Развитие творческих способностей на занятиях с детьми дошкольного возраста

1
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования детей
Тазовская детская школа искусств
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Обобщение педагогического опыта)
Работу выполнила:
Преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
Подшивалова Р. В.
2
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного
решения, является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Необходимо дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои
способности и весь свой творческий потенциал. Знания и умения являются не конечной
целью обучения, а инструментом, полем для творческой деятельности, для самореализации
каждого человека.
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-
эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты,
гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида
искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих
перед педагогами дополнительного образования детей, потому что именно дошкольный
возраст является важным по отношению к развитию всех основных психических процессов,
способностей, в том числе и музыкальных.
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на
основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и
упражнений, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного
возраста на музыкальных занятиях.
Исходя из цели, были намечены следующие задачи:
1. Определить условия и основные направления развития творческих способностей на
музыкальных занятиях.
2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.
3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально
апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей
на музыкальных занятиях.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию
творческих способностей детей дошкольного возраста.
В ходе исследования был применён ряд методов, основным из которых был
педагогический эксперимент.
В дополнение к нему были использованы следующие методы:
-методы диагностики учащихся;
-наблюдение за учащимися в ходе учебного процесса;
-методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
3
Компоненты творческих способностей
Творческие способности делятся на три основные группы:
1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
3) умственные способности.
Психологи отмечают, что «формирование креативности возможно лишь в специально
организованной среде», высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы
соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для
проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные
жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной
информации по предмету.
Основные условия развития творческих способностей дошкольников.
1. Изменение роли ученика. Изменение роли ребёнка, согласно которой он должен
стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои
интересы и потребности.
2. Комфортная психологическая обстановка. Важен благоприятный
психологический климат в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана
атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации
учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только
на их основе возможно успешное развитие творческих способностей.
4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная,
доброжелательная помощь не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка,
если он может сделать сам.
5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных,
групповых, индивидуальных форм работы на уроке.
6. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всем
детям. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен
видеть индивидуальность.
На основе изученной литературы по теме я попыталась определить основные направле-
ния и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как
мотивация, творческое мышление, воображение, внимание, память.
4
Проверка эффективности системы работы по развитию творческих способностей.
В течение 2018-2019 учебного года решила проверить эффективность системы работы
по развитию творческих способностей детей, которые занимаются в детском вокальном
ансамбле «Соловушки».
Задачи контрольного среза:
- выявить результаты проделанной работы;
- проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся в данном группе.
В качестве критериев развития творческих способностей были взяты следующие
параметры: оригинальность, гибкость, беглость мышления.
Внимание и запоминание у 4-5-летних детей слабые, тем более, если не создается
определенная мотивационная обстановка. Значит, надо вводить в урок игры и игровые
ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.
В своей работе я использовала ряд музыкальных упражнений, развивающих творческие
способностей детей, скороговорки, а также музыкальные игры из «Нотной папки
хормейстера» 1 часть и сборника музыкальных игр Т. Э. Тютюнниковой «Сундучок с
бирюльками».
Диагностическая методика 1 игра «Прятки» (Особенности творческого
воображения)
Ход работы: дети закрывают лицо ладошками, преподаватель под музыкальное
сопровождение поёт: «Маша, где ты?», Мария показывая лицо, поёт воображаемое место, в
котором она сейчас находится. Чаще всего это очень невообразимые места, такие как лампа,
на потолке, на столе.
Критерии оценки результатов: яркость и оригинальность образов.
Анализ результатов методики показал, что в целом воображение у детей в данной
группе развито сильно. Богатство фантазии, глубина и проработанность образов наблюдаются.
Диагностическая методика 2 - «Варианты окончаний»
Ход работы. Дети проговаривают разученную скороговорку «Забавной обезьяне
бросили банан». После 2 повторения предлагается придумать свой вариант окончания
данной скороговорки. Учащиеся говорят несколько вариантов окончания скороговорки,
например, «Забавной обезьяне бросили апельсин», иногда дети на основе этой скороговорке
придумывают другие действия, например, «Забавную обезьяну забрали домой!»
Показатели: беглость (количество вариантов), оригинальность, художественная
экспрессивность.
5
артикуляционная
гимнастика
музыкальные фразы
имправизацинные
движения
Диагностическая методика 3 - «Придумать музыкальную фразу».
Ход работы: дети придумывают как можно больше музыкальных фраз с помощью
пения распевки на слог «Ля». Например, педагог начинает музыкальную фразу, ученица
продолжает свой вариант. Но когда учитель пытается подобрать услышанную мелодию,
ребёнок не сразу принимает услышанное и напевает новый вариант. Результаты оцениваются
по трем показателям - беглость, гибкость и оригинальность исполнений.
Качественный анализ результатов данной методики показал, что среднее число
придуманных музыкальных фраз у каждого ребёнка 3. Дети составили некоторые
музыкальные фразы, используя опевание, вспомогательные обороты.
Диагностическая методика 4 – игра «Выходи плясать скорее».
Ход работы: дети двигаются хороводом и поют песню, педагог пением называет по
имени ребёнка, который становится ведущим, становится в центре круга, слушает как ему
поют остальные дети. Затем ведущий показывает движение имправизационно, остальные под
музыку повторяют это движение. Результаты оцениваются по двум показателям - беглость и
оригинальность исполнений.
Качественный анализ результатов данной методики показал, что учащиеся активно
придумывают разные движения. Игровая танцевальная песня помогает научить детей
танцевать импровизационно, не бояться выйти в круг для сольного танца.
Вывод: анализ данных контрольного среза позволил предположить основные
направления дальнейшей работы.
100
80
60
40
20
0
ноябрь январь март апрель
Мы видим, что произошел качественный и количественный скачок в развитии
творческих способностей детей. Даже те дети, кто остался на низком уровне, улучшили свои
качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик.
6
Заключение
Моя работа посвящена проблеме развития творческих способностей младших
дошкольников на музыкальных занятиях. Развитие творческих способностей учащихся
зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько
творчески он подходит к данной проблеме. Содержание музыкальных занятий имеет богатые
возможности для развития творческих способностей.
Реализация на практике разработанного подхода по развитию творческих способностей
дошкольников дала положительные результаты, подтверждающие его эффективность.
Уровень развития творческих способностей стал гораздо выше, что свидетельствует о
результативности работы по данной проблеме, и подтверждает готовность детей к
дальнейшему развитию творческих способностей в последующем обучении. Использование
различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в
развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика на
данном этапе.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие
результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими
мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах.
Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические
сведения. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех
детей.