Картотека логико – математических игр для старшего дошкольноговозраста

Картотека
логико математических
игр
для старшего дошкольного
возраста.
ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Больше - меньше
Цель. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слуха
моторную координацию движений.
ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед,
теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то
дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего
приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже,
толще – тоньше, длиннее – короче и др.
ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие
движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе),
«Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба,
размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»;
«Играем в «Классики» и т. п.
КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ
ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию
движений, слуховое внимание
МАТЕРИАЛ: мяч
ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с
командами ведущего игроки считают по порядку до 10.
Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его
следующему со словами «Считай дальше»
ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если
даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.
ТИХАЯ ОХОТА
ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать
координационные и скоростные способности.
МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и
корзинки с цифрами
Мальчики
ЦЕЛЬ. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий»,
«низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа»,
«левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут
мальчиков, а затем ответить на вопросы.
КОГО КАК ЗОВУТ?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева.
Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева
—самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша самый толстый из них,
а Гриша самый худой; Коля самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого
зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша,
Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя,
Коля. Сколько всего мальчиков?
КТО ГДЕ СТОИТ?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее
Севы? Кто правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между
Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей?
Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого?
Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут
домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя,
сколько будет мальчиков тогда?
«Разговор по телефону»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто
кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших
дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме
жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд,
крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому
звонил».
Дидактическая игра
«Конструктор»
Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас
имеются. Тренировка в счете до десяти.
Игровой материал. Разноцветные фигуры.
Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие
необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После
построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.
Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга...
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку-иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
Вначале выбери два круга-колеса,
А между ними помести-ка треугольник.
Из палок сделай руль.
И что за чудеса — Велосипед стоит.
Теперь катайся, школьник!
«Муравьи»
Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о
символическом изображении вещей.
Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и
треугольники.
Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные
треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат
большой черный муравей, большой красный треугольник большой красный муравей,
маленький зеленый квадрат маленький черный муравей, маленький красный
треугольник маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это
понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.
Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и
маленькие
муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные только
по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие
только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все
дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».
«Сравни и заполни»
Цель. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур;
закрепление представлений о геометрических фигурах.
Игровой материал. Набор геометрических фигур.
Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою
табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их
расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них
нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.
Дидактическая игра
«Заполни пустые клетки»
Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и
сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.
Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в
таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по
сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые
клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с
заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному
расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Дидактическая игра
«Где какие фигуры лежат»
Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).
Игровой материал. Набор фигур.
Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый
ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три
строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем,
нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.
За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное
очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.
Дидактическая игра
«Правила движения»
Цель. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках,
использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо»,
«.налево», «направо».
Игровой материал. Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).
Правила игры. На рисунке цветной таблицы 10 приведены два варианта игры.
Вариант 1. Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на
пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только
прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник).
Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий
знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника
заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А
на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо?
После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания