Итоговая практико-значимая работа "Специфика заучивания наизусть с дошкольниками"

1
Итоговая практико-значимая работа на тему:
«СПЕЦИФИКА ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Выполнила
Ежова Юлия Владимировна
Содержание
1 Введение 2
2 Теоретическая часть 3
2.
1 Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных
группах 5
2.
Методические требования к заучиванию стихов
2
7
2.
Приемы обучения выразительному чтению стихов
3
8
3 Практическая часть 11
3.
1 Литературный конкурс «Мама, папа, я – читающая семья» 11
4 Заключение 16
5 Список литературы 17
2
1. Введение
В методике развития речи особое место занимает работа,
направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с
поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и
выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений одно из средств умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании
детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического
восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно
учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение,
воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы,
дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к
педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к
гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть
поэзия действует на них так же, как и музыка». Стихи действуют на
ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир
звуков.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную
пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести
внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный
уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное
памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его
собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи:
дикцию, дыхание, овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся
разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое
произношение звуков и слов, упражнения на развитие интонационной
выразительности, воспитание умения определять смысл логических
ударений и др. [1].
3
2. Теоретическая часть
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои
особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых
много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика
действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по
объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.
Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-
возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания
в детском саду. В «Программе воспитания в детском саду» предлагается
список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций [1].
В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов
следующие: простота и четкость ритма; краткость самого стишка и
отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; отсутствие
описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной
действенности.
Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4г.) отличается
образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными
образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать"
себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие
стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс
«Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо
знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они
понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий,
веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового
действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность
часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе
заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного
творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки
4
как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают
требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по
содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е.
Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»
и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться
художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты
(например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные
эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение
осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи,
проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания
рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным
средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков
«Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С.
Есенин «Белая береза»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни
И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и
Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им
еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого,
воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести
детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию
басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен
Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой
«Теория и методика развития речи дошкольников».
Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических
произведений, в методиках по развитию дошкольников основном это
книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета)
встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию.
Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию
5
соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам
лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам
спокойным размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно
предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут
выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно
услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего
лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и
рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не
будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь
им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку
необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том
материале, который «сердцу ближе».
2.1. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных
группах.
Занятие обычно строится по плану:
вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
чтение воспитателем всего текста,
повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, повторение
всего текста ребенком с плохой памятью.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности
[3].
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются
коротенькие потешки и стихи.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита
способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится
задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в
процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6)
повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется
игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение
6
Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с
флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто
«Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем
чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в
рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по
воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать
стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его
часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более
сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем .
Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться» и др.).
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и
осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При
чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе
обращать внимание детей на художественные образы, элементы
сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» -
образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок
пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение
осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи,
проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания
рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным
средствам стихи (Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова
«Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни
И. А. Крылова. Приемы обучения в основном те же, что и в средней
группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать
поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или
обстоятельства, которым посвящены стихи[4].
7
Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа,
обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие
усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит
увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает
художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое
воздействие снижается и при объяснении образных выражений.
Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с
познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в
художественной форме.
2.2. Методические требования к заучиванию стихов:
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или
пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется
неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении
остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает
выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести,
искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
«Читая хором, - писала Е. И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи,
отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого
бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Такой
же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать
стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая
сторона деятельности.
Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем
памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по
строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и
правильную тренировку памяти.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном
занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10
повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка
времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму
8
повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих
обстоятельствах[3].
2.3. Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы,
требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование
Стародубовой Н.А. [10], можно выделить основные позиции при
проведении поэтического занятия в детском саду:
1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения
(создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
2. выразительное и чувственное прочтение стихотворения
воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и
чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока
не потерян момент неожиданности
3. беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы,
раскрывающие общую картину произведения, вопросы, раскрывающие
отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы
помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
4. повторное чтение всего произведения с установкой на
запоминание;
5. воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание
прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель
помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса,
темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить
его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для
куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не
хором!
6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих
по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к
произведению, прослушивание музыки.
9
Жуковская Р. И. в своей работе «Чтение стихотворений в детском
саду. - М., 1951» описывает некоторые приемы для лучшего запоминания
стихов:
игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и
обыгрывается с куклой и мячиком);
досказывание детьми рифмующегося слова;
чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме,
частичное воспроизведение текста всей группой, если речь
идет от лица коллектива.
Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся
четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок
или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем
трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист,
чист, чист».
Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать
именно те строчки, которые нужны в этом месте; драматизация с
игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского,
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).
На формирование выразительности направлены и такие приемы:
образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации.
напоминание о похожем случае из жизни ребенка,
оживляющее пережитые чувства;
объяснения и указания по поводу выразительной формы
чтения;
10
характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные
интонации.
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения
оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные
особенности усвоения материала, а также содержание и форма
поэтического текста, его подача.
Существуют следующие приёмы [2] заучивания наизусть
литературных произведений с дошкольниками:
1. Выразительное чтение произведения воспитателем.
2. Вопросы по содержанию, сформулированные таким образом,
чтобы ответом была цитата из произведения.
3. Подсказ.
4. Отрывочное чтение произведения.
5. Повторное чтение с установкой на запоминание.
6. Припоминание.
7. Обсуждение произведения и своего опыта по теме, подбор
синонимов, рифм.
8. Обыгрывание с игрушками или на фланелеграфе.
9. Словарная работа.
10. Сопряженное (совместное) чтение.
11. Отраженное чтение (с подсказками)
12. «Лесенка» - я начну, а ты закончи.
13. Заучивание по алгоритмам и схемам.
14. Театрализация.
11
3. Практическая часть
3.1. Литературный конкурс для детей и их родителей «Мама,
папа, я – читающая семья» [6].
Задачи: изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского
чтения; расширить социальное партнёрство, привлечь детей и родителей к
чтению; развивать творческие способности; оказать семье
информационную помощь; выявить самую читающую семью.
Предварительная работа: кроссбукинг (обмен прочитанными
книгами), изготовление книги (критерии: эстетичность оформления книги,
сложность изготовления книги, творческие идеи, содержательность книги),
заготовка грамот и памятных подарков.
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям,
карточки с фамилиями художников, мультимедийные презентации
«Портреты писателей» и «Угадай сказку», листы с заданиями, ручки,
пластилин, стеки, доски, подарки, грамоты.
Ход викторины:
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи-
конкурсанты.
Ведущий:
- Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли
время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее
ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми
читающими семьями нашего ДОУ.
Чтец (мальчик):
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
12
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть — я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к солнцу,
И космонавт бесстрашный — тоже я,
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
И. Токмакова
Ведущий:
- Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей.
Еще М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и
убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что
почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый,
неведомый мир…». Эти слова писателя точно отражают желание всех
взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный
радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами,
которые подготовили к конкурсу самодельные книжки по теме
«Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют себя, какие книги они любят читать, какая у них
есть домашняя библиотека.
Ведущий:
- Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что наши родители
неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.
13
1. «Пословицы о книге и чтении»
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните
и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде дорогу пробьет
везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь
на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»,
«Испокон века книга растит человека», Прочёл новую книгу встретился с
другом», «Ум без книги как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга
разум» и др.
2. «Писатели и поэты»
У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены
портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я.
Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И.
Чуковский, И.А. Крылов, Г.-Х. Андерсен).
3. «Отгадай художника»
Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые
называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации
разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача правильно
подобрать иллюстрации к фамилии художника (М. Врубель, В. Васнецов,
И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич).
4. «Литературная викторина для детей и взрослых»
Вопросы для детей:
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросёнка из сказки С. Михалкова? (Наф-
Наф)
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?
(Хвостом)
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с
мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
14
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На
берегу речки, под яблоней, в печке)
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной Королевой?
(Герда)
Что болело у бегемотиков? (Животики)
Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал
милиционером? (Дядя Степа)
Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок
командир)
Вопросы для родителей:
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов
Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
Как звали двух братьев – собирателей сказок – родом из Германии?
(Братья Гримм)
Какому автору принадлежат эти строки? «А вы, друзья, как ни
садитесь, всё в музыканты не годитесь (Крылов)
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»?
(Январь)
В чем была сила Черномора? (В бороде)
Какое слово в замке у Снежной Королевы собирал Кай? (Вечность)
На сколько лет заснула Спящая красавица? (На 100 лет)
В сказке «Три толстяка» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
Косточкой какой ягоды Мюнхаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час
назад)
Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? ри)
5. «Волшебное средство» и «Путаница»
15
Родителям предлагаются листы с заданиями: написать, какое
волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в
стихотворениях.
Волшебное средство:
У Буратино (золотой ключик);
У девочки Жени из сказки В.Катаева (цветик-семицветик);
У Оле-Лукойе (зонтик со снами);
У солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик (Таня)
Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря (Старухой)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит… (вороны)
6. Конкурс «Угадай сказку»
На слайдах представлены предметы и герои, по которым дети и
родители должны догадаться, что это за сказка:
Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы,
Чеширский кот, девочка Приключения Алисы в стране
чудес»)
Деревянный домик, лиса, заяц, петух с косой Заюшкина
избушка»)
Стая уток, облака, лягушка, прутик Лягушка-
путешественница»)
16
Надпись «Посторонним «В», пчела, воздушный шарик,
поросёнок, горшочек с мёдом, дуб («Винни-Пух и все-все-
все…»)
Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба
(«Дюймовочка»)
Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто,
золотая рыбка, старуха-царица («Сказка о рыбаке и золотой
рыбке»)
7. Итоговый конкурс «Творческая фантазия»
Все сегодня были молодцы! А в заключение нашей встречи
предлагаем творческое задание: вылепить героев сказки для нашей новой
книги. А мы с ребятами сочиним свою сказку с участием этих героев.
В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает
небольшой памятный подарок.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что художественная
литература и, в частности, поэзия художественная мировая, и
фольклорная) является важным источником средства обогащения образной
речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных
понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим
жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые
стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это такие задачи
как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного
уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.
Существование различных методик заучивания стихотворений в детском
саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих,
главных позиций позволяет придерживаться главных правил и
рекомендаций для достижения наилучшего результата.
17
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи
детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений М.:
Издательский центр «Академия», 2018. - 400 с.
2. Технология развития речи дошкольников: опорные таблицы,
схемы и памятки: учебно-методическое пособие для слушателей курсов
переподготовки работников дошкольного образования / авт.-сост. Е.Н.
Белоус. Коломна: Московский государственный социально-
гуманитарный институт, 2015. – 108 с.
3. Бородич А.М., Методика развития речи детей - М., Просвещение,
2014. - 255 с.
4. Развитие речи детей 3-5 лет. / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ
Сфера, 2016. – 192 с.
5. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению
дошкольников с детской литературой. Авторы-сост.: О.М. Ельцова, В.Н.
Волкова, А.Н. Терехова. – СПб.: ООО «Издательство-Пресс», 2018. – 240 с.
6. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьёй:
родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за
круглым столом / авт.-сост. Н.М. Сертакова. Изд. 2-е, испр. Волгоград:
Учитель. – 2018. 203 с.
7. Лурия А.Р. Письмо и речь. - М.: Академия, 2012. - 352с.
8. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.:
Педагогика, 2013. - 234 с.
9. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2019.
10. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников. - М., 2008.