Сценарий театрализованного эпизода по художественному и документальному материалу по Второй мировой войне

1
Сценарий театрализованного эпизода
по художественному и документальному материалу
по Второй мировой войне
(по мотивам романа Я.Вишневского «Бикини»)
Предисловие ведущего: Вторая мировая война оставила множество прискорбных и
ужасных страниц человеческой жестокости. Так одним из символов трагедии
немецкого народа стал налет союзнической авиации на старейший город
Германии Дрезден в феврале 1945г., который привел к полнейшему его
разрушению и огромным жертвам мирного населения.
Место действия подвал дома, вход завален обломками кирпича, плит, досок.
Звук бомбежки. Зажигается спичка. Добавляется немного света. Он подходит к чему-то
похожему на подсвечник и зажигает в нем свечи. Свет добавляется.
Он: иронией) Добро пожаловать домой. Прости, я сегодня не ждал гостей,
поэтому здесь не прибрано.
Вновь звук бомбежки. Она закрывает глаза и вытягивает перед собой руки, будто пытается
что-то найти на ощупь. Он прижимает ее к себе. Потом снимает шинель и стелет на
землю.
Он: (шепотом) Приляг… (обнимает, ложится рядом)
Он: Как ты думаешь, они нас ненавидят?
Она: Кто? Те, которые в самолетах?
Он: Да, те, которые в самолетах.
Она: Я думаю, что, скорее всего, не лично тебя и меня. Они ненавидят немцев...
Он: Но мы ведь тоже немцы.
Она: Да, это так, но они, как им, наверное, кажется, бомбят Германию, а не немцев.
Они не думают о том, что при этом убивают людей. Им хочется разнести в
пух и прах Германию.
Он: А как ты думаешь, есть ли какой-нибудь другой народ, который мир ненавидит
больше, чем немцев?
Она: Сегодня?! Конечно, нет. Мы уверенно возглавляем список народов,
подлежащих уничтожению. Нам удалось восстановить против себя весь мир.
Думаю, когда мы наконец проиграем эту войну, такое отношение к нам
сохранится еще лет на сто. Поэтому я жалею, что у меня такая чертовски
немецкая фамилия. (помолчав) А почему ты не стреляешь? Тебе ведь
положено...
Он: Это очень простая история.
2
Она: Расскажи...
Он: В сорок первом я окончил консерваторию в Бреслау. Когда-то это был большой,
красивый город. Ты знаешь, где это?
Она: Конечно, знаю! Моя бабушка родилась в тех краях, а дедушка изучал в
Бреслау медицину. У бабушки в альбоме есть много красивых фотографий
Бреслау. То есть было… (заплакала)
Фоторяд 17,3,4,6,5,7,15,18,
Он замечает, что она плачет. Наклоняется над ней и осторожно отводит в сторону
волосы со лба. Стоя на коленях возле ее головы, он убирает со лба пряди ее волос, иногда
случайно прикасаясь к щекам. Кончиками пальцев он нежно гладит ее лицо, вокруг глаз и губ. В
лихорадке.
Он: Моя сестра была похожа на тебя, такая же красивая. Я давно не видел таких
глаз. А война… война когда-нибудь закончится, и я хочу поехать к морю. А
еще так не хватает книг… Когда я умирал от страха в этой могиле, то брал
скрипку, гасил свечи и играл в темноте. И тогда все переставало
существовать, а взрывы бомб становились похожи на аккомпанемент каких-то
огромных, жутко звучащих колдовских бубнов, который лучше всего
подходит для музыки Шопена, Шумана, Бетховена
Из далека добавляется музыка вперемешку с бомбежкой.
Фоторяд 17, 17/1, 13,14,17,16
И когда бомбежка прекращалась, я продолжал играть. Мне даже не хватало этого
аккомпанемента. Каждый отдельно взятый звук я прекрасно запомнил и когда-
нибудь, когда эта проклятая война наконец закончится, воспроизведу по памяти,
переложу на ноты и создам такую симфонию, что охваченным паникой людям
захочется убежать из концертного зала в бомбоубежище. И эту симфонию будут
исполнять каждый день, везде, где только можно, чтобы никто никогда не забыл...
Бомбежка смолкает и остается одна мелодичная музыка.
Он: По вечерам здесь бывает так холодно. Ты тут поваляйся на солнышке да что
я говорю, на двух солнышках, (принес две подставки со свечами) А я
приготовлю нам ужин. У нас есть сухари на закуску, сухари в качестве
главного блюда и роскошный десерт из сухарей. Из напитков имеется
отличная югославская сливовица в бутылке из-под лимонада и родниковая
вода из канистры. У нас нет рюмок, нет фарфора и скатерти тоже нет, но зато
3
все будет романтично, при свечах.
Она смеется. Искренне, от души. Он стелет перед ней какую-то мятую тряпку как
шикарную скатерть. Ставит перед ней поцарапанную алюминиевую тарелку раскрошившихся
сухарей. По обе стороны от нее он кладет две салфетки, неумело вырезанные из марли.
Звучит немецкая ресторанная музыка довоенных лет.
Она усаживается у тарелки с сухарями. Они сидят лицом к лицу и грызут сухари,
притворяясь, будто наслаждаются великолепным ужином. Он вытягивается перед ней, как
официант, с изысканным поклоном подливает ей воду в металлическую кружку
Он: Вина?
Она: (капризничая) Это вино мне не по вкусу.
Он доставал коричневую бутылку и добавляет несколько капель сливовицы в воду, она поднимает
кружку к носу
Она: О!.. Какой восхитительно изысканный букет! (смакует сухарь) Это воздушное
безе со вкусом ванили просто исключительно! А это моя любимая клубника со
сливками, я ее обожаю! Шарлотка, моя любимая шарлотка!
Он игриво вытирает крем с ее губы. Смотрит ей в глаза, хочет поцеловать.
Она: Сыграй мне что-нибудь. После десерта, но до того, как нам подадут сырное
блюдо с виноградом.
Он молча встает. Медленно подходит к чему-то, напоминающему небольшой алтарь, на
котором лежит скрипка и смычок. Он берет их и начинает играть вальс Штрауса. Звучит
скрипка, к ней добавляется звук бомбежки.
Она видит только его силуэт. Свет падает только на его руки. Она берет подставку со свечами.
Подходит чуть ближе к нему и садится на землю. Кусает пальцы, она вглядывалась туда, где он
стоит, и слушает.
Не прекращая играть, он медленно приближается к ней. Она встает. Обнимает его. Они
начинают кружиться в танце. Они танцуют, прижавшись друг к другу. Вдруг наступает
тишина. У нее на глазах слезы.
Он: (полушепотом) Все будет хорошо, все будет хорошо, вот увидишь...
Подает ей руку и подводит к шинели. Склонившись, целует ее ладонь. Она ложится. Он
накрывает ее тулупом. Садится рядом Свет на них.
Текст за кадром: У них можно было забрать молодость, украсть свободу, можно
приказать им было повзрослеть раньше срока и по приказу же умереть, но
самое главное переживания у них никому было не отнять. Потому что
никто, к счастью, не знает, где и по какой причине самое главное должно
случиться. А сейчас как раз оно и случилось.
Последний кадр 17/1
Он возвращается к люстре и задувает свечи.