Современные педагогические технологии в практике воспитания

Центр внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга
Современные педагогические технологии в практике воспитания
(методическая разработка)
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Кулигина Инесса Владимировна
Панфиленко Анжелика Анатольевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
«Воспитание есть, в сущности,
самовоспитание. Воспитатель не может по
собственному произволу сделать ребенка
ни лучше, ни хуже. Он может лишь в
некоторой степени создать условия,
благодаря которым ребенок захочет (или
нет) стать таким или иным»
Л.С. Выготский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные преобразования в обществе, динамика развития действительности
выдвигают на первое место индивидуальную и неординарную личность человека,
умеющего взаимодействовать с миром на разных уровнях: от исполнительского до
творческого.
Сегодня к подрастающему поколению предъявляются особые требования: быть
самостоятельным и ответственным, активным и инициативным, творческими, уметь
владеть собой в различных обстоятельствах.
Младший школьный возраст это период становления личности ребенка. Именно в этот
период происходит становление таких черт личности, как организованность,
целеустремленность, предприимчивость. Формируются ценностные ориентиры в
отношениях с людьми разных возрастных категорий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современная педагогика базируется на многочисленных теориях и концепциях
воспитания, основа которых была заложена К.Д. Ушинским и А.С. Макаренко на рубеже
XIX-XX веков.
Воспитательные технологии это система научно обоснованных приемов и методик,
способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при
которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель приобщение
воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Среди современных воспитательных технологий такие как:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
здоровьесберегающая технология;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей
заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была
разработана и внедрена академиком Игорем Петровичем Ивановым и его
сподвижниками.
О ней говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое
воспитание», «воспитание по Иванову». Эта технология, предусматривает такую
организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в
коллективном творчестве, планировании и анализе достигнутых (полученных)
результатов.
Теория Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию
коллективистов, но, по сути, направлена на воспитания и развитие личности в групповых
отношениях. Организация определенного образа жизнедеятельности коллектива,
охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы
организации всех начинаний.
КТД имеет следующие этапы (стадии):
- Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого
организовать всё дело, вовлекая в работу всех. Совет дела создаётся только на период
проведения данного мероприятия;
- Коллективное планирование. Задача Совета дела разбудить фантазию, инициировать
творчество; можно использовать метод мозговой атаки;
- Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем
участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу
микроколлективов, проверку готовности;
- Непосредственное проведение КТД;
- Коллективное подведение итогов. Анализ позволяет учиться на собственном опыте,
отмечать рост, развитие детей.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КТД
В практической части представлен опыт работы педагогов детского аккордеон-оркестра
«Петербургский презент» Центра внешкольной работы Центрального района Санкт-
Петербурга Кулигиной И. В. и Панфиленко А.А., которые организовали и провели КТД
«Лесная азбука» с детьми в возрасте от 6 до 12 лет.
Коллективная Творческая Деятельность проводилась на базе общеобразовательной школы
№197 с углубленным изучением научно-естественного цикла.
Наш 1 класс это творческий активный коллектив из 26 ребят, чьи способности и
интересы необходимо определить и развить. В ребятах необходимо воспитать
товарищество, трудолюбие, уважение друг к другу, ответственность. Выполнению этих
задач способствовала система Коллективной Творческой Деятельности, разработанная
академиком И.П. Ивановым.
Традиционным в российских школах стало проведение праздника для первоклассников
«Прощание с букварем». Этому празднику предшествует совместная творческая
подготовка детей, педагогов и родителей. После предложения участвовать в празднике и
обсуждения мы решили работать над проектом «Лесная азбука». В основу работы над
проектом легла технология Коллективной Творческой Деятельности.
На первой стадии (предварительная работа коллектива). Для решения организационных
вопросов в совет дела были вовлечены педагоги аккордеон-оркестра «Петербургский
презент», классный руководитель 1 класса. На данном этапе были определены цель и
воспитательные задачи КТД.
Цель:
всестороннее развитие личности ребенка, способного к творческому саморазвитию и
самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- обучение сценическим элементам по принципу от эмоций к логике;
- обучение игре на шумовых музыкальных инструментах;
- обучение основам ансамблевого исполнительства.
Воспитательные:
- воспитание ответственности;
- воспитание устойчивой мотивации к обучению и трудолюбию;
- воспитание культуры общения, взаимопонимания и терпения.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие и воспитание личности в групповых отношениях;
- развитие интереса к русской национальной культуре.
Работа, в которой принимал участие весь класс продолжалась в течение месяца.
На второй стадии (коллективное планирование) класс был разбит на две подгруппы:
актеры
шумовой оркестр
При формирование подгрупп учитывались творческая инициатива и желание ребенка.
Детям было предложено начало сюжета с одним персонажем сказки. Остальных героев
дети предлагали сами, наделяя их определенным характером.
На данном этапе детям было предложено сочинить четверостишие, в котором
вырисовывался бы образ персонажа.
Участники шумового оркестра были разбиты на микро группы по инструментальному
составу:
o ложки;
o металлофоны;
o трещотки;
o треугольники;
o малый барабан;
o свистулька
Детям было предложено наделить героев сказки звуковыми характеристиками.
На третьей стадии (коллективная подготовка КТД) были даны поручения всем
участникам мероприятия. Дома, при поддержке родителей, продумывали
художественный образ персонажей, готовили костюмы, учили текст песни и стихи.
Работа в подгруппе актеров заключалась в постановке сценического движения, в
определении основных характеристик исполняемых персонажей. Был определен порядок
появления персонажей.
В связи с порядком появления персонажей была расписана партитура шумового оркестра.
Первые репетиции проводились только с учащимися первого класса. Далее к учащимся
первого класса была присоединена средняя группа аккордеон-оркестра «Петербургский
презент».
На этой стадии использовалось товарищеское поощрение, так как дети с большим
увлечением и радостью взялись выполнять творческое задание.
Четвертая стадия (проведение коллективного творческого дела)
Проведением Коллективного Творческого Дела стало участие детей в празднике для
первоклассников «Прощание с букварем». Выступлению предшествовала генеральная
репетиция. Определено местонахождение оркестра и героев на сцене. Генеральная
репетиция способствовала психологической адаптации детей к сценическому
пространству.
Выступление детей прошло при теплой поддержке родителей, учителей и администрации
школы.
Пятая стадия КТД (подведение итогов)
В результате подведения итогов проведенного КТД было выявлено соответствие
поставленных воспитательных задач с их реализацией, отмечены следующие
положительные моменты:
- проведение КТД способствовало сплочению детского коллектива;
- успешное выступление детей на сцене способствовало радостному эмоциональному
отклику и повышению самооценки;
- возросла заинтересованность родителей творческой деятельностью детей.
Коллективная творческая деятельность способствовала творческому раскрепощению
детей. Благодаря отсутствию подавляющего авторитета педагога ребенок чувствует себя
психологически комфортно, что отражается в свободе проявления творческой фантазии.
Шестая стадия КТД (стадия ближайшего последействия).
Учитывая желание детей к сценическим выступлениям и поддержку родителей, педагоги
коллектива приняли решение об участии детей на фестивале творческих коллективов
Центра внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга «Звездная волна».
Было решено продолжить работу над созданиями творческих проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав
собственный опыт, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим структурным
компонентом процесса воспитания и позволяют создать широкое игровое творческое
поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить
успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Необходимое техническое обеспечение
1. Музыкальные инструменты: аккордеоны, баяны, бас-гитара, усилитель для бас-гитары,
малый барабан, свистулька.
2. Инструменты шумового оркестра: ложки, металлофоны, трещотки, треугольники,
бубны.
3. Костюмы (Лиса, Заяц, Белка, Волк, Медвежонок, Сова)
4. Стулья
5. Пульты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. -
с. 59-63.
2. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник
Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
3. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж
2006. С. 266.
4. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле.
- 2008. - №1. - С. 119.
Приложение
Сценарий музыкальной сказки «Лесная азбука»
На сцене шумовой оркестр и ансамбль аккордеонистов исполняют русскую народную
песню «Ах вы, сени» – это оркестровое вступление.
На мотив песни «Ах вы, сени» дети поют:
Уж как шла лиса по травке,
Нашла азбуку в канавке,
Она села на пенёк
И листала весь денёк.
Под музыку на сцену выходит, девочка, исполняющая роль Лисы. Она находит АЗБУКУ,
садится на пенек, и листает книжку. В шумовом оркестре листание страниц книги
изображают металлофоны приемом glissando.
Дети поют:
Хочет азбуку читать,
Да не знает как начать.
Под музыку выпрыгивает Зайчик.
Зайчик хвастается:
Вот какой я зайчик белый!
Самый умный, самый смелый!
Я всю азбуку прочту,
Как морковку разгрызу!
В шумовом оркестре Зайчика изображает бубен.
Дети поют:
Хочет азбуку читать,
Да не знает как начать.
На сцене появляется Белка
Белка:
А я белка озорница,
Хохотунья, баловница.
Почитаю для потехи,
Будто щелкаю орехи.
В шумовом оркестре Белку изображают трещотки
Дети поют:
Хочет азбуку читать,
Да не знает как начать.
Выбегает Волк
Волк:
Я зубастый серый волк,
В азбуке я знаю толк!
Букву выучил одну
И ночью вою на луну: у-у-у!
В шумовом оркестре Волка изображают свистулька
Дети поют:
Хочет азбуку читать,
Да не знает как начать.
Переваливаясь с ноги на ногу выходит Медвежонок.
Медвежонок
Я веселый медвежонок,
Я читать хочу с пеленок.
Выучу все буквы, звуки,
Разгрызу гранит науки!
Медвежонок отбирает Азбуку и пытается ее грызть.
В шумовом оркестре Медвежонка изображает малый барабан
Дети поют:
Хочет азбуку читать,
Да не знает как начать.
Появляется Сова и начинает отбирать у Медвежонка Азбуку
Сова:
Мишка, стой! Не рви страницы!
Надо азбуке учиться!
Школа есть в лесу у нас,
Всех запишем в первый класс.
Дети поют:
Будем буквы изучать,
Быстро, грамотно читать,
И напишем без ошибок:
«Нашей Азбуке – спасибо!»
В конце звучит оркестровый проигрыш. Персонажи водят хоровод.