Роль внешкольного мероприятия в ДШИ на примере лекции–концерта "Волшебный мир балета"

1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Белохолуницкая ДШИ»
Роль внешкольного мероприятия в ДШИ на примере
Лекции – концерта « Волшебный мир балета»
Автор: преподаватель высшей категории
Тетенькина Людмила Леонидовна
г. Белая Холуница
2019 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Роль хореографического искусства в воспитании
культуры детей
Глава2. Роль внешкольного мероприятия в жизни школы.
Глава 3. Содержание лекции-концерта
Глава 4. Заключение
Глава 5. Список использованных источников
Введение
Наиболее распространенной и доступной формой внешкольных
концертных мероприятий в ДШИ являются лекции концерты, так как
основная цель лекций это изложение определенного учебного
познавательного материала преподавателем, и как иллюстрации к данному
материалу исполнение произведений учащимися, что является концертом.
В нашей школе искусств с 2005 проводится внешкольное мероприятие
«Музыкальная гостиная»
В течении 14 лет было проведено 30 лекций-концертов, посвященных
разным темам.
Эта лекция концерт была подготовлена к году русского балета в
России и к 200-летию Мариуса Петипа (1818- 1910)
Цель Привлечь внимание к русскому балету и учащихся всех
отделений школы и жителей нашего города.
Для достижения поставленной цели и проводится лекция-концерт в
рамках « Музыкальной гостиной».
Объединение учащихся разных отделений и создание условий для
разностороннего личностного развития учащихся.
Задачи:
- Образовательная: повторение и закрепление пройденного материала,
получение новых знаний и навыков.
Расширение кругозора.
- Воспитательная: воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
- Развивающая: развитие творческого воображения и эмоциональности.
1. Доказать, что мир русской балетной музыки, важнейшая составная
часть нашей культуры,
2. Увлечь слушателей « Музыкальной гостиной» балетной музыкой
3
3. Вызвать интерес и желание смотреть балеты и интересоваться этим
прекрасным миром.
Актуальность
Очень важно познакомить слушателей нашей гостиной с миром балета,
т.к в наше время нельзя сказать, что он является для всей России составной
частью культуры. Исследования показали, что учащиеся образовательных
школ не знают, кто такой М.Петипа.
Музыкальное оформление:
Звук № 1. Адан А. Балет «Жизель», фрагмент
Звук № 2. Прокофьев С.С. Балет «Ромео и Джульетта» Таней рыцарей
Звук № 3 Танец бранли
Звук № 4 Сен-Санс К. «Лебедь»
Звук № 5 Чайковский П.И. «Танец маленьких лебедей»
Звук № 6 Адан А. Балет «Корсар» фрагмент
Звук № 7 Щедрин Р. Балет «Кармен – сюита», фрагмент
Наглядное:
Видео 1. Видеофильм «Волшебный мир балета»», автор -Тетенькина Л.Л.,
технический редактор- Сундарев Г.В.
Декорации, реквизит, атрибуты: Зал, сцена, ноутбук, микрофон, экран.
В мероприятии использованы видео- материалы, выступление педагогов
нашей школы.
Конспект может быть полезен для преподавателей детских школ искусств.
Глава 1
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
"Мы решили выступить с инициативой посвятить 2018 год русскому
балету и Мариусу Ивановчу Петипа. Я думаю, это привлечет внимание
к русскому балету как внутри страны, так и за рубежом", сказала Голодец
О.Ю., заместитель председателя Правительства РФ.
Искусство танца всегда завораживало и приводило в восторг зрителей,
а танцорам приносило чувство самовыражения и удовлетворения
Одним из самых изысканных видов танца считается балет. Это особый
вид сценического искусства, при котором выражение сюжета происходит при
помощи танца, не используя слов и песни.
В формировании эстетической и художественной культуры личности
хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического
воспитания.
Глава 2
Роль внешкольного мероприятия в жизни школы
Духовная жизнь ребенка полноценна
тогда, когда он живет в мире игры,
4
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок…
В.А. Сухомлинский
Положение искусства в обществе всегда определяется тем значением,
которое придается миру человеческих чувств, переживаний, эмоций. Сегодня
в обществе господствуют идеи рационализма, экономической
целесообразности, сциентизма и техницизма. В современных условиях, когда
падает интерес к классическому музыкальному и художественному
искусству, когда наши дети, по сути, стали жертвами массовой популярной
культуры, в значительной степени возрастает роль внешкольной работы.
Цель внешкольной работы в ДШИ формирование особой культурной
компетентности учащихся, включающей в себя:
способность к самореализации своих творческих способностей, к
самоорганизации и самодисциплине;
стремление к расширению кругозора и развитию мышления, эстетического
и художественного вкуса.
Один из компонентов внешкольной деятельности концертно-
просветительская работа и основной формой концертно-просветительской
деятельности является лекция-концерт.
Глава 3
Тема лекции-концерта« Волшебный мир балета»
1) История создания балета
Балет искусство молодое. Ему немногим более 400 лет, хотя танец
украшает жизнь человека с древнейших времён. Термин «балет» появился в
конце 16 века от итальянского балетто - танцевать. Но означал он тогда не
спектакль, а лишь танцевальный эпизод.
2) Создатели балета
У балетного спектакля 5 создателей:
композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер музыканты и
художник. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео»
пляска, «графо» пишу). Художник создает костюмы действующих лиц и
декорации.
3) Танцы древности и средневековья. Франция
Первые танцы древности передавали свои впечатления от
окружающего мира. Первобытные пляски включают в себя элемент
подражания, в которых воспроизводились зов животных, обработку земли,
поклонение богам. Возгласы, пение, пантомима были тесно связаны с
танцем.
4) Зарождение балета. Италия
Официальной родиной балета принято считать Италию XV век.
Однако танец этого периода характерен громоздкими и неудобными
одеждами. Особенно в царствовании Людовика 14 и своё знаменитое
прозвище «Король-солнце» получил после исполнения роли Солнце в
5
«Балете ночи».
Началом балетной эпохи принято считать 15 октября 1581 год, когда
при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято
считать первым балетом «Комедийный балет королевы» или « Цирцея и её
нимфы».
Балет был поставлен для королевы Екатерины Медичи, сама королева
танцевала в нём, её дочери и изображали морских нимф. И до 1681 года в
исполнении балета участвовали только мужчины.
Когда стали допускаться женщины в балете «Триумф любви»
они выходили на сцену в длинных неудобных платьях и в обуви на высоком
каблуке.
Жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц называется
пачка. Чтобы сделать свой танец более воздушным, балерины старались
встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант (в переводе с
французского - кончики пальцев)
5)Балетный романтизм появился изначально на западе. И лучшей
романтической балериной стала Мария Тальони. История жизни и
творчества балерины Марии Тальони очень похожа на всем известную сказку
о неожиданном превращении утенка в лебедя. Разница этого сюжета лишь в
том, что чудесное превращение осуществилось не «волею судеб», а
благодаря собственной силе воли и неиссякаемому вдохновению балерины.
Её отец хореограф Ф. Тальони поставил для неё балет «Сильфида».
Где она изображает существо с крылышками за спиной и венчиком на
голове - образ сильфиды.
6) Создание русского балета
Русская императрица Анна Иоанновна пригласила французского
танцмейстера Жана Батиста Ланде. Именно он открыл первую в России
школу балетного танца «Танцо
́
вальная Ея Императорского Величества
школу», в ней учились кадеты. Кстати танцами они занимались 4 раза в
неделю по 4 часа. И они танцевали в операх.
В это настоящее время хореографическое училище имени Вагановой в
Петербурге.
Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17
февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича.
В селе Преображенском была построена «Комедийная хоромина», где
был поставлен первый в России балет «Орфей и Эвридика»
7) Русский балетный романтизм
Если западноевропейские романтики уводили от реальной жизни в мир
мечты, то для русского балетного романтизма были свойственны поиски
внутренней гармонии человека, обращение к природе, к народному
творчеству.
8) Мариус Петипа
Мариус Петипа, французский и российский солист балета,
балетмейстер, театральный деятель и педагог. Создатель академического
6
русского балета. Прожил в России более 60 лет и поставил 60 балетов.
Получил 10 наград от 3-х русских царей. Двухсотлетие со дня рождения
хореографа Мариуса Петипа в 2018 году широко отмечается в нашей стране.
В честь юбилея балетмейстера в России этот год объявлен Годом балета. В
начале 20 века за рубежом прославил русское искусство.
9) Сергей Дягилев
Это первый балетный импресарио, именно он организовал «Русские
сезоны» в «Париже» в 1909 году. В программу сезонов входили балеты
«Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» все они сыграли
значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и
способствовали установлению моды на всё русское. Сезоны Дягилева дали
миру В. Нижинского, Т. Карсавину, и конечно легендарную Анну Павлову
Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной
техники и мимики, как в русских балерин ещё не показывала не одна
европейская балерина, танцующих до этого времени балет.
Ей подрожали, ею восторгались, в честь потрясающей балерины
короли устраивали приемы, а кондитеры называли торты ее именем. О ней
писали, её рисовали, ей посвящали стихи, а лучший балетный критик Андрей
Левинсон говорил об Анне: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней
чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Её
легендарный номер на музыку Сен-Санса «Лебедь» до сих пор волнует и
потрясает своей красотой и изяществом. Даже умирая, она попросила
приготовить ей костюм Лебедя.
10) П.Чайковский основоположник русского классического балет
«Балет та же симфония» писал Чайковский, создавая балет «Спящая
красавица».
Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику.
Созданные Чайковским три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица"
и "Щелкунчик" - являются замечательными завоеваниями русской
классической музыки.
Глава 4
Заключение
В нашей лекции концерте мы постарались вызвать интерес наших
слушателей к балетному искусству, и к русскому балету в частности.
Активизировали позитивную мотивацию к учебному процессу наших
учащихся, особенно хореографического отделения. Постарались развить у
них творческий потенциал. Расширили кругозор слушателей, познакомили с
творчеством М.Петипа, артистами балета М.Тальони, А.Павловой.
Наполнили процесс обучения радостными, позитивными эмоциями
«Таким образом, цель методического сообщения внешкольного мероприятия
достигнута»
7
Глава5
Список используемой литературы
1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1977.
2. Бочарникова Э. Иноземцева Г. Тем, кто любит балет.- М.: Русский язык,
1987.
3. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 20
4. Пасютинская В. Волшебный мир балета. - М.: Просвещение, 1985.
5. Сраджев В.П. Развитие системы музыкального образования в России:
ретроспективный анализ (на примере детских школ искусств) / В.П. Сраджев,
Е.П. Кондакова, И.П. Мандебура // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - №2.
- С. 129-136.