Презентация "Вокально-хоровая работа с детьми"

Подписи к слайдам:
Вокально-хоровая работа с детьми

Вокальные упражнения – «Короткие отрезки музыкальных фраз, которые транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале» (Л.Дмитриев)

Дидактические правила:

  • Ставить перед детьми конкретную задачу
  • Показать способ выполнения действий
  • Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений
  • Контролировать выполнение детьми вокально-интонационных упражнений
  • Включать вокальные упражнения в каждое музыкальное занятие
  • !Певческая установка

Работа над дыханием

Верхнерёберное (ключичное), нижнерёбернодиафрагмальное (грудобрюшное), диафрагмальное (брюшное)

Дыхательные упражнения без звука развивают управление мускулатурой дыхательных мышц.

Упражнения: «Вдох и выдох», «Дирижёр»,» Звуковые: «Быстро-медленно», «Мороз» Дыхательные упражнения :

«Воздушный шар», «Пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шарик», «Петух»

Упражнения звуковой психорегуляции дыхания:

«Муха, стрекоза», «Воздушный шар»

Речевые игры:

«Кукареша», произнесение скороговорок; проговаривание предложений, различных по продолжительности

Дыхательные упражнения под музыку: «Засыпающий цветок», упражнения на укрепление дыхательных мышц; комплекс дыхательных упражнений с движениями (упр. «Паровоз», «Ветер»

Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата

Атака звука – мягкая, твёрдая, придыхательная

!Необходимо научить детей отличать красивое пение от некрасивого, умению постоянно контролировать себя

Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука в результате колебания голосовых связок (усиливается и темброво изменяется благодаря резонаторам)

!Перед возникновением звук должен быт оформлен в мысленном представлении поющего. Работа строится на развитии слуховых ощущений

Резонирующие гласные – «и», «е», «у»

Сонорные согласные – «д», «м», «н», «р» (используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы)

Использование карточек, показывающих правильное положение рта при пении

Звуковедение

- способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости.

Задача – выработка кантиленного пения:

Вести работу в негромкой динамике Обучать навыку пения a capella на материале простейших попевок Ставить конкретные задачи перед детьми Приучать детей слышать себя и других Присекать громкое и крикливое пение

_

Работа над интонацией

-степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении.

Задача – научить ребёнка любить пение, не стесняться, если что- то не получается

Приёмы, помогающие добиться чистоты интонирования:

  • Пение a сapella
  • Пение в сопровождении металлофона или флейты
  • Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у»
  • Пение с солистами
  • Использование дидактических пособий с движущимися предметами (картинками – ассоциациями), узнавание попевок по графическому изображению
  • Показ направления движения мелодий рукой, указкой Примеры – «Ходит зайка по саду», «Василёк», «Зимние забавы»
Развитие ладового чувства

Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.

Артикуляция и дикция

- работа органов речи, их положение при произношении того или иного звука.

Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Одно из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

Вокально-артикуляционные упражнения – направлены на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции (артикуляционная гимнастика, музыкальные пальчиковые игры)

Работа над динамикой и ритмом

Динамика - совокупность явлений, связанных с громкостью, - силой звучания. Обозначается нюансами (динамическими оттенками)

- «Игры с ладошками», «Крещендо на осенних листьях», «Морской прилив и отлив», попевка «Эхо»

Ритм – соотношение длительностей звуков и их последовательности. Упражнения: прохлопывание ритма попевок палочками, ладошками; Узнавание попевок по графическому изображению (попевка «Кролик»,

«Снегири»)

Работа над темпом

Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических

долей. Связан с характером, стилем, жанром пьсмы и со всеми элементами музыкальной формы. («Мы едем на автобусе»)

Работа над выразительностью

Выразительный - «ХОРОШО ВЫРАЖАЮЩИЙ ЧТО-НИБУДЬ, ЯРКИЙ ПО СВОИМ СВОЙСТВАМ, ВНЕШНЕМУ ВИДУ»

(Этюды на звукоподражание, воссоздание особенностей речи героев сказок, проговаривание скороговорок с разным выражением, речевая декламация, пение по пиктограммам)

Репертуар

  • Художественная ценность
  • Доступность для понимания детей
  • Соответствие возрастному диапазону
  • Песня должна представлять интерес для детей
  • Песня должна способствовать вокальному росту ребёнка
Методика работы над песней:

Этапы:

  • Разучивание песни
  • Закрепление текста
  • Работа над качеством исполнения
    • Закрепление песни
  • Концертное исполнение
  • Певческая работа:

    Музыкальное занятие с певческой направленностью включает в себя:

  • Вокально-двигательную гимнастику
  • Танцы с пением
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Вокально-хоровые упражнения различных видов
  • Артикуляционную гимнастику
  • Дикционную разминку
  • Речевые и ритмические игры
  • Песни
  • Музыкальные пальчиковые игры
  • Вокализацию при слушании музыки
  • Музыкальные игры с пением

Роль воспитателя при обучении детей пению

  • Консультации по вопросам современного музыкального воспитания и влияния музыки на здоровье человека
  • Методические листки с описанием игр с пением, др. печатная и наглядная информация
  • Практикумы и семинары, «круглые столы»
  • Групповые и индивидуальные консультации
  • Диалоги по проблемам муз. Воспитания
  • Анкетирование
  • Получение опосредованной информации через воспитателей (мнение родителей)
  • Репетиции утренников и развлечений