Психологические особенности обучения игре на фортепиано в современных условиях

«Психологические особенности обучения игре на фортепиано
в современных условиях».
В современное время изменился подход к обучению игре на фортепиано.
Сегодня процент учеников, продолжающих музыкальное образование, очень
низкий. Основная масса выпускников музыкальных школ, несмотря на то,
что участвуют в различных конкурсах и имеют хорошие результаты, не
продолжают музыкальное образование. Предпрофессиональные программы,
которые сегодня реализуются, не всегда отвечают реальным условиям, в
которых работают педагоги.
Основная цель работы ДШИ, которые служат источником знаний о
музыкальном искусстве, навыков музицирования воспитание активных
любителей музыки. Музыкальные способности проявляются у детей по-
разному. У одних рано и ярко, но быстро угасают; у других, не заметные при
поступлении, благодаря старанию и труду, показывают хорошие результаты.
Современные условия обучения игре на фортепиано направлены на
одаренных детей, но не все учащиеся могут стать лауреатами конкурсов: кто-
то станет преподавателем, кто-то любителем и слушателем музыки. Поэтому
надо стремиться в каждом ученике зажечь искру любви к музыке, к
музицированию, которые он пронесет через всю жизнь.
Обучение игре на фортепиано – протяженный по времени, многогранный и
очень сложный процесс. Каждый ученик индивидуальность с сочетанием
особенностей личности, характера, темперамента.
Главная задача педагога выявить и взрастить лучшие задатки каждого
ученика, способствовать развитию и формированию его индивидуальности.
Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой
личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности. В.
Сухомлинский пишет: «Все в воспитании зависит от учителя, от его любви к
детям, от его заинтересованности в судьбе ребенка. Для этого нужно
научиться смотреть на мир глазами детей, уважать их человеческое
достоинство. Для того, чтобы правильно воспитывать, надо чтобы
взаимоотношения с детьми были пронизаны духом равенства и вместе с тем
уважения к жизненной мудрости старших, надо дорожить стремлением
подростка к самостоятельности, не обижать его недоверием и
подозрительностью и в то же время все знать о нем, утверждать в нем черту
моральной зрелости – чувства ответственности за свое поведение».
Основное этическое требование к педагогу: заботиться о своих учениках
больше, чем о собственной славе и личной репутации. Трудно дать
справедливую оценку деятельности педагога. Успехи на конкурсах всем
известны, у всех на виду. Но истинным и глубоким критерием при оценке
деятельности педагога может служить лишь его вклад в музыкальную,
эстетическую развитость его учеников.
Огромна роль педагога, как воспитателя, особенно в начале обучения.
Заложенные основы: любовь к музыке, исполнительские навыки, умение
слушать скажутся на дальнейшем развитии ученика. «Мы не можем своих
учеников учить только тому, как надо играть на фортепиано. Педагог должен
быть и воспитателем. Само общение через музыку способствует этому она
передает весь духовный мир человека» (А. Гольденвейзер).
Значительную роль в процессе обучения играет личность педагога. Учить
играть на фортепиано – не механическое дело. Музыка тесно связана со
всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его
духовный мир. Механически научить этому нельзя, воспитывать другого
можно, только воспитывая себя. Тот педагог, который не обладает
достаточной выдержкой, не может оказать нужного воздействия на детей,
испытывает большие трудности в работе. Уметь овладеть вниманием ребенка
дело опыта и старания педагога. Педагогическая работа в значительной
мере искусство. Многие педагоги-пианисты подчеркивают, что нельзя
начинать обучение ребенка с «ремесла», нельзя ставить художественно-
творческие задачи перед учеником лишь после освоения массы
теоретических сведений. Педагог должен стремиться развить в ученике
способность эмоционального восприятия музыки, научить его слушать и
слышать, формировать его музыкально слуховые представления, т.е. создать
атмосферу музыки. Г.Г. Нейгауз писал: «Я считаю, что надо начинать с
главного музыки. Ребенок без души может сыграть несколько нот, но
можно научить его играть с самого начала выразительно, взяв какую-нибудь
народную мелодию, и если она веселая, научить его играть весело, а если
печальная – печально».
Хорошо подобранный репертуар - важнейший показатель
педагогического мастерства. От него зависит как и чему научится ребенок в
результате работы. Программа должна быть разнообразной. Ученику нужны
и легкие, не требующие больших усилий, произведения, чтобы он мог
проявить себя с лучшей стороны, а также произведения, дающие
возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения.
Основу же программы должны составлять произведения, соответствующие
сегодняшним возможностям ученика. Тенденция «двигать» ученика
ускоренным темпом, не учитывая его возможностей, является ошибкой и
может привести к психологическим травмам. Последовательность – девиз
обучения детей.
Профессия преподавателя-музыканта глубоко связана со знанием
детской психологии. Именно он закладывает основу для выработки позиции
ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает влияние на
учеников, поэтому он должен обладать высоким уровнем культуры общения,
уметь находить методы, которые способствуют сохранению интереса к
обучению игре на фортепиано.
В процессе обучения педагогу следует обратить внимание на воспитание
таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность и критичность
мышления, точность в выполнении поставленной задачи, умение и желание
трудиться, систематичность в работе. Именно эти качества являются залогом
успешного обучения игре на фортепиано.
Воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения.
Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором
учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость
творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу
следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Чтобы провести
время за инструментом, ребенок должен сделать усилие над собой, устоять
против соблазна посидеть перед компьютером или посмотреть любимый
сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.
Внимание важный фактор обучения игре на фортепиано. Умение
сконцентрировать внимание зависит от возраста, состояния здоровья, иногда
даже от времени суток. Педагогу следует искать индивидуальный подход,
учитывая психологические особенности каждого ученика, научить правильно
распределять свое внимание.
Важным компонентом в обучении детей является самостоятельность
мышления. Результаты работы над музыкальным произведением имеют
отдаленные последствия: разобрать нотный текст, выучить его по нотам,
затем наизусть, подготовить к публичным выступлениям, т.е. предмет труда
для ученика имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка
следует подводить к самостоятельному мышлению. Одаренный ученик
отчетливо проявляет пристрастия в музыке. Менее способному ребенку
нужно помочь выработать свое отношение к музыке, создать благоприятные
условия для проявления самостоятельности. Не нужно запрещать ребенку
играть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню
его музыкального развития. Значит это произведение отвечает его
психологическому состоянию и эмоциональным переживаниям. Необходимо
поощрять любую творческую инициативу.
Развитие самостоятельности учащегося должно начинаться как можно
раньше. Одной из педагогических ошибок является «натаскивание» ученика.
Не следует сразу на одном произведении добиваться от него полного
красивого звука, эмоциональности и т.д. Пусть играет средним звуком, не
делает множества оттенков, но работает самостоятельно.
С воспитанием самостоятельности мышления ребенка связано умение
самокритично оценивать свою игру, анализировать ошибки и способы их
устранения.
Очень важно для музыканта-исполнителя развивать музыкальную
память, которая состоит из трех видов: слуховая, зрительная и моторная.
Моторная и зрительная память не должна заменять слуховую. Необходимо
воспитывать у ученика сознательную память: музыкант должен уметь до
мельчайших подробностей воспроизвести у себя в голове произведение,
которое он играет.
Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную
систему учащегося. Игра наизусть, репетиции, выступление в концертах
требуют усилий и нервного напряжения, которые должны компенсироваться
радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом, но
чрезмерные выступления плохо отражаются на психике ребенка, и по словам
А. Гольденвейзера, это «огромная ошибка, с которой надо бороться».
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,
оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и
воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные
способности, важные для любой сферы деятельности.
Литература:
А. Гольденвейзер. « Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей»,
« Как научиться играть на рояле». М.; Классика – XXI, 2006 г.
Б. Милич. « Воспитание ученика-пианиста». М.; Кифара, 2002 г.
С.И. Савшинский. «Работа пианиста над музыкальным произведением».; М.
Л., 1964 г.
В.А. Сухомлинский. «Сердце отдаю детям».
Е.О.Исаева. «Особенности современного обучения игре на фортепиано».
Г.Хохрякова. «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?» - М., 1998
г.