Обобщение опыта работы "Цветопись - приём работы на уроках чтения"

Обобщение опыта работы
Тема: «Цветопись - приём работы на уроках чтения »
Формирование навыков чтения сложный процесс, и на каждом его
этапе перед учителем и учащимися стоят большие задачи.
Одна из них научить учащихся слушать слово, художественное
произведение, т.е. воспринимать художественное произведение на слух. Для
этого используются следующие приёмы.
Приёмы:
1) представить, то о чём читаешь в красках, звуках, формах;
2) представить себе героев, ситуацию, обстановку, оценить свои
переживания, поступки героев;
3) работать над новыми словами ( в тетради);
На каждом уроке чтения работа по совершенствованию навыка чтения
предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению
могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, выписываются на доску
или в тетрадь, которые обязательно есть у каждого ученика. Записи в
тетрадях дисциплинируют учащихся, вызывают творческой интерес к
изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к
предложению, словосочетанию, самому слову. Обогащает словарь детей, так
как незнакомое слово не только читается, но и записывается.
4) читать обязательно вслух
В процессе чтения вслух работает мышление, память, речь, восприятие,
фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарвт
смысловой переработки
информации); потом продолжить чтение можно про себя.
5) использование цвета (как дополнительные средство восприятия
произведения и
творчества автора в целом).
Значение цветовой лексики огромно, цвет подчёркивает яркость,
выразительность произведения. Впечатление цветовой насыщенности
усиливается за счёт слов, прямо цвет не называющих, а заключающих в себе
представление о нём. Например: слова звезда, заря говорят о красном цвете,
небо, море о голубом, трава, леса о зелёном, снег, снежинкка о белом и
т.д. Изучая произведения русского народного творчества, учащиеся сделали
вывод, что в этих произведения преобладает жёлтый или золотой цвет.
Анализируя произведения, приходим к выводу о том, что это связано с
поклонением наших предков солнцу источнику тепла, света и жизни. В
сказках А.С. Пушкина, русских народных сказках используется золотой
цвет при описании одежды, украшений героев, городских построек. Широко
используется авторами белый цвет: при описании зимы, зимних признаках, в
произведениях устного народного творчества при описании красоты героев
(белое лицо, шея и т.д.). Этот цвет ассоциируется с понятиями чистого,
радостного, светлого, торжественного, праздничного и в то же время
успокаивающего. Это цвет радости и красоты. Распространён в
произведениях и синий цвет, этот цвет связан, прежде всего, с морем и
небом. Значение синего цвета однозначно. Это сила морского простора,
символ спокойствия, молодости, скромности и одухотворённости. Красный
цвет в произведениях может обозначать двоякое значение. Он может играть
как положительную роль по отношению к добру, красоте, так и
отрицательную. Красный цвет указывает на красоту, здоровье героев.
Обладает красный цвет и символом величия. Сочетание «красное солнышко»
взято из древней поэзии и означает «мудрое», «любимое». Этот цвет
считался в народе самым лучшим, ярким, праздничным. Но красный цвет мог
описывать и несчастья, ложь, смерть (по кровавой мураве). Однако таких
моментов в произведениях немного. Чёрный цвет всегда был символом горя,
несчастья, печали. Этот цвет может содержать значение беды или её
предупреждения. Зелёный цвёт символизирует дружбу, молодость, уважение.
Этот цвет выступает в качестве традиционной характеристики леса, луга,
травы; в то же время зелёный цвет ознчает тайность, создаёт охранительное,
защитное значение.
При изучении стихотворений вместе с учащимися делаем «цветопись»
стихотворения. Эта работа требует тщательного анализа каждой строки,
понимание прочитанного, активизируются такие мыслительные процессы
как анализ, мышление, установление связей, формируется умение обобщать,
делать вывод. Способствует осуществлению метапредметных связей.
Например: Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия
произведений, придавая им разные оттенки грусти, радости, тревоги,
смятения, таит неисчерпаемые возможности для передачи богатого
содержания. В каждом произведении свой колорит, указывающий на
определённую направленность произведения…..