Из опыта работы воспитателя детского санатория

1
Из опыта работы
оп
ыт
а работы
ра работы
бот
ы
восп
и
т
а работы
т
е
л
я
детского
са работы
н
а работы
т
ори
я
Кузнецова Александра Валентиновна
2019 год
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Из опыта работы воспитателя детского санатория… ............................. 3
Инсценировки… ................................................................................................. 4
Почему ты говоришь нет ............................................................................. 5
Я и моя мама… .................................................................................................. 6
Я тебя поздравляю .............................................................................................8
Синий в красную полосочку и с зеленым пятнышком .................................. 11
Книга рекордов ................................................................................................. 13
День птиц… ..................................................................................................... 14
Рано утром два барана… ............................................................................... 16
Приложение… ................................................................................................. 21
Список источников ......................................................................................... 23
3
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ
Иногда в семьях складываются обстоятельства, при которых принимается
решение отправить ребенка в санаторий. Каковы бы ни были причины
принятия такого решения - это всегда стресс для ребенка, так как санаторная
жизнь - это свой особый мир, накладывающий отпечаток на каждого.
Санаторная жизнь требует большей самостоятельности и дисциплины, чем в
детском саду. К тому же новый коллектив весьма неоднороден не только по
возрастному составу, но и по семейному положению детей. Встречаются
дети, взятые опекунами и проводящие в детском санатории не меньше трех-
четырех раз в год.
Поэтому в основе работы воспитателя прежде всего лежит создание такого
микроклимата в группе, при котором бы ребенок чувствовал себя наиболее
комфортно и не зависимо от вынужденных обстоятельств. Проще всего
сделать это посредством вовлечения ребенка в игру. В основном с весьма
небольшим составом игроков: три-четыре человека. Что непременно
вынуждает детей к более доверительным взаимоотношениям в данной
группе.
Хороший воспитатель больший актер, чем ему кажется, так как данные игры-
инсценировки не требуют особой подготовленности и определенного места.
Это может быть кукольный уголок, стол воспитателя, подоконник, а в
качестве театрального реквизита - использованы любые окружающие
предметы ( игрушки, поделки, книжки- раскладушки, иллюстрации которых
служат фоном для происходящего). Очень популярны сказки В. Сутеева,
которые также помогают в решении таких проблем, как рассредоточенность
внимания, телесные и психологические зажимы, невостребованность
мышления, фантазии и воображения детей.
Создание творческой атмосферы зависит от морального и физического
состояния, возраста. Но все эти помехи отступают перед природной
искренностью детей, их красочной фантазией, способностью увлеченно
играть для себя.
4
ИНСЦЕНИРОВКИ
Большим успехом пользуется театр на столе и те сказки, которые в ходе
действия придумываются сами на основе только что сделанных поделок,
аппликаций, рисунков. Это миниатюры, небольшие диалоги, чаще всего
основывающиеся на внешнем виде. Так, например, часто звучит вопрос: - Ты
кто такой? После долгой паузы: - А ты как думаешь?.. Я, наверно,
принцесса… Только ещё не решила, какая. Видишь, ещё платье не
дорисовано. Потом мы развиваем эту тему, вспоминаем всех сказочных
принцесс. Передаем манеру говорить, двигаться, обращаю внимание на
жесты.
Старшие дети с удовольствием становятся «маленькими», в
инсценировках, рассчитанных для показа малышам. «Как на тоненький
ледок», «Раз морозною зимой». Дети с удовольствием обыгрывают все
ситуации этих произведений, проявляя свое творчество в создании образов.
Так одну и ту же «Репку» обыгрываем несколько раз в год, в зависимости от
подбора группы, готовности восприятия детей. Это может быть как внешняя
атрибутика мимики, жестов и движений, поскольку именно так можно как
можно быстрее возродить интерес к нашей деятельности. А может быть и
разговор, когда мы все (три-четыре человека) садимся вокруг стола, не
торопясь перекатываем мяч друг другу и говорим о человеческих
взаимоотношениях: трудолюбии, больших семьях, роли старшего в семье,
основных чертах характере каждого героя. Но при этом каждый ребенок
будет вовлечен в разговор о своей семье. Может быть, при этом удастся
более правильно расставить акценты поведения взрослых и ребенок
почувствует себя более защищенным. Будут отданы приоритеты
справедливым и любящим действиям и интонациям, найдены их аналогии в
действующей жизни, и, может быть, возникнет умение видеть немного более
того, чем нам удавалось до этого. Так как чувства, которые мы испытываем,
более многогранны и красочны, и более всего определяют наше поведение,
жесты, мимику,- наше отношение к окружающему нас миру.
Существует несколько проектов, наиболее часто используемых в моей
практике.
5
ПОЧЕМУ ТЫ ГОВОРИШЬ – НЕТ
Основанием для такого проекта послужила та частота, с которой дети
употребляют это слово. Лаконичность его обоснования, а также инциденты,
возникающие на этой почве.
Цель проекта – бесконфликтное существование в данных условиях.
Задачи проекта расширить представление детей о многообразии форм
взаимоотношений. Научить избегать открытых конфликтов. Распознавать
природу их возникновения.
Вид проекта – гибкий тип планировании, напрямую зависящий от
личности участников, их характера, состояния нервной системы и
воспитания.
Выбор участников индивидуальный или малогрупповой. Это могут
быть прямые участники конфликта или один ребенок, у которого это слово
повторяется слишком часто.
Зона проекта – углубление в одну предметную сферу.
Конечный продукт – выбор альтернативы данному слову.
Предлагаемые обстоятельства различны. Это может быть «иди мыть
руки», «дай машинку», «пойдем гулять» и т.п. Обстоятельства отказа также
могут варьироваться: не хочу, не могу, не буду, потому что…
Предлагаю детям выбрать ситуацию наиболее близкую им и обосновать
ее, используя различные средства выражения при мотивации. Обращаю
внимание на конечный результат, которого они хотят достигнуть, и те
чувства, которые они испытывают, произнося те или иные слова. И как себя
должен чувствовать тот, к которому обращен отказ. Прошу детей закрыть
глаза и представить себя окруженными отрицаниями,- ощущается явный
дискомфорт. Надо как-то смягчить его. Отказ это же не всегда обида.
Вспоминаем «упрямого Фому», «не пей из копытца, козленочком станешь»…
Отказ несет в себе и прояснение ситуации, оправдание или просьбу и,
конечно же, такие черты характера, как упрямство, эгоизм, невоспитанность,
равнодушие. Постарайтесь отказать так, чтобы у человека не возникло
6
агрессии по отношению к вам. Чтобы обида не превалировала над всеми
остальными чувствами. Отказ не должен повлиять на ваши отношения.
Марк Твен сказал, что есть только один способ написать слово «нет» и
тысяча вариантов произнести его. Используя мимику, жесты, силу голоса,
обыгрываем несколько ситуаций, при которых «нет» несет разную
смысловую нагрузку. Нет приказ, нет просьба, нет пожелание, нет
обида, нет – жеманство …
У наиболее агрессивных детей чувствуется некоторая заторможенность в
выборе объяснений. Как правило, они настроены на категоричность отказа
без всяких объяснений. По возможности, пытаемся разобраться в истоках
такого неприятия, так как это является не только показателем отношения к
данной ситуации, но и ко всему окружающему в целом. А кроме того,
сдерживает развитие ребенка в социуме.
Актуальность данного проекта заключается прежде всего в частичном
погашении той стрессовой ситуации , в которой дети постоянно находятся в
санатории. Обогащение детей знанием различных выходов из аналогичных
ситуаций поможет укреплению положительных взаимоотношений между
ними. Приемы, используемые при обыгрывании предлагаемых
обстоятельств, расширят диапазон средств общения, послужат дальнейшему
раскрепощению личности. Закрепляются навыки коллективной формы
сосуществования, взаимопонимания и терпимости между собой.
Я И МОЯ МАМА
Находясь в санатории, ребенок не имеет возможности быть рядом с
мамой, и это наряду с новой обстановкой, лечебными процедурами вносит
дополнительный стресс.
Нередко можно наблюдать и эффект присутствия не присутствия, то
есть мама приходит, но в основном она занята разговором с врачом,
воспитателем, а ребенок остается напоследок. В спешке и суете. Только
самое необходимое: не балуйся… тетя опять ругать будет… я же тебе
купила…
Целью такого проекта является снятие дискомфорта во
взаимоотношениях между детьми и их родителями.
7
Задачи налаживание более тесного контакта с родителями. Постановка
задач на сближение, сопереживание и сопричастность друг другу. Дети не
должны зацикливаться только на своих переживаниях. Учить детей быть
внимательными к своим родителям. Воспитывать уважение к тому, что
делают родители, понимание нелегкого труда воспитания.
Тип проекта – смешанный.
Вид – гибкий тип планирования. Иногда только в процессе более тесного
общения открываются истинные взаимоотношения между детьми и их
родителями. И невозможно прогнозировать, сохранятся ли такие
взаимоотношения, когда дети поправятся и вернутся домой. Тем более,
много детей попадает из опекунских семей, где связи еще не
стабилизировались.
Выбор участников – индивидуальный или малогрупповой.
Зона проекта – углубление в одну предметную сферу.
Вид конечного продукта подарок маме. В зависимости от
возможностей детей подарок может иметь вид рисунка, закладки для книг,
открытки, разучиваемый стишок или загадка. Важно, чтобы это послужило
возникновению более близких отношений между детьми и их родителями.
Актуальность проекта в необходимости закрепления тесных
положительных связей между детьми и их родителями, как основы для
развития полноценной личности, способной на основе полученного опыта
любви построить в дальнейшем свою семью. Положительные эмоции,
основанные на семейном опыте как первопричина для творческого
развития в социуме.
Обязательное погружение в сферу более раннего детства и младенчества
с напеванием колыбельных, упоминанием всех ласковых имен и семейных
прозвищ. Игра «Как мама тебя называет». Один из играющих маленький,
второй мама: гладит его по головке, приговаривает «солнышко мое»,
«скворушка», «зайчик весенний» и т.п. Как правило, дети пяти-восьми лет
более открыты и легко соглашаются на роль мамы. Иногда для
откровенности нужна более интимная обстановка. Дети делятся
воспоминаниями, опытом общения с близкими. Обращаю их внимание на
лицо мамы, когда она говорит с ними. Можно ли понять, какие чувства она
испытывает к своему ребенку. Дети рассказывают, какие ласковые слова они
сами говорят маме, в каких ситуациях. Обращаю внимание на изменение
8
интонации, мимику. Каждый сочиняет маме устное письмо с условием чем-
нибудь ее порадовать. Иногда дети рассказывают, что их мамы любят, когда
они поют, читают стихи , и тогда возникает импровизированный концерт.
Самое главное: дети должны понять и принять «МАМА ВСЕГДА
ЛЮБИТ ТЕБЯ».
Иногда в этом проекте участвуют пары: мама и дочка, папа и сын и т.п.,
что также способствует развитию более доверительных отношений и
взаимопониманию. Конечным продуктом в данном случае будет игра «Ты
меня понимаешь». Перебрасывая мяч друг другу, делая соответствующее
выражение лица, они говорят друг другу по очереди междометия, на которые
второй человек отвечает названием различных ситуаций. Например:
Мама Ах!
Сын - Мне подарили игрушку!
---------------
Сын - Ох!
Мама - Тебе не хочется умываться.
--------------------
Мама - Ой!
Сын - Не бойся,- Это всего лишь лягушка.
-------------------
Сын - Ура!
Мама - Обязательно попразднуем в Макдональдсе.
Этот проект дает ребенку почувствовать свою значимость для близких.
Не только мама, но и он может как-то облегчить ее жизнь. Проявить свою
любовь и уважение. У старших это иногда прослеживается в каких-то
покровительственных нотках, младшие более конкретны они не могут
сказать, чтобы мама отдохнула и не приезжала, но с удовольствием
предлагают свои услуги по чтению сказки или рисованию:
«хочешь, я тебе нарисую, каким вырасту».
Дети учатся видеть не только поступки, но и причину, порождающую их.
9
И если родители отправили тебя в санаторий, где нельзя есть то, что тебе
хочется, а также тебе не нравится соляная пещера и бассейн, - значит, для
этого должна быть серьезная причина, нисколько ни умаляющая ни любви,
ни заботы.
Формируется обобщенное представление о матери, как о самом добром,
любящем, - о самом главном человеке в их жизни.
Я ТЕБЯ ПОЗДРАВЛЯЮ
Как правило, дети с удовольствием занимаются изготовлением подарков
и знают их адресатов в преддверии календарных праздников и дней
рождения. В повседневной жизни нередко сталкиваешься с тем, что дети
неохотно делятся радостью. То есть, они с удовольствием показывают
сделанное ими лично «посмотрите, какой я!», но «это тебе!» -
отсутствует. Многие очень неохотно расстаются с результатами своего труда.
Цель проекта – способствовать развитию личностных взаимоотношений,
гармоничной личности ребенка.
Задачи воспитывать получение положительных эмоций при
изготовлении поделок и сувениров для «кого-то». Пусть каждый день будет
наполнен маленькими праздниками твоими подарками окружающим. И
тогда наша жизнь будет веселее и интересней.
Тип проекта – исследовательский.
Вид - гибкий тип планирования.
Выбор участников – коллективный проект.
Зона проекта - поиски интеграции различных предметных сфер.
Вид конечного продукта – выставка поделок из разных материалов.
Актуальность раскрытие личности в отношении к внешнему миру,
выход детей за рамки близлежащих отношений. Необходимость создания
положительного микроклимата в данных условиях.
10
Развитие таких личностных качеств, как доброта, открытость,
сопереживание другим, осознание себя сильным, способным что-то дать
другим людям.
Обращаю внимание детей на то, как они радуются сами, получая
подарки. Какие эмоции владеют ими в тот момент. Для чего люди придумали
Поздравлять друг друга, обмениваться подарками. Необходимо ли, чтобы
порадовать кого-либо ждать очередной красной даты. Насколько деньги,
затраченные на покупку подарка равноценны той радости, которую он
приносит. В ходе проекта обмениваемся информацией, кому и по какому
случаю нам удалось сделать самый интересный подарок. Выясняем , что не
только содержание, но и форма обращения, посыл, с которым обращаемся к
другому, очень важен для получателя.
Все вместе сочиняем словесные поздравления по поводу и без, в форме
клятв, обещаний и просто добрых слов. Дети пробуют различные
интонационные варианты, обращая внимание на мимику и жесты.
- Я тебя поздравляю с солнышком! Как это можно сказать, чтобы и
другому человеку было радостно? А если эти слова прошептать тихо-тихо на
ушко, почувствует ли мама твою любовь?
Пафосность, угодливость, поспешность, равнодушие - все это
слушатели пытаются угадать в произносимых текстах, которые я записываю
со слов говорящих, а потом один за другим складываю в копилку. По мере ее
накопления устраивается День поздравлений, когда каждый может вытащить
себе «поздравилку» или же поздравить ею кого хочется.
- С добрым утром! С добрым днем! Зайка с розовым носом!
- Все будет хорошо!
- Мама, я тебя люблю!..
- Мне принесут гостинцы и я Вас угощу!
Расширяется словарный запас. Подвожу детей к тому, что праздник
это, прежде всего, состояние души, не ограниченное календарными рамками.
И если Новый год уже прошел, а 8 Марта еще не наступило, и с бабушкой
еще долго не увидишься,- это еще не повод, чтобы отказываться от
поздравлений, от того, чтобы не сказать добрые слова окружающим тебя
людям. Просто так.
11
СИНИЙ В КРАСНУЮ ПОЛОСОЧКУ И С ЗЕЛЕНЫМ ПЯТНЫШКОМ
Цель проекта снятие стресса, воспитание активной жизненной
позиции.
Задачи – расширение кругозора детей, активизация положительных
эмоций.
Тип проекта – исследовательский.
Вид проекта – жесткий тип планирования.
Выбор участников – малогрупповой проект.
Зона проекта – углубление в одну проектную сферу.
Вид конечного продукта – коллективная работа «Наш день».
Нахождение детей в отрыве от привычной обстановки вряд ли
стимулирует положительные эмоции, поэтому одной из основных задач
педагога является снятие стрессовых ситуаций. Учить детей анализировать
поступки, содержащие в себе те или иные отрицательные действия. В
данном случае: тебе пришлось приехать в санаторий - для чего?
Есть множество режимных моментов, вызывающих у детей неприятие.
Вместе со всеми определяем их необходимость в данном случае. То есть,
несоблюдение определенных правил лечения не приведет к быстрому
выздоровлению.
Но так как мы все разные, реакция на одни и те же действия тоже
различна. Давайте проверим это. На столе перед детьми фломастеры и
карандаши самых разных цветов и оттенков. Находим разные определения
слову «настроение». Оно не только плохое или хорошее, грустное или
веселое. Называем одно из состояний. Например, радостное. Прошу
каждого взять тот цвет, которым оно определяется. Спектр оказывается
достаточно разнообразен. Также, как и в других случаях. Разбираем, почему
так.
Разговор сводится к тому, что каждый наш день состоит из множества
ситуаций, поступков, взаимодействий с окружающим, которые окрашены
разными цветами в соответствии с испытываемыми чувствами.
12
Поставлена задача - изобразить свое состояние в цвете, отталкиваясь от
произошедшего. Дети на бумаге определяют, с чего началось их утро:
проснулись, что почувствовали, как долго длилось это чувство. В
зависимости от этого первая полоска может быть широкой или узкой. Долго
смеялись полоска широкая, рано разбудили, но вы быстро встали
полоска узкая. Таким образом заполняется весь листок.
Кто-то более действенный: встал, сходил на уколы, позавтракал, мама
позвонила, пошел в игровую. Одна из старших девочек расписала свой
приезд в санаторий чуть ли не из двенадцати позиций:
- проснулась – ленилась – коричневый цвет;
- папа пришел – стал одевать – зеленый;
- пили чай вместе с мамой – оранжевый;
- поехали в санаторий – пробки – черный;
- долго ехали – устала - коричневый ;
- ждали врача – надоело – серый;
- наконец-то отвели в группу – зеленый;
- игровая – вау! зеленый. ( Даша, шесть лет)
Предлагаю детям использовать разные оттенки, наиболее яркие по
настроению полоски акцентировать дополнительным мини-рисунком.
Можно подрисовать горошки, сердечки, молнии, змей и т.п.
В ходе работы пытаюсь помочь детям в каждой серой полоске найти
свой «лучик»: выглянуло солнышко, научился играть в новую игру,
подружился с новым мальчиком…
Анализируем полученные результаты. Как правило, темных тонов
меньше. Все листочки соединяем в одно большое лоскутное «одеяло». Если
между ними возникли просветы, заполняем их небольшой аппликацией,
фрагментами рисунков. Для крепости «одеяло» окантовываем одним цветом,
определяющим по согласию большинства настроение, полученное в
результате сегодняшней работы, и вывешиваем на стенд.
13
КНИГА РЕКОРДОВ
Самый долговременный проект, собравший наибольшее число
участников. Время от времени прерываемый, но затем опять вызывающий
наибольший интерес.
Цель проекта - воспитание творчества, самодостаточности,
уверенности, целеустремленности.
Задачи проекта – помочь детям адаптироваться в данном коллективе.
Воспитывать самоуважение, умение найти в себе такую черту характера или
знание, которое бы помогло детям почувствовать свою значительность и
гордость за себя..
Тип проекта – творческий.
Вид проекта – гибкий тип планирования.
Выбор участников – индивидуальный или малогрупповой.
Выбор зоны проекта – поиски интеграции различных предметных сфер.
Конечный продукт – Книга рекордов.
Стимулировало появление и разработку данного проекта немалое
количество детей, не имеющих возможности представлять себя в сфере
изобразительной деятельности. Детей прекрасно собирающих пазлы,
умеющих плавать, отгадывающих загадки, хорошо читающих стихи.
А также наличие неустроенных детей, зажатых, очень ранимых и оттого
чувствующих себя всегда как бы вне коллектива, а иногда и над ним.
В связи с тем, что данный коллектив формируется в условиях санатория,
особое значение приобретают такие навыки, как умение быстро выполнять
все режимные моменты, не плакать, быстро находить себе друзей. И прочие
аналогичные действия, которые также не имеют никакой визуальной
поддержки. Но и в четыре года дети чувствуют себя настоящими героями,
демонстрируя свои награды за раскрашенную картинку или выученную
загадку. И в семь лет им необходимо быть уверенными в том, что они самые-
самые.
14
Так и возник этот альбом с фотографиями и записями о том, кто и кого
обыграл в шашки, кто построил самую высокую башню из лего, кто быстрее
всех пообедал за младшим столом, кто был самой красивой Репкой.
Есть еще одна группа рекордов детские благодарности, телефоны
группы поддержки, - позвони, если будет скучно.
Практически, это свод всех проектов и показатель активности нашей
всеобщей жизни. Потому что как можно сделать какую-то запись без
активной позиции ребенка, без его непосредственного участия.
ДЕНЬ ПТИЦ
Цель проекта – снятие психологического зажима, воспитание творческой
личности.
Задачи проекта - помочь детям раскрепоститься, учить, отталкиваясь от
художественного образа, создавать сценический образ, используя пластику,
звуковые приемы.
Тип проекта – смешанный.
Вид проекта – гибкий тип планирования.
Выбор участников – малогрупповой.
Зона проекта – углубление в одну предметную сферу.
Конечный продукт – инсценировка песенки «Жили у бабуси…»
Обоснованием проекта служит работа по творческому развитию
личности, формированию коммуникабельности, воспитание
художественного вкуса, активизация голосового аппарата.
Подготовительные этапы включают в себя организацию выставки
рисунков и аппликаций с изображением птиц, чтение стихотворений о них,
разучивание скороговорки «Кукушка кукушонку…»
Рассматриваем с детьми изображения птиц. Обращаем внимание на
характерные позы. Подбираем в соответствии с этим эпитеты. Читаю
15
стихотворение про ворону: «Кра!- кричит ворона,- Кража!..» Придумываем
различные ситуации, при которых птица могла быть изображена с таким
поворотом головы, так вытянуть шею. Кто-то нашел червяка, а у него хотят
отнять добычу. Провоцирую детей на участие. Выбор птички. На кого бы они
хотели походить. Предлагаю закрыть глаза и представить, как они выглядят,
двигаются, общаются между собой в этом образе. Потом полетать, поискать
корм, задействуя многомерное пространство. Любопытна ли ваша птичка? С
кем она хочет подружиться?
Делимся на пары. Приглашаем друг друга в гости. Предлагаю одной паре
поговорить между собой на птичьем языке, а другой разобраться, о чем
идет разговор. Придумайте свою песенку. Спойте ее по-птичьи.
Организуем хор. Знакомую песенку напеваем, используя свист,
щелканье , разнообразные трели.
Вспоминаем игры, связанные с образами птиц. «Петушки», «Гуси-
гуси». Играем в них. Обращаю внимание водящих на характерные жесты,
мимику.
В конце проекта поем песню «Жили у бабуси…» Выбираем
действующих лиц. Напоминаю, что хотя все птицы одной породы, характер у
всех может быть разный. Представляем, как прятался или подходил к
бабушке озорной гусь, ленивый, любящий бабушку, боевой или
опечаленный гусь.
Обычно дети с удовольствием повторяют эту сценку, каждый раз находя
себя в новой роли. Старшие дошкольники часто демонстрируют ее перед
своими родителями, играя сразу за всех действующих лиц.
16
РАНО УТРОМ ДВА БАРАНА
Педагогические цели и задачи - формирование правильного
представления о причинах возникновения конфликта. Показать возможность
в любой ситуации найти правильное решение. Доказать преимущества
компромисса перед любыми активно-неприязненными отношениями. Учить
детей анализировать взаимоотношения друг с другом. Роль самообладания в
развитии различных ситуаций.
Проект творческий.
Вид проекта – гибкий тип планирования.
Выбор участников – малогрупповой.
Зона проекта углубление в одну предметную сферу: поиск
разрешения конфликта на основании причины совершенного поступка.
Вид конечного продукта - инсценировка.
Прежде всего пытаемся определить характер героев.
Например, Бяшка. Он впервые без сопровождения взрослых идет по
хлипкому мостику на другую сторону и немного трусит. Для него
неожиданен наскок более крупного, чем он, Дуралея. Подвергается
сомнению его возможность дойти до бабушки. Он не свободен, то есть
зависим от воли и действия другого. Трус ли Бяшка? И нормально ли это,-
испытывать боязнь или страх перед ситуацией, которой ты не владеешь
( например, перед операцией)?
Обращаю внимание детей на непрерывную связь Бяшки с его домом, с
его устоями,- будет страшно, закрой глазки, а потом опять иди вперед.
Подчеркиваю авторитетность родителей – «мама сказала…»
Не менее интересен и второй герой Дуралей. Злой ли он? Почему не
пропускает Бяшку? Его словесная грубость,- приобретенный навык общения
или отражение его чувств и настроений?
Давайте представим себе этого барашка. Напорист. Уверен в себе. И если
у Бяшки большая часть мира в его доме, то у Дуралея дом там, где он
находится в данную минуту. И чаще всего вне дома в общем понимании
этого слова. Именно этим объясняется наличие в его лексиконе таких слов и
17
выражений, как «кого мне ждать?», «сдавай назад», «начну работать
толкачем», « овечий хвост», « размазня» и пр. И когда он упоминает о родне,
- это вряд ли те люди, которых принято считать родственниками.
Вместе с детьми отмечаем следующие черты Дуралея. Подвижен и
энергичен. Ненамного старше Бяшки. Не стоит на месте – настолько его
переполняют жизненные силы. Может быть, ему просто не с кем сейчас
играть, а по-другому играть он не умеет. Речь более эмоциональная,
громкая.
И если с Бяшкой дома разговаривают,- иначе откуда «закрой глазки, а
потом все равно иди вперед», то в данном случае воспитатель – улица.
Эта сказка не богата сменой действий и декораций: повстречались на
мостике, повредничали и гуськом друг за дружкой к бабушке с пирожками.
Но событийный ряд достаточно богат.
- Бяшку впервые отпустили одного к бабушке.
Дуралей наконец-то дождался хоть кого-то , с кем можно повыпендриваться
- Яшке на мосту страшно.
Дуралей чувствует себя как рыба в воде. Рад, что опять может
Посоперничать с кем-то и убедиться в том, что он самый сильный.
И тут очень интересно прослеживается становление характера Бяшки:
- мама сказала
- но я-то тут при чем?
- может, вы через меня перепрыгните?
- а потом опять иди вперед.
И выход из замкнутого пространства: - Скажи, а лично у тебя есть
бабушка, а не «родня»?
И Дуралей подчиняется Бяшке. Его отход завуалирован:
- как надоел мне этот размазня!
- я драться шел, ну а теперь нельзя…
18
Почему? Маленького обидеть боится? Или о настоящей драке
изначально никакой речи не было?
А может, и в самом деле высветилось из-за крутых плеч «родни» светлое
лицо бабушки, которая всегда ,- чтобы ты ни делал, прав был или не прав,-
всегда будет на твоей стороне. И ты для нее всегда самый любимый, самый
ненаглядный – САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ!
И дети еще некоторое время вспоминают своих бабушек. Как они их
спасали, берегли, холили и лелеяли.
А завершается разбор полетов такими вопросами:
- Будут ли теперь дружить Бяшка и Дуралей?
- И если да, то что послужит основой для такой дружбы? Теплые
пирожки?
И снова смотрим сказку. Уже без всяких разговоров и анализов, - кто что
почувствовал, тот то и получил.
А если возник дискомфорт, и непонятно почему хочется еще поговорить
о доме и всех, кто остался там, приходи к нам. И мы снова сядем в кружок, и
будем долго разговаривать, и не заметим, как придет время ужина. А потом
снова наступит день. И в нем обязательно будет светить солнце. Для тебя.
Дуралей прячется в кустах у хлипкого мостика. Только что он заставил
от-
ступить двух своих сверстников, и нет причины отказываться от этой забавы.
С другой стороны на мостик аккуратно ступает Бяшка. К его боку привязана
небольшая корзинка с пирожками. Не успевает он пройти и половину пути,
как навстречу ему Дуралей.
БЯШКА - Мама сказала, переходи мост, когда на нем никого нет.
… Вас на нем не было!
ДУРАЛЕЙ- Не было, да стало. Начинай сначала! ( Теснит Бяшку.)
БЯШКА - Зачем Вы так,- не разойдемся тут:
Мост узок, ну а берег слишком крут.
ДУРАЛЕЙ - Кого мне ждать ? Тебя?! Но я спешу!-
19
Сдавай назад, а то ведь согрешу,-
Ведь рог мой крут…
БЯШКА - Но я-то тут при чем
ДУРАЛЕЙ - Смотри, начну работать толкачем!
БЯШКА - Мама сказала, бабушка любит теплые пирожки. Может, я
нагнусь, а Вы через меня перепрыгните?
ДУРАЛЕЙ - Вот радость мне скакать через тебя! –
Небось, не знаешь, кто моя родня!
БЯШКА - Мосток качнулся…
ДУРАЛЕЙ - Ты! Овечий хвост!
Надолго ль ты копытом в мостик врос
Рассержен я. Сейчас возьму разбег
И… чист мосток,- тебя же просто нет!
( Раскачивает мостик.)
БЯШКА - Мама сказала, будет страшно, закрой глазки, а потом опять иди
вперед.
ДУРАЛЕЙ - Ты что, не понял,-
Это я качаю!
БЯШКА - Но бабушка! Но пироги ей к чаю…
Я ужас как боюсь. Какая драма!
Но если я вернусь, что скажет мама
… Скажи, а лично у тебя
Есть бабушка, а не родня
ДУРАЛЕЙ - … Как надоел мне этот размазня! –
Я драться шел, ну а теперь нельзя.-
20
Пойдешь ли на убогого тараном,
Воздействуя угрозой и обманом.
То ли Дуралею стало неинтересно, то ли еще что…
ДУРАЛЕЙ - Иди за мной. Вниз не смотри.
(Ворчит) Еще и провожать его иди.
Мягко подталкивает Бяшку, отступает, чтобы Бяшка мог
следовать за ним.Так проходят весь мостик.
ДУРАЛЕЙ - Открой глаза.
Смелей вперед иди.
Вот ты и дома.
Мостик позади.
Бяшка ,довольный, быстро бежит к дому бабушки. Дуралей убеждается,
что его никто не видит и тут же снова прячется в кустах, поджидая новую
жертву.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ
Коллективная работа детей. Синий в красную полосочку и с зеленым
пятнышком.
22
Список источников
1. Авторские разработки на основе личного опыта.
2. Текст инсценировки - автор Нина Баландина.
3. Фото из личного архива.