Рабочая программа кукольного театра "Лукоморье" 3-4 года

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 1591
структурное подразделение дошкольное отделение № 8
город Москва
Рабочая программа кукольного театра
«Лукоморье»
Возраст 3 -4 лет.
Срок реализации 1 год
Руководитель: Тиняева О.П
Педагог дополнительного образования
Москва
Аннотация
Рабочая программа Разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в
театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»
Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ).
Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с
учётом специфических для дошкольников видов деятельности.
Программа осуществляет театрализованное развитие детей 3-4 лет в процессе разнообразной
художественной деятельности – изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др.
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий
потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольного возраста всегда
имеет нравственную направленность.
Одной из форм театрализованной деятельности являются игры с выразительными движениями,
которые включают в себя инсценирование песен, литературных текстов, потешек, игровое
творчество детей. Игры с выразительными движениями - форма деятельности ребенка в дошкольном
детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или
сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру
и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы
над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед
необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций,
мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков
(речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). Дети очень любят
сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами
сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские
игрушки и маски. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только эти сказки, но и
многие другие, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами
просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой
момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть
песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-
драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Драматизация литературных
произведений, обыгрывание различных событий, изображение повадок животных приучают ребенка
к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе мы привлекаем родителей, они
помогают детям, участвуя в мини – спектаклях, в качестве рассказчика одного или даже нескольких
персонажей, при этом используя оригамские маски, игрушки совместного изготовления с детьми.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 3 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в
кружке 10 - 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество
позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к
обучающимся, что очень важно. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей, их
родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные
виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать
данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с
куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над
выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых
основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с
большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному
оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и
методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст
обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Форма проведения разная. При
этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений.
Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может
меняться.
В ходе реализации программы реализуются следующие личностные качества детей.
Коммуникативные качества:
- умение принимать себя и других;
- умение видеть в другом человеке его достоинства;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- знание культуры человеческого общения.
Коммуникативные навыки:
- накопление опыта положительного взаимодействия;
- умение находить общий язык;
- умение без насилия решать конфликты;
- навыки эффективного общения;
- умение выражать свое мнение публично;
- навыки коллективного взаимодействия;
- навыки взаимного уважения и признания;
- Деятельностные качества:
- умение планировать свою деятельность;
- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;
- умение действовать в конфликтных ситуациях.
- Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций.
Актуальность темы:
Мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих
психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к
театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со
сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр –
драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное – создать между взрослыми и
детьми отношения доброты, сердечности и любви.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в
себе, застенчивость. Воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения его к
выступлениям перед аудиторией.
Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Занятия проводит педагог дополнительного образования во второй половине дня, по специально
составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.
Количество занятий - 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут.
Количество часов за год - 36
К этой услуге планируется привлечение детей 3 – 4 лет, посещающих дошкольное образовательное
учреждение. Количество детей в группе не более 10 человек.
Цель программы
развитие творческих способностей детей средствами кукольного театра.
Задачи
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Привлекать детей к участию в театрализованной игре. Совершенствовать артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Обогащать театральный опыт ребёнка: знания детей о театре, его истории, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции
театральными куклами разных систем
- Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш, декораций и
атрибутов, подбору музыкального сопровождения)
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а
также их исполнительские умения.
- Формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные
художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка,
развивать художественные способности детей.
Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 3 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в
кружке 10 - 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество
позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к
обучающимся, что очень важно. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей, их
родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные
виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать
данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с
куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над
выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых
основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с
большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному
оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и
методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст
обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Форма проведения разная. При
этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и
передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая
разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя,
его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями,
близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету
спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над
развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм
организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности,
театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни,
самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни,
предметами ближайшего окружения.
основы кукольного театра.
основы актерского мастерства.
проведение игр на развитие мимики, жестов
проведение досугов
Предполагаемые результаты:
Дети 3 – 4 лет:
1. Иметь способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
2. Умение подражать образу героев
3. Обладать умением работать в коллективе
Для успешной реализации поставленных задач моя программа предполагает тесное взаимодействие
с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный
характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами
Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение
мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями
Предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки,
информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование
по вопросам театрализованной деятельности детей.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Устав образовательного учреждения
- Конституция РФ
- Приказ № 1155 от 17 октября 2013г. об утверждении Федерального Государственного
образовательного стандарта Минобрнауки
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Москвы
Регистрационный N 28564
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программа, подобрана из
числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся
основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль
педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-
пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности
воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и
эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является
содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Мониторинг освоения детьми программного материала
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат,
в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной
творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;
знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия,
может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания
в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать
различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое
высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует
единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные
характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы
литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев,
затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их
продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства
выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в
коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками
во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы
для показа другим группам, родителям.
Ожидаемые результаты
К окончанию обучения дети адекватно воспринимают, анализируют образы окружающей
действительности и творчески их отражают, воплощая представления и фантазии средствами
актерской выразительности. Они овладевают необходимыми элементарными знаниями, умениями и
навыками юного актера, к которым относится пантомимика, художественное слово, пение и
музыкальные движения.
Ребенок умеет:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организуя деятельность других детей; -
контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с
эмоциональным состоянием.
Ребенок имеет представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Должен уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя
выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из
разных материалов;
- изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
- выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать:
- некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей
и др.);
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой,
пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной
игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1967.
4. Гальцова Е.А. Дошколятам досуг – хороший друг - познавательные,
развлекательные, конкурсные и игровые мероприятия для старших
дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Просвещение,
1989.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
7. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1999.
8. Соловьева Н.С. Театр кукол для детей. – М.: Всероссийское театральное
общество, 1995.
9. Ярославцева И. Кукловедение для малышей. – М.: Чистые пруды, 2005.
Рекомендованный родителям
1. Вакуленко Ю.А. Игры, праздники, забавы в ДОУ. – Волгоград: Учитель,
2009.
2. Гаркалина Е.В. Театр кукол своими рукам. – М.: ГАЦТК, 2001.
3. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей детей. Ярославль:
Академия развития, 2008.
4. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. – М.: Время, 2001.
5. Петров И.Ф. Театр предметных кукол. – М.: Владос, 2004.
6. Поляк Л. Театр сказок (сценарии в стихах по мотивам русских народных
сказок для дошкольников). – С-Петербург: Детство-пресс, 2001.
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду: Разработки
занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004 -
128с. (Дошкольное воспитание и обучение. – приложение к журналу «Воспитание школьников».
Выпуск 69)
2. Маханѐва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников дошкольных
учреждений. М.: Творческий центр Сфера, 2004.
3. Щѐткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение», 2000.