Методическая разработка мастер-класса "Здоровье и хореография"

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Дом творчества «Вектор» г. Новокузнецка
Методическая разработка мастер-класса
««Здоровье и хореография»»
Клименко Надежда Евгеньевна
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
В последнее время в стране резко возросло и ширится движение за
здоровый образ жизни. Большая ответственность за здоровье маленького
человека ложится на плечи педагогов дошкольных образовательных
учреждений. Понимая важность этой проблемы, педагоги дополнительного
образования целенаправленно ведут работу по охране и укреплению
физического и психического здоровья ребенка, в том числе его
эмоционального благополучия через музыку и естественную потребность в
движении.
Актуальность укрепления здоровья ребенка
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной
подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных
нагрузок в школе.
Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит
успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным
нагрузкам.
Основные показатели, характеризующие здоровье детей в нашей стране,
имеют неблагоприятную динамику. Количество детей с хронической
патологией за последние 10 лет по данным НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков увеличилось в 2 раза. Из отклонений в состоянии здоровья
ведущей является патология опорно-двигательного аппарата. Приведенные
данные заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты.
Основными причинами являются: ухудшение экологической обстановки;
высокий процент рождаемости ослабленных детей; частые заболевания,
ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие ребенка;
ограничение двигательной активности (дети много времени проводят у
экранов телевизоров, компьютеров).
Проблема нарушения осанки обостряется с каждым годом. Правильную
осанку, нужно формировать, как и все двигательные навыки, с самого раннего
детства, пока тело еще строится, и костная система находится в стадии
формирования. При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на
суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь
опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника
и сводов стоп. Нарушение осанки, помимо косметического дефекта, нередко
сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца,
легких, желудочно-кишечного тракта, сопровождается быстрым
наступлением утомления. Но нарушение осанки – это не болезнь, а пока лишь
нарушение развития костно- мышечного аппарата.
В нашем детском саду разработана система коррекционно-
профилактической работы, направленная на формирование, сохранение и
укрепление здоровья детей. Одним из направлений этой системы являются
занятия хореографией, позволяющие смотреть на музыкально-ритмическое
воспитание как важный процесс развития многих физиологических функций
человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно – мышечной
деятельности детей. Разнообразные виды шагов, различные упражнения для
рук, головы, корпуса и стопы, да буквально каждое движение на занятии
призвано положительным образом воздействовать на опорно- двигательный
аппарат. Поэтому занятие хореографией имеет не только художественно
эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровье
сберегающее влияние на организм дошкольника.
Танец и здоровье ребенка
Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой
древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и
коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной
терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической
культуре основан на альтернативном движении, немедикаментозной помощи
человеку. Танцетерапия воздействует не только на физическое тело, но и на
эмоциональное состояние ребенка. Именно в дошкольном возрасте дети не
испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-
то не получиться. Свобода движения - это лёгкость и радость. Очень мне
нравится девиз: «Танцевать - ум развивать». Именно в дошкольном возрасте
закладываются основы гармоничного умственного, нравственного,
физического развития, формируется личность ребёнка.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые
комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать
друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях - все они не
предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям
интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.
Эмоциональность достигается не только музыкальным
сопровождением, но и образными упражнениями, сложными композициями,
которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к
подражанию, копированию взрослых.
Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и
великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из
пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки
- творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и
волю.
Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно
не зрителям, а детям.
Танец-это двигательная деятельность под музыку, который является
многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
Способствует развитию мышечной выразительности тела,
формирует фигуру и осанку, развивает равновесие и координацию
движений, устраняет недостатки физического развития, укрепляет
здоровье;
Снимает психоэмоциональное напряжение, зажатость и
скованность, мышечную закрепощенность;
Улучшает физическое самочувствие;
Формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость,
волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
Развивает творческие способности (внимание, мышление,
воображение, фантазию);
Воспитывает коммуникативные способности, устанавливает
дружеские связи с другими детьми;
Повышает работоспособность;
Дает выплеснуть энергию;
Переработать свою агрессию и страх;
Пробудить положительные эмоции;
Избавляет от нервных перегрузок;
Задачи занятий по хореографии:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Формирование у ребенка пожизненной установки на здоровый
образ жизни;
Формирование правильной осанки, укрепление суставно-
двигательного и связочного аппарата, развитие природных
физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата
ребенка;
Поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по
принципу нарастающего интереса) ритмикой, элементарными
представлениями о видах хореографического искусства с опорой
на содержательный и выразительный музыкальный материал;
Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного
мышления, самостоятельного художественного осмысления
хореографического материала.
Характерные особенности занятий хореографией
На каждом году обучения дается материал по основным разделам:
Ритмика
Танец
Музыкальные игры
Пальчиковые игры
Партерная гимнастика
Релаксация
Раздел Ритмика
предусматривает активизацию музыкального восприятия детей через
движение, развивает координацию движений, ориентацию в
пространстве и чувство ритма. Упражнения с предметами: мячами,
лентами, скакалками, бубнами, обручами активизируют мелкую
моторику и цепкость пальцев, развивают образность мышления, а это
в свою очередь снимает «зажатость» и скованность у детей,
повышается жизненный тонус.
Раздел Танец
включает в себя тренировочные упражнения, комбинации движений,
которые формируют хорошую осанку, гибкость и координацию;
укрепляет мышцы опорно-двигательного аппарата; укрепляет
мышцы стопы и связки, что препятствует образованию
плоскостопия; становятся подвижными суставы; совершенствуются
движения; развивает художественно-творческие способности такие
как пластичность и выразительность, инициативу и творческую
фантазию.
Раздел Музыкальные игры
. способствует развитию воображения, музыкально-творческих
способностей ребенка, снимает мышечную закрепощенность,
улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей;
развивает наблюдательность, зрительную память.
Раздел Партерная гимнастика
способствует формированию правильной осанке, укреплению
мышечного корсета, профилактике плоскостопия, развитию
гибкости. Применение специальных упражнений дает возможность
нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза,
положение и форму грудной клетки, добиться симметричного
стояния пояса верхних конечностей.
Раздел Пальчиковые игры
развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает
координационные способности пальцев рук. Выполнение массажных
манипуляций расширяют капилляры кожи, улучшая циркуляцию
крови, активно влияют на обменные процессы организма,
тонизируют центральную нервную систему, поднимают настроение
и улучшают самочувствие.
Релаксация
способствует коррекции психофизического здоровья; повышает
иммунитет детей; снимает напряжение и раздражительность,
головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Обязательная подача танцевального материала в системе связей
«педагог воспитанник» через образ, игру, сюжетность,
многообразный спектр эмоций и актерское перевоплощение;
Предлагаю упражнения на развитие ритма, партерной гимнастики, на
расслабление, игры с элементами театрализации и ритмические танцы,
которые будут интересны детям.
Ритмический танец «Летка - енька»
Упражнения выполняются по четыре раза.
1 такт – прыжки на двух ногах с продвижением вперед: два больших, три
маленьких.
2 такт – выставляем пятку вперед, руки свободно.
3 такт – три подскока вперед и хлопок, три подскока назад и хлопок.
4 такт – выполняется упражнение «чарльстон» с поворотом на 180
º
.
5 такт – руки на верх, идти спиной в круг, одновременно ставя «точку»
ногой, шаг точка и так три раза, вперед то же.
Слово на ладошке
Цель: развить память, внимание, ритмическую и интонационную
точность
Педагог произносит слово, а дети их прохлопывают (например, Я МАМА-
ПАПА-Я; Я- БАБУШКА; Я – БАБУШКА –ДЕДУШКА; словосочетания-
БАРАБАНИТ ЕЖИК; ТИКАЮТ ЧАСЫ)
Ребенок произносит слово, а дети прохлопывают.
Ребенок называет слово и сам прохлопывает
Хомячок
Раз-два-три хлопают в ладоши
Хомячок. прыгают по 6 позиции
Симпатичный толстячок. ноги по 2 позиции, наклоны
вправо-влево
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара (поднимаем плечи вверх,вниз)
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз (плавно приседают)
И с него свалилась вниз.(резко падают)
Партерная гимнастика для дошкольников
«Неваляшка»
Развивает координацию движений. Дети лёжа на спине, вытянув
руки и ноги, перекатываются то на правый, то на левый бок.
«Фасолинки»
Развивает координацию движений в пространстве. Дети лёжа на
спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот,
на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки.
«Лодка»
Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув
ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то
на левое бедро, имитируя движения лодки.
«Дождик»
Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу потихоньку
начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно
увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.
«Велосипед» Идет работа с поджелудочной железой, очищаются
и восстанавливаются органы пищеварения.
Дети, лежа на спине, отводят руки за голову. С оттянутыми
носочками надо оторвать ноги от пола и динамично сымитировать
езду на велосипеде.
Музыкально-ритмическая композиция
(исполнитель песни Алина Кукушкина, название песни «Зарядка»).
Построение в колонну по одному.
ВСТУПЛЕНИЕ (медленная часть)
Бег по кругу на носках, руки на поясе.
ВСТУПЛЕНИЕ (быстрая часть)
Подскоки с ноги на ногу с продвижением вперед. Построение врассыпную.
Повороты туловища влево-вправо. Полуприсед, руки под правую щечку,
выпрямиться;
полуприсед, руки под левую щечку, выпрямиться (повтор 2 раза). Руки перед
грудью, кисти
висят («лапки»).
1 КУПЛЕТ
На слова «Зайцы» - кисти приставить к голове («ушки»).
На слова «встали» - руки в стороны;
На слова «по порядку» - руки перед грудью, кисти висят («лапки»).
На слова «Зайцы» - кисти приставить к голове («ушки»).
На слова «делают» - руки в стороны.
На слова «зарядку» - руки перед грудью, кисти висят («лапки»).
На слова «Саша, то же не ленись На зарядку становись» - согнуть правую
руку, локтем
поставить на кисть левой руки, согнуть пальцы в кулак все, кроме
указательного. Грозить
пальцем.
ПРИПЕВ 1
На слова «Прыг-скок, руки вверх» - прыжки на месте, руки вверх.
На слова «Прыг-скок, руки вниз» - прыжки на месте, руки вниз.
На слова «А теперь давай, дружок, потянись» - подняться на носки, руки через
стороны
вверх; опуститься, руки через стороны вниз.
Повтор 2 раза.
2 КУПЛЕТ
На слова «Рядом ежик» - поворот в правую сторону, руки вперед, ладонями
вверх.
На слова «травку топчет» - выпрямиться, руки на пояс.
На слова «Заниматься» - поворот в левую сторону, руки вперед, ладонями
вверх.
На слова «с нами хочет» - выпрямиться, пальцы рук к груди.
На слова «Будем с ежиком шагать, Ножки выше поднимать» - ходьба на месте,
с высоким
подниманием коленей.
ПРИПЕВ 2
На слова «Топ-топ» - приставной шаг вперед.
На слова «шаг вперед» - правую ногу выставить на носок, приставить.
На слова «Топ-топ» - приставной шаг назад.
На слова «шаг назад» - правую ногу выставить на носок, приставить.
На слова «А теперь в ладошки хлоп» - наклон вперед, руки вперед;
выпрямиться, хлопок в
ладоши.
На слова «Ножки встали» - наклон вниз, дотронуться руками до коленей.
На слова «и стоят» - выпрямиться.
Повтор 2 раза.
ПРОИГРЫШЬ
Подскоки с ноги на ногу с продвижением вперед.
3 КУПЛЕТ
На слова «А лягушки на кувшинке» - сесть на корточки, колени в стороны,
руками
дотронуться до пола.
На слова «Дружно выпрямили спинки» - встать на колени, руки на пояс.
На слова «Ставят лапки по бокам И качаются слегка» - повороты влево -
вправо; встать на
ноги.
ПРИПЕВ 3
На слова «Кач - кач» - ноги слегка расставить, руки в стороны согнуты в
локтях, пальцы
растопырены. Наклон в правую сторону, левую ногу согнуть в колене.
На слова «вправо-влево» - выпрямиться.
На слова «Кач - кач» - ноги слегка расставить, руки в стороны согнуты в
локтях, пальцы
растопырены. Наклон в левую сторону, правую ногу согнуть в колене.
На слова «влево - вправо» - выпрямиться.
На слова «Вот такая» - сесть на корточки, колени в стороны, руками
дотронуться до пола.
На слова «лягушачья» - выпрямиться, руки в стороны согнуты в локтях,
пальцы
растопырены.
На слова «И зарядка» - сесть на корточки, колени в стороны, руками
дотронуться до пола.
На слова «и забава» - выпрямиться, руки в стороны согнуты в локтях, пальцы
растопырены.
На слова «Кач - кач» - ноги слегка расставить, руки в стороны согнуты в
локтях, пальцы
растопырены. Наклон в правую сторону, левую ногу согнуть в колене.
На слова «вправо-влево» - выпрямиться.
На слова «Кач - кач» - ноги слегка расставить, руки в стороны согнуты в
локтях, пальцы
растопырены. Наклон в левую сторону, правую ногу согнуть в колене.
На слова «влево - вправо» - выпрямиться.
На слова «Вот такая» - сесть на корточки, колени в стороны, руками
дотронуться до пола.
На слова «лягушачья» - выпрямиться, руки в стороны согнуты в локтях,
пальцы
растопырены.
На слова «И зарядка» - сесть на корточки, колени в стороны, руками
дотронуться до пола.
На слова «и забава» - сесть на пол, ноги вместе, руки упор сзади.
4 КУПЛЕТ (медленно)
На слова «Ладно, хватит заниматься» - наклон вперед, руками тянуться к
носкам.
На слова «Побежали умываться» - руки упор сзади, ноги согнуть в коленях,
поочередно
дотрагиваться носками ног до пола.
На слова «Котик лапкою махнет, Сашу мыться позовет» - встать, движение
руками как
будто зовем с собой.
ПРОИГРЫШЬ
Подскоки по кругу с ноги на ногу с продвижением вперед.
Картотека игр и этюдов с элементами театрализации
для детей дошкольного возраста
На развитие внимания «Давайте потанцуем» Ведущая предлагает детям
потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок,
а мальчики – когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно
и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая
мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.
«Будь внимателен!» Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово
«Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» -
лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на
одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.
«Слушай хлопки» Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в
ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на
одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу
лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между
ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Заводные игрушки» В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы,
зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек
включается завод». Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети
возвращаются на свои места.
Упражнение на расслабление (релаксация)
(звучит «Колыбельная») Педагог.
Наши ножки устали,
Садятся на ковер и поглаживают ноги.
Они прыгали, скакали.
Наши ручки устали,
Поглаживают руки.
Они хлопали, играли.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются.
Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку.
Глазки засыпают,
Дети отдыхают.
Список литературы для педагогов
1. Бекина, С. И. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина М.: Просвещение,
1993. 280с.
2. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие
для практических работников ДОУ [Текст] / Н.В. Зарецкая М.: Айрис-
пресс, 2008. – 112с.
3. Ветлугина, Н. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.Ветлугина М.:
Просвещение, 1976. – 182с.
4. Колодницкий Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей [Текст] / Г.А.Колодницкий М.: Просвещение, 1988 121 с.
5. Левин, М. В. Гимнастика в хореографической школе [Текст] / М.В.
Левин М.: Терра спорт, 2001. 97 с.
6. Руднева, С. Ритмика [Текст] / С. Руднева, Э.Фиш М.: Просвещение,
1972. 112с.
7. Череховская Р.Л, Танцевать могут все [Текст] / Р. Л. Череховская Мн.:
Нар.Асвета, 1973. 171 с.
8. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу [Текст] / В.Г.Шершнев М.:
Издательский дом «Один из лучших», 2008. 44 с.
Черемнова, Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для
детей. 2008 – 121, [2] с.: [8] л., ил. – (Мир вашего ребенка).