Виртуальная экскурсия "О, Русь моя!" (конспект внеклассного мероприятия по ритмике)

В
В
и
и
р
р
т
т
у
у
а
а
л
л
ь
ь
н
н
а
а
я
я
э
э
к
к
с
с
к
к
у
у
р
р
с
с
и
и
я
я
«
«
О
О
,
,
Р
Р
у
у
с
с
ь
ь
м
м
о
о
я
я
!
!
»
»
(конспект внеклассного мероприятия по ритмике)
Методический комментарий
Данное мероприятие направлено на изучение русского народного
танца. Главной его особенностью является то, что члены объединения
знакомятся не только с движениями, характерными для русского танца, но и
узнают о возникновении танца на Руси.
О
О
б
б
о
о
р
р
у
у
д
д
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
е
е
и
и
м
м
а
а
т
т
е
е
р
р
и
и
а
а
л
л
ы
ы
д
д
л
л
я
я
м
м
е
е
р
р
о
о
п
п
р
р
и
и
я
я
т
т
и
и
я
я
:
:
костюмы скоморохов,
маски животных, деревянные ложки, музыкальный центр, DVD-плеер, диски.
М
М
у
у
з
з
ы
ы
к
к
а
а
л
л
ь
ь
н
н
ы
ы
й
й
м
м
а
а
т
т
е
е
р
р
и
и
а
а
л
л
(на дисках): А. Жилин. «Экосезы», №1 и №2, Ан.
Александров. « Дуда », А. Гречанинов. « На гармонике », «Деревенский
наигрыш »- русский танец, отрывок из оперы « Царская невеста » Н.
Римский-Корсаков, Дарондо «Танец».
В
В
р
р
е
е
м
м
я
я
р
р
е
е
а
а
л
л
и
и
з
з
а
а
ц
ц
и
и
и
и
м
м
е
е
р
р
о
о
п
п
р
р
и
и
я
я
т
т
и
и
я
я
:
:
45 минут
Ц
Ц
е
е
л
л
ь
ь
:
:
формирование познавательного интереса к творчеству талантливых и
героических предков, раскрытие художественно творческих, музыкально
двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности.
З
З
а
а
д
д
а
а
ч
ч
и
и
Образовательные:
познакомить с возникновением танца на Руси;
изучить основные приёмы движений русского народного танца;
изучить танец «Московская кадриль».
Развивающие:
раскрыть потенциальные возможности членов объединения;
совершенствовать двигательную моторику;
развивать музыкальные способности.
Ход мероприятия
1огружение в тему.
Ведущий 1: Наше мероприятие мы посвящаем изучению русского народного
танца. Каждый народ, имеет свои, только ему присущие танцы, в которых
отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев
своего народа должно стать для вас такой же потребностью, как и изучение
родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы
национального характера. Многие движения русского народного танца лежат
и в основе современных танцев, таких как Брейк-данс и Хип-хоп. Знания
основ русского народного танца помогут нам и в освоении движений
современных танцевальных направлений.
На фоне музыкального отрывка из оперы «Царская невеста»
Соломатина Елена Владимировна читает стихотворение С. Есенина.
На лазоревые ткани
Пролил пальцы багрянец.
В тёмной роще, по поляне,
Плачет смехом бубенец.
Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.
По дороге лихо, бойко,
Развевая пенный пот,
Скачет бешеная тройка
На посёлок в хоровод.
Смотрят девушки лукаво
На красавца сквозь плетень.
Парень бравый, кучерявый
Ломит шапку набекрень.
Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят.
Позолоченные бляхи
С бубенцами говорят.
Ведущий 2: «Моя родина Россия». У каждого россиянина, кто слышит эти
слова, возникает перед глазами тот уголок земли, где он родился: речка,
нежившая его в своих волнах; берёзы, убаюкивающие шелестом своей
струящейся листвы, безбрежное золотое поле, с пылающим на горизонте
закатом; родительский дом с приветливо зовущими окнами. Сегодня мы
познакомимся с творчеством наших прародителей, людьми, которые открыли
для нас необыкновенный мир русского танца, для этого нам нужно
отправиться в древнюю Русь.
На фоне музыки Ан. Александрова «Дуда» появляются скоморохи
Скоморох выстукивает ритм музыки деревянными ложками, а его друг
танцует, лихо, подбоченившись, выделывая ногами дробь. Музыкант
подбадривает плясуна: «Пляши брат детинка, надулась моя волынка.
Разгибай только свои ножки: видишь, пищат трубы, яко кошки. Возымей ту
ухватку, хвати, брат вприсядку».
Ведущий 2: Древнейшая русская летопись упоминает о скоморохах,
участниках княжеской потехи. Скоморошье искусство было чрезвычайно
разнообразно. Они играли на музыкальных инструментах, пели, плясали,
исполняли драматизированные сценки и акробатические номера. До
середины 12 века скоморохи являлись единственными представителями
театрального искусства в России. На одной из внутренних стен Софийского
собора в Киеве, относящемся к 11 веку, на фреске изображены сцены охоты в
исполнении скоморохов, ряженных в звериные маски. Танец исполняется
медленно и серьёзно, как богослужение, но постепенно переходит на
характер развлекательной игры.
2. Изучение танца «Бычок». Работа в парах.
(Все встают в круг, в центре которого скоморохи в масках животных. Круг
неторопливо двигается по линии танца, а скоморохи, танцуя,присматривают
себе пару, выбрав понравившегося, приглашают на танец. Исполнив весёлый,
импровизационный танец скоморохи передают маску своей паре и встают в
общий круг, всё повторяется сначала, но с новыми скоморохами).
3зучение танца «Московская кадриль»
Ведущий 1: Скоморохи часто одевались в шутовские одежды, костюмы,
маски.
Скоморохи исполняют танец «Коза и медведь»
(Коза приплясывает, щёлкая деревянными ложками: медведь с козою
прохлаждаются, на музыке своей забавляются, и медведь шляпу вздел, да в
дудку играл, а коза слева в сарафане синем с рожками и колокольчиками
скачет и вприсядку пляшет)
Ведущий 2: Иногда мужчины рядились женщинами, и наоборот, разыгрывая
озорные мимические и танцевальные сценки. Вот и мы с вами сейчас
разделимся на две группы. Группа №1наденет платочки и сочинит
небольшой этюд «Девичий перепляс», а группа №2наденет мужские
косоворотки и сочинит свой этюд на тему «Лучший парень на деревне».
А наши дорогие скоморохи оценят вашу творческую работу и лучшим
подарят на память «волшебные колокольчики», если вам когда-нибудь станет
грустно, позвоните и они вам помогут.
Звучат «Экосезы» №1 и 2 А. Жилин
4. Самостоятельная работа по группам
Ведущий 1: Танцовщиц, состоявших в скоморошьих труппах, называли
плясицами. Обычно они были жёнами скоморохов, и в труппы, скитавшихся
по Руси, входили сплошь и рядом целые семьи. Об этом свидетельствует
пословица: «Скоморошья жена всегда весела», а также старинная песня, где
поётся:
Сватался за вдовушку с Москвы скоморох
Сказывая житьё – бытьё: волынка да гудок
Думаю подумаю, пойду за него
Сыта ль, не сыта всегда весела,
Пьяна ль, не пьяна ль всегда во пиру.
Чья су такова? Скоморохова жена.
Просмотр на DVD-плеере танца «Скоморохи» в исполнении народного
ансамбля танца Игоря Моисеева
Ведущий 2: Скоморохи были замечательными мастерами своего дела.
Недаром говориться в пословице: «Не учи плясать, я и сам скоморох».
Основу скоморошьей пляски составляли присядки, дроби и другие движения
русской пляски. Полюбили скоморохов и при дворе московских царей. Так,
в «Потешной палате» царя Михаила Романовича состоял канатный плясун
Иван Ладыгин. В 1629 году он обучал танцам пятерых своих учеников и
получал за это государево жалование. Иван Ладыгин первый известный
учитель танцев в истории России. А сейчас я хочу предложить вам выступить
в роли учителя танцев.
Самостоятельная работа членов объединения
(Игра-танец. Все встают в круг и под музыку передают платочек, на ком
остановится мелодия и является учителем танцев, который встает в центр
круга и показывает знакомые русские народные движения, а все остальные
повторяют за новым учителем. Игра танец повторяется несколько раз.)
Ведущий 1: Скоморохи выступали по праздникам на городских площадях,
на сельских улицах, в поле среди народа. Часто в их песнях звучало
недовольство народа и насмешки над боярами и попами. Оттого скоморохи
становились народными героями. И за это с середины 17 века они были
причислены к дурному сословию людей. Их стали повсюду изгонять.
Скоморохи исчезли, но их искусство живёт, и будет жить вечно.
Танец «Пчёлочка златая»
На фоне колокольного звона звучат слова ведущего
Ведущий 2: О, Русь моя! Сложны твои пути. Но у великого народа может
быть только великое будущее, вдохновлённое и счастливое. Народ наш
духовно растёт, строит настоящее, помнит и любит своё прошлое, мечтает о
будущем. Будь во веки крепка и прекрасна о, Русская земля!
5. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Участники мероприятия высказывают свое мнение, подводят общий итог.
Что на мероприятие было главным?
Что вас заинтересовало?
Что нового вы открыли для себя?
Какие задания оказались наиболее интересными? Почему?
Методическая литература
1. В. Пасютская «Волшебный мир танца» Москва. «Просвещение» 1985г.
2. С. Руднева, Э Фиш «Музыкальное движение» Москва. «Просвещение»
1972г.
3. Т.В. Пуртнова, А.Н. Беликова, О. В. Кветная «Учите детей танцевать»
Москва. «Владос» 2004г.