Применение игровых технологий на занятиях НТМ
Применение игровых технологий на занятиях НТМ.
Цель: анализ видов и форм игровых технологий, применяемых на занятиях НТМ с детьми
дошкольного возраста.
Задачи: 1. Выявить значение игровых технологий на занятиях НТМ с дошкольниками.
2. Обосновать целесообразность применения игровых технологий на занятиях
НТМ с дошкольниками.
3. Определить цели и задачи игровых технологий с детьми дошкольного
возраста.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных
тенденций. Умелое их применение педагогом образовательного учреждения делает
занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для
усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в
игре.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду
деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его
морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа,
служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С.
Макаренко
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное
детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует
развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего
образовательного процесса.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в
форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,
что при правильном руководстве становится:
• способом обучения;
• деятельностью для реализации творчества;
• методом терапии;
• первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Цели и задачи игровых технологий
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать
примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед
зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако
задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся.
Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:
• Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает
интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное
путешествие в мир новой информации и навыков.
• Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности,
проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
• Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со
сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя,
тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
• Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия
стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Игровая форма занятий НТМ создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих как средство побуждения, стимулирования к творческой деятельности.
Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых
действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей
возрастные потребности дошкольников.
Виды игровых технологий в ДОУ
Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую
некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом.
Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра
обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По
мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию
постепенно включаются:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
• группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для
средней и старшей групп);
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать
реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной
групп);
• группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной
групп).
Классификация игр для использования на занятиях НТМ.
1. Игры, направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также
воспитывающие его (игры с использованием счётных палочек Кюизенера,
логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.)
2. Игры, развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его
работе по образцу («На что похожа клякса». Детям нужно придумывать
предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок,
который увидит больше предметов. «Нарисуй по описанию». Воспитатель
зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро
изобразить. «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на
котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам
нужно закончить рисунок.)
3. Игры, развивающие коммуникативные способности («Поводырь для слепого».
Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его
за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о
маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает
установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.)
4. Диагностические игры (Игры можно использовать для диагностики не только
знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например,
музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить
уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.)
По виду деятельности принято делить игры на:
• физические (двигательные);
• умственные (интеллектуальные);
• психологические.
Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в
любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое
самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо
от того, проводит ли его воспитатель, узкий специалист или педагог дополнительного
образования. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами
работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в
своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие,
умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре
дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового,
совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру
им навязывают.
Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми
технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и
желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся
деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами,
условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более
сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в
современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.
Приложения.
Самообразование.
Применение игровых технологий на занятиях НТМ.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Сенсорное развитие дошкольников с речевыми нарушениями"
- Индивидуальный план работы на 2019-2020 уч.год
- Презентация "Знакомимся с цифрой 3"
- Тематическая диагностическая работа по немецкому языку 6 класс
- Сценарий, посвящённый 75 -легию Великой Отечественной войне
- Сценарий выпускного театрализованного представления в Школе радости