Обобщение опыта работы "Музыкальные развлечения в д/саду"
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида города Северодвинска
Архангельской области
Обобщение опыта работы «Музыкальные развлечения
в д/саду»
Подготовила воспитатель
Боргун Алена Викторовна
г. Северодвинск
2019
2
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Музыка и развлечения в детском саду…………………………………….…..4
1.1. Значение музыки в повседневной жизни детей…………………………….4
1.2. Работа музыкального руководителя с воспитателем группы……………...7
1.3. Виды развлечений, роль музыки в них……………………………………...9
1.4. Театрализованные музыкальные представления как один из основных
видов искусства для детей………………………………………………………14
2. Влияние концертов на воспитание у детей музыкальной культуры и любви
к музыке…………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
Введение.
3
Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры,
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах
Н.А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А.
Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С.
Тарасова, В.Н. Шацкой и др.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для
расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется
богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих
чувств и переживаний. Феномен музыкального искусства заключается не
только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и
в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения,
лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает
праздник, одна из основных целей которого — формирование разнообразных
эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку,
художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство;
поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства,
эстетическое отношение к окружающей действительности.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды
искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с
основной темой торжества.
Цель работы изучить особенности организации и проведения
музыкальных развлечений в детском саду.
1.Музыка и развлечения в детском саду.
4
1.1. Значение музыки в повседневной жизни детей
О том, что музыка оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка,
формирует и обогащает его душевный мир, знали еще древние. Влияние
музыки на развитие детей огромно. Она способна не только обогатить
чувствами, но и расширить кругозор ребенка. Музыка не только способствует
развитию музыкальных способностей, но и воспитывает хороший
эстетический вкус. Радостные переживания, возникающие при слушании
музыки, несут позитивную энергию, такую необходимую для гармоничного
развития ребенка.
Заинтересовать ребенка музыкой, научить ее слушать и наслаждаться
волшебными звуками, развивать и поощрять творческие способности ребенка
– вот главные задачи не только для преподавателей музыки, но и для
родителей. Музыка должна присутствовать рядом с ребенком не только на
музыкальных занятиях, но в повседневной жизни. Целью взрослых должно
стать создание условий для развития музыкальных способностей ребенка, его
музыкальных и творческих интересов. Во время игр, ребенок может слушать
музыкальные произведения, вместе с другими детьми водить хороводы, а во
время прогулок напевать песенки. Как следствие, надо развивать у детей
дошкольного возраста самостоятельное желание напевать, или танцевать в
разнообразных бытовых ситуациях. Это могут быть игры, прогулки, общение
со сверстниками, самостоятельное художественное творчество. Участие в
музыкальных играх способно развивать музыкальный слух ребенка, чувство
ритма, музыкально - сенсорные способности. Привлекая детей к сюжетно-
ролевым играм, использовать музыкальные произведения для обыгрывания их
детьми.
Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка,
формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, знакомит с
разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные
переживания, способствует воспитанию правильного отношения к
5
окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие,
мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает
музыкальные способности, воображение, творческую инициативу,
всесторонне влияет на его развитие. Ввести ребенка в волшебный мир музыки,
развивая его музыкальные и творческие способности, призваны музыкальные
руководители дошкольных заведений. Но важно не только на музыкальных
занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития
музыкальных навыков, интересов, способностей детей. В играх, на прогулках,
во время самостоятельной художественной деятельности дети по собственной
инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать аудиозапись
музыкальных произведений, подбирать самые простые мелодии на детских
музыкальных инструментах.
Музыкальную деятельность детей в быту отличает самостоятельность,
инициативность, стремление сделать что-то свое. Следовательно, у
дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и
инициативу в использовании знакомых песен, танцев в разных условиях (в
играх, на прогулках, в самостоятельной художественной деятельности, др.), в
музыкально-дидактических играх развивать мелодический слух, чувство
ритма, музыкально-сенсорные способности, расширять круг музыкальных
впечатлений слушанием музыкальных произведений в аудиозаписи и
способствовать тому, чтобы дети воспроизводили их в сюжетно-ролевых
играх.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность
широко использовать воспитательное воздействие музыки.
6
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно
организованной системе с разнообразными музыкальными
произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,
формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с
начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности,
ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и
приобщают к активной практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На
основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется
сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым
произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой
доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых
танцевальных движений, импровизация попевок.
7
1.2. Работа музыкального руководителя с воспитателем группы.
Вопросы профессионального взаимодействия воспитателя и
музыкального руководителя рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А.,
Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия
должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.
Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в
традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное
обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных
проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере
решения общих задач; взаимные консультации по использованию
музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении
разнообразных задач воспитания и развития; взаимопосещение занятий с
последующим обсуждением; музыкальные гостиные и вечера встреч с
музыкой, организованные в ДОУ; совместная подготовка семинаров-
практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-
дошкольника средствами музыки; совместная организация родительских
собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в
группах; организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей
среды в ДОУ, в отдельно взятой группе; составление музыкально-
профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий
использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития
дошкольников; взаимодействие с методической службой ДОУ.
8
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях
работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного
образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную
просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам
конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания,
сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить
с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной
формой работы по повышению профессиональной компетентности
воспитателей являются семинары-практикумы. Их необходимо планировать
вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с
воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий
потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-
конкурс музыкальных уголков. Музыкальные центры организуются в каждой
возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи
музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель должен: рассказать воспитателям о
требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии
с возрастными особенностями); предоставить пер ечень литературы по
изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных
атрибутов; отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно
старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
познакомить с положением смотра-конкурса.
9
1.3. Виды развлечений, роль музыки в них
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей,
устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной
форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой
природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными
ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем
мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус,
способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности
ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное
отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия,
сопереживание, заботливое отношение друг к другу).
Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность
творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при
восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных
образов.
Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие
выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения,
связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и
художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строиться на
основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные,
изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства.
Одни развлечения - чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их
детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае
отведена пассивная роль. В других, активно-действенных, дети сами являются
исполнителями, активными участниками.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли,
театрализованные представления, концерты, показанные артистами,
10
подготовленные работниками детского сада, учениками соседних школ,
родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной
группы, либо для всех групп детского сада одновременно.
Многие поэтические музыкальные произведения, подобранные по
темам, например, о природе родного края, могут составить содержание
лирических концертов («Березонька моя», «Рябинушка», «Скворушка
прощается», «Здравствуй, зимушка-зима!»), на которых дети еще раз
встретятся со стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на
занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям
большую радость. Песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей
желание петь ее, подражая ему, причем петь не только на занятиях.
Умелое композиционное построение концерта в соответствии с жанром,
выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливают
его эстетическое воздействие на детскую аудиторию. Театрализованные
концерты «Мешок смеха», «Путешествие в страну сказок», «Неуловимые» и
т.п. поднимают настроение, развивают чувство юмора, пробуждают активную
готовность к деятельности. На таких концертах дети-зрители легко, с
готовностью становятся участниками: охотно отвечают на вопросы,
соревнуются. В основе таких представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы
персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку,
своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное
сопереживание с героями, желание дать собственную оценку их поступкам.
Ребенок не может пассивно воспринимать интересное представление, даже
если содержание хорошо ему знакомо. Репертуар театрализованных
представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные
рассказы, стихотворения, песни. Такие сказки, как «Теремок», «Репка»,
«Красная Шапочка», «Зайкина избушка» и др., дети могут смотреть много раз,
не уставая; им нравится, когда добро побеждает, и любые драматические
коллизии имеют хороший конец.
11
Формы развлечений могут быть чрезвычайно
многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от
поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого
репертуара, от его тематической направленности и смысловой
насыщенности. Многообразие форм и видов развлечений позволяет
спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение
равномерно распределялась между музыкальным руководителем,
воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения
развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и
поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом
разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной
возрастной группы.
Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и
желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда
должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза.
Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины,
карнавальные театрализованные шествия и т. п. - все это формы развлечений,
созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и
педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие
моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.
Музыкально-литературные композиции создаются на основе
монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию
художественных литературных произведений, предназначенных для
коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их
совместное участие).
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой
развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и
образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой. Забавы
12
включают различные элементы игр (спортивных, подвижных, музыкальных) с
игрушками звучащими, движущимися и без них. Игры-забавы, как правило,
кратковременны, но вместе с тем хорошо помогают собрать и переключить
внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать
приподнятое настроение. Это могут быть хороводы, ритмичные движения под
инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую,
колыбельную и т. д.).
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего
проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза
рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель
ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми
действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.
Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести
определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое
настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими
дошкольниками.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол - наиболее
распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим
обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные
сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник.
Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками.
Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята
подготовительной к школе группы.
Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших
групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности
репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам
осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями
других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести
13
инсценирование песни А. Филипп - «Цыплята», с детьми средней группы -
инсценировать песню «Налесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут
разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета,
когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке,
гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью
создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Театр игрушек, кукол и картинок может иметь место во всех возрастных
группах. Он представляет собой, с одной стороны, настольный театр, где
разыгрывается представление с объемными или плоскостными персонажами
(на месте действия обычно ставится несколько элементов декораций), с другой
стороны- театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол,
надевающихся на руку.
Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в
качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические
театрализованные сценки: танец Волка и Кр асной Шапочки, Буратино и
Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю.
Чичкова и др.
14
1.4. Театрализованные музыкальные представления как один из
основных видов искусства для детей.
В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог
может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы
театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных
мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей
группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются
упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его
самореализация в творческой сфере.
Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных
произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном
воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола
открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный
вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на
творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет
избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской
ролевой игре, которая складывается как основа относительно
самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам
занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом
детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей
действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности
роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический.
Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и
актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природ
сообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка –
потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой
активности.
15
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие
и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального
воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к
театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный
музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается
количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,
слуховых, двигательных).
Природная предрасположенность дошкольников к «напеванию» и
«пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-
театрального действа и участию в нём. Приобщение детей 5-8 лет к
музыкально-театральному творчеству в условиях групп музыкально-
эстетического развития.
Театрализацию в работе с детьми необходимо применять с самого
младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках
повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по
театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие
сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и
педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно
также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым,
происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные
мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают
обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и
творческого принятия музыкального образа. Известно, что основой
музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для
музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта,
в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность,
сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах
окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т.
16
д.). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на
искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической
аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.),
все это может быть обыграно при помощи театрализации.
Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с
воспитателями и родителями необходимо изготовить декорации, атрибуты,
маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные
инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др .)
Необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли
мимику, проводы работу с детьми важным аспектом является поощрение
участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения
дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему
относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием
действия. Большое внимание нужно уделять речи ребенка, правильному
произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с
детьми можно сочинять маленькие истории, всем вместе придумывать
диалоги героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо
историю. Старшие дошкольники могут сочинять мелодии в жанре
колыбельной для мишки, куклы и др. В танцевальном творчестве внимание
нужно уделять воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах
– зверюшек, снежинок, петрушек.
В более старших группах нужно добиваться выразительной речи,
развития представления о нравственных качествах, правилах поведения
зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети
учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть
вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою
игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на
музыкальных инструментах.
17
Возможно использование игр на внимание, фантазию, добиваюсь яркой
передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок
получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающуюся
уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его
интеллектуальной сферы.
Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных
инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет
развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из
скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная
деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка,
позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях
общества, в котором он живет.
Таким образом, музыкально-театральная деятельность является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,
приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат.
Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому,
что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного
возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.)
18
2. Влияние концертов на воспитание у детей музыкальной
культуры и любви к музыке.
Концерты представляют собой соединение различных видов номеров
деятельности. Это танцевальные номера (сольные, коллективные),
художественное чтение, исполнение песен (сольное, коллективное), игра на
музыкальных инструментах. В концертах можно исполнять драматизации,
номера типа клоунад.
Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности:
сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное
чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок.
Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности,
например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты
бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными,
костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи).
Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают,
показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом
проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В
проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым.
Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на
участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность
чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
Концерт, как один из видов музыкальной деятельности, представляет
собой наиболее яркое событие в повседневной жизни детей, доставляющее
радость и эстетические переживания. Концерты, организованные для детей, а
также силами детей позволяют осуществить музыкальные воспитательно-
образовательные задачи, содействуют развитию у детей художественного
вкуса, любви к музыке. Используя для концертов грамзапись, музыкальный
руководитель имеет возможность познакомить детей с прекрасными
19
образцами народной, классической русской, зарубежной музыки,
представленной в исполнении лучших артистов.
Приглашая детей, бывших выпускников детского сада, которые учатся в
музыкальных школах и играющих на различных музыкальных инструментах:
скрипка, виолончель, домра, баян, аккордеон мы знакомим детей с тембровой
окраской этих инструментов. Слушая музыкальные произведения,
исполненные на этих инструментах, у детей остаётся в памяти связь
увиденного инструмента с его звучанием. Такие концерты вызывают большой
интерес у детей. Программы концертов составленные на основе имеющихся
записей, должны быть разнообразны. Так, интересны детям тематические
концерты о творчестве следующих композиторов: П.И. Чайковского, М.И.
Глинки, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и т.д. Ребята с удовольствием
слушают фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова по
одноимённой сказке А.С. Пушкина, а также сказку «Петя и волк» П.И.
Прокофьева, произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Тематика и содержание концертов, высокий эстетический уровень
музыкальных произведений, профессиональное использование всё это
способствует воспитанию у детей музыкального вкуса, любви к музыке,
способности к анализу произведений.
Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что музыка находит
отклик в душе ребёнка. В этом эмоциональном, непосредственном
воздействии музыки её огромное значение, величайшая воспитательная сила,
обращённая к душе и сердцу ребёнка. Жизненный путь от детства к отрочеству
должно быть путём радости, бодрости это одно из самых важных правил
нашей воспитательной работы.
20
Заключение:
Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка. Это радостное
событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем
духовно обогащает его, побуждает к творчеству. В эстетическом воспитании
главным, с его точки зрения, можно считать музыку, природу, игру и
развлечения. Музыкальные звуки привлекают внимание малыша, вызывают
его ответную реакцию. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, ребенок
учится видеть окружающий мир. Игра и развлечения удовлетворяют
естественно-органические и социально-культурные потребности ребенка.
П.Ф. Каптерев дает следующие методические рекомендации: во-первых, для
развития эстетических впечатлений важна постепенность, которая помогает
возникновению в эстетическом чувстве различных элементов; во-вторых,
необходимо расширить эстетический кругозор малыша за счет частых
прогулок, игр, развлечений, чтения художественной литературы, рисования
картин, общения с музыкой; в-третьих, должно быть соответствующим
образом продумано руководство процессом эстетического воспитания,
которое может осуществляться с «периода первого детства» и должно перейти
в эстетическое образование в более старшем возрасте (в противном случае
человек лишается возможности испытывать наиболее высокие и сложные
формы чувствований). Настоящее, прочувствованное и продуманное
восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке,
потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их
чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.
Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир
детей и подростков, если они не научились слышать музыку как
содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека,
жизненные идеи и образы.
21
Список литературы:
1. Агаджанян Н.А., Тель Б.И., Циркин Б.М. и др. Физиология человека:
Курс лекций: В 2 т.- Алма-Ата: Жана Арка, 1992.
2. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном
возрасте», вып. 1., – М.: Просвещение, 1961.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение,
1968.
4. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.1.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.
6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.:
Просвещение,1961, - с. 231.
7. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. Издательство «Мозаика» - Синтез, Москва, 2005 г.
8. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. М. – Издательский центр Академия. 2000 –
240 с.
9. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности
ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в
современном мире //, 1973.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Обобщение опыта "Технология групповой работы в начальной школе"
- Программа летнего школьного лагеря с дневным пребыванием
- Технологическая карта урока немецкого языка "Покупки. Карманные деньги" 7 класс
- Паспорт педагогического проекта "Спасибо деду за Победу!"
- Рабочая программа кружка "Юный художник"
- Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.)