует от исполнителя наличия особых навыков и
качеств. Вот некоторые из них.
Умение слушать общее звучание ансамбля.
Солист привык слушать себя. В хоре исполнители поют в большой
голосовой партии, они привыкли слушать и держать свою партию - из-за
большого числа певцов строй в хоре складывается из общего звучания
партий.
Певец - ансамблист должен знать, что звучание его голоса зависит не
только от него, но и от звучания остальных голосов ансамбля. Слушать себя
и слушать партнеров, а также весь ансамбль в целом - такие навыки в идеале
необходимы ансамблистам.
Умение чувствовать и соблюдать общий ритмический пульс.
Достижение «ансамблевости» предполагает выполнения одного
важного условия - синхронности звучания.
Под синхронностью ансамблевого звучания понимается точное
совпадение у всех певцов мельчайших ритмических деталей, что может
достигаться в атмосфере единого понимания и чувствования темпа и
ритмического пульса. Единое чувство темпа и единый ритмический пульс
появляются лишь при органичности музыкального сопереживания и
неразрывном музыкальном общении.
Необходимо умение устанавливать взаимный контакт между
ансамблистами, чтобы одновременно вступить, вместе выдержать паузу,
одновременно закончить фразу, «снять» звук. Ключевые моменты могут
«подсказываться» одним из исполнителей.
Основные стадии разучивания музыкального произведения
Работа над пьесой должна начинаться с ознакомления с нею. В
результате ознакомления у исполнителя должно возникнуть ясное
представление о пьесе: о содержании, о строении, об особенностях
музыкального языка, об общей идее.
С детским ансамблем нужно отдельно проработать текст.
Следующий этап - разучивание по партиям. На первом году обучения
целесообразно учить «с голоса», при поддержке фортепиано и сразу с
текстом. В старших группах, если знакомы с нотной грамотой, можно
разучивать по нотным партиям или партитурам - сначала сольфеджируя,
потом с текстом.
Далее возможно объединять партии голосов.
С начинающими должен быть очень тщателен первый этап -
разучивание мелодии. Общепринятыми приемами работы являются
расчленение на отдельные отрывки, структурные единицы, а также пение в
замедленном темпе.
На последующих этапах продолжается работа над отдельными частями
и сложными элементами: мелодическими оборотами, ритмическими
группами, протяженными звуками, гармоничекими созвучиями.
В то же время такая работа должна протекать в активном сопоставлении
частного с общим.
Прием пения в медленном темпе представляется полезным, если темп
пьесы не является медленным. Замедленное пение помогает более тщательно
вслушиваться в интонацию, разобраться в ритме, освоить произведение
технически.
Пьесы медленного, кантиленного характера нужно осваивать в
настоящем темпе.
Работа над текстом, его осмыслением и артикуляцией должна
происходить на всем протяжении работы над произведением.
Принципы отбора репертуара
При выборе репертуара руководитель ансамбля должен
руководствоваться следующими основными требованиями:
Произведение должно быть полноценным по своему идейному
содержанию и отличаться высокими художественными качествами.
При отборе необходимо учитывать возрастной состав ансамбля,
музыкальное развитие участников, а также их индивидуальные
возможности / в отличие от хора/.
Изучение материала должно быть строго последовательным,
соответствующим уровню развития участников на данном этапе.
Каждое новое произведение должно заключать в себе
возможности привития ансамблю определенных певческих и музыкально
- слуховых навыков, которые способствовали бы дальнейшему росту и
коллектива, и каждого участника.
Необходимо учитывать при выборе репертуара учебные цели, а
также возможности участвовать в концертной деятельности.
Репертуар должен включать произведения разных жанров и быть
разнообразным по образному строю. Для начинающих исполнителей
большую долю будут составлять народные песни (русские и народов
мира), а также произведения массовых жанров. Особое внимание
необходимо уделять произведениям гражданственно - патриотического
содержания, которые играют большую роль в воспитании молодежи.
Необходимо с самого начала работы находить возможности включать в
репертуар доступные образцы классической музыки - русских и
зарубежных композиторов.
Обеспечение вокального коллектива художественно полноценным,
интересным репертуаром - чрезвычайно важное дело. Это процесс сложный и
постоянный. Руководитель должен систематически просматривать сборники,
выпускаемые издательствами. Помощь в поисках интересных произведений
могут оказать посещение концертов, прослушивание записей, также важен
обмен опытом с другими руководителями. Часто приходится использовать
уже существующие обработки, а иногда руководитель должен сам сделать
обработку понравившегося музыкального произведения.
Виды деятельности на занятиях с ансамблем
1. Физическая разминка - упражнения для шеи, плеч, верхней части спины.
2. Дыхательные упражнения. Отработка певческого дыхания.
3. Распевание:
унисонное звучание;
упражнения артикуляционного характера;
гармоническое распевание (двух- и трехголосные аккорды)
4. Пение канонов - работа над удержанием партии, над имитационной
полифонией.
5. Разучивание и работа над произведением:
ознакомление;
работа над текстом;
работа по партиям - отработка унисона;
работа над гармоническим строем - сведение голосов, отработка двух - и
трехголосия;
работа над артикуляцией;
работа над метро - ритмическими элементами;
работа над динамическими оттенками;
выстраивание целого произведения, работа над образным содержанием.
6. Включение теоретически - познавательной информации (сведения о
стиле, эпохе, композиторе, особенностях музыкального и литературного
языка и пр.)
7. Сценическая работа:
работа над актерской выразительностью;
репетиционная работа.
На одном занятии можно выполнять несколько видов деятельности или
выбирать один, необходимый на данном этапе, вид работы с ансамблем.
Литература:
1. Оссенева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с
детским вокально - хоровым коллективом: Учеб.пособие. - М., 1999.
2. Попов, В. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1990.
3. Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных
школ. - М.: Просвещение. 1987.
4. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
5. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в
начальной школе. - М.,2000.
6. Ярёменко В.В. Влияние вокально-хоровое нагрузки на певческое
дыхание. -М., 1987.
7. Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской
музыкальной культуре. - Л., 1988.
8. Струве Е.А. «Хоровой класс». - М., 1982.
9. Стулова Е.П. Дидактические основы обучения пению - М., 1988.
10. Стулова Е.П. развитие детского голоса в процессе обучения пению. -
М.,
1992,
1 Елевидов И.И. охрана и культура детского голоса. - М., Л., 1939.
12.Огородное Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле. - Киев,
1980.