Рабочая программа кукольного театра "Лукоморье" 5-7 лет

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 1591
структурное подразделение дошкольное отделение №8
город Москва
Рабочая программа кукольного театра
«Лукоморье»
Возраст 5 - 7 лет.
Срок реализации 1 год
Руководитель: Тиняева О.П
Педагог дополнительного образования
Москва
Аннотация
Детство—самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия
мира. «Говорят, что в первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он
приобретает на всю жизнь. Это неверно: неизмеримо больше!» (М. Волошин. Откровения
детских игр.) Сейчас такое время, когда о чём бы ни заговорили, будь то наука, образование---
всё обрастает массой проблем. Пресса, телевидение и даже детские мультфильмы несут в себе
большой заряд агрессии. Всё это обрушивается на незащищённого эмоционален ребёнка. Как
уберечь его от такой страшной разрушительной силы?? Во все времена огромную власть над
детским сердцем имела сказка, которая заключала в себе мудрость народа, который её создал, в
сказках добро всегда побеждает зло. Дети играют в сказки: им хочется быть похожими на
любимых героев, совершать подвиги, жить их жизнью. Но как перенести детскую игру на
сцену? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра—это исторически
сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный
человеку. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей
своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие
игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и
стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя
рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире.
Дети 3-7 летнего возраста это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы,
интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого
возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и
т.д. Огромную проблему в развитии дошкольников представляет речевое развитие. Связная
речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Занятия кружка будут
способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматического
строя речи, формированию навыков общения. В качестве учебного материала выбрана
фольклорная (народная) сказка. Сказка – близкий и понятный детям способ познания, изучения,
раскрытия действительности. Она открывает перед ребёнком мир народной мысли, народного
чувства, народной жизни. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного
воспитания. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими
возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств:
художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу
образно - конкретного мышления дошкольника помогает ребенку легче, ярче и правильнее
понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного
вкуса. Дети младшего возраста очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному
воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами,
охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим
лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть
непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго
остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле
родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои
чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных
персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в
творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают
виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом,
кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель кружка
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и
перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для
детей тайну театра. Развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства.
Задачи программы
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной
деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация,
мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный
строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития
творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение два занятия в неделю.
Продолжительность занятия: 20 мин.
Всего часов в год - 36
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей
и способностей, положения ребенка в семье, уважение личности; использование метода
предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска
художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Воспитательные принципы:
Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам.
Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение,
взаимовыручку, сочувствие и т.д.
Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях.
Воспитывать эстетический, художественный вкус.
Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей.
С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры
на основе русских народных сказок, детских стихов и песен. На занятиях создаются условия,
которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его
творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления
художественной творческой деятельности, развивают художественно-эстетический вкус,
творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь. Формируя привычные
умения и навыки, приемы, действия детей, педагог вызывает заинтересованность их не только в
конечном результате (выступление со спектаклями, изготовление декораций к спектаклям,
участие в выставках работ), сколько к самому процессу творения новых сюжетов или новых
образов. Это соответствует деятельностной природе творчества.
Актуальность
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и
свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое,
развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает
его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира,
что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует
истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным
точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно -
образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
дошкольников. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни
склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи к
сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный
театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или
почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей,
корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают
на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.
Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом
художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и
художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и
музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к
литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания,
побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят
становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества.
Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует
формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как
доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим
людям
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,
обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе
театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как
процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в
детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и
воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом
происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются
высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее
важна, чем сам спектакль.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 5 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в
кружке 10 - 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество
позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к
обучающимся, что очень важно. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей, их
родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные
виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать
данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с
куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над
выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых
основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с
большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному
оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и
методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст
обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Форма проведения разная. При
этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений.
Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может
меняться.
Работа с педагогами
Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер -
классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями
Предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки,
информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование
по вопросам театрализованной деятельности детей.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Устав образовательного учреждения
- Конституция РФ
- Приказ № 1155 от 17 октября 2013г. об утверждении Федерального Государственного
образовательного стандарта Минобрнауки
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Москвы
Регистрационный N 28564
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программа, подобрана из
числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль
педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-
пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности
воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и
эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является
содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Основные компоненты
Способы распознавания
Мотивы и ценности
Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои
навыки работы с куклой.
Знания
Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий
людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор,
бутафор, актер).
Умения
Делать куклы, работать с куклой над ширмой.
Доминантные качества
личности
Приобретение необходимых личностных качеств.
Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно-
иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный
пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение,
участие в праздниках, конкурсах.
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение,
игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках,
концертах.
Формы работы с родителями:
консультации,
привлечение в подготовке к выступлениям, изготовлению кукол, декораций,
участие в выступлениях.
Методики и технологии, используемые на занятиях:
Образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология
игровой деятельности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Комплекты настольных театров.
Комплекты плоскостных фигур для фланелеграфа.
Перчаточные куклы.
Ростовые куклы.
Планшетные куклы.
Атрибуты для игр.
Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
Ширмы.
Фонотека детских песен, стихов, сказок.
Аудио, видеоаппаратура.
Видеотека.
Игротека.
Методическая литература.
Планы и конспекты занятий.
Подборка детских стихов, пьес и сценариев.
Таблицы: «Виды кукол», «Эмоции».
Карточки диагностики творческой деятельности детей
Ожидаемые результаты
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание,
эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение,
познавательные процессы, фантазии).
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные
навыки; любовь к животным).
Знание правил кукловождения.
Участие в спектаклях
Умение воспроизводить простейшие действия с перчаточной куклой без ширмы.
Умение передавать тембром и темпом речи отличительные особенности
персонажей стихов, песен, сказок, мелкими движениями пальцев рук передавать
движения перчаточных кукол.
Умение инсценировать стихи и песни.
Приобретение навыков работы в группе.
Применение правил кукловождения на практике.
Умение выражать различные эмоции.
Умение изменять концовки сказок на «добрые».
Проявление интереса к занятиям и активности в продуктивной деятельности.
Умение работать в коллективе.
Умение сочинять сказки и рассказы небольших размеров.
Мониторинг освоения детьми программного материала
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на
результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию
коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;
знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия,
может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои
знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется
назвать различные виды театра.
2.Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения,
поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев;
творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных
героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью
педагога.
3.Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о
различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства
выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные
средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над
спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем. Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий:
концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам,
родителям.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1967.
4. Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг - познавательные,
развлекательные, конкурсные и игровые мероприятия для старших
дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение,
1989.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
7. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1999.
8. Соловьева Н.С. Театр кукол для детей. – М.: Всероссийское театральное
общество, 1995.
9. Ярославцева И. Кукловедение для малышей. – М.: Чистые пруды, 2005.
Рекомендованный родителям
1. Вакуленко Ю.А. Игры, праздники, забавы в ДОУ. – Волгоград: Учитель,
2009.
2. Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
3. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей детей. – Ярославль:
Академия развития, 2008.
4. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. – М.: Время, 2001.
5. Петров И.Ф. Театр предметных кукол. – М.: Владос, 2004.
6. Поляк Л. Театр сказок (сценарии в стихах по мотивам русских народных
сказок для дошкольников). – С-Петербург: Детство-пресс, 2001.