Открытый урок "Вокально - интонационная работа на примере двух разнохарактерных произведений"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
Детская школа искусств Белокалитвинского района
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Вокально - интонационная работа
на примере двух разнохарактерных произведений»
Провела преподаватель класса сольного пения
Золотущенко Ольга Александровна.
План - конспект
открытого урока педагога класса сольного пения
Золотущенко О. А.
Дата проведения: 14. 11. 2014.
Тема урока: «Вокально - интонационная работа на примере двух
разнохарактерных произведений»
Тип урока: урок совершенствования новых и уже полученных ранее знаний
и умений.
Цель урока: систематизирование и обобщение знаний и более глубокое их
осмысление, работа на примере методико исполнительского анализа
произведений Грига и Потоловского.
Задачи урока:
Образовательные: развитие полученных навыков. Передача содержания
музыки, поиск нужного звучания, осознание кульминации, сохранение
единого темпа на протяжении всего произведения.
Воспитательные: расширение кругозора, развитие интеллекта, памяти,
мышления, внимания, воображения.
Методы: аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие
логическое и ассоциативное мышление, нравственно эстетического
познания.
Структура урока.
1. Начало урока.
1.1. Организационный этап;
1. 2. Приветствие;
1.3. Сообщение цели и хода работы на уроке.
2. Основная часть урока.
2.1. Теоретическая часть.
2.2. Гимнастика и распевки.
2.3. Работа над произведениями.
3. Заключительный этап. Выводы по уроку.
Характеристика учащегося.
Учащаяся II курса Орлова Дарья обладает приятным тембром голоса,
отличается чистотой интонирования, очень эмоциональна. Отзывчива к
требованиям преподавателя.
2. Основная часть урока.
2. 1. Теоретическая часть.
Пение – один из способов общения и самовыражения человека.
У детей речитативная манера пения. В основном это возрастная
специфика строения голосового аппарата. Дыхание поверхностное, с
преобладанием верхнерёберного ключичного, объём не большой из – за
малого объёма лёгких, небольшой протяжённости дыхательных путей,
слабого развития мышц, связанных с процессом дыхания. У детей связки
короткие, хрупкие, смыкаются краями. Главная сложность домутационного
периода в том, что организм ребёнка, и соответственно голосовой аппарат,
находятся в постоянной работе, развитии: увеличиваются в объёме бронхи,
трахея, лёгкие, ротовая полость, полость носа, а гортань растёт медленно.
Задача педагога научить и добиваться от учащегося свободного,
естественного положения корпуса, спины, рук, головы, нижней челюсти,
мимических мышц. Первоначально целью является умение увеличить объём
вдыхаемого воздуха по сравнению с жизненным объёмом при помощи
включения в работу мышц грудной клетки, брюшной стенки для
постепенной реализации цели формирование смешанного, грудобрюшного,
типа дыхания.
Работа над дикцией долговременна и трудоёмка. У многих детей есть
проблемные звуки, которые необходимо исправлять.
2.2. Гимнастика и распевки.
Урок начинается с подготовки голосового аппарата к работе (5 7 минут
отводится фонопедическим упражнениям, которые способствуют
активизации лицевых мышц и языка). Все упражнения делать 3 – 5 раз.
1. «Улыбка» - «Трубочка» (делается губами)
2. «Уколы» в щёчки. (делается языком).
3. «Колесо». (делается языком).
4. «Сладкое варенье» (делается языком и губами).
5. Язык свернуть в трубочку, подышать через неё в себя. Должно быть
ощущение холодка во рту.
6. Язык ставить на «рёбрышко». Менять положение языка с правой на
левую сторону.
7. «Маляр» - кончик языка «красит верхнее нёбо.
8. «Далеко - близко» - цокать языком, меняя положение рта.
9. «Позвать киску» - «кс» - губы в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка
прижат к нижним зубам.
10. «Позвать щенка» - губы в трубочке, звук «п».
11. «Дятел» - рот приоткрыт, зубы разомкнуты, кончик языка бьётся о
верхнее нёбо на звук «д».
12. «Звонок» - чередуются сочетание звуков «тр» - «др»: сначала
короткая трель, активный выдох, затем длинная трель и медленный
выдох.
13. «Бешеная корова» - мычать в низком регистре. Разогревается грудная
клетка грудной резонатор, затем нос - гайморовы пазухи - средний
регистр и лобные пазухи – головной резонатор – грудная клетка –
лёгкие постукивания кулачками, пропевая максимально низкую ноту
диапазона на закрытый звук («м»).Нос, лоб лёгкие постукивания
пальцами, соответственно, пропевать ноту на звук «м» в среднем,
затем в верхних регистрах.
14. «Вопрос ответ» - на гласный звук «у» голосом выдувается
мелодическое движение снизу вверх и наоборот.
15. «Скрипучая дверь» - рот приоткрыт, произносится гласный ряд «а э
и у», голосовые связки разомкнуты. Это упражнение помогает
снять напряжение, усталость в голосе.
В разминку включаются несколько несложных физических
упражнений для «пробуждения» органов дыхания:
1. «Собачка».
2. «Ёжик».
3. «Насос».
Все упражнения сопровождаются показом педагога. Важно
осуществлять постоянный контроль за действиями учащегося.
Переходим к вокальным распевкам.
1. Пассаж губами на слог «бдру».
Петь от A - dur по
1
2
т. вверх до C − dur
2
. Дыхание в этой распевке удобное,
спокойное.
2. Пассаж губами на слог «бдру».
Петь от F - dur по
1
2
т. вниз до G - dur. Дыхание в этой распевке удобное,
спокойное.
3. Пассаж губами на слог «бдру».
Петь от А - dur по
1
2
т. вверх до G - dur и вниз до исходной тональности.
Вдох глубокий. Здесь следует равномерно распределять дыхание, чтобы его
хватало на весь ход.
4. «Трель» языком на согласную «р».
Петь от А - dur по
1
2
т. вверх до F - dur. Вдох короткий, ёмкий.
5. «Закрытое» и «открытое» звучание.
Петь от F - dur по
1
2
т. вверх до C - dur. Темп в распевке сдержанный, важно
фиксировать гласную «а». Дыхание спокойное.
Это упражнение полезно для разработки мышц верхнего нёба.
6. На одном звуке петь слоги «бра – брэ - бри – бро – бру».
Петь от E dur вверх по
1
2
т. до A dur.
Вниз петь следующим образом:
Петь до С – dur так же по
1
2
т.
Темп этой распевки медленный. Вдох глубокий, ёмкий. Дыхание
распределяется равномерно, важно сохранять единую позицию в пении не
зависимо от пропеваемой гласной.
7.
Петь от D dur по
1
2
т. вверх до G dur.
Вниз по
1
2
т. от G dur до C dur петь следующим образом:
Темп этой распевки спокойный. Вдох глубокий, дыхание распределять
на весь «шаг» распевки.
8.
Петь от C dur вверх до G dur.и вниз по
1
2
т. до D - dur.
Темп –подвижный. Очень важно удержать гласную. Вдох короткий, но
вместе с тем очень ёмкий.
9.
Петь от D dur по
1
2
т. вверх до G dur.
Темп подвижный. Важно, чтобы гласная «и» была в позиции «а».
10.
Петь вниз по
1
2
т. от G dur до D dur.
Распевка на сочетание разных штрихов non legato и legato. Дыхание
удобное.
11.
Петь от D dur по
1
2
т. вверх до А dur. От G dur петь «ма».
Распевка на сочетание разных штрихов non legato и legato. Дыхание
удобное.
12.
Петь вниз по
1
2
т. до C dur.
Сочетание legato и staccato. Темп живой. Эта распевка развивает
подвижность голоса.
13.
Петь от С dur по
1
2
т. вверх до С dur. Эта распевка на staccato.
Отрабатывается лёгкое, подвижное, «полётное» звучание. Дыхание очень
короткое с задержанием.
Нужно от метить, что распевки пассажи губами и трель языком
отрабатывают «близкое», «светлое» звучание.
Важно отводить распеванию учащихся достаточно времени, так как
именно в упражнениях отрабатываются вокальные и интонационные навыки.
Юная певица готова к работе над произведением.
2.3. Работа над музыкальными произведениями.
Методический разбор произведения Э. Грига «Детская песенка».
Общий анализ.
Характер этого произведения весёлый и в то же время напевный. Музыка
и текст тесно связаны между собой. Вместе они помогают создать образ
этого произведения.
Музыкально – теоретический анализ.
Жанр этого произведения детская песня игра. Лад мажорный,
тональность G dur. Размер
3
8
. Темп Allеgro leggiero (быстро, легко).
Форма простая двухчастная. Фактура гомофонно гармоническая.
Фортепианное сопровождение поддерживает гармонически вокальную
партию.
Вокальный анализ.
Диапазон:
Тесситура в основном преобладает удобная, в пределах рабочего
диапазона, но используется звук высокой тесситуры "ми
2"
. Дыхание берётся
по фразам, на указанных цезурах. Вдох короткий, активный. Не смотря на
быстрый темп, звуковедение legato, звуковая атака мягкая.
Определение вокальных трудностей.
Интонационные.
Вокальная мелодия развита, насыщена движением по различным
интервалам вверх и вниз. Сложность заключается в том, что мелодия
начинается с ноты «ре
2
», используется высокая тесситура, далее следует
нисходящий ход по тоническому трезвучию Соль мажора. Необходимо петь
в единой позиции, удерживая ощущение высокой ноты «ре
2
». Каждую ноту
петь «сверху», как бы «из головы» и опускать бережно, «капелькой»
(приложение № 1, такты 2 -3, 4 -5, 6 -7, 7 -8).
Ход на чистую кварту вниз также требует пения в единой манере и
позиции. А вот интервал восходящей чистой кварты надо исполнять
уверенно, призывно, как бы «взлетая». Ход на чистую квинту расположен на
звуках тонического трезвучия. Если возникает трудность с исполнением
этого интервала то необходимо проучить отдельно различными приёмами:
1. Спеть тоническое трезвучие вверх и вниз, сольфеджируя звуки, на
гласные «а», «о», «у», затем оставить только крайние звуки.
2. Пропеть интервал, используя приём «пассаж губами» («бдру»),
трель языком «р», гласными по тексту, «сирена». Такое
интервальное движение мелодии будет встречаться на протяжении
всего произведения (такты со 2 по 9, с 18 по 22, с 26 по 28, с 29 по
30).
В 9 –м такте нисходящий ход по звукам доминантового трезвучия
(Ре мажор) так же надо исполнять в единой позиции, удерживая «головное»
звучание. Далее следует ( в 10 такте) сложный для исполнения интервал
нона (ре
1
- ми
2
). Необходимо проучить различными приёмами, такими же,
как изложено выше. Ноту «ре
1
» надо спеть легко, представляя звучание
верхнего звука. Можно несколько раз спеть интервал «ре ми», с переносом
верхней ноты «ми» на октаву вниз, т. е. спеть секунду в первой октаве, затем
перенести «ре» из первой октавы во вторую, т.е. спеть её в верхнем регистре.
Так как интервал исполняется через цезуру, нет необходимости
соединять два регистра. Ноту «ми
2
» петь из «головы», собранным звуком
(мысленно гласную «а» приблизить к гласной «о», тогда интонация будет
наиболее точная). На ноте «ми
2
» стоит знак ten., поэтому исполнителю не
стоит торопиться, необходимо зафиксироваться на высоте этого звука.
Далее следует интонационно трудный интервал (12 й такт)–
нисходящая малая септима (ми
2
- фа диез
2
). Надо удерживать единую
манеру пения, также проучить, вычленив этот интервал различными
способами. Прорабатывать пением вверх и вниз, так как этот интервал
повторяется до 15 такта.
Так же в мелодии встречаются репетиционные моменты (такты 11
12 и 13 14). Необходимо помнить, что исполнять каждую ноту фа диез
1
«сверху», но не меняя певческой позиции с тенденцией «к повышению» . На
таких участках мелодии надо обращаться к литературному тексту и
проучивать, используя из текста только гласные буквы. Можно применить
способ пения как бы «прогудеть» гласный ряд, стараясь не менять положение
рта.
В 17 м такте мелодия движется вверх, а с 18 - го такта идёт
мелодический повтор нисходящего движения по звукам тонического
трезвучия.
С 22 – го такта движение мелодии «успокаивается», нет резких
скачков на «широкие» интервалы. Мелодия идёт волнообразно в пределах
терции.
С 27 го такта возобновляется интервальный ход по звукам
тонического трезвучия вверх и вниз.
В 28 и 30 тактах встречается скачок на октаву. В пении при этом
следует сохранить единую позицию. Важно обратить внимание на гласные
звуки, которые приходятся на этот интервал (ро ле; о сен). Чтобы верхняя
нота не прозвучала «крикливо» и «плоско» надо гласную «е» спеть
прикрытым «округлым» звуком, приближая звучание к гласной «э».
В 31 и 32 тактах ходы вверх и вниз на чистую кварту, в которых
используется высокая тесситура. Ноту «ми
2
» необходимо петь собранным,
округлым звуком, так как на неё приходится слово «ветер» (гласная «е»
провоцирует к «открытому», «плоскому» звуку, поэтому перед учащимся
стоит задача «прикрыть» звук гласной «е» и мысленно перевести её на
гласную «э»). И далее «мягко» спуститься по трезвучию (ми – до – ля),
сохраняя единую, высокую позицию.
Последнюю ноту соль
1
необходимо спеть «бережно», «мягко», как
бы «повисая» в воздухе.
Ритмические.
В основном ритмический рисунок простой, используются , ,
, только в 29 такте встречается . Пунктирный ритм следует
спеть точно, утрированно.
Дикционные.
Темп этого произведения Allegro leggiero, что создаёт определённую
трудность в произношении текста. Необходимо помнить, что в быстрых,
подвижных темпах движения артикуляционного аппарата (нижняя челюсть и
губы) должны быть минимальными. Гласные, конечно же, при этом должны
быть пропеты, но согласные надо произносить чётно и быстро («злые» губки
и «острый» язычок). Дикция «мелкая» и «близкая».
Если слово оканчивается согласным звуком, то его надо переносить к
последующему слову (козлик, смело: котик пушистый мне и т. д.)
Окончания нельзя «бросать», надо допевать гласную, а согласную
«замкнуть» и мягко снять (мной, спой, скорей).
Произношение согласных.
Согласные, которые произносятся с помощью кончика языка и
передней частью: д, ж, з, л, н, р, с, т, ц, ч, ш, щ.
Согласные, которые произносятся при помощи губ: б, в, п, ф, м.
Лишь три согласные г, к, х произносятся при помощи задней
части языка.
Из четырёх сонорных согласных, три (н, л, р) произносятся кончиком
языка и лишь одна сонорная (м) губами.
Особенности йотированных согласных.
Е = Й +Э
Ю = Й+ У
Я = Й + А
Ё = Й+ О
Звуки человеческого голоса - гласные, подвергающиеся бесчисленным
изменениям. При этом можно различать два главных тембра: открытый
(«светлый») и закрытый («тёмный») «светлый» для одной части средних и
низких нот, а «тёмный» для нот высоких. Границей обоих тембров можно
брать среднее «соль
1
».
Динамические.
Динамика в этом произведении очень подвижная, насыщенная
многими динамическими оттенками.
Исполнительский анализ.
Необходимо передать характер, раскрыть эмоциональный образ
произведения. Точно вступать и снимать ноты. Стараться показать голосом
смену динамики, кульминацию, подход к ней.
Методический разбор произведения Н. Потоловского «Колыбельная».
Слова К. Бальмонта.
Общий анализ.
Характер этой песни грустный, задумчивый, но в то же время светлый и
нежный.
Текст и музыка тесно связаны между собой. Вместе они помогают создать
образ этого произведения, раскрыть характер. Это достигается минорным
ладом и протяжным темпом.
Музыкально – теоретический анализ.
Жанр этого произведения песня.
Форма – куплетная.
Фактура - гомофонно – гармоническая.
Лад – минорный, тональность d moll.
Размер
3
4
.
Темп - протяжный.
Вступление вводит нас в атмосферу светлой грусти и задумчивости.
Вокальный анализ.
Диапазон не широкий в пределах одной октавы 7). Тесситура удобная.
Используется рабочий диапазон детского голоса.
На протяжении всего произведения звуковедение legato, звуковая атака
очень мягкая. Дыхание глубокое, спокойное, берётся по фразам.
Определение вокальных трудностей.
Интонационные.
Мелодия движется волнообразно, встречаются скачки на чистую
квинту и чистую кварту вверх и вниз (приложение №2, такты 2, 4, 9 10,
12 ,18). Мелодия в этом произведении звучит «мягко», лирично, напоминает
по звучанию русскую песню. Складывается впечатление неприрывности
движения мелодической линии, как журчание ручейка.
Чистую квинту надо исполнять в единой позиции как в восходящем,
так и в нисходящем движении. При необходимости можно проучить этот ход
через тоническое трезвучие (ре минор), затем оставить только крайние звуки.
Учитывать при этом какие гласные приходятся на этот интервал. Например, в
такте 2: «лёг кий» гласную «и» необходимо спеть прикрытым звуком,
ближе к гласной «ы»; в 4 м такте: « -рел, ве чер» гласные «е»
провоцируют «плоское», «открытое» звучание, поэтому надо мысленно
пропевать гласную «э» округлым, «воздушным» звуком.
Ход на чистую кварту вверх и вниз необходимо петь не меняя единой
певческой манеры, сохраняя высокую позицию.
Любой скачок необходимо проучивать отдельно, используя
различные приёмы:
петь, сольфеджируя;
петь гласными по тексту для того, чтобы учиться сохранять
единую позицию.
Несмотря на печальный характер, петь надо светло, тепло, воздушно,
как бы обволакивая звуком.
Так как мелодическая линия не имеет достаточного разнообразия,
важную роль играет литературный текст, который привносит развитие образа
данной песни.
Ритмические.
Ритм не сложный:
Задача исполнителя соблюдать все длительности, додерживать
длинные ноты, чтобы сохранить непрерывность мелодии.
Дикционные.
Все гласные при пении следует округлять, точно формировать.
Стараться, чтобы гласная переходила в гласную, тем самым добиваться
кантиленного звучания.
Согласные же необходимо произносить чётко, уверенно. Окончания
переносить к следующему слову.
1. Лёгкий ветер присмирел,
Вечер бледный догорел;
Говорят тебе.
Страшись перед судьбой;
Здесь с тобой.
2. Тот, кто знает скорби;
Тёмной ночью;
Дышит на;
Спит в полночной мгле;
Дремлют птички;
Здесь пропою.
Все свистящие, шипящие согласные надо произносить коротко, но не
выталкивать.
Динамические.
На протяжении всей колыбельной динамика указана p , но для детского
голоса это очень сложно, поэтому целесообразно использовать динамику от
mp до mf (исходя из музыкально – литературного текста)
Исполнительский анализ.
Исполнителю необходимо передать характер, образ, настроение
произведения. Точно вступать и снимать, стараться петь, используя
звуковедение legato.
3. Заключительный этап. Выводы.
Цели и задачи, поставленные в начале урока, были выполнены, а
именно на уроке были усовершенствованы знания, умения и навыки,
полученные на предыдущих уроках, на примере музыкально
исполнительского анализа произведений были выявлены и отработаны
интонационные сложности этих произведений.
«Учитель пения должен обладать тремя способностями, чтобы слушать
своих учеников: он должен слышать их такими, какие они есть какими могли
бы быть и какими быть должны».
Франческо Ламперти.