Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Гитара шестиструнная"
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гитара шестиструнная»
(многоуровневая: стартовый, базовый, продвинутый)
Возраст учащихся: 9-14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Горелова Ольга Александровна,
преподаватель.
2
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа относится к
многоуровневой (стартовый, базовый, продвинутый) и имеет художественную
направленность.
Эстетическое воспитание играет важнейшую роль в образовательном процессе
и необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди
различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с
поэзией, литературой, живописью, театром. Музыкальное искусство является
источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению
его идейно-нравственного облика и мировоззрения в целом.
Детские творческие объединения, являясь существенным звеном в системе
дополнительного образования, практически решают задачи эстетического воспи-
тания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального
мастерства юных музыкантов, готовят активных участников художественной
самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры.
Данная программа имеет художественную направленность и адресована
педагогам дополнительного образования для осуществления музыкально-
эстетического воспитания детей школьного возраста.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего
процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.
Всякий человек, получающий образование в школе или вне её, не может и не должен
миновать его музыкальной стороны. Современные педагоги-исследователи (Э. Б.
Абдуллин, О. П. Радынова, Л. В. Школяр и др.) доказывают, что дети,
занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а
жизнь многократно подтверждает наличие у одарённых музыкантов незаурядных
способностей вообще. «Музыка облагораживает эмоционально… умственно,
…способствует росту основных человеческих способностей… развитию социально
ценных качеств человека… Широкое внедрение музыкального образования – в
детском саду, в школе, в ВУЗе и на любом уровне – позволит каждому человеку
максимально раскрыть и умножить все свои способности» (Д.Кирнарская).
К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать наличие лишь
крайних полюсов в системе детского музыкального образования, а именно,
общеобразовательных школ, обеспечивающих общехудожественное образование и
воспитание, и специальных музыкальных школ для одарённых детей. Но далеко не
всегда масштаб талантливости позволяет заниматься музыкой профессионально, а
желание сделать музыку своей профессией присутствует не у всех. К тому же, такие
явления, как демографический спад, массовое распространение у детей школьного
возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера,
неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства,
отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, а также
3
резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем
увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли
искусства как одного из важнейших средств формирования и развития личности,
падение интереса родителей к художественному образованию усиливают
неоднородность контингента учащихся учреждений дополнительного образования
по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют
процесс освоения дополнительных образовательных программ.
Актуальность программы
Таким образом, следует отметить актуальность создания программы «Гитара
шестиструнная» в связи с необходимостью обеспечения образовательного процесса
учреждений дополнительного образования детей программно-методическим
материалом, позволяющим усовершенствовать учебно-воспитательную работу с
детьми школьного возраста.
Новизна программы
Данная программа позволяет осуществлять музыкальное воспитание и развитие
детей данной возрастной категории, обладающих разным уровнем музыкальных
способностей, в том числе, имеющих не только хорошие или средние, но и
минимальные музыкальные данные.
Педагогическая целесообразность программы
Для развития музыкальных способностей, с педагогической точки зрения (Д. Б.
Кабалевский, Л. В. Школяр, Т. А. Барышева, В. К. Белобородова и др.), наиболее
благоприятен именно школьный возраст, так как в этот период преобразуются
интеллект, личность, социальные отношения, закладывается базовая культура
человека. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того,
что дети активно включены и в другие виды деятельности (игра, труд, занятия
спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются их
новые достижения.
Именно в школьном возрасте, в период изменений и преобразований, для
детей важен уровень достижений, осуществлённых каждым из них на данном
возрастном этапе. Если в этом возрасте дети не почувствуют радость познания, не
приобретут умения учиться, не обретут уверенности в своих способностях и
возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует
неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. «То, что упущено в
детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это
правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка и особенно эстетического
воспитания» (В. Сухомлинский).
Практическая значимость изучаемого предмета
Программа «Гитара шестиструнная» позволяет педагогам дополнительного
образования, не ограничиваясь обучением игре на инструменте, воплотить идеи
комплексного подхода в разностороннем воспитании детей, помочь детям и
подросткам школьного возраста как раскрыть свой творческий потенциал, так и
4
развить общую культуру, в том числе не только музыкальной, но и досуговой
деятельности.
Отличительная особенность данной программы
Особенности данной программы заключаются в следующем: учащиеся могут
начать обучение по данной программе в любом классе; если материал программы
полностью освоен учащимися, за счёт расширения объёма предлагаемого
музыкального материала, возможно внести дополнительные задания, развивающие
полученные ЗУНы.
Таким образом, предлагаемая программа может использоваться достаточно
гибко, вариативно, в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 9 до 14 лет.
При разработке программы учитывались психофизиологические особенности
учащихся школьного возраста. Способность поддерживать внимание к абстрактным,
отвлеченным вещам формируется к 9-10 годам. В 9-10 лет увеличивается объем па-
мяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному
творчеству, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети
могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что
предотвращает трудности дальнейшей учебы.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы «Музыкальный инструмент гитара
шестиструнная» – 3 года.
Весь образовательный процесс условно можно разделить на 3 этапа.
I этап (Первый год обучения) – стартовый.
Основная цель I этапа – выявить и развить индивидуальные природные
возможности, склонности и музыкальные данные учащихся; дать необходимые
теоретические знания и выработать исполнительские навыки; определить
интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.
К концу рассматриваемого отрезка обучения становятся заметными различия в
уровне развития музыкально-слуховых и инструментально-двигательных
способностей, обозначается направленность интересов. Это позволяет предвидеть
возможности дальнейшего обучения и оптимально определить его направление и
интенсивность для каждого учащегося.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: формирование
интереса; выявление начального уровня музыкальных способностей; организация
музыкального мышления; освоение музыкальной грамоты; организация игрового
двигательного аппарата, целесообразных игровых движений; воспитание начальных
исполнительских навыков, освоение инструмента; исполнение доступных
музыкальных произведений; приобретение навыка концертных выступлений.
II этап (Второй год обучения) – базовый.
5
Цель – закрепление и развитие всех навыков, полученных на начальном этапе
обучения.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: развитие
музыкального слуха, ритма, мышления; продолжение работы над постановочно-
двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом; повышение
требовательности к качеству звукоизвлечения; развитие начальных навыков чтения
нот с листа; подготовка к игре в ансамбле; воспитание навыков самостоятельной
работы; развитие навыка концертных выступлений; исполнение доступных
музыкальных произведений.
III этап (Третий год обучения) – продвинутый.
Основная цель III этапа – закрепление всех навыков, полученных на
предыдущих этапах обучения и формирование навыков практического
использования полученных знаний.
Основные направления и содержание работы на данном этапе: формирование
художественно-эстетических вкусов и потребностей на лучших образцах
классической и современной музыки; увеличение объёма изученного материала;
работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом; игра в ансамбле; чтение с
листа; публичные выступления; исполнение доступных музыкальных произведений
различных жанров.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Основной формой организации учебно-воспитательной работы в объединении
является индивидуальное занятие педагога с учащимся.
Помимо индивидуальной формы также применяется ансамблевая
(коллективная) форма, при которой время занятия используется на работу с
несколькими учащимися одновременно. Это даёт педагогу возможность работать
эффективнее и большее внимание уделять не только музыкальной подготовке
учащихся, но также привить им необходимые навыки общения и коллективного
творчества.
Набор учащихся в объединение осуществляется без конкурса, но при этом
следует учитывать специфику музыкального обучения в целом, и освоения
музыкального инструмента – гитары, в частности.
Поскольку данная программа предназначена для работы с детьми,
обладающими разным уровнем музыкальных способностей (к тому же наличие
хороших музыкальных данных, как показывает педагогический опыт, не всегда
гарантирует эффективное освоение учебной программы), решающим фактором при
наборе учащихся в объединение должны стать удовлетворительные предпосылки
волевых качеств, свойств характера, организованности. Учитывая конструкцию
музыкального инструмента, также важно обратить внимание на физическое
развитие детей, развитие силы мышц, их выносливости и скоростных характеристик.
Строение тела должно быть соразмерным (рост, длина рук, пальцев и пр.) для
обеспечения правильной (классической) посадки, которая позволит заниматься на
6
инструменте, не испытывая дискомфорта. Детям с нарушениями здоровья (болезни
опорно-двигательного аппарата и пр.) заниматься на музыкальном инструменте
можно только после консультации врача.
Соблюдение указанных особенностей позволит обеспечить эффективную
реализацию данной программы, в ином случае освоение учебного материала будет
осуществляться гораздо медленнее.
Программа «Гитара шестиструнная» предполагает дифференцированный
подход к обучению с учётом индивидуальных особенностей учащихся, различных
по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т. д.
В качестве форм проведения занятий используются: занятие-репетиция,
концерт, музыкально-тематический вечер, конкурс и пр.
Режим занятий
Продолжительность занятий – 40 минут (1 час) для учащихся младшего
школьного возраста, 45 минут (1 час) – для учащихся среднего и старшего школьного
возраста.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю индивидуальные занятия, 1 раз –
ансамбль.
Количество часов в год на одного учащегося составляет: 72 часа –
индивидуальные занятия и 36 часов – коллективные занятия (ансамбль).
Характерной особенностью музыкального обучения и, в частности, освоения
музыкального инструмента гитары, является необходимость в систематических
самостоятельных занятиях. Содержание самостоятельной музыкальной
деятельности учащихся зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей.
1.2. Цель программы
Цель программы – создание условий для развития музыкальных способностей
детей и подростков школьного возраста, посредством обучения их игре на
музыкальном инструменте (гитара шестиструнная).
Задачи программы:
личностные
• воспитание мировоззрения и моральных качеств;
• воспитание воли и характера;
• воспитание дисциплины и умения заботиться о здоровье и физическом
развитии
метапредметные
• воспитание интереса к творческому труду и умения работать;
• развитие навыков самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
• развитие творческой инициативы учащихся
образовательные (предметные)
• знакомство с инструментом;
• освоение музыкальной грамоты;
• формирование музыкального мышления;
7
• формирование игрового двигательного аппарата;
• овладение исполнительскими навыками;
• формирование навыков чтения с листа;
• формирование навыков ансамблевой игры;
• расширение музыкального кругозора;
• развитие музыкального слуха;
• развитие чувства ритма;
• развитие музыкальной памяти;
• развитие комплекса исполнительских навыков;
• формирование навыков самостоятельного творчества;
• воспитание сценической культуры.
1.3. Содержание программы
Первый год обучения
УЧЕБЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
1
1
-
Опрос
2
Введение в музыкальную
деятельность.
1
1
-
Опрос,
тестирование,
педагогическое
наблюдение
3
Выявление начального
уровня
музыкальных способностей.
2
-
2
Опрос,
тестирование,
педагогическое
наблюдение
4
Знакомство с музыкальной
грамотой.
10
5
5
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
5
Освоение инструмента.
14
-
14
Опрос,
контрольное
занятие,
8
педагогическое
наблюдение
6
Работа над музыкальным
произведением.
39
2
37
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
7
Освоение навыков
ансамблевой игры.
36
4
32
Опрос,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
8
Освоение навыков концертной
деятельности.
4
1
3
Контрольное
занятие,
концерт,
конкурс,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
9
Итоговое занятие.
1
-
1
Контрольное
занятие,
прослушивание,
отчетный
концерт,
педагогическое
наблюдение
Итого:
108
14
94
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения. Проведение инструктажа по
охране труда. Правила безопасности во время занятий в объединении. Правила
обращения с музыкальным инструментом. Условия хранения и транспортировки
музыкального инструмента.
Форма контроля: опрос.
2. Введение в музыкальную деятельность.
Теоретические занятия. Знакомство с историей музыкальных инструментов. Роль
музыки в нашей жизни. Знакомство с инструментом, посадка гитариста и положение
инструмента при игре.
9
Форма контроля: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
3. Выявление начального уровня музыкальных способностей (музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память, музыкально-слуховые представления).
Практические занятия. Слушание музыки, определение характера, содержания.
Пение песен с поддержкой аккомпанемента и без. Определение количества звуков,
мотивов. Использование стихотворного ритма текста. Запоминание произведений
наизусть. Художественное изображение музыки.
Форма контроля: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение.
4. Знакомство с музыкальной грамотой.
Теоретические занятия. Звук, звукоряд. Нотная система. Тон, полутон.
Длительности. Паузы. Метр, ритм. Такт. Размер, простые размеры. Динамические
оттенки: f, р. Темп: moderato. Знаки сокращёния нотного письма. Тональность, знаки
альтерации. Строй открытых струн. Условные обозначения (струны, лады,
аппликатура).
Практические занятия. Чтение нотного текста.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
5. Освоение инструмента.
Практические занятия. Посадка и постановка рук. Организация целесообразных
игровых движений. Упражнения для пальцев. Упражнения для правой руки.
Упражнения на грифе для левой руки. Освоение tirando. Разучивание упражнений на
открытых струнах. Изучение первых позиций. Освоение грифа до III лада. Игра
большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам и с привлечением
левой руки. Исполнение основных видов арпеджио на открытых струнах. Изучение
арпеджированных аккордов в первой позиции. Исполнение доступных пьес.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
6. Работа над музыкальным произведением.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Анализ выразительных и
технических средств. Освоение ритмического рисунка произведения. Исполнение
произведения по нотам и наизусть.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
7. Освоение навыков ансамблевой игры.
Теоретические занятия. История возникновения гитарных ансамблей. Правила
игры в ансамбле.
Практические занятия. Ритмический ансамбль с педагогом. Исполнение ансамблем
доступных пьес. Одновременное слышание ансамбля в целом. Умение слышать
10
других. Умение слышать свою партию. Ощущение общей метроритмической
пульсации. Согласованность в приёмах звукоизвлечения.
Форма контроля: опрос, прослушивание, педагогическое наблюдение.
8. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к
выступлению, правила поведения на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
Форма контроля: контрольное занятие, концерт, конкурс, прослушивание,
педагогическое наблюдение.
9. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов учебного года. Повторение
теоретического материала. Повторение выученных произведений. Планирование
самостоятельной работы на каникулах.
Форма контроля: контрольное занятие, отчетный концерт, прослушивание,
педагогическое наблюдение.
Прогнозируемые результаты 1-го года обучения
По окончании 1-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
• знать конструкцию музыкального инструмента, его основные части;
• знать расположение нот на грифе до III лада;
• знать динамические оттенки – f, р,
• знать знаки сокращённого письма (реприза, вольта);
• знать обозначения длительностей звуков и пауз;
• знать простые размеры: 2/4, 3/4, 4/4;
• знать условные обозначения (струны, лады, аппликатура);
• знать строй открытых струн гитары;
• знать основные правила игры в ансамбле;
• уметь читать нотный текст;
• уметь исполнять основные виды арпеджио на открытых струнах;
• уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
• уметь грамотно исполнять свою партию в ансамбле;
• освоить правильную посадку и постановку рук;
• приобрести навык игры tirando;
• приобрести навык игры большим пальцем по открытым струнам;
• приобрести навык исполнения музыкальных произведений по нотам и
наизусть.
По окончании 1-го года обучения у детей должны быть воспитаны
следующие качества:
• интерес к творческому труду и умение работать;
• дисциплинированность;
11
• умение заботиться о своём физическом здоровье;
• способность к простейшей критической оценке своей творческой
деятельности.
Оценка качества знаний учащихся 1-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 1-го года обучения используются
следующие формы (обязательные):
• контрольное занятие;
• тестирование;
• отчётный концерт.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, соло и в ансамбле).
Регулярность проведения – 2 раза в год.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний. Регулярность проведения – 2 раза в год (в начале и в конце
учебного года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том
числе навыки концертной деятельности. Регулярность проведения – 1 раз в год (в
конце учебного года).
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся в 1-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), творческая выставка («Мы
рисуем музыку» и пр.), концерты объединения и пр.
В конце учебного года по текущим результатам определяется
результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося
(низкий, средний, высокий).
Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых
навыков учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной
программе (Приложение 2).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой
фиксируются в журнале.
Второй год обучения
УЧЕБЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
1
1
-
Опрос
12
2
Работа над развитием
музыкальных способностей.
4
-
4
Опрос,
тестирование,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
3
Изучение музыкальной
грамоты.
8
2
6
Опрос,
тестирование,
контрольное
занятие
4
Дальнейшее освоение
инструмента.
7
-
7
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
5
Работа над музыкальным
произведением.
40
2
38
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
6
Освоение навыков чтения нот с
листа.
7
1
6
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
7
Игра в ансамбле.
36
2
34
Опрос,
контрольное
занятие,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
8
Освоение навыков концертной
деятельности.
4
1
3
Контрольное
занятие,
концерт,
конкурс,
прослушивание,
13
педагогическое
наблюдение
9
Итоговое занятие.
1
-
1
Контрольное
занятие,
отчетный
концерт,
педагогическое
наблюдение
Итого:
108
9
99
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения в учебном году. Проведение
инструктажа по охране труда. Правила безопасности во время занятий в
объединении. Правила обращения с музыкальным инструментом.
Форма контроля: опрос.
2. Работа над развитием музыкальных способностей.
Практические занятия. Слушание музыкальных произведений, определение
характера, содержания. Определение количества звуков, мотивов. Запоминание
произведений наизусть. Выполнение творческих заданий: художественное
изображение музыки.
Форма контроля: опрос, тестирование, контрольное занятие, педагогическое
наблюдение.
3. Изучение музыкальной грамоты.
Теоретические занятия. Повторение пройденного теоретического материала.
Затакт. Увеличение длительности звуков (точка, лига, фермата). Динамические
оттенки: crescendo, diminuendo. Темп: lento, allegro. Тональности до 2-х знаков.
Интервалы. Аккорды.
Практические занятия. Чтение нотного текста.
Форма контроля: опрос, тестирование, контрольное занятие.
4. Дальнейшее освоение инструмента.
Практические занятия. Повышение требовательности к качеству исполнения
tirando. Освоение грифа до V лада. Разучивание упражнений. Исполнение основных
видов арпеджио на открытых струнах и с привлечением левой руки. Исполнение
двойных нот правой рукой. Исполнение арпеджированных аккордов. Динамика
звучания. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Подготовка к игре в
ансамбле. Исполнение доступных пьес.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
14
5. Работа над музыкальным произведением.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Анализ выразительных и
технических средств. Освоение ритмического рисунка произведения. Исполнение
произведения по нотам и наизусть.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
6. Освоение навыков чтения нот с листа.
Теоретические занятия. Правила чтения музыкальных произведений с листа.
Практические занятия. Чтение с листа знакомых мелодий. Детальный разбор
музыкальных произведений.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
7. Игра в ансамбле.
Теоретические занятия. Правила игры в ансамбле. Аккомпанемент.
Практические занятия. Ансамбль с педагогом, с другими воспитанниками.
Исполнение ансамблем доступных пьес.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
8. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к
выступлению, правила поведения на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
Форма контроля: контрольное занятие, концерт, конкурс, прослушивание,
педагогическое наблюдение.
9. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов учебного года. Повторение
теоретического материала. Повторение выученных произведений. Планирование
самостоятельной работы на каникулах.
Форма контроля: контрольное занятие, отчетный концерт, педагогическое
наблюдение.
Прогнозируемые результаты 2-го года обучения
По окончании 2-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
• знать нотную грамоту в объеме 1-го года обучения;
• знать динамические оттенки – crescendo, diminuendo;
• знать правила увеличения длительности звуков, обозначения;
15
• знать правила чтения нот с листа;
• знать правила игры в ансамбле;
• уметь читать нотный текст;
• уметь исполнять двойные ноты правой рукой;
• уметь исполнять доступные музыкальные произведения в тональностях
до 2-х знаков;
• закрепить посадку и постановку рук;
• закрепить навык игры tirando;
• закрепить навык исполнения основных видов арпеджио на открытых
струнах;
• закрепить навык игры большим пальцем по открытым струнам;
• приобрести навыки чтения нот с листа;
• приобрести навыки ансамблевого исполнения;
• закрепить навыки исполнения музыкальных произведений по нотам и
наизусть.
По окончании 2-го года обучения у детей должны быть воспитаны
следующие качества:
• интерес к различным видам музыкального творчества на основе ЭМИ;
• дисциплинированность;
• трудолюбие;
• активность;
• умение заботиться о своём физическом здоровье;
• способность к критической оценке своей творческой деятельности.
Оценка качества знаний учащихся 2-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 2-го года обучения используются
следующие формы (обязательные):
• контрольное занятие;
• тестирование;
• отчётный концерт.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа
простейший произведений). Регулярность проведения – 2 раза в год.
Проверка навыков чтения с листа проводится в рабочем порядке.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце учебного
года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том
числе навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения
– 1 раз в год (в конце учебного года).
16
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся во 2-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), концерты объединения и пр.
В конце учебного года по текущим результатам определяется
результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося
(низкий, средний, высокий).
Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых
навыков учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной
программе (Приложение 2).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой
фиксируются в журнале.
Третий год обучения
УЧЕБЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда.
1
1
-
Опрос
2
Работа над развитием
музыкальных способностей.
4
-
4
Опрос,
тестирование,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
3
Закрепление музыкальной
грамоты.
4
-
4
Опрос,
тестирование,
контрольное
занятие
4
Дальнейшее освоение
инструмента.
7
1
6
Опрос,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
5
Работа над музыкальным
произведением.
40
2
38
Опрос,
контрольное
занятие,
17
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
6
Чтение нот с листа.
Самостоятельный разбор
музыкальных произведений.
11
1
10
Опрос,
прослушивание,
контрольное
занятие,
педагогическое
наблюдение
7
Игра в ансамбле.
36
2
34
Контрольное
занятие,
прослушивание
8
Освоение навыков концертной
деятельности.
4
1
3
Контрольное
занятие,
концерт,
конкурс,
прослушивание,
педагогическое
наблюдение
9
Итоговое занятие.
1
-
1
Выпускное
прослушивание,
отчетный
концерт
Итого:
108
8
100
Итого: 324 часа за 3 года обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Теоретические занятия. Цели и задачи объединения в учебном году. Проведение
инструктажа по охране труда. Правила безопасности во время занятий в
объединении. Правила обращения с музыкальным инструментом.
Форма контроля: опрос.
2. Работа над развитием музыкальных способностей.
Практические занятия. Слушание музыкальных произведений, определение
характера, содержания. Определение количества звуков, мотивов. Запоминание
произведений наизусть. Выполнение творческих заданий: художественное
изображение музыки.
Форма контроля: опрос, тестирование, контрольное занятие, педагогическое
наблюдение.
18
3. Закрепление музыкальной грамоты.
Практические занятия. Закрепление изученного теоретического материала.
Форма контроля: опрос, тестирование, контрольное занятие.
4. Дальнейшее освоение инструмента.
Теоретические занятия. Обозначения приёмов игры, темпов, динамических
оттенков, аккордов. Приёмы игры на гитаре (глиссандо, баррэ, вибрация,
флажолеты, тремоло и пр.). Настройка инструмента.
Практические занятия. Качественное исполнения tirando. Исполнение apoyando.
Освоение грифа до VII лада. Ознакомление с приёмами игры на гитаре. Исполнение
аккордов. Исполнение разнохарактерных музыкальных произведений.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, педагогическое наблюдение.
5. Работа над музыкальным произведением.
Теоретические занятия. Знакомство с произведением, прослушивание.
Практические занятия. Чтение нотного текста. Анализ выразительных и
технических средств. Освоение ритмического рисунка произведения. Исполнение
произведения по нотам и наизусть.
Форма контроля: опрос, контрольное занятие, прослушивание, педагогическое
наблюдение.
6. Чтение нот с листа. Самостоятельный разбор музыкальных произведений.
Теоретические занятия. Рекомендации по организации самостоятельной работы
дома.
Практические занятия. Чтение с листа музыкальных произведений. Детальный
разбор музыкального произведения, анализ музыкального текста. Самостоятельный
разбор и исполнение доступных музыкальных произведений.
Форма контроля: опрос, прослушивание, контрольное занятие, педагогическое
наблюдение.
7. Игра в ансамбле.
Теоретические занятия: Правила игры в ансамбле. Роль и функция клавишных в
ансамбле.
Практические занятия: Ансамбль с другими воспитанниками. Исполнение
ансамблем доступных пьес.
Форма контроля: контрольное занятие, прослушивание.
8. Освоение навыков концертной деятельности.
Теоретические занятия. Уроки сценического мастерства – подготовка к
выступлению, правила поведения на сцене.
Практические занятия. Концертные выступления. Анализ выступления.
19
Форма контроля: контрольное занятие, концерт, конкурс, прослушивание,
педагогическое наблюдение.
9. Итоговое занятие.
Практические занятия. Подведение итогов обучения. Повторение основного
теоретического материала. Составление репертуарного списка. Исполнение
музыкальных произведений. Рекомендации по организации самостоятельной
работы.
Форма контроля: выпускное прослушивание, отчетный концерт.
Прогнозируемые результаты 3-го года обучения
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны обладать следующими
ЗУНами:
• знать музыкальную грамоту в объёме, позволяющем осуществлять
исполнительскую деятельность на инструменте в соответствии с
программными требованиями;
• знать способы звукоизвлечения и основные приёмы игры на
музыкальном инструменте;
• знать конструкцию музыкального инструмента, его основные части;
• уметь настраивать музыкальный инструмент;
• уметь грамотно читать нотный текст;
• освоить правильную посадку, постановку рук;
• освоить основные способы звукоизвлечения;
• уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
• уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
• владеть комплексом исполнительских навыков, позволяющих
исполнять разнохарактерные музыкальные произведения;
• приобрести навык ансамблевой игры;
• приобрести навык концертных выступлений;
• приобрести навык самостоятельной работы над музыкальным
произведением.
По окончании 3-го года обучения у детей должны быть воспитаны
следующие качества:
• устойчивый интерес к музицированию;
• творческая самостоятельность;
• дисциплинированность;
• трудолюбие;
• художественно-творческая активность;
• умение заботиться о своём физическом здоровье;
• общая и сценическая культура поведения;
• творческий самоконтроль.
20
Оценка качества знаний учащихся 3-го года обучения
Для оценки качества знаний учащихся 3-го года обучения (выпускников)
используются следующие формы (обязательные):
• контрольное занятие;
• тестирование;
• отчётный концерт;
• выпускное прослушивание.
На контрольном занятии проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний (опрос, тестирование) и практических игровых навыков
(исполнение музыкальных произведений по нотам и наизусть, чтение с листа
простейший произведений, самостоятельный разбор произведений, игра в
ансамбле). Регулярность проведения – 1 раз в год.
На тестировании проверяется усвоение учащимися музыкально-
теоретических знаний. Регулярность проведения – 1 раз в год (в конце учебного
года).
На отчётном концерте оцениваются практические навыки учащихся, в том
числе навыки концертной деятельности и игры в ансамбле. Регулярность проведения
– 1 раз в год (в конце учебного года).
На выпускном прослушивании оцениваются практические навыки учащихся,
приобретённые за время обучения. Регулярность проведения – 1 раза в год (в конце
учебного года). Во втором полугодии на прослушивании учащиеся исполняют
выпускную программу, состоящую из двух разнохарактерных произведений, одно
из которых может быть из ранее выученного материала (по желанию учащегося, в
том числе ансамбль).
Помимо перечисленных (обязательных) форм оценки качества знаний, для
проверки усвоения практических навыков учащихся во 3-й год обучения могут
применяться следующие: конкурс («Я – сам!» и пр.), творческая выставка («Мы
рисуем музыку» и пр.), концерты объединения и пр.
В конце учебного года по текущим результатам определяется
результативность обучения и уровень овладения программой каждого учащегося
(низкий, средний, высокий).
Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых
навыков учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной
программе (Приложение).
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой
фиксируются в журнале.
1.4. Планируемые результаты
В итоге реализации программы «Гитара шестиструнная» учащиеся должны
овладеть необходимыми ЗУНами для осуществления исполнительской
деятельности на музыкальном инструменте, в том числе:
21
• ознакомиться с основными историческими сведениями о музыкальном
инструменте;
• знать конструкцию музыкального инструмента, его основные части;
• знать способы звукоизвлечения и приёмы игры на музыкальном
инструменте;
• знать музыкальную грамоту в объёме, позволяющем осуществлять
исполнительскую деятельность на инструменте в соответствии с
программными требованиями;
• ознакомиться с настройкой инструмента;
• уметь грамотно читать нотный текст;
• освоить правильную посадку, постановку рук;
• освоить основные приёмы звукоизвлечения;
• уметь исполнять доступные музыкальные произведения;
• уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения;
• владеть комплексом исполнительских навыков, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с программными
требованиями;
• приобрести навыки ансамблевой игры;
• приобрести навык концертных выступлений;
• приобрести навык самостоятельной работы.
Работа над приобретением и совершенствованием полученных ЗУНов
находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности
учащихся, расширением их художественного и общекультурного кругозора,
активизацией творческих и познавательных сил. В результате обучения по данной
программе у учащихся формируются, в том числе, мировоззрение и моральные
качества, воспитывается воля, дисциплина, активность и характер детей, интерес к
творческому труду и умение работать, прививаются такие качества как правдивость,
приветливость, открытость, уважение к старшим и чувство товарищества,
воспитанники учатся заботиться о своём здоровье и физическом развитии, а также
закладываются основы сценической культуры, изящества и благородства жестов и
осанки, культуры речи.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Приложение № 1
2.2. Условия реализации программы
Занятия по программе «Гитара шестиструнная» проводятся на базе МКУ ДО
ДДТ «Радуга».
Кабинет оснащён всем необходимым для проведения занятий.
22
материально-технические условия:
− инструмент (гитара шестиструнная, 2 шт.);
− подставки для ног;
− пюпитр;
− нотные сборники, учебники;
− необходимый для работы инвентарь (стол, стулья и т. д.).
художественно-эстетическое оформление – в соответствии с профилем
детского образовательного учреждения.
Программа «Гитара шестиструнная» применяется в учебно-воспитательном
процессе МКУ ДО ДДТ «Радуга» на занятиях объединения «Юный музыкант»
квалифицированным преподавателем по классу гитары.
2.3. Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации программы является выпускное
прослушивание учащихся-выпускников (в конце 3-го учебного года).
Формами подведения промежуточных итогов реализации программы (в
течение каждого учебного года) являются следующие: контрольные занятия,
тестирование, опрос, прослушивание, отчётный концерт.
Учащиеся, успешно справляющиеся с учебной программой, также принимают
участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.
Проверка музыкально-теоретических знаний и практических игровых навыков
учащихся ведётся согласно разработанным требованиям к данной программе.
Показатели, творческие достижения и уровень овладения программой каждого
учащегося фиксируются в журнале.
В конце учебного года проводится итоговое занятие, на котором подводятся
итоги работы за год (за весь период обучения), даются рекомендации для
самостоятельной работы во время летних каникул, определяются перспективы
работы на будущий учебный год.
В конце учебного года по текущим результатам определяется результативность
обучения и уровень овладения программой каждого учащегося (низкий, средний,
высокий).
Низкий уровень: с обязательными требованиями программы не справляется.
Средний уровень: успешно выполняет обязательные требования программы.
Высокий уровень: успешно выполняет обязательные требования программы,
принимает участие в конкурсах, выставках, концертной деятельности объединения.
Уровень овладения программой каждого учащегося а также текущие
показатели и творческие достижения фиксируются в журнале.
2.4. Оценочные материалы:
- опросники.
2.5. Методические материалы
23
Для эффективного решения поставленных задач на занятиях объединения
применяются разнообразные методы обучения.
Общедидактические методы в музыкальном образовании имеют свою
специфику, обусловленную особенностями музыки. Основными методами
являются: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный метод, художественно-
практический метод, музыкально-игровой метод, словесный метод и его
разновидности – беседа, рассказ, объяснение.
Наряду с общедидактическими методами также используются методы,
направленные на привитие духовных ценностей музыкальной культуры. Такие как:
метод создания художественного контекста, метод создания композиций, метод
размышления о музыке, метод перспективы и ретроспективы, метод пластического
интонирования, метод осознания личностного смысла музыкального произведения
и пр.
Выбор методов обучения на занятиях объединения зависит от возрастных
особенностей учащихся, уровня развития их музыкального и жизненного
психологического опыта и т.д. Функциональная пригодность различных методов не
остаётся постоянной на всём протяжении учебного процесса, интенсивность применения
одних методов возрастает, других – снижается.
Методы музыкального образования и воспитания
Общедидактические методы в музыкальном образовании имеют свою
специфику обусловленную особенностями музыки.
Наглядно-слуховой метод связан с воздействием самой музыки на эстетическое
чувство ребёнка в процессе восприятия им музыкальных произведений. Объектом
наглядности могут выступать музыкальные произведения, исполненные педагогом
или воспроизведенные с помощью музыкально-технических средств. Осмысление
характера развития музыкальных интонаций является важнейшим условием реа-
лизации наглядно-слухового метода.
Наглядно-зрительный метод основан на конкретизации представлений
ребёнка о художественном образе музыкального произведения. Зрительная
наглядность (использование картин, рисунков, предметов и т. д.) направляет
восприятие ребёнка в определённое русло, поэтому её использование до
прослушивания музыкального произведения не всегда бывает оправданно.
Применение данного метода находится в прямой зависимости от уровня развития
музыкального мышления ребёнка.
Метод сравнения позволяет уточнить представления ребёнка о характере
развития музыкального образа в одном или нескольких музыкальных
произведениях, близких или контрастных по образно-эмоциональному строю,
сравнить различные виды искусства и т. д. Создание проблемных ситуаций в
процессе использования метода сравнения позволяет развивать фантазию ребёнка,
его образное и ассоциативное мышление, что в конечном итоге оказывает влияние
не только на процесс формирования его музыкальной культуры, но и всей культуры
восприятия жизни и осознание своих жизненных впечатлений.
24
Словесный метод в музыкальном образовании используется для создания
образно-психологического настроя в ситуации восприятия или исполнения музыки.
Этот метод углубляет и актуализирует процесс восприятия музыки ребёнком,
формирует его «словарь эмоций».
Основные разновидности словесного метода (беседа, рассказ, объяснение) в
музыкальной педагогике выступают для ребёнка в качестве ориентиров при
восприятии и исполнении музыки. Беседа направлена на выявление эмоционального
отклика ребёнка на музыкальное произведение. Рассказ используется перед
восприятием музыкальных произведений для актуализации творческого мышление
детей, развития воображение, углубления представлений о музыкальном образе.
Объяснение применяется в процессе знакомства с новыми музыкальными произведе-
ниями.
Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и
активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой, а также
используется в процессе показа педагогом исполнительских приёмов игры на
музыкальном инструменте.
Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального
образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью
и интонационной природой музыкального искусства.
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на
развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Меха-
низмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные
связи музыки с другими видами искусства, жизненными ситуациями и образами.
Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский)
предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при
исполнении одного произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой
могут выступать: вокализация музыки, отражение её в рисунке, воплощение музыки
в пластике движений, отражение содержания музыки в оркестровой импровизации-
театрализации, оркестровка музыкального произведения.
Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен
на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его
музыкального мышления. Использование данного метода опирается не на усвоение
готового знания о музыке, зафиксированного в различных понятиях и категориях, а
на формирование у ребёнка способности к индивидуальному слышанию и твор-
ческой интерпретации музыки.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Б.
Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдуллин),
ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о
музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного
материала на новом уровне.
Метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин)
активизирует эмоциональное отношение ребенка к музыке, нацеливает педагога на
25
учёт особенностей построения и развития музыкального произведения при
разработке структуры музыкальных занятий (создание эмоциональных контрастов,
определение кульминации занятия, выбор последовательности форм и видов
музыкальных занятий и т. п.).
Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдуллин) используется при реализации
программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод
направлен на обобщение знаний о музыке, воплощённых в тематизме программы.
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр,
М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного
деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребёнка
индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения –
от рождения замысла до момента его воплощения.
Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) направлен на передачу
интонаций музыки в пластике движений. Эффективный приём данного метода –
«свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А.
Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний
ребёнка в ситуации восприятия музыки.
Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр
и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребёнку смысла музыки через
интонацию в процессе её изменений и развития, сравнение интонаций внутри одного
образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях
различных стилей и жанров.
Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены
на постижение музыки адекватными природе искусства средствами.
Основные формы работы
Работа над музыкальным произведением
Основой обучения игре на музыкальном инструменте является работа над
произведением. Именно здесь учащийся приобретает знания, умения, навыки,
необходимые для его дальнейшего развития, и главное, умение самостоятельно
изучать произведение. Весь процесс работы можно условно разделить на три этапа:
1. Ознакомление с произведением и составление плана работы над ним.
2. Освоение выразительных средств, детальная отработка материала.
3. Работа над художественным содержанием произведения.
На первом этапе основной задачей является создание общего
представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом.
Содержание работы – знакомство с материалами о произведении и знакомство
с самим произведением.
Второй этап – детальная отработка музыкального материала путём его
углубленного разбора непосредственно на инструменте. На этом этапе нотный текст
произведения осваивается технически: вначале небольшими фрагментами (при этом
основное внимание и время отводятся наиболее трудным местам), затем
26
законченными построениями (их укрупнение достигается объединением
фрагментов) и, наконец, целостно. Преодолевая технические сложности,
воспитанник постепенно приближается к наиболее точному воссозданию
художественных образов произведения. Умение исполнить нотный текст пьесы
наизусть достаточно свободно и технично – итог второго этапа работы.
Третий этап предусматривает углубленную работу над художественными
образами произведения. Одновременно стабилизируются и совершенствуются
технические приёмы.
Для того чтобы работа над конкретным произведением была успешной, в ней
важно придерживаться принципа доступности разучиваемого музыкального
материала.
Игра в ансамбле
Гитара звучит хорошо, полноценно не только как солирующий инструмент, но
и в сочетании с другими инструментами – в дуэтах, трио, квартетах и больших
ансамблях. Участие в одновременной игре приносит очень большую пользу. Оно
содействует развитию слуха и чувства ритма, приучает более внимательно слушать
не только себя, но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру.
Первоначальные навыки ансамблевого музицирования учащиеся получают уже
в первый год обучения (ритмический ансамбль с педагогом). В дальнейшем
учащиеся могут играть на гитаре в дуэтах, трио с педагогом или со своими
товарищами, участвовать в больших ансамблях, в состав которых входят и другие
инструменты.
В любом случае учащиеся приобретают навыки и умения, необходимые для
коллективного инструментального исполнительства: одновременное слышание
ансамбля в целом и своей партии в частности, ощущение общей метроритмической
пульсации, взаимопонимание и согласованность в приёмах звукоизвлечения,
выполнение разных ансамблевых функций – мелодических, гармонических,
полифонических, ритмических и аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у
учащихся развивается эстетический вкус, музыкальная память, внимание,
гармонический слух, чувство ритма, метра, темпа, динамики и агогики,
вырабатывается ответственность за исполнение своей партии.
Чтение нот с листа
Данный вид работы возможен, когда учащийся научился ориентироваться в
нотном тексте и приобрёл некоторые навыки игры на инструменте.
Нотный текст для чтения должен быть легче разучиваемых произведений,
необходимо учитывать трудность слухового восприятия и технического
выполнения. Усложнять материал следует настолько постепенно, чтобы учащийся
не испытывал затруднений.
Навык чтения с листа развивается быстрее, если в произведениях неоднократно
встречаются одинаковые звуковые сочетания, ритмические фигуры. Полезно давать
для чтения знакомую мелодию в новой тональности, а также исполнявшееся ранее
произведение, которое воспитанник не помнит наизусть. Необходимо приучать
27
учащегося к аккуратному и грамотному чтению – то есть соблюдению всех указаний,
имеющихся в нотах. Для лучшей ориентации в тексте необходимо просмотреть его,
отмечая то, что не встречалось ранее. Чтение с листа не должно быть механическим
воспроизведением нотного текста – надо стараться передать характер произведения.
Очень важна установка играть беспрерывно: это мобилизует внимание учащегося,
способствует предслышанию и предвосхищению необходимых движений, делает
исполнение ритмичным.
Умение читать ноты необходимо всем обучающимся музыке: это расширяет
музыкальный кругозор, развивает слух, способствует освобождению
исполнительского аппарата, выработке ориентации на клавиатуре.
Работа над упражнениями
Одной из важнейших задач обучения на гитаре является развитие беглости
пальцев. Поэтому в ежедневные занятия необходимо включать упражнения.
На начальной стадии обучения технические упражнения являются наиболее
необходимым материалом. Без них учащийся не может получить понятия о
правильном звукоизвлечении и о необходимых для этого движениях. Упражнения
на начальной стадии обучения следует подбирать с учётом развития игровых
навыков в пределах одной позиции. Правильно подобранный цикл этих упражнений
развивает начальный постановочный комплекс правой и левой руки. Для
дальнейшей работы над основными видами техники также рекомендуется подбирать
в пределах одной позиции. Такие упражнения полезны в качестве ежедневного
тренинга для пальцевой активности и «разогрева» технического аппарата перед
занятиями на инструменте.
При разучивании упражнений воспитанники должны чётко представлять себе
цель этой работы, а именно:
• работа над звукоизвлечением;
• развитие беглости пальцев;
• формирование аппликатурных принципов;
• работа над независимостью пальцев;
• развитие метроритма, интонации.
Параллельно с работой над упражнениями, учащимся, успешно
справляющимся с учебной программой, рекомендуется работать над этюдами.
Подбор этюдов должен основываться на учёте физических особенностей и степени
подготовленности учащегося.
Развитие музыкальных способностей
Музыкальные способности – это индивидуальные психологические свойства
человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки,
обучаемость в области музыки. Доказано, что музыкальные способности, или
музыкальные задатки, могут развиваться в процессе обучения. Поэтому независимо
от уровня музыкальных способностей учащегося обязательно нужно вести работу
над их развитием и совершенствованием.
28
Чувство ритма. Развитию чувства ритма должно уделяться особое внимание.
Ритмическое воспитание, в целом, охватывает развитие чувства темпа, размера и
чёткого восприятия соотношения длительностей такта.
В течение занятий учащийся постепенно осваивает новые в ритмическом
отношении музыкальные материалы. Тем самым расширяются понятия, связанные с
ритмической структурой музыкального произведения.
На ритмичность исполнения следует обращать с самого начала большое
внимание, не допуская в этом отношении никаких неточностей. Учащийся должен
уметь «считать», приступая к изучению пьесы, или при работе над особенно
трудными в ритмическом отношении местами. Как вариант можно использовать
пульсирование слогом.
Занимаясь развитием чувства ритма, нужно знать причины ритмических
недочётов игры учащегося и принимать меры к их исправлению.
Наиболее часты следующие ритмические недочёты: невыдерживание пауз,
сокращение длительностей нот, ускорение или замедление, ритмические неполадки,
связанные с техническими затруднениями, и ускорение в концах музыкальных фраз
как результат недопонимания цезуры между фразами и устремления вперёд к
следующей музыкальной фразе.
Следует бороться с подчёркнутым отсчитыванием долей такта,
сопровождаемым выстукиванием ногой, качанием головой и т. д. Необходимо
выдерживать пьесу в одном темпе, добиваться темповой и ритмической точности
как в отдельных частях произведения, так и во всей пьесе в целом.
Музыкальный слух. Музыкальный слух включает в себя несколько видов –
звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-
динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Если один из
видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать.
Музыкальный слух надо воспитывать и развивать.
Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над
произведением. В значительной степени влияет сольжеджирование, особенно в
сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно
воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.
Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как
музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. И поэтому
не стоит особо тратить усилия на его развитие, т. к. он проявляется на основе
развития гармонического слуха.
Полифонический слух необходим повсюду, т. к. умение воспринимать и
оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или
жанре. Важно развивать объём слухового внимания, его устойчивость и
распределяемость.
Гармонический слух – это проявление слуха к созвучиям: комплексам
различной высоты в их одновременном сочетании. Это более высокое развитие
слуха в сравнении с мелодическим. Сюда входят: умение отличить консонирующие
29
от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям
аккордов и их тяготениям; разборчивость по части правильных и фальшивых
аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких навыков и
умений.
Тембро-динамический слух важен во всех видах музыкальной практики,
начиная со слушания музыки, но особенно в исполнительстве. Определить,
конкретизировать художественные требования к звуку – главная задача педагога.
Эффективное средство – слово учителя. Метафора, ассоциация образа, меткое
сравнение способствуют развитию слухового воображения.
Развитие и культивирование внутреннего слуха – одна из главных и очень
сложных задач. Внутренний слух концентрирует в себе все моменты, связанные с
интерпретацией и исполнительской передачей содержания. Нельзя позволять
воспитаннику учить произведение только руками и глазами. С первых занятий
нужно работать по принципу: вижу-слышу, слышу-представляю движение. «Ты
должен себя развивать, чтобы понимать музыку, читая её глазами» (Р. Шуман).
Необходимо понимать, что обучение – это не просто развитие навыков, а
развитие навыков с развитием слуха, музыкально-слуховых представлений. В
противном случае ребёнок учится не музыкальному исполнению, а механическому
воспроизведению музыки.
Музыкальная память. Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма
музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных
способностей.
Музыкальная память поддаётся значительному развитию. Доказано, что чем
больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы
музыкальной памяти, и наоборот.
Все виды музыкальной деятельности затрагивают сферу музыкальной памяти,
но особенно благоприятно влияют на формирование и развитие музыкальной памяти
именно музыкально-исполнительские действия.
Главное в процессе запоминания музыки заключается в содержании, характере,
способах осуществления этой деятельности. Основное, первоочередное по важности
условие успешного, художественно полноценного запоминания музыки –
углубленное понимание музыкального произведения. Выбор формы запоминания
музыки – произвольное-непроизвольное – определяется личностными качествами
учащегося, складом его натуры, индивидуально выработанным стилем
деятельности, а также своеобразием конкретной музыкально-педагогической
ситуации.
Выбор художественного материала
Умело подобранный репертуар – важнейший фактор воспитания юного
музыканта. Ознакомление с музыкой разных времён и стилей, соответствие
отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям
и задачам, интерес учащегося к этим произведениям, индивидуальная
30
направленность репертуара – всё это положительно сказывается на результатах
общемузыкального и технического развития ребёнка.
При выборе репертуара нужно учитывать принцип педагогической
целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы,
совершенство инструментального воплощения. Если умело выбирать репертуар, у
детей родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес.
В художественную часть учебного репертуара могут быть включены различные
виды музыкальных произведений: произведения народного творчества (обработка,
оригинальная пьеса на народную тему и т. п.), пьесы русской и западной классики,
современные сочинения отечественных или зарубежных композиторов и пр.
В основе отбора художественного материала должно лежать требование
последовательного и разностороннего развития учащегося: его художественного
вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. Чем шире
круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности,
язык исполняемых произведений, тем больше условий для решения этой задачи.
В процессе подбора репертуара следует руководствоваться следующими
основными принципами: яркость и эмоциональность; разнообразие по жанру,
характеру; доступность, последовательность изложения.
Репертуар каждого учащегося должен быть разнообразным по стилям и
жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил
ребёнка, включаются в план и более лёгкие для него, которые могут быть быстро
разучены. В работе над репертуаром необходимо добиваться различной степени
завершённости исполнения музыкального произведения, учитывая, что одни из них
подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи –
в порядке ознакомления.
2.6. Список литературы
Список использованной литературы
1. Вайсборд М. А. Гитара и гитаристы. М.: «Музыка», 2009.
2. Гитман А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. ИЧП
Эстетический центр «Престо», 1995.
3. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Музыка»,
1989.
4. Иванников Т. П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2007.
5. Козлов М. К. Рабочая тетрадь гитариста. СПб.: «Композитор-Санкт-
Петербург», 2009.
6. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
7. Михайленко М. П. Методология исполнительского мастерства гитариста. К.:
«Ровно», 2009.
31
8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. М.: Педагогическое
общество России, 2004.
9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для ВУЗов. Книга 1, 2. М.:
ВЛАДОС, 2003.
10. Прасолова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей
дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
11. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.
Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических
ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. М.: Теревинф, 2000.
2. Великие композиторы. Комплект журналов, каждый выпуск которого
посвящён одному композитору и снабжён компакт-диском с записью его
наиболее известных сочинений. De Agostini UK Ltd. Юнивест-Маркетинг,
Киев, Украина, 2006.
3. Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. М.: Росмэн, 2004.
4. Истомин С. В. Я познаю мир. Музыка: детская энциклопедия. М.: АСТ,
Астрель, Люкс, 2005.
5. Кошлина И. Музыкальный букварь. М.: ЭКСМО, 2002.
6. Михеева Л. В. Словарь юного музыканта. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
7. Сергеев В. Д. Где живут ноты. М.: «Горизонт», 1991.
8. Собрание лучших сказок мира. Комплект книг, каждая из которого снабжена
компакт-диском, где эти сказки звучат в музыкальном оформлении. М.: Мой
мир ГмбX & Ко. КГ, 2004-2005.
9. Тэтчелл Д. Детская музыкальная энциклопедия. М.: Астрель, АСТ, 2003.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Презентация "Романсы и песни на стихи русских поэтов первой половины XX века"
- Конспект урока "Праздники и обычаи народов Ямала Ненецкие народные праздники" 5 класс
- Технологическая карта урока "Музыка в цирке" 1 класс
- Тест "Иисус Христос - суперзвезда"
- Конспект урока "Путешествие в музыкальный зоопарк" 1 класс
- Конспект "Возрождение русской песни" 7 класс