Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Истинно русский праздник"
ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-
экономический колледж»
«Истинно русский праздник»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
г.Саранск
2020г.
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка классного часа: «Истинно русский праздник»
– мероприятие, приуроченное к празднованию Дня св.Валентина, который
отмечается 14 февраля и очень любим студентами.
Брак благословляется Богом, но апостол Павел говорит о супружестве
далеко не как о награде людям. Брак может быть путем ко спасению
(«неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая
освящается мужем верующим»). А может стать настоящим испытанием (по
словам апостола, состоящие в браке «будут иметь скорби по плоти; а мне вас
жаль»).
Вступая в брак, человек решается на то, чтобы всю жизнь прожить с
другим человеком, быть с ним и в благоприятные, и в трудные времена,
поддерживать в горестях и делиться радостью и не допускать мысли о том,
чтобы когда-нибудь оставить его. Существует понятие о степени родства:
родной брат ближе двоюродного, мать роднее тетки и т. д. А вот степень
родства мужа и жены «нулевая». Только не в том смысле, что они чужие друг
другу, а в прямо противоположном - что они единое целое.
Хоть и есть легенды о том, что у каждого есть своя «половинка»,
которая идеально ему «подойдет», все получается не так гладко, как хотелось
бы. Попробуй принять другого человека таким, какой он есть, закрыть глаза
на его недостатки, понять его поступки, вовремя уступить... Порой сложно
осмыслить все это самому, нам нужен пример.
А где искать примеры тем, кто решил прожить достойную жизнь в
браке? Это удивительно, но, пожалуй, у нас есть только ОДНО произведение,
повествующее о супружестве святых, - «Повесть о Петре и Февронии».
Актуальность:эта тема весьма актуальна, так как обусловлена заметной
деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные
основы семьи, увеличивается число разводов, разрушается связь поколений.
Цели мероприятия:
1. дать представление исформировать ответственное отношение к семье, как
о базовой ценности общества и о святых образах семейного благочестия;
2. познакомить студентов с историей праздника «День семьи, любви и
верности»;
3. способствовать развитию у студентов интереса к русским духовным
традициям;
4. показать основы семейных взаимоотношений на ярком примере
супружеской жизни Петра и Февронии.
Задачи:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи и общества;
-знакомство с основными нормами морали, понимание их значения в
выстраивании отношений в семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о православии, его роли в
культуре;
- рассказать о святых Петре и Февронии Муромских, о почитании их на Руси,
о святых местах, связанных с их именами;
- формировать у студентов интерес к истории своей Родины, желание изучать
её традиции, уметь устанавливать связи между прошлым и настоящим;
- формировать нравственный подход к поддержанию благополучия семьи;
- воспитывать у студентов осознание роли собственного участия в создании
тёплых семейных отношений.
Оборудование: медиа проектор, компьютер, колонки.
1. ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого
зависит безопасность всего большого человеческого общества
Ф. Адлер
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
14 февраля католический мир празднует весело и озорно день Святого
Валентина - День любви и верности. На Руси, в православном мире, Днем
любви считают 8 июля (по новому стилю) - день памяти святых Петра и
Февронии, которые жили долго, счастливо и умерли в один день
Историй, легенд и слухов о Святом Валентине ходит немало. Так кто
же он - Святой Валентин, подаривший всему миру День Влюбленных?
1.1 Первая легенда
В древнем Риме когда-то жил врач по имени Валентин (рисунок 1). Он
промывал раны вином и использовал травы для облегчения боли.
Рисунок 1 – Св.Валентин
Валентин жил во времена Клавдия II, славившегося множеством
захватнических воин. Когда у Клавдия возникли проблемы с набором новых
солдат в армию, он решил, что причина кроется в привязанности солдат к
своим женам и семьям. И отменил свадьбы и помолвки.
И Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов, но и тайно
венчать влюбленные пары. Однажды тюремщик римского императора
постучал в дверь Валентина. За руку он держал свою слепую дочь. Он узнал
о чудесном врачевании Валентина, и умолял Валентина излечить дочь от
слепоты. Валентин знал, что недуг девушки практически неизлечим, однако
он дал слово, что сделает все возможное, чтобы ее вылечить. Он назначил
девушке мазь для глаз, и сказал прийти еще через некоторое время. Прошло
несколько недель, но зрение к девушке так и не вернулось. Однако
тюремщик и его дочь не сомневались в своей вере.
А в это время до императора дошли слухи о тайных венчаниях,
которые проводил Валентин и взяли его под арест.
Валентин знал, что скоро его казнят. Он попросил у тюремщика
бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное любовное
письмо. Валентина казнили в тот же день, 14 февраля.
Когда тюремщик вернулся домой, его встречала дочь. Девушка
открыла записку и обнаружила внутри нее желтый шафран (крокус). В
записке было написано "От твоего Валентина". Девушка взяла шафран на
ладонь, и его сверкающие цвета озарили ее лицо. Произошло чудо: зрение
девушки восстановилось.
1.2 Вторая легенда
Другая легенда рассказывает о священнике Валентине, святом
великомученике, родившемся в третьем веке нашей эры в городе Терни
Римской империи. В то далекое суровое время император Рима Юлий
Клавдий II запретил воинам жениться, дабы не отвлекаться от главных дел.
Молодой священник Валентин тайно венчал желающих и за это был
приговорен к смерти. В тюрьме он познакомился с дочерью надзирателя
Джулией. Перед казнью он оставил девушке письмо с объяснением в любви.
Его казнили 14 февраля. Согласно другим представлениям, в него влюбилась
слепая дочь тюремщика. Валентин, как священник, давший обет безбрачия,
не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (13 февраля) прислал
ей трогательное письмо.
Символично, что дата казни св. Валентина совпала с римскими
торжествами в честь Юноны, богини любви.
1.3 Третья легенда
Еще одна легенда относится к более раннему времени, когда Рим был
языческим. Она рассказывает о том, как христианский проповедник
Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что он на глазах у всех
исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13
февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо, в память
о котором теперь в День Святого Валентина принято дарить друг другу
поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые "валентинки".
Как все было на самом деле, мы не знаем и уже никогда не узнаем, но,
несомненно, одно - Святой Валентин действительно погиб во имя Любви. И
этой Любви было ему отпущено удивительно много на одну его короткую
жизнь - любовь к Богу, любовь к прекрасной девушке, любовь к людям
вообще, которым он помогал и как священник, и как врач, и как просто
прекрасный человек с огромной, творящей добро душой.
2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА
А есть ли в России аналогичный праздник, связанный с любовью и
семейными ценностями?
Семья – это материальная и духовная ячейка для супружеского счастья
и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная
забота и уважение. Именно такие отношения были в семье православных
святых – Петра и Февронии. Православная Церковь вспоминает их 8 июля. В
истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно
любовью и верностью друг к другу. Этот день многие называют
православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония –
покровители счастливого супружества. И хотя этот день не «раскручен», как
14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви,
могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии.
2.1 История жизни Петра и Февронии
Святые Петр и Феврония, благодаря их неординарному житию,
воспевающему "союз любви, мудрый брак", известны всему миру. "Повесть о
Петре и Февронии Муромских" была любимым чтением русских людей от
царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют "жемчужиной
древнерусской литературы".
Давным-давно жил-был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью,
объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много
вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но
змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и
язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича. На самом же деле, как
предполагают ученые, за несколько лет до этого князь Петр заболел
проказой, от которой никто не мог его излечить.
И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая
девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и
творить многие чудеса.
Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать
княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану.
Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как
умеет, а вылечит — женюсь (рисунок 2). Тогда Феврония зачерпнула ковшом
хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав:
мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской.
Сказано — сделано.
Рисунок 2 – Исцеление Петра
После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке
дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не
приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам
пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на
этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и
согласии.
Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру
принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими
женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что
они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только
козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован
умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.
Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали
жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская
чета — тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому
князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды,
разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. «— Зачерпни воды
из реки левой рукой и испей», — сказала она ему. Тот удивился, но сделал,
как просила. — А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна
другой слаще? Князь признался, что одинаковая. — Так и женское естество
всегда одинаково, — вразумляла его мудрая женщина. — Почему же ты,
забыв о жене, помышляешь о чужой?
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться
освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре,
собрали совет и решили звать князя Петра обратно.
Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь
горожан.С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми
справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали
бедным.
А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже
сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.
Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было
заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее —
Ефросиньей.
Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать
Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам
вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров
для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу
свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они
вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца
июня (по новому стилю 8 июля).
Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили
похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию
— в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили
тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а
князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели
сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались
разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После
этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили
так, как они того хотели.
С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и
чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были
канонизированы православной церковью (рисунок 3), а день их памяти — 8
июля. Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.
Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и
Февронии Муромских» — одна из вершин древнерусской литературы XVI
века. Составил её Ермолай Еразм.
Рисунок 3 – Икона Петра и Февронии
День Петра и Февронии считался и считается счастливым для
заключения брака.
Праведники дали людям новый идеал любви, основанной на родстве
душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...
И как в старину, так и в наше время любой страждущий может
обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах,
благополучия и добра в семейной жизни.
По православной традиции о счастье в брачной жизни и удаче в любви
нужно молиться в храме. А что касается подарков, то в день святых Петра и
Февронии не принято писать друг другу записки, дарить сердечки. Не
принято в этот день ходить в кафе и рестораны, потому что этот праздник
приходится на пост. В этот день на Руси девушкам дарили фигурки зайчат, а
юношам сувенирные ножички.
2.2 Возрождение праздника
Сравнительно недавно, в 2008 году 8 июля в России официально
начали отмечать очень добрый и красивый праздник – Всероссийский день
семьи, любви и верности. В этот день Православная Церковь вспоминает св.
Петра и Февронию, жизнь которых является примером любви и верности для
всех семейных пар. Отсюда и второе название праздника – День Петра и
Февронии Муромских.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города
Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра
и Февронии. Эта идея была единогласно одобрена 26 марта 2008 года в
Совете Федерации России.
Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности
впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
У праздника есть и свой официальный символ, предложенный
супругой Дмитрия Медведева, — ромашка рисунок 4). Центр празднования -
город Муром.
Рисунок 4 – Символ праздника
Почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый
распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности
отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка
издревле была символом любви.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8
июля (рисунок 5).
Рисунок 5 – Медаль
С 2009 года в российских городах начали устанавливаться
скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония
Муромские». Цель памятников создание положительного образа семейных
ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в
браке, рождение и воспитание детей в духелюбви
Памятник Петру и Февронии в Ярославле на Родине. Предполагается,
что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки
приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
День семьи, любви и верности - очень добрый и красивый праздник,
который быстро обрёл популярность в нашей стране. Конечно, жизнь с тех
времен, когда жили Пётр и Феврония, изменилась, но остались и вечные,
непреходящие ценности, к которым относятся Семья, Любовь, Верность. Эти
общечеловеческие ценности очень важны в нашей жизни. Семья дает
человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Нам следует
стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник. Мы должны
брать пример с этих святых, семейная жизнь которых стала идеалом
супружества, любви и верности.
Не случайно в 2008 году в Год семьи Всероссийский день семьи, любви
и верности получил статус официального праздника. Это является
признанием, важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых
поколений, достижении общественной стабильности и прогресса.Вся
несуразность празднования русскими людьми так называемого Дня святого
Валентина тем более наглядна, что у нашего народа уже не одно столетие
есть собственный праздник святых Петра и Февронии — подлинный День
семьи, любви и верности. В отличие от «Валентинова дня», прославляющего
влюбленность, наш праздник прославляет СЕМЬЮ.Наверно, каждый из нас
слышал именаПетра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей
историей вечной любви сталисимволом супружеской жизни.Они смогли
воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения,
любви и верности.
Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и
смертичудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле
всю свою жизнь.
История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена
сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и
подлинной любви. Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в
шестнадцатом веке.
Вся несуразность празднования русскими людьми так называемого Дня
святого Валентина тем более наглядна, что у нашего народа уже не одно
столетие есть собственный праздник святых Петра и Февронии —
подлинный День семьи, любви и верности. В отличие от «Валентинова дня»,
прославляющего влюбленность, наш праздник прославляет СЕМЬЮ.
Супружеская пара благоверных святых Петра и Февронии Муромских есть
достойный для многих поколений пример того, как супружеская любовь и
верность способны преодолевать все житейские преграды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Леонтьева, Н. Святые земли русской: [Увлекательные истории о
самых почитаемых православных святых] / Н. Леонтьева // Детская
энциклопедия АиФ. – 2011. – № 2. – С. 1-72.
2. «Умерли они в один день и час» : [Легенда о Петре и Февронии
Муромских] // Комсомольская правда. – 2011. – 8 июля (№ 99). – С. 9.
3. Лебедева, В. Особенности национального замужества : [Любовь с
первого взгляда или трезвый расчет – что лежало в основе брака Петра и
Февронии, ставших символом Дня семьи, любви и верности] / В. Лебедева //
Крестьянка. – 2010. - № 7/8. – С. 28-29.
4. Лященко, А. Праздник Петра и Февронии / А. Лященко, Е.
Шипкова // Народное творчество. – 2009. - № 4. – С. 2-4.
5. Одесский, М. Святые Петр и Феврония Муромские / М. Одесский
// Крестьянка. – 2008. - № 10. – С. 92-95.
6. Петр и ФевронияМуромские : [О святых Петре и Февронии
Муромских] // Юный художник. – 2008. - № 9. – С. 6-9.
7. Ужанков, А. «Любовь никогда не перестает…»: [О Муромском
князе Петре и его жене Февронии] / А. Ужанков // Наука и религия. – 2008. -
№ 4. – С. 24-25.
8. Петр и Феврония Муромские // Герои русской истории. – М.:
Белый город, 2006. – С. 108-109.
9. Шелагина, Т. Любовь торжествует над временем : [О
Всероссийском дне семьи, любви и верности] / Т. Шелагина // Библиотека. –
2009. - № 9. – С. 10-12.
10. Новоселова, Е. Ромашки вместо «валентинок»: [В России
отмечается День семьи, любви и верности] / Е. Новоселова // Российская
газета. – 2009. – 8 июля (№ 123). – С. 8.
11. https://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-
dukha-naroda/petr-i-fevroniya-ne-vlyublennost-vernos
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ с когнитивными особенностями
- Классный час "Огонь и человек" для детей
- План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на летний период в подготовительной группе
- Сценарий зимнего праздника "Новый год" старшая группа
- Комплексная работа по диагностике метапредметных результатов учащихся 7 классов
- Опыт дистанционного обучения учителя начальных классов