Современные педагогические технологии в деятельности концертмейстера ДШИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА филиала МБОУ ДО
«ШРДШИ» «ДШИ с. Горки»
ТОЯРОВОЙ ИРИНЫ ГЕННАДИЕВНЫ.
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДШИ»
Ноябрь 2019 г.
Содержание:
1. Введение.
2. Основные направления современных педагогических технологий в
деятельности концертмейстера ДШИ.
3. Педагогика сотрудничества.
4. Личностно-ориентированный подход в обучении.
5. Технология развития творческих качеств личности.
6. Технология формирования коммуникативных компетенций.
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
8. Компьютерные музыкальные технологии.
9. Заключение.
10. Список используемой литературы.
1. Введение.
Концертмейстерство, как отдельный вид, исполнительства появился во
второй половине XIX века, когда большое количество камерной
инструментальной и вокальной музыки потребовало особого умения
аккомпанировать солисту.
В то время, концертмейстеры были профессионалами «широкого профиля»:
читали с листа и играли хоровые и симфонические партитуры в разных
ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы.
В настоящее время концертмейстер это одна из самых распространенных
профессий среди пианистов. В современном обществе, в век стремительных
скоростей и открытий, перехода на новые Федеральные государственные
требования проблема использования новых современных технологий в
образовательном процессе весьма актуальна и в деятельности
концертмейстера.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальным
предметам, в хоровом и хореографическом коллективе, на концертной
эстраде и в оперном театре. Работа концертмейстера это не только
разучивание с солистами партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и
умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это
и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей,
умение предотвратить недостатки в исполнении. Таким образом, в
деятельности концертмейстера в органическом единстве объединяются
творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции,
которые трудно отделить друг от друга.
2. Основные направления современных педагогических технологий
в деятельности концертмейстера ДШИ.
Использование современных педагогических технологий необходимое
условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в
современной образовательной системе несет на своих плечах масштабную
задачу– воспитание полноценной творческой личности, способной к
самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку.
Концертмейстер на уроках является помощником, соратником
преподавателя, и одной из основных используемых технологий можно
считать педагогику сотрудничества.
Центральное место в этой технологии отводится ученику, который
рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями,
личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все
особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с
учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках,
формировать адекватную самооценку ученика. Использование технологии
индивидуализации обучения концертмейстером обеспечивает
психологический комфорт учащегося как в классе, так и на эстраде, что
является основой для успешной творческой деятельности. Таким образом,
следующим направлением является личностно-ориентированный подход в
обучении.
Развитие творческих умений у обучающихся является одной из
главных задач современного профессионального концертмейстера. На это
направлена технология развития творческих качеств личности.
Технология формирования коммуникативных компетенций направлена
на развитие навыка вести конструктивный диалог. Технология формирования
социальной и коммуникативной компетентности занимает одно из
приоритетных мест в обучении и воспитании.
Качественный процесс обучения невозможен без внедрения в работу
здоровьесберегающих технологий. Целью таких технологий является
сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к
здоровому образу жизни, противостояние стрессам.
Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий
в деятельности концертмейстера очень актуально, что отражают
компьютерные музыкальные технологии.
3. Педагогика сотрудничества
Данная технология включает в себя четыре субъекта образовательного
процесса: педагог концертмейстер ученик, родитель. Из практики работы
с учащимися хорового и хореографического отделений можно привести
пример постоянной вовлеченности родителей в образовательную и
творческую деятельность учащихся. Это всевозможные конкурсы,
викторины, концерты, чаепития, где родителям предоставляется возможность
активного участия в мероприятии. Таким образом, весь квартет должен
действовать сообща, без доминантности над другим. Отношения с
обучающимися должны быть направлены на активное вовлечение их в
самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество
педагог–концертмейстер должно основываться на взаимопомощи,
взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.
Особенно показателен в педагогике сотрудничества гуманно–личностный
подход к ученику, объединяющий в себе ряд идей:
- веру в ребёнка
- мастерство и тактичность общения
- отсутствие прямого принуждения
- толерантность к ученическим недостаткам
- формирование положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение
собственной точки зрения обучающегося.
Педагог ученик концертмейстер. Педагог выполняет активную
функцию, ведёт урок, концертмейстер вникает в творческий замысел
коллеги, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из
важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для
концертмейстера помочь ребёнку (или коллективу учащихся) разучить его
партию. Поэтому, что касается, работы с вокалистами. вначале пианисту
придётся совмещать подыгрывание партии с собственно партией
аккомпанемента, в классе хореографии помочь понят форму произведения,
уметь начать работы с любой из его разделов.
Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия
с учащимся. На репетиции к концерту задача концертмейстера совместно с
педагогом отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится
мероприятие. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель
каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности,
накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи,
развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.
Учащийся должен чувствовать эмоциональную заинтересованность
концертмейстера.
Немалое значение для результативности работы в классе имеет
характер взаимодействия концертмейстера и педагога, так как от этого
зависит не только эффективность музыкального развития учащегося, но и
воспитание его как человека. Реакция концертмейстера на пожелания и
замечания педагога во время урока и репетиций имеет большое значение для
формирования ученика. Педагог с концертмейстером должны находить
время для совместной работы. Это методическая работа совместное
создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых
уроков; инновационная деятельность поиски нового, актуального
репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами,
создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких
концертных номеров. Совместное чтение с листа найденных композиций,
обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности
учащихся. Приветствуется совместная концертная деятельность коллег,
участие в профессиональных конкурсах, что повышает их исполнительский и
общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую
творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.
4. Личностно-ориентированный подход в обучении.
Центральное место в этой технологии отводится ученику, который
рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями,
личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все
особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с
учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках,
формировать адекватную самооценку ученика. Главное место в
используемой технологии отводится субъекту обучения - обучающемуся. На
занятиях с коллективом концертмейстер в тандеме с преподавателем должны
уметь понять, узнать особенности каждого учащегося, его психологические,
эмоциональные качества, и строить процесс обучения, учитывая личностные
качества каждого ребенка, адаптируя содержание, методы, формы, темп
обучения к индивидуальным возможностям учащихся. Всем известно, что
кого-то мотивирует похвала, кому-то необходима конструктивная критика,
кто-то болезненно обидчив, и в работе с группой учащихся важно уметь
предвосхитить реакцию каждого из них, и, соответственно, строить общение
исходя из максимальной продуктивности процесса, который невозможен при
отсутствия психологического комфорта.
Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому
исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково
пригодный для всех учащихся. Концертмейстер должен помнить, как прошел
предыдущий урок и, исходя из этого, продумать заранее, над чем именно
лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на урок ученика
в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу
менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной,
либо физической нагрузки. Занятия строятся по-разному в зависимости от
способностей учащегося хорового или хореографического отделения,
строения певческого аппарата, физических данных.
Обязательным условием творческого развития учащихся является
установление хорошего контакта, обеспечивающего полное доверие ученика.
Вокалист, хореограф должен быть уверен, что концертмейстер правильно его
«ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его
возможности, сильные и слабые стороны.
Личностно-ориентированный подход позволяет формировать адекватную
самооценку ученика. От своих концертмейстеров требуется не только
музыкальное мастерство, но и человеческая чуткость. Использование данной
технологии концертмейстером обеспечивает психологический комфорт
учащегося как в классе, так и на эстраде, что является основой для успешной
дальнейшей творческой деятельности.
5. Технология развития творческих качеств личности.
Эта технология имеет главный целевой акцент - развитие творческих
возможностей обучающихся. Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках
«слепо» шел за аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания.
Концертмейстер может способствовать развитию креативности в учениках,
эффективно воспитывать художественное воображение, образно–
ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся.
В работе в классе хореографии предпочтительней использовать
импровизацию, а не просто подбирать примитивные гармонии тонико-
субдоминантово-доминантой сферы для поклонов, вступлений, переходов.
Импровизация значительно обогащает фактуру. Слушая такой
аккомпанемент, ученик работает с большей творческой отдачей. Есть
характерные пьесы с звукоизобразительными эффектами, например, «Часы»,
«Кукушка», и другие, в которых партия фортепиано воспроизводит эти
эффекты. Ученик, выполняя упражнения под такой аккомпанемент,
становится соучастником данного действа, так как подлаживается под
данный концертмейстером темп, динамику и характер.
Необходимым условием творческого процесса концертмейстера
является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично
связана с активным поиском, который выражается в раскрытии,
корректировке и уточнении художественного образа произведения,
заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.
Для постановки интересных задач в музыкально-творческой
деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только
по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах
музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии),
хореографических дисциплин. Необходимы разносторонность и гибкость
мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая
осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет
концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Также концертмейстеру по согласию с преподавателем необходимо
использовать в своей работе методы, способствующие активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им
превратиться в субъекты деятельности. Это активные методы обучения:
дидактические игры, деловая игра, решение проблемных задач, анализ
конкретных ситуаций, проведение занятий на мотивационной основе, и т.д.;
Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком
смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является
одной из главных задач современного профессионального концертмейстера.
Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках «слепо» шел за
аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания. Необходимо
искать пути и средства развития творческой инициативы, применять
алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих
задач. Для концертмейстера важно мотивировать учащегося к успеху,
развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление
творческой индивидуальности является необходимым условием для развития
гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись и один
специалист в области искусства. Именно концертмейстер может
способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать
художественное воображение, образно– ассоциативное мышление,
формировать внутренний мир обучающихся.
6. Технология формирования коммуникативной компетенции.
С предыдущей технологией близко сотрудничает технология формирования
социальной и коммуникативной компетентности, занимающая одно из
приоритетных мест в обучении и воспитании. В развитие коммуникативной
компетенции положен деятельностный подход, который направлении на
развитие самостоятельной творческой активности учащихся. Обучение
предполагает совместную деятельность на начальном этапе и
самостоятельную, практическую деятельность в дальнейшем. В процессе
урока нужно работать над различными формами речевого общения, над
умением грамотно ставить цели и цивилизованно отстаивать свою точку
зрения в диалоге, устанавливать и поддерживать контакты с другими
людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях
современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса
подростков.
Концертмейстер в работе на уроке может активно включать учащегося в
беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над
устной аннотацией рабочего материала, учить доказывать и защищать свое
мнение. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный
вопрос, но и ставить его. Использование технологии формирования
социальной и коммуникативной компетенции усиливает положительную
мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и
самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог.
Результатом формирования коммуникативной компетенции должна стать
культура общения обучающегося, которая выражена в грамотности,
соблюдении культурно–речевых норм, бережном отношении к языку.
Планируя свой урок, концертмейстер должен знать особенности каждого
учащегося как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом,
высоким уровнем толерантности.
7. Здоровьесберегающие образовательные технологии
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком
смысле, можно понимать все необходимые способы, методы, формы,
использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья
обучающихся, обеспечивает им безопасные и комфортные условия
пребывания и обучения.
Учреждения дополнительного образования, какими являются детские школы
искусств, решают важные задачи сохранения и укрепления здоровья детей,
используя целительные возможности искусства, известные с давних времён.
Нет смысла комментировать тезис: успешность в обучении возможна лишь в
том случае, если ученик здоров и физически, и психически.
Основные компоненты здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение гигиенических требований к аудитории; (необходимо еще до
начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории,
технического оснащения, температурный режим)
- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
- чёткое планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей
учащихся;
- чередование видов деятельности (виды преподавания: словесный,
наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не
менее трех за урок), организация двигательной активности, это может быть
развитие общей и мелкой моторики;
- включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни.
Применение в педагогической работе здоровьесберегающих
технологий позволяют решать задачи самовыражения, двигательного
раскрепощения учащихся, формирует их позитивное мироощущение,
необходимое для душевного и соматического здоровья.
Критерии удачного урока:
- отсутствие усталости
- положительный эмоциональный настрой
- удовлетворение от занятия
- желание продолжить работу.
К сожалению, сам концертмейстер, как правило, сидит весь рабочий
день в одном статичном положении, с шеей, повёрнутой в сторону солиста,
ухитряясь одновременно читать нотный текст. Нет нужды пояснять, что
результаты со временем негативно сказываются на здоровье. Тем не менее,
эргономичное рабочее место может помочь обеспечить комфорт и, как
следствие, более высокую трудоспособность. Удобство заключается в том,
чтобы смотреть на солиста, не поворачивая головы. Здесь может помочь либо
более удобное расположение инструмента, либо зеркало, установленное на
инструменте. Некоторые концертмейстеры видят отражение ученика в
полировке пианино. Большое преимущество имеют классы, в которых
установлен рояль, тогда концертмейстер может смотреть вперёд, прямо на
учащегося. Немаловажную роль в обеспечении комфорта играют хорошо
распечатанные и удобно разрезанные и склеенные ноты, не требующие
переворотов, или требующие минимального их количества. Желательно не в
бликующих полиэтиленовых файлах. Стул должен быть хорошо
отрегулирован по высоте. Освещение должно быть достаточно ярким для
чтения мелкого нотного текста, но не слепящим. Обязательно соблюдать
перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать небольшую
разминку и гимнастику для глаз.
8. Компьютерные музыкальные технологии
В начале XXI века процессы инновации затронули все социальные
институты и в частности детские школы искусств.
Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно
наблюдать практически на каждом отделении детских школ искусств, в
работе каждого преподавателя. Не является исключением и работа
концертмейстера. Сегодня использование информационно-коммуникативных
технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В своей работе
концертмейстеру приходится использовать много новой нотной литературы,
работать над записью фонограмм, использовать различные мультимедийные
проигрыватели, набирать нотный материал в нотном редакторе. В этой
работе концертмейстеру поможет компьютер, и различные компьютерные
программы.
Можно выделить основные типы музыкальных программ, с которыми
необходимо работать концертмейстеру:
Программы для записи и обработки цифровой музыки (Sound Forge, Adobe
Audition):
Нотные редакторы (Finale, Sibelius);
Мультимедиаплейеры (Winamp, Media Center).
Программы - аудиоредакторы (Nero Mave Editor, Adobe Audition, Sound
Forde и другие) для коррекции фонограмм и музыкальных файлов.
При первом же знакомстве с приведенными выше программами, можно
заметить, что они имеют похожий пользовательский интерфейс. Поэтому,
если вы освоили работу с описанными программами, легко можно освоить и
аналогичные программы.
Следует также отметить, что современные информационные
технологии позволяют эффективно использовать обширную информацию,
которая все более доступна. Здесь на помощь концертмейстеру приходят
Интернет - ресурсы. Из наиболее часто используемых вокальный архив
России, нотный архив Бориса Тараканова, страничка концертмейстера балета
и другие. В Интернете можно найти дополнительную информацию о
произведении, подходящую инструментовку, можно также прослушать
исполнение других солистов, сравнить. Часто концертмейстер пользуется
электронными клавишными инструментами. Многообразны возможности
синтезатора, довольно молодого, но очень распространенного музыкального
инструмента 21 века. Синтезатор имеет ряд преимуществ перед другими
электроинструментами, так как в нем слились воедино, небольшие габариты,
малый вес, возможность одновременного воспроизведения самых различных
ударно-шумовых звуков, и музыкальных инструментов, а также возможность
связи синтезатора с компьютером, для записи музыкальных фонограмм и
обработки звука с помощью музыкальных программ для обработки звуковых
файлов.
Огромный функционал у электрического фортепиано, которое
превосходит синтезатор своим приближенным к естественному
фортепианному звуку. Это и запись, и трансляция имеющихся базовых
произведений, возможности менять темп, транспонировать, исполнять в
различных инструментовках и др.) очень обогащает возможности
концертмейстера на уроке.
9. Заключение
В заключении хочется сказать, что жизнь не стоит на месте и
современному концертмейстеру необходимо идти в ногу со временем,
осваивая новые технологии в области музыкального искусства, ведь это
является одним из показателей профессиональной компетентности
концертмейстера, делает образовательный процесс более продуктивным и
увлекательным.
Для педагога концертмейстер правая рука и первый помощник,
музыкальный единомышленник. Для ученика концертмейстер – наперсник
его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.
Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер оно
завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой
собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных
художественных результатов при совместной работе с солистами, в
собственном музыкальном совершенствовании. Полноценная
профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у
него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем
внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и
находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический
такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера требует от него особого
универсализма, мобильности, умения переключаться на работу с учащимися
различных классов. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную
любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не
приносит внешнего успеха аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он
всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего
коллектива. Концертмейстер это призвание, и труд его по своему
предназначению сродни труду педагога.
10. Литература
Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном
училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. –
М., 1966.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность.
Музыка в школе – 2001 - № 4
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и
хором // Музыка в школе. – 2001. - 5. – С. 72-75.
Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. - Л.: Музыка, 1972.
Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке.
Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О
мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. –
Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 84-91.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. –
М.: Музыка, 1996. – 207 с.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность // Музыка в школе. – 2002. - № 2. – С. 38-40.