Современные методы исследования почерка. Связь почерка и характера

1
Региональная научно-практическая конференция студентов СПО и
учащихся школ «Перспективы развития научной мысли».
Наименование направления: филология и культурология.
Тема работы: «Современные методы исследования почерка. Связь
почерка и характера».
Автор: Тищенко Татьяна Алексеевна,
учащаяся 11 класса МБОУ
СОШ № 7 г. Россоши
Научный руководитель: Кочергина Елена Ивановна,
учитель русского языка
и литературы (I КК )
МБОУ СОШ № 7
Россошь
2019
2
Оглавление
I .Введение. Цели и задачи работы.
1.Общее понятие о графологии.
1.1 Понятие о графологии.
1.2 История графологии.
2.Современные методы исследования почерка
3.Анализ почерка.
3.1 Основные принципы
3.2 Связь почерка и характера
3.3 Вывод.
4. Практическая часть.
II. Приложение.
III.Использованная литература.
3
Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. На самом деле
размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о
характере человека даже больше, чем знает он сам.
Цель работы: изучить современные методы исследования почерка, чтобы
установить взаимосвязь почерка и характера человека.
Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология
расскажет о том, что говорит почерк о характере человека. Она занимается
подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также
расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества,
но и будущие перспективы или склонности человека.
Графология - область знания, которая изучает почерк и его
устойчивую связь с характером человека. Все дело в том, что
характеристики вашего почерка и подписи содержат очень ценную
информацию о вас, и прогресс дошел даже до того, что по почерку
можно определить телосложение человека. Так что не удивляйтесь,
если графолог расскажет вам то, чего вы о себе не знали, и поверьте,
что он прав. В наше время тема графологии очень актуальна,
поэтому мне захотелось узнать об этой науке больше.
Понятие о графологии.
Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») учение, согласно
которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными
особенностями личности.[Википедия 23,367]
Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк
формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется
подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь
инструментом мозга, личности пишущего.
Графология системна, она основана на исследованиях, наблюдениях и
изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах.
Теоретической базой графологического метода являются многочисленные
научные труды.
Графология нашла применение в таких областях, как:
1)Переговоры. С помощью графологии можно определить, как человек
поведет себя на переговорах.
2)Генеалогия. С помощью анализа почерка некоторых исторических
личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
3)Судебно-медицинская экспертиза. Благодаря графологии можно
определить, подлинная подпись, или нет.
4
4)Безопасность. По почерку можно понять, насколько человек честен.
5)Совместимость. Проанализировав почерки нескольких человек, можно
предположить, насколько люди совместимы друг с другом.
6)Рекрутинг. Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на
подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может
рассказать о многом лучше, чем сам кандидат. По вашему почерку также
можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что
благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
[ Что такое графология? Графология: определение, значение. 23;32 ]
Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать
вероятные выводы, но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка
человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он
обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную.
Из истории графологии.
О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в
эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих,
так и нет людей одинаково пишущих».
Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских
императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха,
если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним
словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека
бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.
После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он
вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более
широких слоев общества.
Первый известный истории трактат по исследованию почерка
принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского
университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего
в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства
пишущего».
Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к
своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва».
Впервые слово "графология« появилось в 1871 г. в книге „Систeмa
графологии“, французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято
считать отцом современной графологии.
5
Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался
установить соответствия между ними и личностными качествами.
В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология», он был одним из
основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно
также, что в течение тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся
французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.
Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал
отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод
предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну
определенную черту характера, а его отсутствие противоположную черту. В
настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.
Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не
согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких
интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому
элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.
Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в
зависимости от других особенностей письма. Современная графология
принимает именно эту теорию.
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.
В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии
почерка. Графометрики начинают измерять характеристики почерка и
использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о
связи особенностей почерка с психологическими качествами.
На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в
европейской науке как инструмент психологического тестирования. [блог
«Графология, читаем по почерку» Технология чтения.14;67]
Современные методы исследования почерка.
В наши дни графологи работают повсеместно в штате многих крупных
компаний. Их помощь необходима при приеме людей на работу. Известный
психолог Карл Юнг первым отметил значение почерка человека при
определении его характера и личных качеств.
Многие университеты США, Франции, Германии и Израиля
включают графологию в курсы психологии и криминалистики. Обширные
исследования в этой области, сделанные в XIX и XX веках преимущественно
немецкими и французскими графологами, дали основу для работ современных
аналитиков.
6
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в
том, что у нее есть кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать.
Не нужно быть графологом чтобы в большинстве случаев безошибочно
отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то,
что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые
использовали гипноз.
Таким образом, одним из самых новых и самых важных направлении
в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента,
полученных под гипнозом. Когда взрослые люди были подвергнуты гипнозу, и
им было внушено, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они
начинали писать как дети.
Эти эксперименты открывают новые возможности для графологов.
Благодаря тому, что становится возможным анализировать почерк человека в
различном возрасте, можно проследить развитие человека (интеллектуальное и
эмоциональное) от детского до взрослого состояния. [Что такое графология?
Определение, значение]
Анализ почерка. Основные принципы
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых
отражает определенную внутреннюю черту личности.
Основными признаками почерка являются:
размер букв;
наклон букв;
направление строки;
сила нажима;
характер написания слов.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его
взаимосвязь с характером человека.
Общая организованность почерка.
От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда
исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать:
положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо
организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе
людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив
и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает
на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их
продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном
7
почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к
сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку
прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно
говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека.
Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как
неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.
Размер букв
Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении
человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления.
Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту,
соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше к
крупному.
Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую
даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на
мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного
почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник
будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает
таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до
конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.
Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди
часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели
мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих
проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от
ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.
Соответственно, люди со средним почерком умеют находить
компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают
собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк
неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при
неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о
неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и
занять определенную жизненную позицию.
Наклон букв
Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных
реакций человека, степени его понимания окружающих.
Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно
скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую
даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон
сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является
8
скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед
принятием решения.
Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости
внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими.
Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей.
Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет
сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между
эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный
наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую
реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны.
Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они
проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие
личности стараются оградить себя от любых раздражителей. Часто именно
повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом
человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко
выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности
автора.
Направление строки
В графологии большое значение придается положению строчек - линиям
письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям.
Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой
линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в
этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может
достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает
линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана.
Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше
условностей.
Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о
надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди
заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на
перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы
написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает
гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же
желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно,
порой и спонтанные, решения.
При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным
строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если
линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.
Отдельное направление в графологии направленность линий. Если
строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор
9
позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки
характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего
до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её
идеализация.
Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре пессимист
или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет
ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго
находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из
спокойствия, и он падает духом.
В зависимости от состояния человека в течение определенного отрезка
жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать
вниз.
Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка
обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В
этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной
манеры поведения и здравого оптимизма.
Сила нажима
Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим это
характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об
эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих
ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию,
обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто
находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при
том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких
чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и
стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при
этом часто бывают равнодушны к переживаниям других. [«Графология -
психологический анализ почерка» LiveInternet 454;67]
Связь почерка и характера
«Характер» - слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский
язык значит «чеканка, печать». Действительно, характер с одной стороны
представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют
человеческую личность. Но с другой стороны, характер накладывает печать на
все поступки, мысли и чувства человека. Зная характер человека, т. е. его
важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он
поведет себя в той или иной ситуации, что сделает и что скажет.
10
Отец русского графологического общества 20-х годов, Зуев-Инсаров
доказал, что почерк зависит не только от характера, но и от положения,
занимаемого человеком в обществе. В своей книге он писал: «Я знал одного
почтового служащего. Достаточно нетребовательного в их личных привычках.
Способного удовлетвориться очень небольшим. Его почерк отличался такой же
простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал
продвигаться по службе. Вплоть до заведующего одним из провинциальных
почтовых отделений. С этих пор стало расти его честолюбие: он стал следить за
своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых
любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу
жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью,
затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.»
Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он
делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на
работу, третьим - поздравление другу. Однако для графолога эти почерки
одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество отделки. А
внутреннее построение письма остается неизменным.
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из
которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни
зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не
очень (округлый почерк - слабая воля).
А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом.
Почему. Например, увеличение размеров букв к концу свидетельствует о
доверчивости, а если наоборот - о хитрости и осмотрительности.
Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:
Волю человека, его энергию.
Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или,
наоборот, геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы,
нажим) определяет мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.)
указывают на стремление обратить на себя внимание.
Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким,
изобретательным умом.
Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, в то время
как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.
Вывод:
изучение почерка помогает составить полный психологический портрет
личности: основные черты характера, манеру поведения, тип мышления,
темперамент, скрытые желания. Анализ чужих записей позволит узнать о
11
человеке все необходимое, а расшифровка собственного почерка поможет
лучше понять себя, определить сильные и слабые стороны, обнаружить
нераскрытые таланты.
Приложение.
12
13
14
Список литературы.
1. Почерк и личность. Графология или способ определения характера человека
по почерку Д. М. Зуев-Инсаров
2. Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом Гольдберг И.
3. Графология: характер по почерку. Кравченко В.И. 1993 г.
4. Попов Ю.Н. Графология // Большая советская энциклопедия: 3-е изд. - М.:
Сов. энциклопедия, 1972. - Т. 7. Гоголь - Дебит.
5. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ, 2007 г.
6. Моргенштерн И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира
человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 2005. 350 с.
7. В. Маяцкий: Графология Москва: Совместное-австрийкое предприятие
"Х.Г.С.".
8. Метод графологической психодиагностики личности / Сонин В.А.
Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004.
9. Кулганов В.А., Юначкевич П.И. Метод графологической психодиагностики
личности / Детский психолог: Вып. 12. Ростов-на-Дону, 2000 г.
10. Практическая графология: как узнать характер человека по почерку Е.Л.
Исаева 2009 г.
11. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер: для руководителя -
практика». Пер. с англ. - М.: Дело, 2000 г.
12. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. «Человеческие ресурсы управления :
основы управления персоналом». - М.: Дело, 2009 г.
13. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. «Организация управления персоналом на
предприятии». М.: Машиностроение, 1997 г.
14. Щекин Г. «Профессия - менеджер по кадрам // Кадры, персонал. - М.: 1998
г.
15. Тайны почерка: Инесса Гольдберг Год издания: 2008 Издательство: У-
Фактория, АСТ Москва.
16. Как узнать характер человека по почерку или практическая графология:
Ойбек Наджимов.
17. Флоренский Э.Д. Он + Она. Психологические тесты. Сер. «Дамский 058
клуб» / Э.Д. Флоренский. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.
18. Щеголев И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004. 128 с.