Организация образовательного процесса в объединениях художественной направленности в УДО

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Еткульский районный Дом детского творчества»
Статья
Тема:
«Организация образовательного процесса в
объединениях художественной направленности в УДО
( образовательная область-музыка)».
Выполнил:
Педагог доп.образования
Высшей категории
Тверитинов Ю.И.
С. Еткуль 2019 г.
План:
1. Специфика обучения в объединениях музыкальной
образовательной области в УДО
2. Рекомендации по разработке образовательной программы
объединений музыкальной образовательной области
3. Особенности оформления документации, сопровождающей
образовательный процесс (классный журнал, индивидуальный учебный
план)
4. Факторы и подходы в обучении, стимулирующие
образовательный процесс
5. Использование информационных технологий в
образовательном процессе объединений музыкальной образовательной
области
6. Рекомендуемые формы работы с родителями в объединениях
музыкальной образовательной области.
Введение.
В системе учреждений дополнительного образования(я имею в виду прежде
всего Дома детского творчества) такое направление музыкальной
образовательной области, как обучение профессиональной игре на
музыкальном инструменте развито в малой степени.
Этот факт ни как не связан c тем, что сегодня нет спроса на данный вид
дополнительного образования. Объясняется он лишь тем, что существуют
образовательные учреждения, в которых музыкальное образование является
основным или одним из основных это детские музыкальные школы и школы
искусств, которые так же являются учреждениями дополнительного
образования.
Поэтому, сегодня нет никакой разницы, куда пришел ребенок с желанием
научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, в Детскую школу
искусств, либо в Дом детского творчества.
Вопрос состоит лишь в том – удовлетворяют ли в полной мере школы
искусств спрос на музыкальное образование и адаптированы ли сегодня дома
детского творчества для такой области музыкального образования, как
обучение игре на музыкальном инструменте?
Проработав 16 лет в школе искусств преподавателем по классу гитары, я
перешел работать в Дом детского творчества, где на адаптацию к новым
условиям работы ушло не мало времени.
Основная цель данной работы - поделиться опытом адаптации и
помочь педагогам, желающим работать в музыкальной образовательной
области в УДО адаптироваться к специфике работы этих учреждений.
1. Специфика обучения в объединениях музыкальной образовательной
области в УДО.
В учреждениях дополнительного образования , таких как Дом детского
творчества, основной формой работы является групповая.
В объединениях с группой детей ведутся занятия по одной программе, на
каждый год обучения есть учебно-тематический план, количество занятий в
неделю зависит от года обучения, от программы обучения. Сроки реализации
программ в различных объединениях, в основном менее 5 лет.
Обучение профессиональной игре на музыкальном инструменте с
использованием только групповой формы работы в практике УДО не
существует.
Допускаю, что научить примитивному владению инструментом в
групповой форме можно, такие объединения есть. Но я веду речь о высоком,
профессиональном уровне владения, который давал бы возможность игру на
инструменте связать с будущей профессией.
Если специалист музыкант приходит работать в школу искусств или
музыкальную школу, там исторически сложившаяся практика обучения на
музыкальном инструменте индивидуальные занятия с каждым учащимся не
реже 2х раз в неделю, с разрывом между занятиями не менее 2х дней.
Придя работать, например, в Дом детского творчества, где
индивидуальная форма работы, в соответствии с нормативными документами
не исключается и может быть записана в Уставе учреждения как одна из форм
работы, педагог, тем не менее, может столкнуться с различного рода
сложностями адаптации работы в данном учреждении.
Во-первых: любое УДО заинтересовано в наполнении объединений, в
большом объеме контингента учащихся.
Групповая форма работы обеспечивает такую возможность даже при
небольших нагрузках педагогов.
При индивидуальных занятиях, в расчете на час нагрузки педагога,
количественное наполнение объединений будет значительно ниже.
Вследствие этого, учреждения, где традиционно используется групповая
форма занятий, не будут заинтересованы в развитие индивидуальной формы
обучения.
Во-вторых, имеющиеся различные образовательные программы для
обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте, в основном,
реализуются в школах искусств, музыкальных школах, по структуре и
содержанию они отличаются от программ, реализуемых в Домах детского
творчества, и других подобных учреждениях.
Значит, если вы пришли работать в Дом детского творчества, а не в
школу искусств и хотите учить детей играть на музыкальном инструменте,
воспользоваться готовыми программами не получиться, необходимо будет
написать программу, подходящую для данного вида образовательного
учреждения.
Документация в УДО, сопровождающая образовательный процесс, в
частности, классный журнал, рассчитана только на групповую форму занятий, а
значит к вышеуказанным, добавиться проблема ее оформления в соответствии с
требованиями.
Одной из проблем может стать материальное обеспечение
образовательного процесса объединений музыкальной направленности,
вследствие дорогостоящих музыкальных инструментов и всего остального, что
необходимо для занятий.
Еще одна сложность заключается в том, что в школах искусств или
музыкальных школах теоретические дисциплины, необходимые для
профессионального обучения игре на музыкальном инструменте преподают
другие педагоги по готовым программам, а в Доме детского творчества или
любом подобном учреждении, теорию нужно давать параллельно с практикой
одному педагогу. Поэтому, время, которое можно использовать для обучения
игре на инструменте, должно включать еще и теоретические часы, обязательно
отражаемые в учебно-тематических планах программы.
Разработать такую программу, в которой теория и практика были бы
удачно сбалансированы, достаточно сложно.
Все вышеперечисленные проблемы коснулись меня при смене места
работы в школе искусств на работу в Доме детского творчества.
От чисто индивидуальной формы работы пришлось отказаться в пользу
численности объединения.
Я выбрал компромиссный вариант – два человека на час обучения, то есть
внедрил в практику в данном учреждении обучение парами (малогрупповая
форма)с традиционным режимом занятий – два раза в неделю.
При такой форме работы дается возможность на час педагогической
нагрузки сформировать объединение с большим количеством учащихся.
Но при этом приходится жертвовать качеством обучения, так как
фактически сорок минут учебного занятия предназначены не одному
учащемуся (как, в принципе, должно быть), а двум.
Воспитанники в парах должны быть одного года обучения, по
возможности одного уровня способностей и с определенной психологической
совместимостью.
При формировании пар не всегда удается добиться такой совместимости,
а, следовательно, усложняется процесс обучения в таких парах.
Процесс обучения игре на музыкальном инструменте обязательно должен
сопровождаться домашней подготовкой учащихся.
Тогда, как в большинстве объединений УДО образовательный процесс, в
основном рассчитан на освоение материала на самом учебном занятии,
спецификой обучения в объединениях музыкальной образовательной области
является то, что даются конкретные домашние задания после каждого занятия.
Для этого используются дневники, в которых также отражается
успеваемость и качество освоения предмета в виде оценочной формы по
пятибалльной системе.
Данную систему рекомендую использовать в объединениях музыкальной
направленности, она привычна для учащихся, проста и понятна, в отличие от
различных форм, применяемых в УДО.
1. Рекомендации по разработке образовательной программы
объединений музыкальной образовательной области.
Если перед педагогом дополнительного образования встает вопрос о
разработке образовательной программы, в которой ставится цель или задача
овладеть игрой на музыкальном инструменте, то наверняка возникнет вопрос:
«От чего оттолкнуться, что взять за основу
Здесь я мог бы дать рекомендации, отталкиваясь от своего опыта
разработки программы, которую опробовал и применяю на практике уже более
10 лет.
В наше время каждый педагог творец своего образовательного
процесса, базовой частью которого является образовательная программа.
Можно выбрать разные методики, направления, образовательные объемы и
уровни, сроки реализации, формы подведения итогов реализации и наконец,
цели и задачи. Поэтому считаю уместным рекомендовать что-либо в этом
вопросе лишь в плане обмена опытом.
Программа, которую я разработал, называется «Классическая
шестиструнная гитара».
Первые рекомендации, которые я хотел бы дать при разработке
программы, касающейся обучения игре на музыкальном инструменте,
относятся к срокам реализации программы.
Многолетний опыт работы, сложившаяся и устоявшаяся практика в этом
направлении, говорят о том, что короткие сроки реализации для качественного,
высокого уровня владения инструментом не подходят.
Рекомендую использовать сроки реализации программы 5 и 7 лет,
применяя их параллельно, что дает возможность охватить наибольший
контингент учащихся.
Как правило, для пятилетнего срока реализации подходят учащиеся 5, 6,
7 классов, для семилетнего 4, 5.
Не вижу необходимости писать две программы отдельно для 5 и 7 лет
обучения.
Так, как образовательные цели и задачи, используемая нотная и
методическая литература одни и те же, лучше, на мой взгляд, написать одну
программу, в которой параллельно отразить два срока реализации.
Одним из основных структурных элементов образовательной программы
является учебно-тематический план.
Чтобы определиться с количеством учебных часов на каждый год
обучения, рекомендую взять за основу режим занятий.
Как я уже говорил, применяя на практике 2х разовый,
в течение недели, режим занятий, можно сделать следующий расчет: 4
недели месяца умножаем на 2 занятия и умножаем на 9 учебных месяцев в
году, получается 72 часа за год обучения.
В месяц, в среднем, 8 часов с каждым учащимся. Общий объем годовых
часов нужно разделить на теоретические и практические.
Считаю, что теоретические темы нужно давать в объеме, необходимом
для качественного освоения нотной грамоты, позволяющей грамотно
прочитывать нотный текст.
Лично в моей программе, теоретические темы в разных годах обучения
составляют в среднем около 10% от общего количества часов.
Конкретная разбивка часов по темам и выбор самих тем учебных занятий
это удел личного опыта каждого педагога и его профессиональных навыков и
знаний.
Важным компонентном программы, безусловно, является подведение
итогов реализации программы. Рекомендую использовать как промежуточные,
так и итоговую формы.
Это могут быть итоговые занятия, проводимые по полугодиям, различные
зачеты, контрольные уроки и ,наконец, выпускной экзамен.
Формы подведения итогов реализации программы каждый педагог может
и вправе выбрать на свое усмотрение, я лишь рекомендую, на ряду с итоговой,
использовать и промежуточную аттестацию не реже 2х раз в году.
Далее хотел бы более подробно остановиться на использовании
пятибалльной системы выставления оценок как очень важном факторе
подведения итогов реализации программы.
Данная система, поскольку она применяется в общеобразовательных
школах, понятна и привычна для детей.
Каждый педагог может выбрать свои критерии оценок. В любом случае,
когда ребенку понятно как определяется результат его образования, он будет
знать, чего он достиг и к чему стремиться.
Уровни музыкальных способностей у детей могут быть весьма различны,
лишь условно их можно разделить на 3 основные группы: слабые, средние,
высокие.
Если у педагога есть возможность делать отбор более способных детей
при наборе учащихся – это очень хорошо. Чаще всего такой возможности нет, и
поэтому я рекомендую разработать такую программу, которая была бы
рассчитана на учащихся с разным уровнем способностей.
Чем глубже в программе будет разработан принцип
диффиринцированного подхода к обучению, тем больший контингент
учащихся сможет охватить педагог.
2. Особенности оформления документации,
сопровождающей образовательный процесс (классный журнал,
индивидуальный учебный план)
Классные журналы, используемые в УДО, рассчитаны на групповую
форму занятий, в них невозможно отразить содержание занятий с учащимися
разных годов обучения при индивидуальном режиме занятий.
Для того, чтобы соответствовать требованиям заполнения документации,
сопровождающей образовательный процесс, я разработал и внедрил в практику
своего рода индивидуальный журнал, назвав его «Индивидуальный учебный
план».
В этом индивидуальном учебном плане отражается вся информация,
касающаяся учебного процесса: расписание занятий, даты, темы занятий, а
также конкретное наполнение учебного материала, разбитого на 1 и 2
полугодия.
Разбивка плана по полугодиям определяется программой. Этот подход,
применяемый в музыкальном образовании, удобен тем, что можно
скорректировать во полугодии выполнение плана 1 полугодия и таким
образом гибко реагировать на работоспособность, активность учащегося.
Индивидуальный учебный план – это индивидуальный журнал на все
годы обучения.
Для исчерпывающего представления далее прилагаются листы плана.
МБУ ДО «Еткульский Ра йонный
Дом де тского тв орче ства»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ: «Серебряные струны»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
«Классическая шестиструнная гитара»
СРОК ОБУЧЕНИЯ:_________
ПЕДАГОГ: Ю.И. Тверитинов
с. Е тку ль 2019г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ
Фамилия ______________________________________________________
Имя ______________________________________________________
Отчество _____________________________________________________
Год рождения ________________________________________________
Время поступления
В РДДТ ______________________________________________________
Обнаруженные музыкальные данные
при поступлении:
Слух ______________________
Муз. память ________________
Ритм ______________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ПОЛУГОДИЯ
Промежуточная или итоговая Участие в массовых и
концертных
аттестация мероприятиях
Согласовано: _____________________________________________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ПОЛУГОДИЯ
Промежуточная или итоговая Участие в массовых и концертных
аттестация мероприятиях
Согласовано: Педагог:
СВЕДЕНИЯ ОБ УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
2 ч.
4 ч.
экз.
итого
вая
Гитара
Ансамбль
Общий журнал заполняется согласно его содержания. В нем отражается
общее расписание, фиксируется успеваемость, общий список учащихся,
творческие достижения, проведение инструктажей по охране труда.
3. Факторы и подходы в обучении, стимулирующие
образовательный процесс
С опытом работы у каждого педагога вырабатываются свои подходы и
факторы стимулирующего характера, позволяющие, порой даже очень
пассивного учащегося, заставить двигаться вперед.
Вряд ли кто будет спорить, что основной стимул в любом образовании
увлеченность предметом образования и удовлетворенность в результатах
образования. Поэтому главный фактор, который создает прочный фундамент
для успешного образования это максимально заинтересовать и увлечь
предметом с первых же учебных занятий.
Что касается, конкретно обучения игре на музыкальном инструменте
самый проверенный прием здесь поиграть знакомые мелодии, красивую
музыку, показав возможности и прелести инструмента.
В первоначальной заинтересованности предметом, большой эффект так
же дает демонстрация этапов, обрисовка ближайшей перспективы обучения.
Для этого можно, например, поиграть учащемуся красивые музыкальные
произведения, которые согласно программе он должен освоить в конце 1 года
обучения.
Как правило, ученики вдохновляются тем, что уже за год они приобретут
навыки, позволяющие им исполнять на инструменте интересную,
выразительную и красивую музыку.
В образовательной области, связанной с музыкой, есть свои
специфические моменты, используя которые, можно значительно оживлять
образовательный процесс, предавать ему необходимую динамику. Например,
на начальном этапе обучения, когда исполнительские возможности учащегося
ограничиваются исполнением лишь простых, одноголосных мелодий, большой
стимулирующий эффект дает исполнение учеником этих мелодий под
аккомпанемент педагога.
Незатейливая, даже самая скупая мелодия в восприятии учащегося вдруг
оживает, приобретает ярко выраженную эмоциональную окраску, становится
интересной, при этом развиваются важнейшие качества музыканта: чувство
ритма, гармонический слух, навыки ансамблевого исполнительства.
Исполнение произведений в сопровождении педагога или в ансамбле с
педагогом, в силу их стимулирующего и развивающего эффекта, следует
практиковать на протяжении всех лет обучения.
Воспитанник быстро теряет интерес к обучению, если не видит движения
вперед, положительную динамику своего образования.
Очень часто, учащиеся, имеющие слабые музыкальные данные и
способности, в сравнении с одаренными учениками, развиваются очень
медленно.
В данной ситуации, следуя принципу диффиринцированного подхода,
педагог должен объяснить учащемуся, в чем состоят его личные,
индивидуальные успехи и не в коем случае не допускать того, чтобы учащийся
почувствовал безразличие и равнодушие со стороны педагога относительно его
развития.
На промежуточных и итоговых аттестациях нужно обязательно делать
акцент на успехах, пусть даже самых незначительных, и конструктивно
разбирать недостатки.
Подведение образовательных итогов учащихся в виде пятибалльной
системы оценок содержит в себе широчайшие возможности стимулирования
образовательного процесса.
Разработав критерии оценок, которые будут объективно отражать
образовательные итоги, применяя оценку диффиринцированно, так, чтобы она
отражала результаты конкретного ученика, в зависимости от его
индивидуальных способностей и возможностей, педагог будет владеть
важнейшим стимулирующим фактором.
Создание творческой обстановки на учебном занятии так же один из
важнейших факторов, стимулирующих образовательный процесс.
В этом направлении необходимо постоянно работать,
совершенствоваться, пробовать разные методики. Ясно одно, если удается
скучный, сухой, не вызывающий эмоций учебный материал давать так, чтобы
ученик был вовлечен в учебный процесс, рассуждал, воспринимал его живо и
активно, значит педагог владеет мощнейшим стимулирующим фактором
образовательного процесса.
Нельзя недооценивать и такой фактор как авторитет педагога в глазах
учащихся.
Два главных составляющих компонента этого авторитета личные
качества педагога и его профессиональное мастерство.
Если ученику приятно общаться с педагогом это уже залог
образовательного успеха, и двойной залог успеха – если ученик полностью
доверяет профессиональным навыкам педагога, считает его верхом мастерства,
образцом, к которому следует стремиться.
Педагог, в свою очередь, должен уметь найти подход к общению с
каждым учащимся и постоянно подпитывать в глазах воспитанников свой
профессиональный авторитет.
Следующая мотивация, о которой следует сказать, связана с организацией
творческой деятельности учащихся. Овладев каким-либо мастерством, каждый
захочет показать его окружающим, получив признание и оценку. Поэтому
любое публичное выступление, даже в самом маленьком, тесном кругу, может
принести большое моральное удовлетворение и побудить на рост и
совершенствование. Не говоря уже о любых концертных мероприятиях, каких-
либо конкурсах, фестивалях и т.д., которые, безусловно, должны сопровождать
образовательный процесс и свидетельствовать об уровне и росте мастерства
учащегося.
Задача педагога ,при этом так организовать творческую деятельность
объединения, чтобы в нее было вовлечено как можно большее число учащихся.
Понятно, что в серьезных концертах, конкурсах или фестивалях различного
уровня, будут принимать участие лишь самые продвинутые учащиеся.
Различных форм организации творческой деятельности, которая охватывала бы
весь контингент учащихся, можно придумать очень много. Я, например,
использую такие формы, как выступления на тематических классных часах
объединения, выступления на итоговых занятиях, где воспитанники
показывают друг другу свое мастерство, выступление учащихся на
родительских собраниях.
В связи с этим каждый педагог должен хорошо продумывать и
планировать всю деятельность объединения, которая позволяла бы каждому
учащемуся себя показать и на других посмотреть.
Любой образовательный процесс происходит с применением какого-либо
оборудования, учебных материалов и т.д., то есть должна быть обеспечена
материальная база, уровень и качество которой так же являются немаловажным
стимулирующим фактором.
Если вы являетесь педагогом, обучающим игре на музыкальном
инструменте, ваша задача оказать воспитаннику помощь в приобретении
инструмента надлежащего качества и другого инвентаря, необходимого для
организации домашней подготовки.
Перечислить все факторы невозможно, их много, вышеуказанные считаю
основным в своей работе, большинство из них может использовать каждый
педагог.
4. Использование информационных технологий в
образовательном процессе объединений музыкальной
образовательной области
Педагог, который хочет считать себя современным, должен владеть
компьютером, компьютерной техникой, внедрить в образовательный процесс
информационные технологии, быть свободным пользователем интернета.
В системе дополнительного образования, информационные технологии,
компьютерная техника, особенно востребованы.
Сегодня уже обыденным является использование в УДО
мультимедийных установок, специальных образовательных программ на
цифровых носителях, цифровых видеокамер и другой техники, позволяющей
урок сделать в максимальной степени продуктивным, интересным,
познавательным, организованным.
Внедрение информационных или информационно коммуникативных
технологий повышает мотивацию воспитанников к учебным занятиям,
усиливает наглядность в подаче материала, активизирует учебный процесс в
направлении развития самостоятельности.
Благодаря использованию информационных технологий, педагог
продуктивно тратит время как на подготовку к уроку, так и на его проведение.
Все материалы, относящиеся к цифровому образовательному ресурсу
(ЦОР), можно дополнять по мере обогащения опыта, исправлять, дорабатывать.
В отличие от различных бумажных учебных пособий, срок ЦОР неограничен,
несравненно высока оперативность доступа к таким источникам, не вызывает
сомнений удобство и надежность хранения.
В объединениях музыкальной направленности наиболее широко можно
использовать следующие учебные объекты:
1. Символьные (ноты, тексты, графика)
2. Аудиоинформация (музыка, учебные тексты)
3. Видеоинформация (видеоуроки, видеозаписи, видеосюжеты)
Наиболее удобный тип ЦОР для объединений с музыкальной
направленностью презентация. Ее удобно использовать для поддержки в
беседе с воспитанниками, она способствует развитию наглядно-образного
мышления, активизирует внимание.
Говоря о дидактическом аспекте презентации, можно отметить
следующие наиболее значимые ее моменты:
Позволяет оптимально использовать время учебного занятия
оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию в восприятии
учебного материала
позволяет педагогу проводить учебное занятие в режиме диалога,
вовлекая в обсуждение учащихся
послайдовое содержание презентации дает возможность по разному
комбинировать подачу учебного материала, поскольку каждый
слайд – это самостоятельная дидактическая единица.
различные виды и формы учебной деятельности, будь это:
получение информации, практические задания, промежуточная
аттестация и т.д., позволяют использовать именно презентацию.
Основным способом освоения образовательных программ музыкальной
образовательной области, является репродуктивный. Освоение каких-либо
навыков осуществляется через повторение того, что показывает учащемуся
педагог.
В связи с этим возрастает значимость различных демонстрационных
видео и аудио материалов, которые можно использовать в образовательном
процессе.
Это могут быть:
видеоуроки
фрагменты записи концертных, конкурсных выступлений учащихся
с дальнейшим коллективным обсуждением успехов и недостатков
просмотр или прослушивание выступлений профессиональных
коллективов,как стимул к собственному росту и развитию.
Огромные возможности по доступу к различного рода учебной
информации дает интернет.
В наше время возможность использовать интернет вполне доступна
каждому.
В объединениях музыкальной направленности основу дидактического
материала составляет нотная литература.
Приобрести ее можно лишь в специализированных магазинах,
распространена она в малой степени, доступность приобретения для многих
весьма ограничена, арсенал, как правило, мал.
Различные нотные ресурсы интернета чрезвычайно велики. Нотные
сайты удобно организованы, на многих ноты представлены в разных формах с
приложением аудиофайлов данных музыкальных произведений, что дает
неоценимую возможность выбора нот методом аудиопрослушивания.
Педагог, владеющий навыками пользования интернетом, без особых
проблем найдет среди огромного количества нотных сайтов наиболее значимые
для своего рода образовательной направленности.
Неоценимую роль в организации образовательного процесса в
объединениях музыкальной образовательной области может сыграть создание
цифровой базы нотной и методической литературы.
Наполнить эту базу можно ресурсами интернета, а так же оцифровав уже
имеющийся у педагога багаж учебно-методического материала, используя
сканер.
Имея базу учебно-дидактического материала, хранящегося на цифровом
носителе, можно осуществлять оперативный доступ и распространение среди
учащихся данных материалов, в частности нотной литературы. Данную
цифровую базу можно эффективно использовать при составлении
индивидуальных учебных планов.
Сверстав учебный материал на полугодие, можно представить его
учащемуся, используя цифровые носители информации, что дает колоссальную
экономию времени при подаче учебного материала.
5. Рекомендуемые формы работы с родителями в
объединениях музыкальной образовательной области.
Продвижение учащихся объединений музыкальной образовательной
области во многом зависит от правильной организации их домашних занятий,
рационального использования времени, отведенного для работы дома. В связи с
этим нельзя недооценивать значение постоянного делового контакта с
родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.
Всю работу с родителями можно условно разделить на 2 части:
индивидуальную, осуществляемую оперативно, и групповую, которая должна
продумываться и планироваться педагогом.
Наиболее эффективная форма работы с родителями индивидуальная